развитие
творческих сил и способностей личности.
Важнейшей
детер- минирующей характеристикой культуры является ее качественная сто- рона.
Любое
До 86 питання
выражение
культуры есть проявление качественных свойств и признаков,степени развития
человека. Реальная, живая культура неотъемлема от человека как от субъекта
культуры. Собст- венно сам процесс формирования человека протекает как
культурно-ис- торический процесс. Его человеческие качества есть результат
усво- ения им языка, приобщения к существующим в обществе ценностям,
традициям,овладения присущими данной культуре приемами и навыками деятельности.
можно сказать, что культура - это мир человека, и, в известном смысле, способ
его бытия, созданный и постоянно воссоз- даваемый им самим. Культура - это
очеловеченный слой жизни,"вто- рая" искусственно созданная человеком
природа. Там,где есть чело- век, его деятельность, ее продукты, взаимоотношения
между людьми - там и есть культура. Иными словами, культура представляет собой
меру человеческого в человеке. Само становление личности есть не что иное, как
результата культурной эволюции индивида. Только усваивая и соединяя в себе
определенную долю общественной культуры, человек становится лич- ностью и
персонифицирует обретенный культурный потенциал как свой собственный мир, как
богатство своего "Я". Таким образом, лишь осваивая через познание и
деятельность внешнее, материализованное выражение культуры, индивид обретает
человеческое качество, становится способным сам участвовать в культуротворческой
деятельности. Культура - это процесс развития человеческих сил и способностей,
показатель меры человеческого в человеке, характеристика развития человека как
человеческого су- щества, процесс, получающий свое внешнее выражение во всем богатс-
тве и многообразии создаваемой людьми действительности, во всей совокупности
результатов человеческого труда и мысли. По мнению большинства современных
социологов и философов, за- нимающихся проблемой культуры, в структуре данного
феномена можно выделить два класса элементов. Первый класс включает в себя
идеи, ценности, которые направляют и координируют поведение и сознание людей в
их групповой и индивидуальной жизни. Второй класс элемен- тов состоит из
социальных институтов и учреждений культуры, благо- даря которым эти идеи и
ценности сохраняются и распространяются в обществе, доходят до каждого его
члена. Если первый класс элемен- тов характеризует культуру как систему
эталонов общественного по- ведения людей, то второй - как систему,
осуществляющую социальный контроль над ценностями и идеями. К последнему классу
относятся системы просвещения и образования, средств массовой информации и
коммуникации, различные виды культурного сервиса. Культуру принято разделять на
материальную и духовную. Мате- риальную культуру образуют продукты
материального, а духовную - продукты духовного производства. Но их различия ни
в коем случае нельзя преувеличивать хотя бы потому, что предметы духовной куль-
туры всегда так или иначе овеществляются, материализуются, а мате- риальная
культура несет в себе человеческую мысль, достижения че- ловеческого духа. Они
связаны между собой так, как и две обозна- ченные выше области производства-
материального и духовного, при- чем первое к в конечном счете играет в системе
общественной жизни ведущую, определяющую роль. Являясь выражением способов и
норм социальной организации и регулирования жизнедеятельности общества,
культура обладает рядом функций. Это социально-регулятивная функция
культуры,воплощающаяся в нормах, традициях и обычаях регулирующих жизнь
общества. Вторая, не менее важная функция культуры называется
коммуникативно-репро- дуктивной. Она заключается в трансляции опыта, знаний,
опредмечен- ных результатов человеческой деятельности от поколения к поколе-
нию, чем обеспечивается непрерывность исторического процесса и его
прогрессивное развитие. Продукты культуротворческой деятельности подвергаются
своеобразной проверке, социальному отбору: одни из них сразу входят в
культурный оборот и становятся составляющей культурного прогресса, для других
требуется время, чтобы они были осознаны и включены в социальную практику.
Социальной функцией культуры является отбор и отсеивание в ходе трансляции тех
куль- турных ценностей, которые остаются в употреблении у нового поко- ления и
тех, которые отсеиваются, отслужив свое. Эта функция куль- туры называется
ценностно-ориентационной. Нельзя сводить культуру лишь к результатам
деятельности, это и сама деятельность. именно так предстает перед нами культура
ми- ровоззренческая, политическая, технологическая, производственная, культура
человеческого общения, культура экологическая, правовая и художественная.
