рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~

Меню
Поиск



бесплатно рефераты Лекции по философии (Кандидатский 2004г.)

Высшие ценности человеческого бытия заданы религиозно мифологическим мировоззрением.


ВОПРОС 14

Распадается на 2 периода: век бронзы и век железа.

·Это связано с социально-экономическими условиями, которые напрямую выходили на философское обоснование бытия.

·Вторая особенность древнекитайской философии - древнекитайские государства представляли из себя иерархическую деспотию, которая исключает творчество как особый социальный институт.

В связи с этим все религиозные действия осуществлялись царьками, чиновниками, главами влиятельных семей. И это не могло не сказаться на формировании мировоззрения и предфилософской литературе.

Предфилософская литература в Древнем Китае  приоритет отдает «культу предка». Живые всей своей жизнью отчитывались перед ними. Фактически в этом был заложен прагматизм бытия и древнекитайская философия в связи с этим ослабила мифологические взгляды и подходы к окружающей реальности и к самому человеку.

Предфилософские произведения  Древнего Китая, как и «Книга несен», «Книга перемен», «Книга обрядов» в центр ставит рассуждение  о проблеме зла. Делаются попытки искоренения его в первооснове. «Книга историй» фактически являлась базой материалистического восприятия мира. В ней определено 5 начал мира: вода, огонь, дерево, металл, земля.

«Книга перемен»  - и Дзын отражают противоречие между природой и человеческим, которое двоично по происхождению - Янь и Инь.

Фактически здесь начинают формироваться естественно научные знания об окружающем мире на мистической основе.

При переходе Китая от рабовладельческой стадии развития к феодальному строю, обозначились ряд философских направлений, которые были использованы конкретными социальными общностями и группами.

Среди философских направлений этого времени наиболее распространены были:

·школа служивых людей (конфуцианство)

·монизм

·даонизм

·школа законников

·школа имен

·натурфилософия

Все эти школы не были едины и распадались в свою очередь на ряд течений, которые вели борьбу между собой. Наиболее значимой и глубокой философской концепцией считается учение Конфуция.

Он в своей реальной жизни испытал многие профессии и только в 50 лет создал свою философскую школу.

Его ученики продолжали учение Конфуция, оформились в течение Лунь-Юнь.

По Конфуцию - нечто - это высшая сила, которая контролирует на земле справедливость и порядок. По воли неба существует социальное неравенство, бедность, пороки.

Небу отводят роль судьбы, рока, доа.

От духа (доа) надо держаться по дальше, служить живым и оправдывать свое назначение на земле.

Учитывая противоречие между людьми и в их социальных связях, Конфуций в поле зрения своего философского учения поставил воспитание и взаимоотношение людей.

В связи с тем, что за все его годы деятельности не удалось реализовать свою концепцию формирования личности, идеал он рассматривает как взгляд в прошлое, а не в будущее. Поэтому в социальной философии он предпочтение отдает  отдельным сторонам жизни рабовладельческого общества и критикует на этой основе феодальные отношения.

Этика, по мнению Конфуция, категория которой он выражает понятие Жень человеколюбива, почитает родителей уважает старших, наполнена любовью к детям и заботой о людях.

Конфуций впервые сформулировал принцип  Жень - не делай людям того чего не желаешь себе (на восприятие его взял Кант).

Разрабатывая принципы этики Конфуций уделил особое внимание благородству людей, на эту мысль его натолкнули социальные отношения в обществе.

Свою позицию он выразил, характеризуя благородного мужа, который должен бояться трех вещей: воли неба, великих людей, слоя совершенно мудрых.

Конфуций пришел к мысли о необходимости соединения в деятельности каждого человека: знаний и действий.

Ученики Конфуция продолжали разрабатывать его этику, усиливая ее философскую сторону.

Одно из направлений Конфуцианства - Лао-Дзынь, это основная школа даусов. По их мнению мировоззрение человека - это коренная причина сущного, как вечного, высшего, духовного существа.

Человеческие души вносят изменение, эмоции в это сущее. Лао-Дзынь проповедовал метод «психоз», верование, что душа не запятнанная грехами  возвращается к своему первоначальному божеству. Развивая свой философский взгляд на мир Лао-Дзынь утверждал, что все предметы составляют единое целое и созданы из бытия и небытия. Причем бытие - это сущность вещей и предметов. Небытие - пустота.

Этическую концепцию Конфуций довел до уровня смирения. Вот почему сегодня даосизм является философской основой суеверий и волшебства.

Другим не менее значительным направлением в Древнекитайской философии является школа законников.

Отрицая иные способы воздействия на людей, они приоритет отдали правовому принуждению. Всем нравственно эстетическим качествам личности они предпочли страх. Такой подход предопределил понимание общественных процессов  и социального управления. Тем не менее обосновывая теорию различных возможностей в социальном управлении, школа законников рассматривала государственные должности, как механизм замещения руководителей по способностям и по знатности.

