рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~

Меню
Поиск



бесплатно рефераты Финансовые ресурсы учреждения здравоохранения, источники их формирования, направления более эффективного использования (на примере Ермолаевской районной больницы)

Медицинские учреждения - ещё один участник системы ОМС - учреждение независимо от форм собственности, лицензированное на осуществление определённой деятельности и услуг по программам ОМС, а также имеющее аккредитацию, то есть соответствующее установленным профессиональным стандартам.

И, наконец, самые многочисленные участники системы ОМС - застрахованные лица - граждане России, независимо от пола, возраста, состояния здоровья, места жительства, уровня дохода, а также иностранные граждане, постоянно проживающие на территории Российской Федерации, которые имеют право на бесплатное (для них) получение медицинских услуг, включённых в государственную программу обязательного медицинского страхования.

Законом «О медицинском страховании граждан РФ» предусмотрена возможность заключения договоров между страховыми организациями и учреждениями здравоохранения с разными формами собственности. Тем самым стало возможно общественное финансирование негосударственных учреждений. По закону учреждения здравоохранения получают статус «независимого хозяйствующего субъекта». Нормативная база, определяющая варианты организационно-правового статуса таких учреждений, пока слаба. Закон провозглашает право населения на выбор лечебно-профилактического учреждения и врача в рамках договора о медицинском страховании.

В системе обязательного медицинского страхования предусматривается следующий порядок финансового взаимодействия субъектов:

- хозяйствующие субъекты-плательщики перечисляют страховые платежи в федеральный и территориальные фонды медицинского страхования;

- органы исполнительной власти перечисляют платежи на обязательное медицинское страхование неработающего населения;

- территориальный фонд ежемесячно перечисляет на счета страховщиков средства для оплаты медицинских услуг с учетом среднедушевых нормативов и количества застрахованных;

- страховщики производят оплату, проверяют обоснованность счетов за медицинскую помощь, контролируют объем, сроки и качество ее предоставления;

- оплата счетов-фактур медицинских учреждений производится ежемесячно в режиме «аванс-окончательный расчет». Окончательный расчет осуществляется в соответствии с фактически выполненными объемами медицинской помощи. В случае необходимости производится перерасчет по ранее авансированным средствам [12, 163 с.].

Средства бюджета.

В настоящее время частично сохраняется порядок планирования расходов на здравоохранение, действовавший до появления системы медицинского страхования, т.е. финансирование учреждений здравоохранения производится на основе сметного принципа: каждому учреждению утверждается смета расходов, производимых за счет выделяемых средств. Финансовые средства планируются и выделяются учреждениям по статьям экономической классификации бюджетных расходов.

Согласно установленному порядку, составление индивидуальной сметы медицинского учреждения осуществляется исходя из нормативов расходов в расчете на единицу объема выполненных работ и показателей объема работы каждого подразделения: среднегодового количества коек, количества койко-дней, среднегодового числа должностей медицинского и административно-хозяйственного персонала, количества поликлинических посещений и т.д. Например, по амбулаторно-поликлинической помощи расходы планировались по числу врачебных посещений в поликлинике (примерно 12 посещений в год), а по стационарной помощи – по среднегодовому количеству коек [6, 43 с.].

Смета расходов медицинского учреждения включает следующие статьи:

- фонд заработной платы, устанавливающийся в соответствии с Единой тарифной сеткой по оплате труда работников бюджетной сферы (составляет 60% затрат на содержание медицинских учреждений);

- начисления на заработную плату в размере 39-40%;

- расходы на медикаменты в стационарах (по норме расхода на койко-день) и на бесплатную и льготную выдачу медикаментов;

- расходы на канцелярские и хозяйственные нужды (по норме расхода на одну койку в год);

- расходы на питание больных (по норме расхода на койко-день);

- расходы на приобретение оборудования и мягкого инвентаря (по дифференцированным нормам, в зависимости от профиля отделения);

- командировочные расходы в соответствии с действующими нормами;

- расходы на капитальный ремонт зданий (на основе финансово-сметных расчетов);

- прочие расходы: оплата летных часов санитарной авиации, проведение культурно-массовых мероприятий среди больных и др.).

При инфляции закладываемый размер расходов корректируется на коэффициент инфляционных ожиданий.

Контроль за использованием выделенных средств медицинским учреждением проводится в форме ревизий и тематических проверок.

