Диалектическое противоречие в мысли -
это взаимодействие противоположных позиций, точек зрения, взглядов, понятий. В
науке - это антиномии, в жизни - конфликт. В социальной философии существует
два основных подхода к социальному развитию:
1.
эволюционистский;
— стабилизационный принцип,
открытый Парсонсом - гармоническое развитие через интеграцию;
— отсутствие сбалансированности
интересов и цели, которая предполагает развитие через социальную борьбу;
2.
принцип,
открытый Гоббсом - "война всех против всех" как естественное
состояние человечества, не имеющего гражданского общества.
Теорию экономической
детерминированности социальных отношений, классовой предопределенности
общественного сознания, открытую К. Марксом, некоторые рассматривают в качестве
третьего подхода к социальному развитию.
Сегодня большое место в разработке
теории диалектического закона единства и борьбы противоположностей имеет теория
конфликта. Серьезный вклад в ее разработку внес Милле, который исследовал
властвующие элиты в современном западном обществе. Представляя общество в виде
социально-политической и экономической структуры, он доказал, что реальное
влияние на них оказывают небольшие группы политических деятелей, бизнесменов и
военных. Он считает, что лоббирование, насилие, нажим создают почву для войны
всех против всех.
Козер считает потенциальной основой
борьбы за власть конфликт, т.к. идет перераспределение доходов и осуществляется
монополия на духовное лидерство. Это имманентное качество любого общества. Для
стабильности и устойчивости общества необходим баланс конфликтов.
Дариндорф утверждает, что в каждом
обществе есть свои осевые линии социальных конфликтов - это есть механизм
давления одних социальных групп на другие.
Конфликт - это оборотная сторона
интеграции, поэтому он как и интеграция неизбежен. Снять конфликт невозможно,
его надо направить в другое русло с помощью открытости и формализации.
Перечисленные концепции ученых сегодня лежат в основе преодоления социальных
противоречий. Преодоление конфликта - это и есть гармония.
ПРОГРЕСС И
РЕГРЕСС В ОБЩЕСТВЕННОМ РАЗВИТИИ (лат.— движение вперед, возвращение)
— противоположные формы развития об-ва в целом или
отдельных его сторон, означающие соответственно либо поступательное развитие
об-ва по восходящей линии, его расцвет, либо возврат к старым, изжившим себя
формам, застой и деградацию. Критерием общественного П. служит прежде всего
степень развития производительных сил, экономического строя, а также
определяемых им надстроечных институтов, развития и распространения науки и культуры, развития личности, степень возрастания
общественной свободы. В отдельные периоды истории в отдельных странах весьма
существенное значение для характеристики развития об-ва с т. зр. его П. или Р. могут
приобретать в силу своей относительной самостоятельности такие общественные явления, как формы политической
жизни, культура, образование и т. д., хотя они
вторичны, производны и определяются экономическим строем об-ва. Примером общественного
Р., обусловленного политическими факторами, может
служить история стран, где господствовали (или господствуют) фашистские
диктаторские режимы (фашизм). Крайне противоречиво развитие
антагонистических общественно-экономических формаций. Хотя эти формации и
служат в определенные периоды истории ступенью П. об-ва, им всегда присущи
черты Р., к-рые становятся преобладающими в период
упадка данного об-ва. Однако - тогда Р. не может быть всеобщим, поскольку осн.
тенденцией развития всего человеческого об-ва является не Р., а П., выражающийся в
данном случае как в возникновении элементов и предпосылок нового об-ва, так и
в развитии отдельных сторон общественной жизни. Так, напр., если развитие
буржуазного об-ва в эпоху империализма характеризуется в целом явлениями Р., тем не менее при капитализме наблюдается П. мн. отраслей науки и техники, а также ряда др.
общественных явлений. Однако для оценки жизненности данного об-ва, его
способности к П. или Р. важно определение общей тенденции его развития,
помогающее заинтересованным в П. об-ва классам и социальным группам глубже
познать и использовать закономерности общественного развития. В философии и социологии понятия «П.» и «Р.» находят различные
толкования. Мыслители периода прогрессивного развития капитализма (Вико, Гердер,
Гегель и др.) признавали П. и пытались его рационально обосновать. Для
периода упадка капитализма, начавшегося со второй половины 19 в., характерны в осн. два подхода к истории: позитивистский,
основы к-рого заложены Контом,
и историко-культурный (основоположник—рус.