Культура данной эпохи поэтому включает в себя и результаты, и способы
деятельности, причем не только творческой, но и репродуктивной. Деятельность
выступает как составляющая и ис- точник культуры тогда, когда она носит
общественный характер, когда ее продукты имеют смысл не только для данного
индивида,но и для других людей. Таким образом, культура является продуктом об-
щественной деятельности, независимо от того в какой форме - кол- лективной или
индивидуальной - она осуществлялась. Поэтому главный родовой признак культуры -
это неприродный, деятельностный, общест- венный источник ее происхождения и
развития. Под этим источником подразумевается общественный труд, который носит
всеобщий характер. Таким образом, культура - это не только производство вещей и
идей в их оторванности от человека, это производство самого чело- века во всем
богатстве и многосторонности его общественных связей и отношений, во всей
целостности его общественного бытия.
87.Соціальний прогноз і глобальні проблемми сучасності.
Проблема
исторического прогресса является одной из централь- ных во всех значительных
философских учениях. И это не случайно, так как именно философия призвана
рефлексивно осмыслить историчес- кий процесс. Но вопрос об историческом
прогрессе долгое время трактовался упрощенно - как непрерывное восхождение по
пути к со- вершенству. Если в научно-технической сфере прогресс несомненен, то
уже в области экономики он не столь очевиден (по крайней мере, экономика служит
базой для многих негативных процессов), а состоя- ние нравственности, развитие
культуры не позволяют даже непомерным оптимистам говорить о громадном скачке по
сравнению с прошлым. По- этому уже с середины XIX века ставится вопрос о плате
человечества за прогресс в производительных силах, о неоднозначности и противо-
речивости прогресса в разных сферах общественной жизни. Перед че- ловечеством
встала задача научиться сочетать изменения в науч- но-технической,социальной и
духовной сферах, чтобы между ними не разрушалась гармония, чтобы бездумное
покорение природы и насилие под историей не подвели людей к краю бездны.
Рассмотрение проблемы исторического прогресса следует начать с выявления
взаимосвязи прогресса и развития. Развитие нельзя считать простым синонимом
изменения или при- равнивать его к прогрессу. Развитие - процесс более сложный,
чем изменение или совокупность изменений. Сформулировать понятие раз- вития
можно на основе анализа различных типов универсальных свя- зей, выраженных в
законах и категориях диалектики. Развитие - это особый тип изменения.
Установление факта совершающихся в предмете изменений еще не свидетельствует об
их характере, тенденции. Изменения могут носить количественный характер.
Развитие же предполагает рождение нового, изменения качественные. Но и не
всякие качественные изменения рав- нозначны развитию (простое разрушение
предмета или циклические процессы с повторением однотипных фаз или просто
обратимые измене- ния типа "вода - пар - вода..."). Понятие развития
выделяет из общей массы изменений такие, ко- торые связаны с обновлением
системы, с ее внутренним структурным и функциональным изменением, превращением
в нечто новое, иное. Раз- витие - процесс длительных, накапливающихся,
необратимых, поступа- тельных изменений сложных системных объектов в достаточно
большие интервалы времени (например,эволюция литосферы, экосистем, истори-
ческое развитие человеческих сообществ, орудий и навыков труда, НТП и т.д.).
Развитие нельзя понимать как линейный процесс. Так, реальное
социально-историческое развитие происходит с постоянными отклоне- ниями в
сторону, с возвратами назад, нередки случаи расщепления, дивергенции
развивающегося процесса (эволюция приматов или конвер- генции - слияния,
синтеза, объединения различных линий развития (формирование крупных наций из
различных племен). Здесь же важно отметить соблюдение принципа историзма, суть
которого заключается в рассмотрении объектов как целостных систем, возникших в
определенных условиях в результате действия соответс- твующих причин.
