рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~

Меню
Поиск



бесплатно рефераты Лекции по философии (Кандидатский 2004г.)

1.      в основу структурирования общества кладется социальный престиж, т.е. изучают общественное мнение о низшем и высшем положении в обществе;

2.      самооценка людей, относительно их социальной роли;

3.      использование таких объективных критериев как, доход, образование, профессия.

Такой подход к анализу социальной структуры общества удовлетворяет западных ученых и теоретиков марксизма, т.к. в основе лежит разделение общественного труда. Западные ученые осуществляют социальную стратификацию по двум факторам:

1.      дифференциация населения в иерархически оформленные группы, т.е. изучают общественное мнение о низшем и высшем положении в обществе;

2.      распределение социокультурных благ и ценностей.

П. Сорокин выделил четыре группы факторов, выступающих объектом социального неравенства:

1.      прав и привилегии;

2.      обязанность и ответственность;

3.      социальное богатство и нужда;

4.      власть и влияние.

Марксистская социальная философия не приняла концепцию Сорокина в связи с тем, что прямо не были указаны основные субъекты общественного развития, считая, что основа неравенства заложена в экономических отношениях. В западной социальной философии тоже не восприняли Сорокина в связи с тем, что в основу они взяли ценностно-нормативные факторы, которые регулируют поведение людей, формы групповой жизни, поведение и мотивацию личности. По их мнению наиболее приемлемой является стратификационная модель Парсонса, который дифференциальными признаками взял:

-                     врожденные свойства людей;

-                     признаки, связанные с исполнением роли;

-                     элементы обладания.

В основе социальной стратификации лежит неравенство в осуществлении социальных возможностей и целеполагания личности. В основе стратификации находится социальный статус, т.е. место индивида в иерархии социальных ролей и, в связи с этим, социальных благ. Статус определяется тремя критериями: престижностью, предпочтительностью, популярностью.

Дж. Ленский назвал стратификацию процессом распределения в обществе ценностей: власть, привилегии, престиж. В социальной стратификации существует феномен статусной инкосистенции, который характеризуется рядом обстоятельств:

1.                 человек с высоким уровнем образования может получать маленькую зарплату;

2.                 люди статусной несовместимости выражают радикальные взгляды в обществе, которые поддерживаются  определенными социальными кругами.

Классовая кристаллизация - когда статус и образование совпадают. Статус создает условия для самореализации личности.

У нас понятие власти  - это способ навязывать свою волю другим людям, вопреки их отношению к этому. На Западе (по Парсонсу) власть - это способ индивида и коллектива актуализировать свои интересы. Муром стратификацию назвал способом и механизмом распределения постов между квалифицированными работниками.

Впервые русское общество было стратифицировано Инкельсоном, который выделил 9 страт (1985 год):

§                    правящая элита;

§                    высший слой интеллигенции;

§                    аристократия рабочего класса;

§                    интеллигенция, в которую включены управленцы среднего звена;

§                    "белые воротнички" - разного рода служащие;

§                     преуспевающие крестьяне из колхозов-миллионеров;

§                    средние и малоквалифицированные рабочие;

§                    средний слой крестьянства;

§                    люди трудовых колоний.

Заславская выделила 79 социальных страт, т.е. каждый профессиональный слой разделила на квалифицированные и малоквалифицированные.

Венгерские ученые предложили проводить социальную стратификацию с введением индексов, куда включаются культурные различия и места проживания людей.



ВОПРОС 61

Говоря об обществе, мы подчеркиваем наличие в нем системообразующего компонента,

Который предопределяет деятельность людей и их взаимодействие. Материальное производство, или производство средств существования, является источниковой базой истории человечества - это его первый исторический акт. В связи с этим мы должны уяснить:

1.                 материальное производство нетождественно общественному производству, в общественное производство входят процесс как производства, так и воспроизводства непосредственной жизни и самого человека, а вместе с этим, и общественных отношений;

2.                 в структуру материального производства входят две взаимоопосредованные системы:

§                    технологический способ производства - это способы взаимодействия людей с предметами и средствами своего труда;

§                    экономический способ производства - это тот общественный способ взаимодействия, который позволяет обществу нормально функционировать в определенный конкретно-исторический период.

Вычленение в материальном производстве технологического и экономического способов производства - вопрос спорный, дискуссионный. Вызвано это тем, что экономический способ производства, как способ производства материальных благ, включает в себя и технологический способ. Экономическая сфера жизни общества изучается многими дисциплинами. Это сегодня так, но исторически подобная концепция формировалась на протяжении двух столетий.

В первой половине 18 века Татищев рассматривал историю страны как историю судеб ее государственного строя. Щербатов, Карамзин, Погодин историю самодержавия рассматривали вместе с историей российского дворянства. Кавелин, Чичерин историю государства анализировали в связи с историей народа. Все три направления отдавали приоритет в изучении государственности, а не экономике.

Впервые роль экономического фактора в истории общества выделили Гиляровский, Рожков.

Начиная с 20-х годов приоритетной стала концепция противоречий между производственными силами, между производственными отношениями в ходе изучения истории. Тем не менее, в этот период историки Покровский (в качестве движущей силы прогресса считал торговый капитал и сферу обмена), Греков, Дружинин (рассматривали экономическую историю России, как самостоятельную в ее цивилизационном прогрессе), не были признаны.

