Интернализм (Кайре, Пьер Гюэм) утверждает, что
развитие науки обусловлено, прежде всего, логикой внутреннего целеполагания,
прагматикой интеллектуальной жизни.
10. Возникновение
науки.
а) Наука в доисторическом обществе и древнем
мире.
В доисторическом обществе и древней
цивилизации знание существовало в рецептурном виде, т.е. знания были неотделимы
от умения и неструктурированны. Эти знания являлись дотеоретическими,
несистематичными, отсутствовали абстракции. К вспомогательным средством
дотеоретического знания мы относим: миф, магию, ранние формы религии. Миф
(повествование) – рациональное отношение человека к миру. Магия – сами
действия. Магия мыслит взаимосвязанными процессами физической, ментальной,
символической и иной природы.
б) Основные идеи абстрактно-теоретического
мышления в древнегреческой философии. В античной культуре древней Греции
появляется теоретическое, систематическое и абстрактное мышление. В основе
лежит идея особого знания (общее знание, первое знание). У древних греков
появляется архе-первый (начало); физис-природа (то из чего происходит вещь).
Начало у вещей одно, а природа различна. Это были два концентрата
теоретического мышления. Там же возникли: закон идентичности, закон исключения
третьего, закон непротиворечия, закон достаточного основания. Это
систематический подход. Первые теории создавались в философии для нужд
философии. Теория начинает соединяться с научными знаниями во 2-м веке до
н.э. Версии возникновения теории: уникальная экономика, греческая религия.
в) Эволюция научной мысли в средние века и
новое время. Реконструируется весь корпус знаний. Вместо метафизики
выступает теология. Теология – учение и защита учения о Боге. Апологеты
(защитники веры) пытаются преодолеть противоречия четырьмя аксиомами логики.
Схоластика – школьная философия, стремится рационально обосновать и
систематизировать христианское учение. Патристика – совокупность
философо-теологических учений христианских мыслителей 2-8 вв, цель – защита и
обоснование христианской религии. Теология в средние века продолжила
формировать принципы теоретического мышления, изменив механизм получения и
формирования сходных принципов, но оставив без изменения схемы вывода и
критерии систематизации.
Эпоха ренессанса. В эпоху Возрождения мысль о бесконечности мира в
пространстве и во времени выводится из тезиса о безграничном всемогуществе и
бесконечности Творца.
Новое время. Яркий представитель науки и основоположник
моделирования – Галилей. В природе есть числа. Земное и небесное не различаются
принципиально. Галилей впервые осуществил синтез математики, физики и
теоретического знания. Возможно движение без действия силы. (По Аристотелю:
природа боится пустоты). Аристотель отделил мифы от науки. Галилей выделил
естественное направление. Галилей – основоположник экспериментального подхода. В
процессе рождения новой физики изменяются понятия математической величины,
трансформируются: философский концепт сущности, различение сущности и явления.
Рождаются первые теории пространства и времени. Происходит объединение физики,
механики, математики. Понятие реальности ввели в 17 в – свойство всех вещей. В
Новое время мир рассматривается как единая реальность, где универсальное –
закон для всего единичного. Реальность подчинена законам, имеющим
математическую природу. Вещь в естествознании лишается онтологического статуса
(т.е. вещь не существует, как таковая) и интерпретируется, как одно из
проявлений реальности. Происходит создание единой теории природы – единой
теории механики. Естествознание надолго становится идеалом и эталоном
научности, как таковой.
г) Формирование технических наук на основе
синтеза естествознания, математики и техники. Фрэнсис Бэкон (англ. философ,
основатель материализма и экспериментирующей науки нового времени) формулирует
главный фактор развития европейской науки и европейского общества – знания
сила. Из синтеза математики, физики и техники рождается не только новая наука,
но и новая техника, имеющая собственную теорию. Телеология (от греч. конец,
цель, завершение и логос – слово, учение) – в общем случае такой способ
понимания и объяснения явлений реального мира, при котором важное место
отводится понятиям цели, функция. роли, смысла и пр. Телеология знания
выстраивается под цель и начинает влиять на развитие фундаментальных наук.
д) Становление социальных и гуманитарных
наук. Формирование гуманитарных наук происходит в эпоху Возрождения.
Гуманистами называли в средние века людей с неоконченным высшим образованием.
Они закончили философский факультет. Гуманист – это преподаватель
древнегреческого, классической латыни, моральной философии (моральная философия
идет от этики стоиков).
11. Культура античного полиса и становление первых форм теоретич.
науки.
До VII века до н. э. Греция была периферией
ближневосточной цивилизации. Греки учились у Востока: они позаимствовали у
финикийцев алфавит и конструкцию кораблей, у египтян – искусство скульптуры и
начала математических знаний. Знаменитый философ Пифагор долго жил в Египте,
пытаясь познакомиться с жрецами и проникнуть в их тайны; он привез из Египта
теорему Пифагора и магию чисел. Подражая жрецам, Пифагор основал тайное
общество философов; его последователи верили в переселение душ и утверждали,
что Земля – это шар.