ученый-славянофил Н. Я.
Данилевский: сторонники — Дж.
Тойнби, П. А. Сорокин и др.). Согласно концепции
позитивистов, история должна быть эмпирическим описанием научно установленных
фактов, без проникновения в сущность истории в целом и без попыток понять
явления П. и р. Культурно-историческая концепция считает важнейшим способом
изучения П. и р. в истории исследование отдельных культур или цивилизаций. Человеческую историю она рассматривает
как смену самостоятельных «типов» культур или
цивилизаций, с собственными периодами П. и р. Лишь в совр.
эпоху, согласно Тойнби и Сорокину, благодаря
расширению межкультурных связей (интеркультурные коммуникации) усилилось
взаимовлияние различных культур. Поэтому ГГ. мыслим
теперь как дальнейшая интеграция различных
цивилизаций в направлении единой общечеловеческой культуры. Однако эта
интеграция, с т. зр. Тойнби, должна осуществиться на основе капиталистической
культуры Запада. Некоторые буржуазные психологические
теории пытаются объяснять явления истории субъективными факторами, напр. особенностями
тех или иных «исторических» личностей. Научное объяснение П. и р. дано
марксизмом-ленинизмом. П. как поступательное развитие без рецидивов Р. возможен
только в неантагоннстическом, коммунистическом об-ве.
МОБИЛЬНОСТЬ
СОЦИАЛЬНАЯ (фр. — подвижный) — социологическое понятие, означающее
подвижность социальных групп в общественной структуре. В буржуазной социологии
(Стратификация социальная) М. с. — это перемещение людей из одного слоя
об-ва в др., изменение социального положения. Различают «горизонтальную
социальную мобильность» (т. е. переход людей из одной социальной группы в др.,
расположенную на том же социальном уровне) и «вертикальную социальную
мобильность» (т. е. перемещение лица в др. социальный слой или класс).
Изменчивость, мобильность социальной структуры действительно имеет место. Но
буржуазные социологи извращают ее характер, утверждая, что в капиталистическом
об-ве она осуществляется в направлении смягчения классовых противоречий,
установления социальной однородности. По утверждениям буржуазных социологов,
«вертикальная социальная мобильность» дает возможность человеку из «низов»
продвинуться вверх по социальной лестнице, попасть в ряды «высшего класса»,
стать миллионером. Теория «социальной мобильности» —один из вариантов
реформистской концепции «классового сотрудничества». На деле в буржуазном
об-ве «путь наверх», т. е. изменения в социальном положении отдельных лиц и
семей, является исключением и не меняет положения всего класса в системе производства.
Гл. направление М. с. в буржуазном об-ве — не «вверх», а «вниз», оно отражает
разорение мелкой буржуазии города и деревни, ведет не к смягчению, а к
обострению классовых противоречий капитализма. Иную природу имеет социальная
подвижность в 'условиях социализма. Она связана с постепенной ликвидацией
существенных различий между умственным и физическим трудом, городом и деревней
и представляет закономерную тенденцию развития социальной структуры в
направлении формирования будущей социальной однородности коммунистического
об-ва.
ВОПРОС 65
Предметной
стороной философского размышления является культура. Центральное место в ней
занимает менталитет, сознание, мотивированность действий и ценностные
ориентации личности. социальные философы изучают культуру как социальный
процесс. В данном случае учитываются все изменения, которые происходят под
влиянием человека в природном объекте. Сюда же включается оценочный момент и
соотношение его с понятием цивилизация.
Тойнби и
Сорокин рассматривают цивилизацию как ступень в развитии культуры отдельных
народов.
Энгельс и
Морган, как конкретный этап общественного развития. Ясперс, как ценность всех
культур. Шпенглер, как конечный момент в развитии культуры того, или иного
народа.
Бердяев,
булгаков рассматриваю цивилизацию как высокий уровень деятельности человека.
Представление о цивилизации как о высшем проявлении духовной сущности человека
существует в наши дни.
