75. Держава її походження і сутність.
Рушійною силою розвитку суспільства є також політична система,
найбільш яскраво виражена у формі держави. Політична система – це система політичних
партій, організацій. інститутів, рухів та відносин між ними. Політична система
органічно входить до надбудови суспільства та обслуговує економічний базис.
Важливим компонентом надбудови є держава. Це основна форма управління
суспільством політичними засобами. Вона виникла після появи класів і
необхідності встановлення злагоди між ними. Існує два погляди на сутність
держави: марксистський, який вважає, що держава має класовий характер і є
органом насильства, та загальнолюдський, за яким держава — це орган управління
і досягнення злагоди в суспільстві. Тип держави завжди відповідає типові
суспільства – рабовласницька, феодальна, капіталіс-тична, соціалістична,
постсоціалістична. Предметом
особых дискуссий является вопрос о происхождении государства. Античная
философия в лице Платона и Аристотеля рассматривала возникновение государства
как проявление естественных потребностей, присущих человеку. Формирование
сословий философов, воинов и работников и было проявлением этих потребностей. У
Аристотеля государство отождествлялось с обществом, поэтому политическая сфера
охватывала все: семью, религию, культуру, искусство. Философия нового времени
выдвигает договорную теорию происхождения государства, представителями которой
были Т.Гоббс, Ж.Руссо, А.Радищев. Они полагали, что государство возникло в
результате общественного договора, сознательно заключенного людьми. Это – сила,
служащая всему обществу: и богатыми и бедными, оно формируется для обеспечения
мира и безопасности граждан. Теория насилия, представленная Е.Дюрингом и
Л.Гумпловичем, объясняла появление государства в результате войн и политического
насилия, которые углубляют социальное неравенство, приводят к образованию
классов и эксплуатации. Существует также психологическая теория (представитель,
напр., Шопенгауэр), которая рассматривает возникновение государства как
результат того, что у одних людей существует потребность подчинять, а у других
подчиняться. Согласно К.Марксу и Ф.Энгельсу государство возникает в результате
раскола общества на антагонистические классы. Развивая именно эту, классовую
особенность государственного господства, В.И.Ленин пришел к выводу о том, что
государство – это машина для подавления одних классов другими, аппарат насилия,
который возникает в силу того, что классовые противоречия объективно не могут
быть примирены. Оно появляется, возникает не в силу внешних причин (войны и
политическое насилие), хотя и они тоже играют свою роль, но под воздействием
внутренних экономических причин. В настоящее время постепенно преодолевается
свойственный марксизму узкоклассовый подход к сути государства, как только
органа одного, господствующего класса, противостоящего другим, как аппарата
насилия, давления на общество. Но при этом подчеркивается и всеобщность ряда
функций государства как органа, управляющего делами всего общества, а также выражающего
в той или иной степени интересы и защищающего всех и каждого конкретного человека.
Можно дать следующее его определение: государство есть социальный
институт, осуществляющий всю полноту политической власти и управления на
определенной территории.
Основные исторические типы государства:
1)
рабовладельческое –
характеризуется наличием класса рабов, не имеющих никаких политических и
юридических прав, являющихся объектами частной собственности.
2)
феодальное -
характеризуется тем, что главное средство производства - земля находится в
монопольной собственности господствующего класса феодалов, а хозяйство ведется
силами и техн. средствами крестьян. На ранней стадии характерна государственная
раздробленность (множество почти независимых княжеств, герцогств и т.п.),
позднее в силу требований экономики переходящая в монархию.
3)
буржуазное
(капиталистическое) - характеризуется централизацией власти, принципом
выборности на руководящие государственные посты, предоставлением угнетенным
классам юридических прав и свобод.
4)
социалистическое -
теоретически характеризуется отсутствием классов, прекращением эксплуатации
одними людьми других. Выступает в форме диктатуры пролетариата, то есть власть
используется для подавления эксплуатации, а также творческих преобразований во
всех сферах социальной жизни.
Основные признаки государства:
1)
наличие политической
власти, опирающейся на армию, суд, полицию, разведку и т.д.;
Власть - это способность ее субъекта управлять
чьим-либо поведением с помощью каких-либо средств. Делится на законодательную,
исполнительную и судебную.