Необходимо учитывать не только обусловленность настоящего прошлым, но и
развитие самой современности: ведь в нас- тоящем противоборствуют различные
тенденции, формируются альтерна- тивные возможности будущего развития. Историзм
тесно связан с кон- цепцией детерминации явлений. История - не заданный
изначально процесс с заранее предопределенным результатом. Объективные зако-
номерности исторического развития прокладывают себе дорогу не в единственно
возможной форме. Их реализация варьируема. И важно учитывать многообразие
возможных форм, путей развития. Наиболее сложным типом развития является
история общества, включающая в себя, кроме объективных, также субъективные
факторы: взгляды, цели, интересы людей. Это чрезвычайно усложняет характер
детерминации общественно-исторических процессов. В реализации ис- торических
перспектив, возможностей участвуют человеческий выбор, идеалы, воля к действию.
Теоретическое осмысление исторических процессов требует применения всего
комплекса знаний, методов диа- лектики. В процессах развития сложно и
многообразно проявляет себя противоречивый характер изменений. Двумя наиболее
общими противо- положными по своим характеристикам, разнонаправленными друг от
друга, диалектически связанными тенденциями развития являются прогресс и
регресс. Прогресс ( от лат. progress - движение вперед,успех), тип, направление
развития, характеризующееся переходом от низшего к высшему, от менее
совершенного к более совершенному. О прогрессе можно говорить применительно к
системе в целом, к отдельным ее элементам, к структуре и др. параметрам
развивающегося объекта. Понятие прогресса соотносительно с понятием регресса.
Прогресс предполагает такую дифференциацию и интеграцию эле- ментов и связей
системы, которая повышает степень ее целостности, ее приспособленность к среде,
функциональную эффективность, устой- чивость, надежность и обеспечивает высокий
потенциал последующего развития. Если же в результате процесса развития
уменьшается набор полезных для системы функций, распадаются существовавшие
ранее структуры, уменьшается число подсистем, элементов и связей, обес-
печивающих существование,устойчивость и жизнедеятельность данной системы, то
такой процесс называют регрессом.
88.Діалектика класового, національного і загальнолюдського у розв’язанні глобальних проблемм
сучасності.
В
процессе исторического развития человеческой деятельности происходит ломка
устаревших технологических способов, а вместе с ними и устаревших социальных
механизмов взаимодействия человека с природой. В начале человеческой истории
действовали преимуществен- но адаптационные (приспособительные) механизмы
взаимодействия. Че- ловек подчинялся силам природы, приспосабливался к
изменениям, происходящим в ней, изменяя по мере этого свою собственную приро-
ду. Затем по мере развития производительных сил возобладало утили- тарное
отношение человека к природе, другому человеку. Современная эпоха ставит вопрос
о переходе к новому пути социальных механиз- мов,который следует назвать
коэволюционным или гармоническим. Гло- бальная ситуация, в которой оказалось
человечество, отражает и вы- ражает всеобщий кризис потребительского отношения
человека к при- родным и социальным ресурсам. Разум подталкивает человечество к
осознанию жизненной необходимости гармонизации связей и отношений в глобальной
системе "Человек - Техника - Природа". В связи с этим особое значение
приобретает осмысление глобальных проблем совре- менности, их причин, взаимосвязи,
путей их решения. Глобальными проблемами называют те, которые имеют общечелове-
ческий характер, затрагивают интересы человечества в целом и каж- дого
отдельного человека практически в любой точке планеты. Напри- мер, угроза
термоядерной
катастрофы,угроза
деградации природной среды и экологического самоубийства человечества,
продовольствен- ная проблема, проблемы борьбы с опасными для человечества
заболе- ваниями и т.д. Все эти проблемы порождены разобщенностью челове-
чества, неравномерностью его развития. Сознательное начало еще не стало
важнейшей предпосылкой человечества как единого целого. От- рицательные
результаты и последствия несогласованных, непродуман- ных действий стран,
народов, отдельных людей, накапливаясь в гло- бальных масштабах, стали мощным
объективным фактором мирового эко- номического и социального развития. Они
оказывают все более су- щественное влияние на развитие отдельных стран и
регионов. Их ре- шение предполагает объединение усилий большого количества
госу- дарств и организаций на международном уровне. Все глобальные проблемы
современности можно свести к трем ос- новным группам: 1. Проблемы
экономического и политического взаимодействия го- сударств: а) проблема
предотвращения мировой термоядерной катастрофы и создания благоприятных условий
для социального прогресса всех стран и народов; б) проблема преодоления
технологической и экономической отс- талости развивающихся стран и установление
нового международного порядка. 2. Проблемы взаимодействия общества и природы:
а) предотвращение катастрофического загрязнения окружающей среды; б)
обеспечение человечества необходимыми природными ресурсами (сырьем,
энергией,продовольствием); в) освоение мирового океана и космического
пространства. 3. Проблемы взаимоотношений людей и общества: а) проблема роста
народонаселения; б) проблема охраны и укрепления здоровья людей; в) проблемы
образования и культурного роста. В первой группе проблем мы назвали проблемы
интерсоциальные, преимущественно политические проблемы.И это не случайно.
