рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~

Меню
Поиск



бесплатно рефераты Шпаргалки для экзамена по Философии(НТУУ"КПИ", Украина)




развитие творческих сил и способностей личности.

Важнейшей детер- минирующей характеристикой культуры является ее качественная сто- рона. Любое

До 86 питання

выражение культуры есть проявление качественных свойств и признаков,степени развития человека. Реальная, живая культура неотъемлема от человека как от субъекта культуры. Собст- венно сам процесс формирования человека протекает как культурно-ис- торический процесс. Его человеческие качества есть результат усво- ения им языка, приобщения к существующим в обществе ценностям, традициям,овладения присущими данной культуре приемами и навыками деятельности. можно сказать, что культура - это мир человека, и, в известном смысле, способ его бытия, созданный и постоянно воссоз- даваемый им самим. Культура - это очеловеченный слой жизни,"вто- рая" искусственно созданная человеком природа. Там,где есть чело- век, его деятельность, ее продукты, взаимоотношения между людьми - там и есть культура. Иными словами, культура представляет собой меру человеческого в человеке. Само становление личности есть не что иное, как результата культурной эволюции индивида. Только усваивая и соединяя в себе определенную долю общественной культуры, человек становится лич- ностью и персонифицирует обретенный культурный потенциал как свой собственный мир, как богатство своего "Я". Таким образом, лишь осваивая через познание и деятельность внешнее, материализованное выражение культуры, индивид обретает человеческое качество, становится способным сам участвовать в культуротворческой деятельности. Культура - это процесс развития человеческих сил и способностей, показатель меры человеческого в человеке, характеристика развития человека как человеческого су- щества, процесс, получающий свое внешнее выражение во всем богатс- тве и многообразии создаваемой людьми действительности, во всей совокупности результатов человеческого труда и мысли. По мнению большинства современных социологов и философов, за- нимающихся проблемой культуры, в структуре данного феномена можно выделить два класса элементов. Первый класс включает в себя идеи, ценности, которые направляют и координируют поведение и сознание людей в их групповой и индивидуальной жизни. Второй класс элемен- тов состоит из социальных институтов и учреждений культуры, благо- даря которым эти идеи и ценности сохраняются и распространяются в обществе, доходят до каждого его члена. Если первый класс элемен- тов характеризует культуру как систему эталонов общественного по- ведения людей, то второй - как систему, осуществляющую социальный контроль над ценностями и идеями. К последнему классу относятся системы просвещения и образования, средств массовой информации и коммуникации, различные виды культурного сервиса. Культуру принято разделять на материальную и духовную. Мате- риальную культуру образуют продукты материального, а духовную - продукты духовного производства. Но их различия ни в коем случае нельзя преувеличивать хотя бы потому, что предметы духовной куль- туры всегда так или иначе овеществляются, материализуются, а мате- риальная культура несет в себе человеческую мысль, достижения че- ловеческого духа. Они связаны между собой так, как и две обозна- ченные выше области производства- материального и духовного, при- чем первое к в конечном счете играет в системе общественной жизни ведущую, определяющую роль. Являясь выражением способов и норм социальной организации и регулирования жизнедеятельности общества, культура обладает рядом функций. Это социально-регулятивная функция культуры,воплощающаяся в нормах, традициях и обычаях регулирующих жизнь общества. Вторая, не менее важная функция культуры называется коммуникативно-репро- дуктивной. Она заключается в трансляции опыта, знаний, опредмечен- ных результатов человеческой деятельности от поколения к поколе- нию, чем обеспечивается непрерывность исторического процесса и его прогрессивное развитие. Продукты культуротворческой деятельности подвергаются своеобразной проверке, социальному отбору: одни из них сразу входят в культурный оборот и становятся составляющей культурного прогресса, для других требуется время, чтобы они были осознаны и включены в социальную практику. Социальной функцией культуры является отбор и отсеивание в ходе трансляции тех куль- турных ценностей, которые остаются в употреблении у нового поко- ления и тех, которые отсеиваются, отслужив свое. Эта функция куль- туры называется ценностно-ориентационной. Нельзя сводить культуру лишь к результатам деятельности, это и сама деятельность. именно так предстает перед нами культура ми- ровоззренческая, политическая, технологическая, производственная, культура человеческого общения, культура экологическая, правовая и художественная. Культура данной эпохи поэтому включает в себя и результаты, и способы деятельности, причем не только творческой, но и репродуктивной. Деятельность выступает как составляющая и ис- точник культуры тогда, когда она носит общественный характер, когда ее продукты имеют смысл не только для данного индивида,но и для других людей. Таким образом, культура является продуктом об- щественной деятельности, независимо от того в какой форме - кол- лективной или индивидуальной - она осуществлялась. Поэтому главный родовой признак культуры - это неприродный, деятельностный, общест- венный источник ее происхождения и развития. Под этим источником подразумевается общественный труд, который носит всеобщий характер. Таким образом, культура - это не только производство вещей и идей в их оторванности от человека, это производство самого чело- века во всем богатстве и многосторонности его общественных связей и отношений, во всей целостности его общественного бытия.



