2)
суверенитет;
3)
наличие своей территория;
4)
взимание налогов,
необходимых для содержания государственного аппарата и обеспечивающих
финансовую основу государственной деятельности.
Функции государства делят на внутренние и внешние. Внутренние:
конституционная, правоохранительная, экономического регулирования, социальной
защиты населения и т.д. направлены прежде всего на управление общественными
отношениями в рамках данного государства. Внешние: внешнеэкономическая,
военно-оборонная, дипломатическая и политико-идеологическая, направлены на
отстаивание интересов в межгосударственных отношениях.
76. Історичні типи держави, форми правління і державного
устрою.
Согласно К.Марксу и
Ф.Энгельсу государство возникает в результате раскола общества на
антагонистические классы. Развивая именно эту, классовую особенность
государственного господства, В.И.Ленин пришел к выводу о том, что государство –
это машина для подавления одних классов другими, аппарат насилия, который
возникает в силу того, что классовые противоречия объективно не могут быть примирены.
Оно появляется, возникает не в силу внешних причин (войны и политическое
насилие), хотя и они тоже играют свою роль, но под воздействием внутренних
экономических причин. В настоящее время постепенно преодолевается свойственный
марксизму узкоклассовый подход к сути государства, как только органа одного,
господствующего класса, противостоящего другим, как аппарата насилия, давления
на общество. Но при этом подчеркивается и всеобщность ряда функций государства
как органа, управляющего делами всего общества, а также выражающего в той или
иной степени интересы и защищающего всех и каждого конкретного человека. Можно
дать следующее его определение: государство есть социальный институт,
осуществляющий всю полноту политической власти и управления на определенной
территории.
Основные исторические типы государства:
рабовладельческое – характеризуется наличием
класса рабов, не имеющих никаких политических и юридических прав, являющихся
объектами частной собственности.
феодальное - характеризуется тем, что главное
средство производства - земля находится в монопольной собственности
господствующего класса феодалов, а хозяйство ведется силами и техн. средствами
крестьян. На ранней стадии характерна государственная раздробленность
(множество почти независимых княжеств, герцогств и т.п.), позднее в силу
требований экономики переходящая в монархию.
буржуазное (капиталистическое) -
характеризуется централизацией власти, принципом выборности на руководящие
государственные посты, предоставлением угнетенным классам юридических прав и
свобод.
социалистическое - теоретически характеризуется
отсутствием классов, прекращением эксплуатации одними людьми других. Выступает
в форме диктатуры пролетариата, то есть власть используется для подавления
эксплуатации, а также творческих преобразований во всех сферах социальной
жизни.
Основные признаки государства:
наличие политической власти, опирающейся на
армию, суд, полицию, разведку и т.д.;
Власть - это способность ее субъекта управлять чьим-либо
поведением с помощью каких-либо средств. Делится на законодательную,
исполнительную и судебную.
суверенитет;
наличие своей территория;
взимание налогов, необходимых для содержания
государственного аппарата и обеспечивающих финансовую основу государственной
деятельности.
Функции государства делят на внутренние и внешние. Внутренние:
конституционная, правоохранительная, экономического регулирования, социальной
защиты населения и т.д. направлены прежде всего на управление общественными
отношениями в рамках данного государства. Внешние: внешнеэкономическая,
военно-оборонная, дипломатическая и политико-идеологическая, направлены на
отстаивание интересов в межгосударственных отношениях. Государства различаются
по форме, которая включает в себя:
1)
тип государственного
устройства:,
a)
унитарное государство - единое государственное
образование, состоящее из административно-территориальных единиц, не обладающих
собственной государственностью. В таких государствах существует единая
конституция, гражданство и правовые нормы (законы).
b)
федеративное государство - объединение нескольких крупных,
относительно самостоятельных, территориальных образований на основе договора,
конституции (Австралия, Австрия, США, ФРГ, Канада). Вместе с тем федерация -
это единое государство с общей территорией, границей, законодательством,
системой власти, армией, экономической и финансово-денежной системой. Субъекты
федерации могут иметь свои особенности в системе законодательства и структуры
власти, обусловленные спецификой данного государственного образования,
особенностями этнического, историко-культурного, религиозного характера.