Технико-технологические и экономические отношения взаимопроникают, создавая экономику страны. В 1977г. Каппа обосновал понятие техники как социального феномена. Он делает  вывод: в технике человек материализует свое мышление, опредмечивает его. Отношение к технике как материализму мышления идет с античности. В Древней Греции техника для человека - средство возвышения; в средние века - богохульство; Новое время, эпоха Возрождения и Просвещения - техника рассматривалась как материальная основа желаемого общества. Этот вывод основывается на философских размышлениях Коперника, Ньютона, Бекона.

20-й век технику рассматривает как феномен разрушающий культуру. В последнее десятилетие 20 века НТР характеризуется как гносеологический процесс, определяющий социальные и экономические последствия. В основе технологического оптимизма и пессимизма техника рассматривается как вершина судеб человека, т.е. она возводится в абсолют, как относительно самостоятельный феномен. Отношение общества и техники сегодня рассматривается как отношение любого компонента системы с его частью. Философы рассматривают технику как базис и продукт цивилизации, использование которого зависит от культуры. Речь идет о технических революциях, которые явились толчком  для создания материально-технической базы и, которые  создают конфликты между производственными силами и производственными отношениями в обществе.

В социальной философии выделены две категории:

1.                 экономическая революция - это переворот в экономическом способе производства;

2.                 техническая революция - переход всей социальной системы на более высокую историческую горизонталь, что приводит к смене господствующего технологического способа производства.

С этой точки зрения выделяются четыре способа производства:

1.                 присваивающий;

2.                 аграрно-ремесленный;

3.                 индустриальный;

4.                 информационно-компьютерный.

Каждый из способов производства представляет собой единство материально-технической основы и, соответствующих ей технологических отношений. Средства труда на каждом этапе развития материального производства меняются. Присваивающее хозяйство требует от человека мускульной силы. В аграрно-ремесленный период необходим человек как главная механическая сила. Индустриальное общество характерным типом личности считает мобильность переключения на управление. Информационно-компьютерное общество формирует человека как контролирующий элемент производства. Экономический способ производства имеет две стороны:

§                    производственные силы – это отношение общества к природе и степень овладения ею, включает средства и предметы, орудия труда;

§                    производственные экономические отношения, которые выражают общественные взаимосвязи и взаимодействия людей в процессе производства.

Научно-техническая революция на повестку дня поставила следующую проблему: в информационно-компьютерном обществе непосредственной производственной силой является наука, проникающая в средства, орудия и предметы труда. Это в свою очередь выводит на новый качественный уровень производителей материальных благ. Производственные отношения включают в себя две стороны:

1.                 материальное производство, где есть сферы производства, распределения и обмена:

2.                 сфера непосредственного производства, где есть материальное производство и, одновременно, не решенные социо-культурные проблемы.

Таким образом, производственные отношения есть экономические отношения, складывающиеся между людьми в процессе непосредственного производства и распределения, обмена и потребления. Экономические отношения – это система, системообразующим фактором которой являются отношения собственности на средства производства. Экономические отношения имеют исторический характер. При капитализме есть капиталистическая собственность, собственность крупных землевладельцев, мелкая собственность, коллективные формы различной собственности. Это находит выражение в совокупном общественном прибавочном продукте, за счет которого идет капитализация и развивается общество. Эта теория была положена в основу конкретизации исторически известных типов производственных отношений (первобытно-общинный, рабовладельческий, феодальный, капиталистический). Разработанная Марксом концепция роли и места отношений собственности в обществе признана всеми, но государство, используя тот или иной вид материальных отношений, трансформировало тип производственных отношений, который в философии называется всеобщей формой организации хозяйства.

История знает три формы организации общественного хозяйства:

1.                 натуральная, куда относятся все докапиталистические общественные отношения;

2.                 товарная – собственно капитализм;

3.                 плановая, регулируемая.

В момент расцвета любой из этих форм зарождаются новые формы организации общественного хозяйства, которые, в свою очередь, являются исходными моментами для формирования новых производственных отношений.



ВОПРОС 62

Понятие общественное сознание принадлежит к фундаментальным категориям общественных теорий. Жизнь общества, по сути своей, практическая, но целенаправленность человеческой жизни придают идеи, взгляды, ценности, целевые установки и теоретические концепции. Осознание бытия является основой для изменения жизнедеятельности людей. В социальной философии общественное бытие рассматривается как объективная общественная реальность, своего рода социальная материя. Общественное сознание - это осознание обществом самого себя и общественного бытия. Взаимодействие общественного бытия и общественного сознания является детерминированным основанием, т.е. одно зависит от другого. Общественное сознание отражает реальные противоречия бытия и объективную необходимость его практического преобразования. Таким образом, общественное сознание мы рассматриваем в двух родах отношений: сознание и объективная действительность - это гносеологические характеристики. Сознание и социальные установки, т.е. материальная деятельность, общественная практика - это социально-философская характеристика. В соответствии с марксистской теорией общественное сознание рассматривается  в качестве продукта для определенных общественных отношений, т.е. как необходимый элемент самой связи людей и общества. Иначе, материальное отражается в идеальном, по терминологии Гегеля "свое - другое". В таком случае сознание выступает как идеализированная объективная форма общественного бытия. Человек предстает с одной стороны как идейная сторона субъективного фактора, в которой сосредоточены социальные интересы, с другой стороны, как объективная характеристика истоического прогресса духовной жизни общества. В обществе это раздвоение предстает с точки зрения сознания и духовности:

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32




Новости
Мои настройки


   бесплатно рефераты  Наверх  бесплатно рефераты  

© 2009 Все права защищены.