рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~

Меню
Поиск



бесплатно рефераты Лекции по философии (Кандидатский 2004г.)

1.                 как те, так и другие возникают между общественными индивидами;

2.                 межличностные отношения - это персонифицированная форма общественных отношений; как те, так и другие основаны на психике и сознании, которые образуют психику и сознание социальных групп, в конечном итоге психику и сознание социальных систем.

 Многие индивидуальные сознания, объединяясь, создают фундамент развития норм культуры и этики. Это способствует возникновению новых отношений, которые разрушают старые. Общество, как система, никак не исчерпывается социально общим. Представители любых социальных групп имеют много общего, но они отличаются друг от друга.

 


ВОПРОС 54

Социальное - это системный эффект, для которого характерно как общее, так и специфическое. В анализе социальных систем используется два подхода - структурно-компонентный и функциональный. Это вызвано двумя обстоятельствами: первое - развитие общества от эпохи к эпохи менялось и нужно было время, чтобы выработать четкие характеристики и специфические черты, которые отделялись от природы. Ибо в обществе есть как природное, так и социальное, надорганическое; второе - с развитием общества и науки менялись методы его анализа. Например: в17 -18 вв. приоритетным был механико-атомарный подход к исследованию общества. Гегель исследовал общество по трем принципиальным, связанным между собой подходам:

1.                 механизм - природа каждого при взаимодействии остается прежней;

2.                 химизм - природа взаимодействующих объектов качественно меняется;

3.                 организм - объекты характеризуются принадлежностью к единой системе и взаимодействие между ними - необходимое условие их существования.

Мысли Гегеля об органическом типе взаимодействия биологического и социального своим следствием имеют саморазвитие системы.

Системный подход к изучению общества сформировался в середине 19 века (основан К. Марксом). В этот период Маркс анализируя капиталистическое общество сформулировал научную теорию системы развития общества. Идея Маркса заключалась в том, что он аналитически расчленил целое на части. С помощью метода восхождения от абстрактного к конкретному и с учетом логического и исторического в изучении систем он обосновал эволюцию развития цивилизации. Он показал, что общество - это сверхсложная, иерархическая система, имеющая подсистемы, соподчиненность и подчиненность элементов и, одновременно, их автономность. Кроме того, он выделил интегративное качество присущее системе, которое притягивает к себе все другие ее компоненты. Маркс определил человека универсальным компонентом социальных систем. Исходя из этого, он делает вывод: социальная система - это самоуправляемая система. Самоуправление осуществляется путем определенных механизмов, институтов, что и обеспечивает интеграцию.

Каждая система имеет структуру, которая представляет собой целостность, существует несколько подходов к изучению и выделению компонентов социальных систем. Выделение идет с точки зрения субъекта деятельности, способа деятельности, дающего совокупный эффект. Сегодня ученые выделяют четыре таких среза или компонента:

1.                 Субъективно-деятельностный срез. Изучение человека ведется с позиции его нравственности, осознанности общественных процессов, значимости своего труда. В тоже время, в этом срезе акцент делается на объединение индивидов в больших конкретно-исторических ( этнос, социальный класс) и малых групп или группировок.

2.                 Функциональный срез. Позволяет исследовать основные сферы приложения в социально- значимой деятельности (экология, наука, образование).

3.                 Социокультурный срез. Средство и механизмы эффективного функционирования общества как системы. Ведется анализ вне биологических, общественно приобретенных средств и механизмов.

4.                 Социоструктурный срез. Классово-стратификационный анализ, социально-этнический, демографический, профессионально-образовательный.

Несмотря на то, что представители этого направления обосновали научную ценность структурно-компонентного анализа по четырем срезам, тем не менее, завершенной концепции типологии социальных систем не получилось.

В связи с этим, Яхиела - болгарский социальный философ - предположил основой структурно-компонентного анализа социальных систем взять социологическую структуру, т.е. то, что будет характеризовать общество, как саморазвивающуюся систему.