Федерацию различают простую и сложную, мягкую и жесткую, моно и многонациональную.
c)
конфедерация - временное объединение самостоятельных
государств. Это форма непрочная и обычно либо распадается, либо
преобразовывается в федерацию
2)
форму политического
правления:
a)
монархия - государство, главой которого является один человек. Может быть
i)
неограниченной (абсолютной), где власть правителя не
ограничена ничем (Саудовская Аравия);
ii)
ограниченной (конституционной), власть в ней
ограничена рамками парламента или конституции (Марокко, Кувейт))
b)
республика - власть в ней осуществляется выборными
органами
i)
парламентская - правительство формируется на парламентской
основе и ответственно перед ним;
ii)
президентской - президент -
глава государства и правительства, существует жесткое разделение
законодательной и исполнительной власти. Президент обладает как исполнительной,
так частично законодательной и судебной властью (президенты Франции, США,
России). Это позволяет уравновешивать различные ветви власти, снимать возникшие
противоречия, обеспечивать целостность власти, выступать гарантом государственности,
хотя таит в себе и опасность авторитаризма, особенно при неразвитости
демократических традиций.
3)
политический режим: совокупность способов осуществления власти.
a)
демократический - все
граждане имеют доступ к участию в государственных делах, власть разделена на исполнительную,
законодательную и судебную
b)
тоталитарный - ряд
социальных режимов ХХ века, в которых структура власти базировалась на
однопартийной системе и всеобъемлющем проникновении государственной идеологии в
экономику, культуру, общественную и личную жизнь.
c)
Автократический
77. Джерела, рушійні сили та суб”єкти суспільного розвитку.
Суб'єктами творення і
розвитку суспільства виступають також маси і особи. Справжнім творцем історії є
народ, народні маси. Вони породжують історичних осіб, які мають вирішальний
вплив (як позитивний, так і негативний) на хід історії. Існують два хибні підходи
до природи історичного процесу – фаталізм та волюнтаризм.
Фаталізм – це філософські погляди, які стверджують, що
історичний процес є фатальним, неминучим, а народні маси та історичні особи не
мають впливу на його розвиток. Волюнтаризм – це філософське вчення,
яке заперечує або ігнорує об'єктивні закони розвитку і вважає, що управління
суспільним процесом можна досягти силою за допомогою дії історичних осіб. Така
філософія веде до тоталітаризму, фашизму та культу особи.
Рушійною силою суспільства є соціальна революція. Її роль
полягає в докорінній зміні усталених суспільних відносин і створен ні нової
суспільно-економічної формації шляхом класової боротьби. Рушійними силами революції,
як правило, є народні маси, прогресивні класи та виразники їхніх інтересів – партії.
Важливим і постійним джерелом та рушійною силою суспільного
розвитку, економічною основою кожної соціальної революції є протиріччя між продуктивними
силами і виробничими відносинами. Це протиріччя спонукає суспільство до
дотримання загального соціологічного закону – закону відповідності
виробничих відносин характеру і рівневі розвитку продуктивних сил, тобто до
рівноваги між ними.
Рушійною силою розвитку суспільства є також політична система,
найбільш яскраво виражена у формі держави. Політична система – це система
політичних партій, організацій. інститутів, рухів та відносин між ними.
Політична система органічно входить до надбудови суспільства та обслуговує
економічний базис. Важливим компонентом надбудови є держава. Це основна форма
управління суспільством політичними засобами. Вона виникла після появи класів і
необхідності встановлення злагоди між ними. Існує два погляди на сутність
держави: марксистський, який вважає, що держава має класовий характер і є
органом насильства, та загальнолюдський, за яким держава — це орган управління
і досягнення злагоди в суспільстві. Тип держави завжди відповідає типові
суспільства – рабовласницька, феодальна, капіталіс-тична, соціалістична,
постсоціалістична.
78.Проблема суб’єкта історичного процессу. Роль
народу і особистості в історії.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22
|