Если говорить в общем, то мы должны отметить, что в древнекитайской философии обнаруживается достаточно большое влияние антиципаций (предвосхищение событий философией).

В основе своей древнекитайская философия идеальна. Говоря о человеке с одной стороны философы этого мира утверждали, что он ничто и ничего не зависит от его деятельности.

Другое направление наоборот утверждает, что человек творец своей судьбы и все зависит от него.



ВОПРОС 15. Социально-культурные предпосылки и источники античной философии: этапы, направления, основные проблемы. Особенности ее отражения в последующих философских воззрениях.

Античная философия развивается на протяжении 12 -13 веков, с 7 века до нашей эры по 6 век до нашей эры. В связи с тем, что она многоаспектна и неоднородна, ученые разделили этот период на 5 этапов:

1. натуралистический период

 В центр становятся проблемы природы (физика) и космоса - досократовский период.(пифагорейцы, милетцы и т.д.)

2.    гуманистический период

 Человек с его этическими проблемами (Сократ, Софисты).

3.    классический

 с философскими системами (Платон, Аристотель).

4.    эллинистических школ, которые занимались моральным обустройством людей и общества (скептики, эпикурейцы).

5.    неоплатонизм - универсальная система, доведенная до представления о едином благе.

Проблемы в любом периоде упирались в космос, этику, логику, этому способствовали развивающиеся науки.

Физика - философское учение о природе.

Этика - философское учение о человеке.

Логика - учение о слове и понятиях.

Эти 3 части наиболее зримо выступают в философии античности. Характерными чертами античной философии являются:

·она цельна, слитна, нерасчленина и проблему ее составляют основу для последующих философских учений.

· космоцентрична - охватывает весь космос и одновременно мир человека. Все категории философии универсальны: добро, время, пространство.

· не смотря на то, что все воззрения ученых в этот период связаны с космосом, чувственным и постигаемым, в тоже время она не теоцентрична, т.е. не ставит представление о боге на первое место. Хотя часто космос считается абсолютным божеством, но он не связан с личностным (нет Христа, Будды). Она пантеистична, т.е. множество богов.

·античная философия многое достигла в разработке понятийного аппарата (концепция идей Платона, у стоиков - понятие смысла слова. Эта философия не знает философских законов. Логика - это логика общих имен и понятий.

· этика античности - это этика добродетелей, а не этика долга и ценностей. Поэтому человек наделялся добродетелями и пороками. В этом античная философия достигла высот.

· античные философы умеют найти ответы на координальные вопросы бытия. Их философия функциональна, она помогает людям в жизни. Современные ученые чтят этику Платона и логику Аристотеля, обращаются к ним для решения современных проблем.



ВОПРОС 16. Учение о бытии и мире в античной философии (милетская школа, «пифагорейский союз», Гераклит, элейская школа).

Интерес к ней проявился в связи с тем, что она формировалась в поэмах Гомера и Гилеода. Была связана с политическими свободами городов, государств. Она формировалась как самостоятельное культурное образование.

Одной из древнейших философских школ древней Греции считается Милетская школа. Ее представители Фалес, Анаксимен, Анаксимандр и другие пытались решить из чего создан мир.

Анаксимен первоосновой считал воздух.

Анаксимандр - анейрон, Фалес - воду.

Вещи возникают в результате тех превращений, которые происходят с первоосновой.

В основу всего они берут субстанцию, которая есть то, что не нуждается для своего объяснения в чем либо другом.

Анаксимен первоосновой считал воздух. Анаксимандр - анейрон, Фалес - воду. Это и есть субстанции. Если внимательно посмотреть, то структурировать первооснову мира пытались и в древнекитайском, и в древнеиндийском мире.

Субстанция Анаксимандра - анейрон (беспредельный) - является сегодня исследуемой в теоретической физике.

Школа Пифагора.

Пифагор субстанцией считает число. В связях чисел пифагорейцы видели свойства и отношения, присущие гармоническим сочетаниям.

При оценке философской значимости трудов пифагорейцев мы должны подчеркнуть проницательность с точки зрения обращения и феномену чисел.

Оперируя числами они дошли до законов науки (количественные отношения, степень числа). Поиски пифагорейцев были устремлены к тому, чтобы достичь красивой количественной согласованности, т.е. их философский интерес был сосредоточен на обнаружении законов чисел.

Гераклит из Эфеса и Парменид, Зенон из Эллин  независимо сформулировали взаимодействие процессов и явлений в социальном мире.

Гераклит считает, что миром правит логос - это некое проявление закономерности, которую Гераклит представлял как связь событий и фактов. Обнаружив это Гераклит пришел к мысли, что все в мире состоит из противоположности, все проходит через противоборство, в борьбе обнаруживается внутреннее тождество. Гераклиту принадлежит известное изречение: «Нельзя в одну воду войти дважды». С одной стороны он обнаруживает таким способом взаимосвязь и относительность, с другой стороны он смысл заменяет понятием (жизнь одних, есть смерть других).