От софистов и Протагора пошла вся греческая
философия; в значительной степени она сводилась к умозрительным рассуждениям,
которые сегодня назвали бы ненаучными. Тем не менее, в рассуждениях философов
встречались и рациональные мысли. Сократ первым поставил вопрос об
объективности знания; он подвергал сомнению привычные истины и верования и
утверждал, что «я знаю только то, что ничего не знаю». Анаксагор пошел еще
дальше – он отрицал существование богов и пытался создать свою картину мира, он
утверждал, что тела состоят из мельчайших частичек. Последователь Анаксагора
Демокрит назвал эти частички атомами и попробовал применить бесконечно малые
величины в математических вычислениях; он получил формулу для объема конуса.
Однако афиняне были возмущены попытками отрицать существование богов, Протагор
и Анаксагор были изгнаны из Афин, а Сократ по приговору суда был вынужден
испить чашу с ядом.
Платон предложил проект идеального
государства, которым управляет каста философов наподобие египетских жрецов (надо
сказать, что Платон бывал в Египте). Опорой философов являются воины, «стражи»,
похожие на спартанцев, они живут одной общиной и имеют все общее – в том числе
общих жен. Платон и его ученик Дион пытались создать идеальное государства в
Сиракузах, на Сицилии; этот политический эксперимент привел к гражданской войне
и разорению Сиракуз.
Социологические исследования Платона продолжал
Аристотель; он написал знаменитый трактат «Политика», этот трактат содержал
сравнительный анализ общественного строя большинства известных тогда
государств.
Аристотель выдвинул ряд положений, принятых
современной социологией; он утверждал, в частности, что ведущим фактором
общественного развития является рост населения; что перенаселение порождает
голод, восстания, гражданские войны и установление «тирании». Цель «тиранов» –
установление «справедливости» и равномерный передел земли. Аристотель известен
как основатель биологии; он описывал и систематизировал различные виды животных
– так же как он описывал и систематизировал государства; таких исследователей
позже стали называть «систематиками».
Аристотель был учителем Александра
Македонского, знаменитого завоевателя полумира. Александр проявлял интерес к
наукам и помог Аристотелю создать первое высшее учебное заведение, «Ликей»; он
взял с собой в поход племянника Аристотеля Каллисфена. Каллисфен и его
помощники описывали природу завоеванных стран, измеряли широту местности,
посылали Аристотелю чучела диковинных животных и собранные ими гербарии. После
смерти Александра роль покровителя наук взял на себя его друг и
полководец Птолемей. При разделе империи Александра Птолемею достался Египет, и
он основал в Александрии по образцу Ликея новый научный центр, Мусей. Мусей был
первым научным центром, щедро финансируемым государством и его деятельность
показала, что если есть деньги – то будет и наука. По существу, день
рождения Мусея и был днем рождения античной науки. Главой Мусея,
«библиотекарем», был географ Эратосфен, сумевший, измеряя широту в
различных пунктах, вычислить длину меридиана; таким образом, было окончательно
доказано, что Земля – это шар. Евклид создал геометрию – ту, которую сейчас
проходят в школах. Он положил в основу науки строгие доказательства;
когда Птолемей попросил у него обойтись без доказательств, Евклид ответил: «Для
царей нет особых путей в математике». Ученик Евклида Аполлоний Пергский
продолжил труды своего учителя и описал свойства эллипса, параболы и гиперболы.
В Мусейоне активно обсуждалась гипотеза Аристарха Самосского о том, что Земля
вращается по окружности вокруг Солнца - однако оказалось, что она
противоречит наблюдениям (дело в том, что Земля движется не по кругу, а по
эллипсу). В результате ученые Мусейона во главе с Клавдием Птолемеем (II в.
н.э) создали теорию эпициклов. В соответствии с этой теорией Земля находится в
центре Вселенной, вокруг располагаются прозрачные сферы, объемлющие одна
другую; вместе с этими сферами по сложным эпициклам движутся Солнце и планеты.
За последней сферой неподвижных звезд Птолемей поместил «жилище блаженных».
Труд Птолемея «Великое математическое построение астрономии в 13 книгах»
(«Magiste syntaxis») был главным руководством по астрономии вплоть до Нового
времени. Птолемей создал научную географию и дал координаты 8 тысяч различных
географических пунктов – это «Руководство по географии» использовалось
европейцами до времен Колумба.
Первым великим механиком был знаменитый
строитель военных машин Архимед, проживший большую часть жизни в Александрии.
Архимед на языке математики описал использование клина, блока, лебедки, винта и
рычага. Архимеду приписывается открытие законов гидростатики и изобретение
«архимедова винта» – водоподъемного устройства, которое использовалось для
орошения полей. Из других александрийских инженеров получили известность
Ктесибий, изобретатель водяных часов и пожарного насоса, и Герон, создавший
аэропил – прообраз паровой турбины. В Александрии был изобретен так же
перегонный куб, который позже стали использовать для получения спирта.