87.Соціальний прогноз і глобальні проблемми сучасності.

Проблема исторического прогресса является одной из централь- ных во всех значительных философских учениях. И это не случайно, так как именно философия призвана рефлексивно осмыслить историчес- кий процесс. Но вопрос об историческом прогрессе долгое время трактовался упрощенно - как непрерывное восхождение по пути к со- вершенству. Если в научно-технической сфере прогресс несомненен, то уже в области экономики он не столь очевиден (по крайней мере, экономика служит базой для многих негативных процессов), а состоя- ние нравственности, развитие культуры не позволяют даже непомерным оптимистам говорить о громадном скачке по сравнению с прошлым. По- этому уже с середины XIX века ставится вопрос о плате человечества за прогресс в производительных силах, о неоднозначности и противо- речивости прогресса в разных сферах общественной жизни. Перед че- ловечеством встала задача научиться сочетать изменения в науч- но-технической,социальной и духовной сферах, чтобы между ними не разрушалась гармония, чтобы бездумное покорение природы и насилие под историей не подвели людей к краю бездны. Рассмотрение проблемы исторического прогресса следует начать с выявления взаимосвязи прогресса и развития. Развитие нельзя считать простым синонимом изменения или при- равнивать его к прогрессу. Развитие - процесс более сложный, чем изменение или совокупность изменений. Сформулировать понятие раз- вития можно на основе анализа различных типов универсальных свя- зей, выраженных в законах и категориях диалектики. Развитие - это особый тип изменения. Установление факта совершающихся в предмете изменений еще не свидетельствует об их характере, тенденции. Изменения могут носить количественный характер. Развитие же предполагает рождение нового, изменения качественные. Но и не всякие качественные изменения рав- нозначны развитию (простое разрушение предмета или циклические процессы с повторением однотипных фаз или просто обратимые измене- ния типа "вода - пар - вода..."). Понятие развития выделяет из общей массы изменений такие, ко- торые связаны с обновлением системы, с ее внутренним структурным и функциональным изменением, превращением в нечто новое, иное. Раз- витие - процесс длительных, накапливающихся, необратимых, поступа- тельных изменений сложных системных объектов в достаточно большие интервалы времени (например,эволюция литосферы, экосистем, истори- ческое развитие человеческих сообществ, орудий и навыков труда, НТП и т.д.). Развитие нельзя понимать как линейный процесс. Так, реальное социально-историческое развитие происходит с постоянными отклоне- ниями в сторону, с возвратами назад, нередки случаи расщепления, дивергенции развивающегося процесса (эволюция приматов или конвер- генции - слияния, синтеза, объединения различных линий развития (формирование крупных наций из различных племен). Здесь же важно отметить соблюдение принципа историзма, суть которого заключается в рассмотрении объектов как целостных систем, возникших в определенных условиях в результате действия соответс- твующих причин. Необходимо учитывать не только обусловленность настоящего прошлым, но и развитие самой современности: ведь в нас- тоящем противоборствуют различные тенденции, формируются альтерна- тивные возможности будущего развития. Историзм тесно связан с кон- цепцией детерминации явлений. История - не заданный изначально процесс с заранее предопределенным результатом. Объективные зако- номерности исторического развития прокладывают себе дорогу не в единственно возможной форме. Их реализация варьируема. И важно учитывать многообразие возможных форм, путей развития. Наиболее сложным типом развития является история общества, включающая в себя, кроме объективных, также субъективные факторы: взгляды, цели, интересы людей. Это чрезвычайно усложняет характер детерминации общественно-исторических процессов. В реализации ис- торических перспектив, возможностей участвуют человеческий выбор, идеалы, воля к действию. Теоретическое осмысление исторических процессов требует применения всего комплекса знаний, методов диа- лектики. В процессах развития сложно и многообразно проявляет себя противоречивый характер изменений. Двумя наиболее общими противо- положными по своим характеристикам, разнонаправленными друг от друга, диалектически связанными тенденциями развития являются прогресс и регресс. Прогресс ( от лат. progress - движение вперед,успех), тип, направление развития, характеризующееся переходом от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному. О прогрессе можно говорить применительно к системе в целом, к отдельным ее элементам, к структуре и др. параметрам развивающегося объекта. Понятие прогресса соотносительно с понятием регресса. Прогресс предполагает такую дифференциацию и интеграцию эле- ментов и связей системы, которая повышает степень ее целостности, ее приспособленность к среде, функциональную эффективность, устой- чивость, надежность и обеспечивает высокий потенциал последующего развития. Если же в результате процесса развития уменьшается набор полезных для системы функций, распадаются существовавшие ранее структуры, уменьшается число подсистем, элементов и связей, обес- печивающих существование,устойчивость и жизнедеятельность данной системы, то такой процесс называют регрессом.






























