Уже в XII-XIII веках в Западной Европе возникают первые
университеты (первые прообразы научных сообщества) (Болонский, Парижский
Оксфордский), которые становятся первыми научными центрами в области
исследования природных явлений. Но данный период времени эти образования
достаточно аморфны в силу того, что университеты довольно часто закрывались
и открывались. Все это приводило к постоянной смене как преподавателей, так и
средневековых студентов. В тот период также
соответственно не было каких – либо научных, центров
объединяющих ученых. В XVII-XVIII веках возникают первые академии наук и
организуются научные общества, которые в основном были расплывчаты, и носили
формальный характер. Обычно
называют 1662г., год образования Лондонского королевского общества
естествоиспытателей, утвержденного Королевской хартией, как дату рождения науки. В 1666г. в
Париже появляется Академия наук. Лондонское королевское общество объединяет ученых-любителей в добровольную организацию, устав которой
был сформулирован Робертом Гуком.
В нем было записано, что цель общества — «совершенствование знания о естественных предметах, всех
полезных искусствах с помощью экспериментов (не вмешиваясь в богословие, метафизику, мораль, политику, грамматику, риторику или
логику»). Королевское общество стремилось поддерживать экзальтированный эмпиризм. Работы, выполненные другим нормам, отвергались. И
как правило основным способом передачи информации была переписка по
изучаемой проблеме, т.е личные встречи не практиковались между учеными. В
ХVIII веке в Германии образуются профессиональные
национальные сообщества, например сообщества Химиков. В конце ХVIII –
начале ХIХ в. образуются научные сообщества современного типа,
в которых есть устав, распределены обязанности, причем эти научные сообщества
уже не носят формальный характер, как было до этого.
На рубеже XIX-XX веков возникает новый способ организации
науки – крупные научные институты и лаборатории. В начале ХХ в. преобладала
следующая точка зрения на ученого: деятельность ученого по производству нового
типа знания научного и складывающиеся на этой основе отношения между учеными
воспринимались как нечто отличительное от социальных отношений в сфере
политики или производства.
В XX веке концентрация и централизация науки
вызвала к жизни появление общенациональных и международных организаций и
центров.
Признание во второй половине ХХ. в. многообразия
форм социальности в науке привело к повышению внимания исследователей к
субъекту научной деятельности. Во второй половине ХХ века специальным
предметом изучения становится внутренняя социальность науки, оформившаяся,
прежде всего в научном сообществе.
Мы можем охарактеризовать научное сообщество как форму
совместной организации деятельности ученых, при которой регулирующие
взаимоотношения и нормы между учеными, вырабатываются и поддерживаются ими
самими. Это позволяет научному сообществу выступать в качестве целого единого
во взаимодействиях социального института науки с другими национальными
институтами, с государством и обществом.
В середине XX века формой организации науки в нашей стране
становятся НИИ, на базе которых создаются научные центры, кроме того, были
созданы научные советы по комплексным проблемам – неформальные объединения
ученых – научные школы, в которых разрабатываются научные идеи,
сформулированные лидером школы (школа Королева, Иоффе и т. п.).
Признаком принадлежности к научному сообществу
является научная деятельность. Членами сообщества могут быть как ученые,
посвятившие себя чисто исследовательской деятельности, так и ученые, сочетающие
в себе научно-исследовательскую и преподавательскую деятельность, а также
ученые, работающие в промышленности и осуществляющие прикладные исследования и
разработки.
87. Исторические типы трансляции научных знаний.
Наука, как и всякая другая форма
единства материального и идеального, социального и гносеологического,
представляет собой одну из подсистем жизнедеятельности всего общества.
Выполняя эту функцию поддержания жизнедеятельности социума, общество создает
свой специфический механизм наследования и передачи научных знаний от
поколения к поколению, от субъекта к субъекту. Совершенствование этого
механизма трансляции и является одним из важнейших условий прогресса общества.
В истории человечества существовали, да и сейчас существуют следующие типы
трансляции научных знаний:
1.Механизм передачи через знаковые системы –
посредством слова, т.е знание и действие соединены непосредственно друг с
другом. Но еще не были выработаны способы обобщения знания. 2.