Отношение между государствами планеты, проблема демилитаризации человечества -
ключевая глобальная проблема. Милитаризм стал "раковой опухолью"
человечества. Достаточно сказать, что 1/4 ученых мира втянута в подготовку к
войне. Военно-промышленный комплекс отвлекает от со- зидательных целей огромные
трудовые, материальные и финансовые ре- сурсы. Ядерные державы накопили такое
количество расщепляющихся материалов, что его достаточно для многократного
уничтожения всего живого на планете. И наконец, военные расходы - главное
препятс- твие на пути положительного решения всех глобальных проблем. В
условиях "потепления" международного климата, сокращения гонки
вооружений создаются политические и экономические предпосыл- ки снятия проблемы
термоядерной катастрофы. Однако обольщаться ус- пехами в демилитаризации
человечества не следует. Во-первых, сох- раняется противостояние отдельных
государств и опасность для чело- вечества локальных конфликтов и малых войн.
Во-вторых, в условиях быстрого развития атомной энергетики возрастает опасность
термоя- дерного катаклизма из-за бесконтрольного расползания атомного оружия и
попадания его в руки политических маньяков и гангстеров. Проблема полной
демилитаризации человечества может быть реше- на только на основе устранения
угнетения и эксплуатации одного на- рода другим, преодоления экономической
отсталости развивающихся стран и установления справедливого международного
экономического порядка. Эта проблема является ключевой в деле перехода к новому
историческому типу природопользования, к коэволюционным механизмам развития
человечества в гармонии с природой и самим собой. Суть экологической проблемы
заключается в опасном для сущест- вования человечества нарушения равновесия
биосферных процессов. Известно, что жизнь на Земле существует в форме
биотических круговоротов органического вещества, основанных на взаимодействии
процессов синтеза и деструкции. Каждый вид организмов - звено био- тического
кругооборота, процесса воспроизводства органического ве- щества. Функцию
синтеза в этом процессе выполняют зеленые расте- ния.Функцию деструкции -
микроорганизмы. Человек на первых этапах своей истории был естественным зве-
ном биосферы и биотического кругооборота. Изменения, вносимые им в природу, не
оказывали решающего влияния на биосферу. Сегодня человек стал крупнейшей
планетарной силой. Достаточно сказать, что ежегодно из недр Земли извлекается
около 10 млрд.т. полезных ископаемых, расходуется 3-4 млрд.т. растительной
массы, выбрасывается в атмосферу около 10 млрд.т. промышленной углекисло- ты. В
Мировой океан и реки сбрасывается более 5 млн.т.нефти и неф- тепродуктов.
Обостряется с каждым днем проблема питьевой воды. Воздушная атмосфера
современного промышленного города предс- тавляет собой смесь дыма, ядовитых
испарений и пыли. Исчезают многие виды животных и растений. Великое равновесие
природы нарушено до такой степени, что появился мрачный прогноз об
"экологическом самоубийстве человечества". Все громче раздаются
голоса о необходимости отказаться от всякого промышленного вмеша- тельства в
естественное равновесие, остановить технический прог- ресс. Однако решить
экологическую проблему путем отбрасывания че- ловечества к средневековому
состоянию - утопия. И не только пото- му, что люди не откажутся от достижений
технического прогресса. Дело в том, что изменения в биосфере, в том числе и
катастрофичес- кие, происходили и будут происходить независимо от человека,
поэ- тому речь должна идти не о полном послушании природе, а о гармони- зации
природных и
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22
|