88.Діалектика класового, національного і загальнолюдського у розв’язанні глобальних проблемм сучасності.

В процессе исторического развития человеческой деятельности происходит ломка устаревших технологических способов, а вместе с ними и устаревших социальных механизмов взаимодействия человека с природой. В начале человеческой истории действовали преимуществен- но адаптационные (приспособительные) механизмы взаимодействия. Че- ловек подчинялся силам природы, приспосабливался к изменениям, происходящим в ней, изменяя по мере этого свою собственную приро- ду. Затем по мере развития производительных сил возобладало утили- тарное отношение человека к природе, другому человеку. Современная эпоха ставит вопрос о переходе к новому пути социальных механиз- мов,который следует назвать коэволюционным или гармоническим. Гло- бальная ситуация, в которой оказалось человечество, отражает и вы- ражает всеобщий кризис потребительского отношения человека к при- родным и социальным ресурсам. Разум подталкивает человечество к осознанию жизненной необходимости гармонизации связей и отношений в глобальной системе "Человек - Техника - Природа". В связи с этим особое значение приобретает осмысление глобальных проблем совре- менности, их причин, взаимосвязи, путей их решения. Глобальными проблемами называют те, которые имеют общечелове- ческий характер, затрагивают интересы человечества в целом и каж- дого отдельного человека практически в любой точке планеты. Напри- мер, угроза термоядерной