Институционализация науки начинается в XVII-XVIII вв., что обусловлено как внешним запросом,
так и изменениями внутри самой науки. На смену ученым энциклопедистам приходят
ученые – исследователи и профессионалы. Так же изменяется способ трансляции
знаний и навыков исследовательской работы. Непосредственные контакты между
учителем и учеником дополнились изучением книг. Ускорение развития науки
потребовало новых каналов трансляции научных знаний. Возникла возможность
обсуждения результатов, достигнутых учеными, и стало возможно объединение
усилий в решении поставленной проблемы. 3. трансляции научных знаний также в
настоящее время стала возможна благодаря развитию информационных технологий
через современные носители информации. Таким образом передача научных знаний
предполагает во первых, трансляцию знаний в письменной форме (переписка между
собой ученых, через написание статей и обемен ими); во вторых через издание
научных статей и написание книг. (Статьи появляются в ХVIII
веке как способ передачи знаний, также в это время появляются
специализированные научные журналы. Статьи носят более строгий характер
аргументации, в них появляются ссылки, что позволяет дать обоснованную заявку
на новизну и продолжить складывающиеся традиции). В третьих, развитие
информационных технологий повлияло на способы закрепления и трансляции научного
знания, а так же способов обучения.
88.Компьютеризация науки и ее социальные
последствия.
Одна из важных закономерностей науки – усиление и
нарастание сложности и абстрактности научного знания, расширение и
углубление процессов математизации и компьютеризации науки как базы новых
информационных технологий, обеспечивающих взаимодействие в обществе.
Предпосылками для компьютеризации науки послужило: 1. возможности ЭВМ,
которые гораздо шире человеческих .2.развитие материальной базы по
производству компьютеров.3. Несколько 10-летий назад объем научной информации
удваивался каждые 7-10 лет, в 90-х гг. удвоение происходит в 1-2 года.
Способность общества сортировать, хранить информацию многократно возросла в
результате важнейших технологических новшеств: печати, аудио- и видеозаписи,
компьютеров. Развитие пяти поколений привели ЭВМ начиная с 30-х гг.
привели в настоящее время применению к в различных отраслях знаний
компьютерных технологий. Компьютеризация науки выражается в создании
электронных учебников и пособий, в возможности публикации в Интернете
результатов научных исследований и в проведении интерет - конференций, в
создании информационных систем с банками данных по проблемам, которыми
занимаются исследователи. А.И. Ракитов, один из ведущих специалистов в области
философии компьютерной революции, выделил следующие социальные последствия
компьютеризации науки: 1. на основе компьютерного доступа и систем связи
может получить необходимую информацию для решения научных проблем. 2. развитие
компьютерных технологий позволяет применять в науке такие методы как
компьютерное моделирование, прогнозирование, быстрый подсчет результатов. 3.
Широкое использование компьютеров рационализирует деятельность ученого,
расширяет доступ к информации, способствует быстрому росту компетенции
специалистов. 4. Но вместе с тем, компьютеризация науки в настоящее время
приводит к снижению индивидуального начала и общекультурного уровня
специалистов, изоляции индивидов. Обесценивается идея труда, так как упрощается
процесс написания диссертации так как корректируется с помощью компьютера,
Т.е если в к примеру в советское время сам процесс написания диссертации
растягивался на достаточно длительное время, то в настоящее время в связи с
компьютеризацией науки этот процесс стремительно ускорился, что проявилось в
количественном росте (2- 3 года для написания работы) и резком ухудшении
качества диссертационных исследований. Следовательно необходима разработка
этических проблем. Все это приводит к тому, что наука все больше отдаляется от
проблем, важных для жизнедеятельности общества.
89. Соотношение науки и экономики в современном
обществе.
Экономика являет собой одну из сложнейших систем в
жизни общества: она включает себя совокупность хозяйственных процессов,
которые совершаются в обществе на основе сложившихся отношений собственности
и организационно – правовых норм.
В современном обществе наука и экономика тесно
связанны. Так
наука, с определенных позиций показывает,
анализирует и прогнозирует хозяйственные отношения и движения товарных и
денежных масс в их качественной и количественной определенности и
переплетенности. Ее развитие выявляет систему факторов, а связи с этим и
хозяйственные отношения людей, отыскивает определенные принципы и законы,
действующие и управляющие хозяйственной жизнью общества. Экономика в свою
очередь пользуется результатами научных исследований, применяет технические
изобретения, созданные наукой, использует методы и приемы, предлагаемые наукой и
вкладывает деньги в развитие научных разработок и исследований.