Второе направление - функциональный анализ - строится на том, что если общество - система, то оно должно выполнять какие-то функции. В связи с этим ученые выделили сущностные черты, по которым выстраивался механизм функционального анализа:

1.                 общество принадлежит к открытым системам, т.е. оно испытывает воздействие природного и социального и оказывает на них влияние;

2.                 общество относится к разряду адаптивно-адаптирующих систем, поэтому его функции можно понять только в контексте его взаимодействия с окружающей средой;

3.                 характеристика общества строится на "очеловеченной" природе или ноосфере; природная среда, как определил ее Тейлер де Шарден.

Социальной средой являются все другие социальные системы и несистемные социальные факторы, с которыми социальная система находится во взаимодействии. Взаимодействия могут быть органическими, социальными, внутрисистемными. Под их влиянием происходит корреляция отношений каждого элемента социальной системы со всей внутрисистемной средой. Для общества характерна многофункциональность, или множественность функций (совмещение функций) для всей системы, ее компонентов и подсистем. Все функции социальной системы могут быть сведены к двум:

1.                 сохранение системы и ее устойчивого состояния (гомеостаз), т.е. воспроизводство системы, внутрисистемных отношений и сфер жизнедеятельности людей;

2.                 совершенствование системы и ее оптимизация по отношению к социальной и природной среде.

Эти две функции, находясь во взаимосвязи, создают условия для адаптационно-адаптирующей роли социальной системы. Большое значение в этом процессе имеют антропогенные факторы, как в природной, так и в социальной среде. В современный период воспроизводства сфер жизнедеятельности человек идет некачественно (воспроизводство человека сужается, но идет некачественно, ухудшаются психо-физические свойства, здоровье, растет количество людей с отклоняющимся поведением. Экономика развивается не по принципам удовлетворения и потребностей человека, а в угоду элитному слою. Функции социальной системы, как и сам функциональный анализ зависит от конкретных исторических условий воспроизводства производственных сил. Поэтому данные функционального анализа, как и структурно-компонентного, системно-компонентного страдают неистинностью.



Вопрос 56

Первичным агентом социального взаимодействия и отношений является человек, индивид, личность. Все эти три понятия объединяет то, что они выражают сущность биосоциального явления, включенность в два мира: в мир природы и мир человеческого общества. В социальной философии термин индивид употребляется для обозначения единичного представителя какой-то социальной общности. Во-вторых, для различия членов разных социальных общностей. В третьих, для определения полноты выражения социальных черт в том, или ином представителе. В четвертых, для определения зависимости каждого от той, или иной социальной общности. Человек - это продукт социальных отношений. Он характеризует:

1.                 эпоху, в которой родился;

2.                 уровень культуры, который достиг его народ;

3.                 способ жизнедеятельности, отличающий социальную общность, в которую он входит.

Условия индивидуального существования предопределяют поведение, черты характера, особенности людей. Человек не только продукт, но и субъект общественной жизни. Индивид становится личностью в процессе освоения социальных функций и развития самосознания. Стремление слиться с социальной общностью и, одновременно, обособиться от нее характеризуют личность как представителя рода человека. Родочеловек характеризуется субъективными социальными отношениями: биологический родочеловек стремиться обеспечить первичные потребности, политический - стремиться достигнуть власти, престижа.

Понятие личность первоначально означало маску, которую одевал артист, входящий в определенную роль. Затем, стало обозначать персонаж. В последствии, личностью называли человека, который не лицедействовал и к своей социальной роли относился как к миссии на земле. Понятие личность применяется к каждому человеку, поскольку он индивидуально выражает значимые черты общества.

Однако многих мыслителей не удовлетворяет такая трактовка трех категорий личности. Многие пытались найти, кроме социально-биологического, то общее, что стало бы сущностью личности. Дьюи в 20 веке выделил четыре основных положения, которые стали некой общей природой при характеристике качеств человека, индивида, личности. Это:

—              врожденная биологическая конституция;

—              совокупность устойчивых психологических свойств, определяющих извечные и неизменные стремления;

—              человеческая природа, лишенная врожденных мотиваций и стремлений, иначе, специфический принцип восприимчивости;

—              человеческая установка на создание культурных ценностей.

