Каждый И.с. характеризуется наличием цели своей деятельности, конкретными
функциями, обеспечивающими достижение такой цели, набором соц. статусов и
ролей, типичных для данного ин-та. И.с. обеспечивают возможность членам общ-ва,
соц. групп удовлетворять свои потребности, стабилизируют соц. отношения, вносят
согласованность, интегрированность в действия членов об-ва. Социология
интересуется в первую очередь деятельностью главных И.с., связанных с реализацией основополагающих
потребностей об-ва (ин-ты семьи и образования),
обеспечения материальной жизнедеятельности (ин-т
экономики), интеграцией соц. групп и коллективов (политич.
и государственно-правовые ин-ты), поддержанием и сохранением духовных ценностей
(ин-ты культуры) и др. Понятию И.с. отводится центральное место в
системно-структурном анализе соц. явлений, оно подразумевает возможность
обобщения абстрагированных из многообразных
действий людей наиболее существенных типов деятельности и соц. отношений путем
соотнесения их с фундаментальными целями и потребностями соц. системы. В этом
смысле И.с. может быть определен как ведущий компонент соц. структуры об-ва,
интегрирующий и координирующий множество индивидуальных действий людей, упорядочивающий
соц. отношения в отдельных сферах обществ, жизни.
Институциональный анализ призван выявить роль и место различи. И.с. в совокупной системе обществ, отношений, устанавливая соответствие выполняемых
ими функций потребностям и целям обществ, системы
в целом, а также определяя взаимосвязи, существующие между И.с. Анализ
внешних функций И.с. с т.зр. соц. целого должен
быть дополнен изучением его внутренней структуры (присущих ему видов деятельности, соц. ролей и статусов), что дает
возможность установить отклонения, дисфункции в деятельности И.с.
Институциональный анализ имеет большое значение в соц. планировании для
разработки практич. рекомендаций по оптимизации
деятельности различных сфер обществ. жизни, соц. организаций и учреждений.
ОБЩЕСТВО И СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ
1. Вводные замечания
Социологическое знание, рассмотренное в предыдущих главах, можно
расположить на трех уровнях.
Проблемы социализации личности, социального деиствия, социального
взаимодействия и социализации, а также малой группы касаются микроуровня и
размещаются на самом нижнем этаже.
Этажом выше — на промежуточном уровне — расположены культура, состоящая
из совокупности норм, обычаев и традиций, и социальная структура,
первоисточниками которой служат социальные статусы и роли. Здесь же находится
механизм социального контроля, включающий нормы и санкции.
А на самом верхнем этаже — на макроуровне — нам предстоит рассмотреть
строение общества в целом. Большие социальные группы, социальная стратификация
и социальная мобильность характеризуют именно его. Однако картина останется
неполной без такого крупного блока, каковым являются социальные институты — те
самые столпы, на котором покоится любое общество, благодаря которым оно
выживает и функционирует. Институты — базисный механизм регулирования общества.
Именно социальные институты выводят нас на пони мание сущности
человеческого общества, его составных элементов, признаков и стадий эволюции.
Поскольку общество понимают в двух значениях — узком и широком, то неизбежен
переход от отдельно взятого общества, рассматриваемого в единстве его
территориальных границ (страна) и политического устройства (государство), к
мировому сообществу, или мировой системе, подразумевающей все
ОБЩЕСТВО И СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ
человечество как сущностное целое. Понятия «гражданское общество»,
«цивилизация», «историческая динамика неравенства и бедности» тесно связаны с
обоими значениями общества. Таким образом, вначале мы рассмотрим весь спектр
макросоциологических понятий: общество, страна, государство, цивилизация,
мировая система, а также их разновидности и динамику.
2. Социальные институты
Термин «институт» имеет множество значений. В европейские языки он
пришел из латинского— установление, устройство. Со времени он приобрел два
значения — узкое техническое (название специализированных научных и учебных
заведений) и широкое социальное: совокупность норм права по определенному
кругу общественных отношений, например, институт брака, институт наследования.
Социологи, позаимствовавшие это понятие у правоведов, наделили его новым содержанием.
Хотя, несомненно, стержень — совокупность норм, регулирующих определенную сферу
общественных отношений, — остался прежним. Но добавились новые, сугубо
социологические детали. Они углубили наше понимание социальных институтов как
столпов, на которых покоится общество.