В
социальной философии различаются узкий и широкий аспект в феномене культура. В
узком - это система коллективных, осознанных смыслов (ценности, убеждения,
знания, категории добра и зла, ценностные отношения), которые проявляются в
ценностных установках. Осознание ценностной установки включает осознание
мотивов деятельности, самооценку, которые в своей совокупности дают
определенный идеал, где есть черты, связанные с общественной практикой и
личностно доминирующие (социальные нормы, обряды, обычаи, традиции). Это
передается по наследству, изучается, осваивается. В широком аспекте культура -
это специфический, генетически ненаследуемый феномен, который формируется в
ходе взаимодействия людей со средой существования, сохраняется и развивается
для поддержания определенных структур коллективной деятельности и общения.
Культура
включает результаты материального и духовного производства и истолковывается
как "вторая природа". В ней есть природное и сотворенное человеком,
определяемое социальными отношениями и обществом в целом. Культура - это способ
и мера овладения социальным миром, как форма детерминации и самопроизводства
человека, а также средство реализации основных человеческих ценностей.
Философские
исследования в контексте культуры имеют практическую ориентацию, т.е. постигая
прошлое, настоящее, будущее, формируется новый подход к диалогу социокультур.
Россия
исторически представляет собой уникальный регион, где социокультурные изменения
поисходят наиболее бурно. Группа ученых Карсавин, Трубецкой, Стучинский
считали, что тягостная судьба России связана с мировосприятием россиян, где:
§
базовым фактором является поляризация и противоречивость;
§
издревле повелось у россиян устремляться в пространственность, необъятность,
бесконечность;
§
наша культура построена не на рациональности. В ней присутствует языческая
стихия и аскетическо-монашеское православие.
Эту точку
зрения поддерживают многие ученые на Западе и на Востоке.
В развитии
цивилизации, т.е. социокультуры возникает две проблемы: переход к
постиндустриальному обществу или переход к технологической эре. Эти точки
зрения обосновали Бел, Бжезинский, Тофлер. Они едины в одном - всякий
технологический переворот приводит к изменениям не только в производительных
силах, но и в мышлении, во всем образе жизнедеятельности. Ученые выделяют
постиндустриальную и технологическую эру в связи с тем, что в технологический
процесс вошла информатизация. Это, в свою очередь, предопределяет универсализацию
и глобализацию человеческого взаимодействия.
Таким
образом, к человечеству предъявляются высокие требования, где ценностной
установкой считается информационное обогащение и приобретение нового знания.
Отсюда вытекают новые требования к личности:
§
высокая квалификация;
§
предельная компетенция в своей профессии;
§
социальная ответственность за принимаемые решения;
§
виртуозное владение техникой;
§
учет общечеловеческих и нравственных ценностей.
Эти
факторы рассматриваются не как индивидуальные свойства, а как факторы выживания
цивилизации. Акцент делается не на понятии будущей социокультуры, а на
содержательном смысле бытия человека в ней.
Вопрос 66
Глобализация
общественной жизни в XX в.
Наш век -
это время не только общего роста масштабов человеческих преобразований, но и
время, когда эти преобразования приобретают всеобщий характер, становятся
событиями в жизни всего человечества. Так что XX в. с определенным основанием
можно назвать глобальным веком. Экономической основой этой глобализации
является, конечно, рост масштабов созидательно-предметной деятельности
человека. Всемирность, охват всех континентов и стран, перешагивание границ
государств - это черты современного производства. Точно также рост доступных
транспортных средств, деятельность средств массовых коммуникаций, информации и
т.д. сближают народы, делают каждого практически мгновенно сопричастным к делам
всего мира.
Нельзя в
связи с этим недооценивать и значения достижений космонавтики. Ведь сегодня
космонавты, по сути дела, - представители всего человечества. Одним словом,
жизнь человечества в XX в. становится все более всемирной, ее пространство -
вся наша планета.
Вместе с
тем хотелось бы отметить, что в жизнь человечества глобальность вошла несколько
парадоксальным образом, так сказать, со знаком "минус". Именно в XX
в. мир столкнулся с таким негативным явлением, как мировые войны, именно в
этом веке человечество вплотную подошло к рубежу атомного самоубийства, именно
в это столетие оно столкнулось с угрозой экологического самоуничтожения. Эти
события, эти трагедии человеческого бытия показали людям, что мир землян един.
Наконец, о
глобальности человеческого бытия свидетельствовало всемирное противостояние
капитализма и социализма, охватившее, по сути, весь мир и подчинившее его на
определенном этапе.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32
|