Гераклит мир рассматривает как огонь, а он образ вечного движения и изменения.

Парменид и его ученик Зенон анализируя события и факты всегда стремились сделать «сумасшедшие выводы». Уделяя внимание множественности они придумывали парадоксы, которые вызывали затруднения у других. Они утверждали, что используя чувственные впечатления нельзя помыслить множественность. Если вещи конечны, то между двумя конечными вещами всегда есть третья вещь.

По их мнению множественность как и движение не возможно. Рассуждая таким образом они доходили до отрицания любой идеи рассматривая априоре.

Вывод: Если для Гераклита важно изменение и движение и их истоки в борьбе за противоположности, то элеаты решают проблему интерпретации того, что является движением и изменением. Т.о. они приходят к выводу, что отсутствие не противоречивого объяснения природы движения под сомнением его реальность. Иначе говоря: не отрицая на прямую движение и изменение - эллиаты пытались осмыслить сущностное  содержание этих категорий. Допускали они это в философии, потому что в этот период софисты не задумывались над смыслом категорий, понятий и терминов.

Большое внимание атеистическому взгляду на мир уделяла школа Элеатов, представителем которых являлся Зенон. Свои теории познания они строили на парадоксах и апориях (затруднение, трудно разрешимая задача). Парадокс - это неожиданное высказывание.



ВОПРОС17. Атеизм «младших физиков» в античной философии, учение о бытии.(Эмпедокл, Анаксагор, Левкипп, Демокрит).

Атамисты занялись анализом теории элеатов и отвергли мысль о том, что апории беспредельно делимы. Они предложили, что вещество, пространство, время в принципе нельзя делить  бесконечно, т.к. в основе их находятся неделимые атомы. Движение по их мнению - преодоление определенного расстояния, состоящего из определенного числа замеров. Время состоит из определенного числа своих квантов. Атамисты делают вывод: атомы неизменны, неделимы и однородны. Т.о. они пытались проблему изменения привести к неизменному атому. Наиболее яркой фигурой среди атомистов являлся Демокрит. По его мнению все в природе состоит из атомов и пустоты. Атомы различаются формой, расположением, весом, движутся в разных направлениях. Первичные группировки атомов сосредоточены в земле, воде, воздухе и в огне. Сочетание атомов образует  мир, а коль этих сочетаний множество, то и миров бесконечное множество. Человек по утверждению Демокрита состоит из одних атомов, душа его из других атомов. Т.о. Демокрит преодолел противоположность материи и духа. Установил единую, универсальную природу материи и духа. Отсюда берет начало материалистическое направление в философии как доктрина.

Все явления природы считаются естественными и развиваются по присущим ей законам. Природа вечна, все движется и превращается из одного состояния в другое по причинно следственным связям. Демокрит вскрыл внутренние причины вечного движения материи во времени и пространстве, и признал существование богов, состоящих из вечных конфигураций атомов. Мир не создан богами, а существует вечно, согласно необходимости, которая и сохраняет постоянство мира. Он создан не за счет внешнего источника движения.

Достоинства:

Т.о. древний атомизм - это следствие философских затруднений, методика их разрешения состоит в том, что новые идеи содержали в себе лучшее старых, тем самым старые были отвержены.

Парменид и Элеаты  утверждали о целостности, неизменности и неподвижности бытия, атомисты свели их бытие до атома.

Обнаружив атомарное, элементарное как неизменное и неподдающееся в объяснении.

Развитие вселенной, мира они объясняли механическим движением атома.

Недостатки:

Не смогли дать теоретическое обоснование атомарности. Многие их утверждения, в частности понятие «пустоты», «вакуума» в физике отвергнуты.

До сих пор физики не могут подтвердить наличие атомов времени, хрономов и атомов пространства.

Вместе с тем они доказали, что действие квантовано и его величина измеряется широко известной постоянной планкой «h». Цель познания считается причинно следственное понимание явления.



ВОПРОС 18. Философия Платона: мир идей и мир вещей.

Классической фигурой в философии в этот период явился Платон. В его учении о мире присутствуют мотивы пифагорейцев, элеатов, Гераклита, Сократа. Главное в учении Платона - это теория идей, учение о государстве, этика и гносеология.

Этически рационализм Сократа был продолжен Платоном в разрешении проблемы преодоления разрыва между нормальным сознанием и практическими нравами людей. Высшая нравственная цель - это овладение благом, которая дает очищение и возвышение души и одновременно достижение истины. Сократовская формула - справедливость - есть закон, нашла свое развитие в понимании Платоном государства, где человек должен быть предан своему делу и четко выполнять свои обязанности.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32




Новости
Мои настройки


   бесплатно рефераты  Наверх  бесплатно рефераты  

© 2009 Все права защищены.