В социологии принято такое определение: социальные институты —
относительно стабильные и интегрированные совокупности символов, верований,
ценностей, норм, ролей и статусов, которые управляют целыми сферами социальной
жизни: семья, религия, образование, экономика, управление.
Но начнем мы наш анализ издалека. Известно, что животное
приспосабливается к среде посредством инстинктов — мощных инструментов
выживания, выкованных многомиллионной эволюцией. Они помогают ему бороться за
существование и удовлетворять важнейшие жизненные потребности. А как быть
человеку? Ведь он растерял почти все свои инстинкты, а оставшиеся не очень-то
помогают выжить в опасном и постоянно меняющемся окружении. Такова социальная
среда — система условных значений, норм, статусов, правил, традиций.
ОБЩЕСТВО И СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ
Роль инстинктов в человеческом обществе выполню к) 1 социальные институты
— мощные инструменты, вы ко ванные тысячелетней культурной эволюцией. Они тоже
помогают бороться за существование и успешно выживать Но не отдельному
индивиду, а всему сообществу. Их прел назначение — удовлетворять важнейшие
жизненные потребности коллектива. Каждый наделен ими в избытке, к тому же у
каждого — индивидуальная комбинация потребностей. Если можно так выразиться,
индивидуальный стиль, Но фундаментальных, важных для всех, не так уже и миого.
Их всего пять, но ровно пять и основных социальных институтов: • потребности в
воспроизводстве рода (институт семьи И
БРАКА),
—
потребности в безопасности и социальном порядке (политические институты, государство),
—
потребности в добывании средств существования
(ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ИНСТИТУТЫ, производство),
—
потребности в передаче знаний, социализации подрастающего
поколения, подготовке кадров (институты
образования в широком смысле, т. е. включая науку и культуру),
—
потребности в решении духовных проблем, смысла
ЖИЗНИ (ИНСТИТУТ РЕЛИГИИ).
Одним из первых дал развернутое представление о социальных институтах
Торстейн Веблен. Хотя его книга «Теория праздного класса» [1] появилась в 1899
г., многие ее положения не устарели до сих пор. Эволюция общества -это процесс
естественного отбора социальных институтов. По своей природе они представляют
привычные способы реагирования на стимулы, которые создаются внешними
изменениями [1, с.200 — 201]. В самом деле, на заре истории в человеческом
стаде господствовал промискуитет — беспорядочные половые отношения. Он
грозил человеческому роду генетическим вырождением. Постепенно их стали
ограничивать запретами. Первый запрет — запрет кровосмешения Он
запрещал половые отношения между кровными родствен Никами, скажем, матерью и
сыном, братом и сестрой. По существу таков первый и важнейший в истории вид
социальных норм. Позже появились и другие нормы. Человечество училось выживать
и приспосабливаться к жизни, организуя отношения при помощи норм. Так у людей
зародился, может быть, самый ранний социальный институт — институт семьи и
брака.
Сделаем вывод: социальный институт — приспособитель-ное устройство
общества, созданное для удовлетворения его важнейших потребностей и
регулируемое сводом социальных норм.
Передаваясь из поколения в поколение, нормы семейного и брачного
поведения, как и другие институциональные нормы, становились коллективной
привычкой, обычаем, традицией. Они направляли образ жизни и образ мышления
людей в определенное русло. Злоумышленников (на языке социологии — девиантов)
ожидало суровое наказание (санкции). Понятно теперь, почему родоначальник
институцио-нализма Т. Веблен и его последователь У. Гамильтон определяли
социальный институт как совокупность общественных обычаев, воплощение
определенных привычек поведения, образ мысли и образ жизни, передаваемых из
поколения в поколение, меняющихся в зависимости от обстоятельств и служащих
орудием приспособления к ним [1, с.6, 31, 203]. Собственно говоря, так понимают
термины «институция» (установление, обычай, порядок, принятый в обществе)
«институт» (закрепление обычаев и порядков в виде закона или учреждения)
юристы.
Отсюда и слово «институционализация». обозначающее закрепление практики
или области общественных отношений в виде закона или социальной нормы,
принятого порядка.