Таким образом, характеризуя человека мы выделяем его природу, комплекс основных способностей, обеспечивающих удовлетворение естественных потребностей и приспособление к среде. Этот комплекс обусловлен биологическими данными и передается путем генетического наследования. Если это принять за основу, тогда мы вынуждены признать, что есть люди с низшей и высшей природой, с эгоистическими и альтруистическими устремлениями. В таком случае построить благополучное общество не удастся никому. Альфа Раби говорил, что "безрассудно утверждать, что кто-то является от природы злым, а кто-то наделен только добродетелями".

В связи с этим, ученые вышли на проблему инстинктов. Инстинкты стали рассматриваться как врожденные способы реагирования на внутренние и внешние раздражители. Это присуще всему человеческому виду и вызывает у него одинаковые способы поведения. Это дало возможность Фрейду соединить биологическое и социальное в трех инстанциях ( "Я", "Оно", "Сверх Я"). биогенные силы сосредоточены в "Оно", социогенные в "Я", "Сверх Я". Скинер и Хоманс обосновали сущностный элемент человека - это общественное бытие, где практически не возможна автономия. Вывод: в любой социальной общности человек имеет свой интерес, который и составляет основу и результат его социальной активности. Личность в таком случае предстает как социально обусловленная и индивидуально выраженная система, на развитие и совершенствование которой влияют ряд факторов:

—              неклассовые факторы(язык, наука, техника);

—              общечеловеческие (искусство, мораль, философия, социальные нормы, социальный интерес, удовлетворяемый с помощью политической культуры и идеологии).

Таким образом, Скинером и Хоманс социальный контроль и должное перевели в принцип "Я могу", и соединили в нем процесс самоутверждения и самоотрицания себя. Иначе, проявление социального характера представляет собой процесс связи психологии человека с социокультурными условиями и образом жизнедеятельности.

Иначе определил социальный характер Рисман. Он считает, что социальный характер - это постоянная социально обусловленная величина, и выделяет три типа социального характера:

1.                 ориентированный на традиции;

2.                 внутренне ориентированный;

3.                 внешне ориентированный.

Юнг согласился с этой классификацией и назвал внутреннюю ориентацию интровертированием, а внешнюю - экстровертированием. Современные психологи проблему экстровертирования перевели в проблему конформизма, который способен к внутренней самостоятельности и активности. Эту точку зрения поддержал и Рисман.

Уайт вместо понятия социальный характер ввел термин "человек организации". Инкельс ввел категорию "модальная личность". Сегодня это понятие трансформировано - "модельная личность". Линтон и Кординер ввели понятие "основной тип личности".

Большое значение для характеристики личности как социальной системы имеет понятие социальный стандарт или социальный стереотип - это, упорядоченная , схематизированная, традиционно привычная норма восприятия и поведения. Это понятие введено в 1922 году Липпманом. Социальный стандарт включает в себя:

—              моральные нормы;

—              принципы социальной философии;

—              культурные стандарты.

Функциональная роль социального стандарта - это обеспечение устойчивости и стабильности в обществе. Иногда социальный стандарт трансформируется в привычку критически осмысливать все происходящее, отвергать всю информацию, а также аналитические оценки жизнедеятельности общества. Социальный стандарт приспосабливает человека к обществу через трансляцию опыта, создание новых элементов в историческом процессе, развитие региональных особенностей на основе социокультуры, с помощью глубоких связей социально-экономических и общественно-политических процессов.

Наиболее важной и показательной чертой любого человека является социальное поведение. Это понятие, которым характеризуются действия, поступки людей. Набором социальных критериев выступают:

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32




Новости
Мои настройки


   бесплатно рефераты  Наверх  бесплатно рефераты  

© 2009 Все права защищены.