В III веке до н. э. начинается эпоха римских
завоеваний. Возвышение Рима было связано с новым военным изобретением,
созданием легиона. Новое оружие римлян породило новую волну завоеваний и
появление нового культурного круга, который историки называют pax Romana,
«Римский мир». Завоевав Грецию и Египет, римляне переняли как греческую
культуру, так научные достижения Мусея.
Самым знаменитым ученым и инженером римского
времени был Марк Витрувий, живший I веке до н.э. По просьбе императора Августа
Витрувий написал «Десять книг об архитектуре» - обширный труд, рассказывавший о
строительном ремесле и о различных машинах; в этом труде содержится
первое описание водяной мельницы. В XV веке труд Витрувия стал пособием для
архитекторов Нового времени. Витрувий в своей работе использовал труды ученых
из Александрийского Мусея, который функционировал до конца IV века. В последние
века существования Мусея в нем работали такие знаменитые ученые как Папп и
Диофант. В 391 году Мусей был разрушен во время религиозного погрома –
христиане обвиняли ученых в поклонении языческим богам.
12. Западная и восточная средневековая наука.
Варварские нашествия охватили всю Евразию, и
был лишь один город, который сумел выстоять в этой буре, это была последняя
крепость цивилизации – Константинополь. В середине IX века под началом епископа
Льва Математика в Магнавском дворце была вновь открыта высшая школа - началось
возрождение древних наук и искусств. Преподаватели Магнавской школы стали
собирать хранившиеся в монастырях старинные книги; знаменитый грамматик Фотий
составил сборник с краткими пересказами 280 античных рукописей. Придворные
грамматики собрали огромную библиотеку и участвовали в создании обширных
компиляций по законоведению, истории и агрономии. Греки снова познакомились с
Платоном, Аристотелем, Евклидом и снова узнали о шарообразности Земли. В Греции
сохранялись и созданные римлянами принципы строительного искусства.
В начале VIII века приглашенные халифом
греческие мастера возвели в Иерусалиме главную мечеть арабов – «Купол
Скалы», Куббат ас-Сахра; эта мечеть и по сей день остается шедевром
архитектуры. Правивший в IX веке халиф Мамун был большим почитателем греческой
учености; под впечатлением легенд об александрийском Мусее он создал в Багдаде
“Дом науки” с обсерваторией и большой библиотекой; здесь были собраны поэты,
учёные и толмачи, которые переводили греческие книги. Рассказывают, что халиф
платил за переводы столько золота, сколько весила книга; были переведены сотни
рукописей, присланных из Константинополя или найденных в сирийских монастырях;
мусульманский мир познакомился с трудами Платона, Аристотеля, Евклида. Из книги
Клавдия Птолемея (которую арабы называли «Аль-Магест») мусульмане узнали о
шарообразности земли, научились определять широту и рисовать карты. Сочинения
Гиппократа стали основой для “Канона врачебной науки” знаменитого врача и
философа Ибн Сины; Ибн Хайан положил начало арабской алхимии и астрологии.
Самым знаменитым арабским астрономом был ал-Хорезми, известный европейским
переводчикам как Алгорисмус - от его имени происходит слово “алгоритм”.
Ал-Хорезми позаимствовал у индийцев десятичные цифры, которые потом попали от
арабов в Европу и которые европейцы называют арабскими.
Постепенно науки возвращались и в Европу.
Искорки древних знаний издавна сохранялись в монастырях, где монахи переписывали
старые книги и учили молодых послушников латинской грамоте, чтобы они могли
читать святую Библию. В те времена латынь была единственным письменным языком
и, чтобы научиться грамоте, нужно было научиться латыни: сначала выучить
наизусть полсотни псалмов, а потом освоить азбуку. Кроме того, в монастырской
школе учили церковному пению и немного - счёту, в этом и заключалось тогдашнее
образование. С давних времён учёные монахи пытались собрать в одну книгу всё,
что осталось от древних знаний и составляли обширные манускрипты, повествующие
о житиях святых, магических свойствах чисел и немного - о медицине или
географии. В VII веке Исидор Севильский написал двадцать томов “Этимологии”, а
столетием позже Беда Достопочтенный составил обширную “Церковную историю
Англии”.
Мусульманская Испания была для европейцев
ближе, чем Константинополь, поэтому они ездили в Испанию, где учились у арабов
тому, что те позаимствовали у греков. После того, как христиане отвоевали у
мусульман столицу Испании Толедо, им достались богатые библиотеки с сотнями
написанных арабской вязью книг. Епископ Раймунду призвал учёных монахов со всей
Европы, и они вместе с арабскими и еврейскими мудрецами перевели эти книги -
среди них был медицинский трактат Ибн Сины (Авиценны), философские манускрипты
Ибн Рушда (Авероэсса), алхимические штудии Ибн Хайана (Гебера), а также
арабские переводы Платона, Аристотеля, Евклида, Птолемея. В Испании европейцы
познакомились с бумагой, магнитной иглой, механическими часами, перегонным
кубом для получения алкоголя.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29
|