Так, институционализация какой-либо науки, скажем социологии,
предполагает издание государственных стандартов и постановлений, создание
исследовательских институтов, бюро, служб и лабораторий, открытие при
университетах, колледжах и школах соответствующих факультетов, отделений,
кафедр и курсов подготовки профессиональных специалистов, издание журналов,
монографий и учебников и т. д.
3. Функционирования институтов
Основные институты есть в каждом обществе — от самого примитивного до
самого современного. Иначе это не общество. Мы уже говорили о том, что их
предназначение — удовлетворение фундаментальных потребностей. Если происходит
сбой в их функционировании — беда для всего общества. К концу 60-х годов СССР
готовил специалистов с высшим образованием на душу населения больше, чем
любая страна мира. Уровень подготовки и система образования были, возможно,
самыми высокими на планете. В сенате США дискутировался вопрос о вызове, брошенном
миру советской системой образования. Американцы срочно разработали систему
практических мероприятий для того, что бы догнать и перегнать нас.
Шли годы. И сегодня наши школьники и студенты одни из самых образованных.
Но в целом система образования в период с 70-х по 90-е годы изменялась слишком
медленно. Образовался серьезный разрыв между теоретической подготовкой и
практическими навыками студентов. Производство явно недоиспользовало
выпускников: на предприятиях с передовой технологией вузовских знаний не
хватало, а там, где трудились на устаревшем оборудовании, знаний было излишне
много. А тут грянула перестройка конца 80-х, общество повернуло к рыночным
отношениям. Появился новый недостаток: марксистское обществоведение не могло
вооружить молодежь знаниями в области рыночной экономики, менеджмента, современной
социологии, психологии и философии. Пришлось срочно перестраивать учебные
планы, перенимать западные технологии обучения. Народное хозяйство недополучило
сотни тысяч грамотных специалистов, знающих современную науку. Экономический
ущерб колоссальный. К нему надо добавить ущерб социальный и нравственный. Ведь
поколение людей, воспитанных на старых традициях, занимает ключевые позиции в
обществе, следовательно, направляет страну не всегда так, как требуют
обстоятельства. Урон же от неправильной внешней и внутренней политики,
непродуманных государственных решений вообще не поддается исчислению.
ОБЩЕСТВО И СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ
Сделаем вывод: нормальное функционирование социальных институтов — благо
для общества, а неправильное — колоссальное зло.
Мы можем убедиться, что понятие «социальный институт» не абстракция. Оно
обозначает реальную совокупность людей, которые трудятся в данной сфере, а
также систему конкретных законов, управленческих решений и практических мероприятий.
Это вполне зримые объекты — здания, мосты, заводы, персонал, жилые квартиры,
оборудование, в которых материализуется функционирование данного института. К
примеру, государственная поддержка института семьи выражается в денежных
пособиях, строительстве детсадов, школ, больниц и т. п.
Социальный институт, кроме всего прочего, еще и гигантская социальная
система, охватывающая совокупность статусов и ролей, социальных норм и санкций,
социальных организаций (предприятий, университетов, фирм, агентств, колхозов и
т. п.), которые опираются на персонал, аппарат управления и особые процедуры,
или практики.
Институты — постоянно развивающиеся системы. Институт семьи прошел такие
этапы, как групповой брак, полигамия и моногамия. На смену расширенной семье
пришла нуклеарная, в которой всего два поколения: родители и дети. Исторически
изменялись роли мужа и жены, обряд бракосочетания, методы воспитания детей и
многое другое. Колоссальную эволюцию претерпела сфера производства: охота и
собирательство, огородничество, пастушество, земледелие, ремесленные
мастерские, мануфактура, машинное производство, безлюдные цехи. То же самое
можно сказать о политических институтах, религии, образовании.
4. Типология и функции институтов
Таковы фундаментальные институты. Внутри них скрываются более мелкие
образования. Их тоже называют институтами, но только неглавными, неосновными.
Что они собой представляют? Дело в том, что у каждого главного института свои
системы наработанных практик, методов, приемов, процедур. Так, экономические
институты не могут обойтись без таких механизмов и практик, как конвертация
валюты, защита частной собственности, профессиональный подбор, расстановка и
оценка труда работников, маркетинг, рынок.
Функции
и структурные элементы основных институтов общества
|