Возникновение промышленного шпионажа так же связанно со стремлением внедрить в
экономическую жизнь общества научных изобретений. Таким образом, экономика
вкладывает в науку деньги, а наука занимается решением проблем, важных для
экономики.
Экономика изначально тяготеет над обществом и
государством. В данных условиях задача науки заключается в том, чтобы выявить
социально – экономические связи в современном обществе. Без экономического
образования невозможно управлять государством. Речь идет не о профессиональном
знании современной экономики во всех ее узкоспециальных проблемах, а хотя бы
об общем знакомстве с макроэкономикой и ее основополагающих принципах. Роль
науки в экономики заключается в том, что разрабатывается сложная структурно –
функциональная система производственных отношений. В современном производстве,
в котором все большую роль играет система управления, немалое значение
приобретают отношения, складывающиеся в результате учета и подбора кадров с
учетом их способностей, опыта, интересов, и нужд самого производства. Система
экономических отношений чрезвычайно обширна – от индивидуальных отношений
отдельных производителей до основополагающего отношения к средствам
производства. Экономика и экономические отношения в современном обществе
предполагают управление, которое и разработано было наукой. Это привело к
возникновению управления различными видами производства, появилась наука об
управлении, сформировался институт менеджеров, наемных специалистов по
управлению различными отраслями деятельности. наука стала вырабатывать тактику
и планирование, внедрение эффективных методов организации труда, систему учета
и контроля на основе широкого использования компьютеров и информатики.
90.Соотношение науки и власти в современном
обществе.
Власть - способность и возможность осуществлять свою
волю, оказывать определяющие воздействие на деятельность людей, поведение с
помощью каких либо средств – авторитета, права, насилия. Власть детерминируется
рядом факторов, прежде всего экономическим строем. Различают власть
экономическую, политическую, государственную. Говоря о соотношении науки и
власти, П. Поппер считал, что чем сильнее вторая, тем хуже для первой.
Накопление и концентрация политической власти, с его точки зрения, является
«дополнительными» по отношению к прогрессу научного знания в целом. Ведь
прогресс науки зависит от свободного соревнования идей, и в конечном счете от
политической свободы. Гейзенберг считал, что благосостояние народа и
политическая власть зависят от состояния науки, и ученый не может игнорировать
эти практические результаты. Таким образом, наука находится в тесной
зависимости во первых: от политической власти, которая определяют наиболее
приоритетные на данный момент области исследования науки (например можно
рассказать про развитие науки в сталинскую эпоху). Таким образом, власть
воздействует на науку в меньшей степени на есстесствено – научные, и в гораздо
большей степени на гуманитарные, которые оказываются под мощнейшим
идеологическим воздействием. Отвечая
на идеологические потребности общества, наука предстает как инструмент
политики. Из истории отечественной науки видно, как марксистская идеология
полностью и тотально контролировала науку, велась борьба с кибернетикой, генетикой, математической
логикой и квантовой
теорией. Оценивая эту грань развития марксистской науки, Э. Агацци приходит к любопытным
выводам: «...она [идеология] стремилась лишить науку имиджа объективного знания, который обеспечивал ей превосходство над идеологическим
мышлением... Марксисты твердили о социальной зависимости науки, особенно как деятельности, в ее прикладных областях и компромиссах с
властью (прагматический уровень), а кроме того, склонялись к отождествлению науки с технологией». Официальная наука всегда вынуждена
поддерживать основополагающие идеологические
установки общества, предоставлять интеллектуальные аргументы и практический
инструментарий, помогающий сохранить существующей
власти и идеологии свое привилегированное положение. В этом отношении науке
предписано «вдохновляться» идеологией, включать ее в самое себя. Как
метко заметил Т. Кун, «ученые учатся решать головоломки, и за всем этим скрывается большая идеология». Поэтому вывод о нейтральности
науки всегда сопряжен с острой полемикой. Поскольку
усвоение идеологии часто начинается на бессознательном уровне, в процессе первичной социализации, то наука в принципе никогда
полностью не может освободиться от влияния идеологии, хотя всегда стремится быть антиидеологичной Наука стремится к точному и адекватному отражению реальности, зачастую терпима к
конкурирующим теориям, никогда не останавливается на достигнутом и подвержена фальсификации.
Во вторых, мощное влияние на развитие науки оказывает
экономическая ситуация. Если в общество оказывается в экономическом кризисе,
это оказывает мощнейшее влияние на науку.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29
|