катастрофы,угроза деградации природной среды и экологического самоубийства человечества, продовольствен- ная проблема, проблемы борьбы с опасными для человечества заболе- ваниями и т.д. Все эти проблемы порождены разобщенностью челове- чества, неравномерностью его развития. Сознательное начало еще не стало важнейшей предпосылкой человечества как единого целого. От- рицательные результаты и последствия несогласованных, непродуман- ных действий стран, народов, отдельных людей, накапливаясь в гло- бальных масштабах, стали мощным объективным фактором мирового эко- номического и социального развития. Они оказывают все более су- щественное влияние на развитие отдельных стран и регионов. Их ре- шение предполагает объединение усилий большого количества госу- дарств и организаций на международном уровне. Все глобальные проблемы современности можно свести к трем ос- новным группам: 1. Проблемы экономического и политического взаимодействия го- сударств: а) проблема предотвращения мировой термоядерной катастрофы и создания благоприятных условий для социального прогресса всех стран и народов; б) проблема преодоления технологической и экономической отс- талости развивающихся стран и установление нового международного порядка. 2. Проблемы взаимодействия общества и природы: а) предотвращение катастрофического загрязнения окружающей среды; б) обеспечение человечества необходимыми природными ресурсами (сырьем, энергией,продовольствием); в) освоение мирового океана и космического пространства. 3. Проблемы взаимоотношений людей и общества: а) проблема роста народонаселения; б) проблема охраны и укрепления здоровья людей; в) проблемы образования и культурного роста. В первой группе проблем мы назвали проблемы интерсоциальные, преимущественно политические проблемы.И это не случайно. Отношение между государствами планеты, проблема демилитаризации человечества - ключевая глобальная проблема. Милитаризм стал "раковой опухолью" человечества. Достаточно сказать, что 1/4 ученых мира втянута в подготовку к войне. Военно-промышленный комплекс отвлекает от со- зидательных целей огромные трудовые, материальные и финансовые ре- сурсы. Ядерные державы накопили такое количество расщепляющихся материалов, что его достаточно для многократного уничтожения всего живого на планете. И наконец, военные расходы - главное препятс- твие на пути положительного решения всех глобальных проблем. В условиях "потепления" международного климата, сокращения гонки вооружений создаются политические и экономические предпосыл- ки снятия проблемы термоядерной катастрофы. Однако обольщаться ус- пехами в демилитаризации человечества не следует. Во-первых, сох- раняется противостояние отдельных государств и опасность для чело- вечества локальных конфликтов и малых войн. Во-вторых, в условиях быстрого развития атомной энергетики возрастает опасность термоя- дерного катаклизма из-за бесконтрольного расползания атомного оружия и попадания его в руки политических маньяков и гангстеров. Проблема полной демилитаризации человечества может быть реше- на только на основе устранения угнетения и эксплуатации одного на- рода другим, преодоления экономической отсталости развивающихся стран и установления справедливого международного экономического порядка. Эта проблема является ключевой в деле перехода к новому историческому типу природопользования, к коэволюционным механизмам развития человечества в гармонии с природой и самим собой. Суть экологической проблемы заключается в опасном для сущест- вования человечества нарушения равновесия биосферных процессов. Известно, что жизнь на Земле существует в форме биотических круговоротов органического вещества, основанных на взаимодействии процессов синтеза и деструкции. Каждый вид организмов - звено био- тического кругооборота, процесса воспроизводства органического ве- щества. Функцию синтеза в этом процессе выполняют зеленые расте- ния.Функцию деструкции - микроорганизмы. Человек на первых этапах своей истории был естественным зве- ном биосферы и биотического кругооборота. Изменения, вносимые им в природу, не оказывали решающего влияния на биосферу. Сегодня человек стал крупнейшей планетарной силой. Достаточно сказать, что ежегодно из недр Земли извлекается около 10 млрд.т. полезных ископаемых, расходуется 3-4 млрд.т. растительной массы, выбрасывается в атмосферу около 10 млрд.т. промышленной углекисло- ты. В Мировой океан и реки сбрасывается более 5 млн.т.нефти и неф- тепродуктов. Обостряется с каждым днем проблема питьевой воды. Воздушная атмосфера современного промышленного города предс- тавляет собой смесь дыма, ядовитых испарений и пыли. Исчезают многие виды животных и растений. Великое равновесие природы нарушено до такой степени, что появился мрачный прогноз об "экологическом самоубийстве человечества". Все громче раздаются голоса о необходимости отказаться от всякого промышленного вмеша- тельства в естественное равновесие, остановить технический прог- ресс. Однако решить экологическую проблему путем отбрасывания че- ловечества к средневековому состоянию - утопия. И не только пото- му, что люди не откажутся от достижений технического прогресса. Дело в том, что изменения в биосфере, в том числе и катастрофичес- кие, происходили и будут происходить независимо от человека, поэ- тому речь должна идти не о полном послушании природе, а о гармони- зации природных и

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22




Новости
Мои настройки


   бесплатно рефераты  Наверх  бесплатно рефераты  

© 2009 Все права защищены.