В сводном планировании расходов по районам, городам областного и краевого подчинения, области (края) среди расчетных показателей финансирования используются следующие:

- цена конкретной медицинской услуги, определяемая на базе сметы расходов;

- оплата средней стоимости пролеченного больного на основе средней стоимости лечения;

- оплата одного завершенного случая лечения на основе клинико-статистических групп или медико-экономических стандартов. Стоимость лечения устанавливается по группам заболеваний, в рамках которых определяются одинаковые расценки за лечение;

- финансирование по среднедушевому нормативу на работающее и неработающее население. Размер норматива зависит от возможностей территориальных бюджетов;

- комбинация перечисленных методов.

Выбор модели (расчетных показателей) финансирования осуществляется местным органом исполнительной власти.

Параллельно с бюджетным финансированием содержания учреждений существует дополнительный канал их финансирования – целевые программы по здравоохранению. Эта форма бюджетного финансирования была введена как средство решения задачи ослабления дефицита финансовых ресурсов деятельности учреждений здравоохранения и поддержания уровня и объема оказания помощи.

К сожалению, сметное финансирование имеет ряд недостатков.

Во-первых, нормативная база, используемая для проведения таких расчетов, в значительной степени унаследована от плановой системы здравоохранения с назначаемыми государством ценами, а старые стоимостные нормативы нередко просто механически корректируются с помощью индексов-дефляторов, причем рассчитанных для экономики в целом.

Во-вторых, потребности в финансировании учреждений, рассчитанные вышеуказанным способом даже на основе несовершенной нормативной базы, оказываются существенно выше тех финансовых ресурсов, которые выделяются. В результате показатели потребности в финансировании отдельных статей расходов, рассчитанные с использованием имеющихся нормативов, корректируются в сторону уменьшения. Принципы проведения такой корректировки и соответственно установления итоговых размеров бюджетного финансирования четко не формулируются.

Учреждения должны истратить полученные средства строго по их целевому назначению (то есть в соответствии с утвержденными показателями расходов по отдельным статьям) и не имеют права самостоятельно перераспределять их между разными статьями расходов без соответствующего на то разрешения.

Метод сметного финансирования удобен финансовым органам. Он дает возможность проконтролировать направления их использования и быть уверенным, что выделенные средства не направлены, к примеру, на оплату труда или приобретение дорогостоящего оборудования в ущерб другим необходимым видам расходов.

Таким образом, можно сказать, что в настоящее время финансирование здравоохранения имеет смешанный бюджетно-страховой характер, при котором за счет государства оплачиваются целевые программы, капитальные вложения и некоторые другие расходы, а финансирование основной медицинской помощи осуществляется через систему медицинского страхования.


Глава II. Анализ финансовых результатов деятельности Ермолаевской районной больницы


2.1 Характеристика Ермолаевской районной больницы


Государственное учреждение здравоохранения Ермолаевская районная больница (ЕРБ) является юридическим лицом, находящимся в ведении Минздрава республики Башкортостан и функционирующим в соответствии с законодательством РФ, РБ, Уставом учреждения, приказами и указаниями Минздрава РБ и РФ.

ЕРБ располагается по адресу: 453360, респ. Башкортостан, Куюргазинский район, п. Ермолаево, ул. Советская, д. 143.

ЕРБ имеет самостоятельный баланс, расчетный и иные счета в Сбербанке, печать со своим наименованием и с наименованием вышестоящего ведомства, бланки.

ЕРБ выступает истцом и ответчиком в суде, арбитражном и третейском суде в соответствии с законодательством Российской Федерации. ЕРБ не отвечает по обязательствам государства, его органов. ЕРБ отвечает по своим обязательствам в пределах находящихся в ее распоряжении денежных средств. При недостаточности денежных средств по обязательствам ЕРБ отвечает Минздрав РБ.

ЕРБ как самостоятельный субъект хозяйствования строит свои отношения с другими учреждениями, предприятиями, организациями и гражданами во всех сферах хозяйственной деятельности на основе договоров.

Основная цель деятельности ЕРБ – оздоровление и поддержание здоровья населения.

Основные задачи ЕРБ - оказание высококвалифицированной специализированной консультативно-диагностической и лечебной помощи населению п.Ермолаево и жителям Куюргазинского района.

Структура управления ЕРБ представлена в Приложении 1.

Основными источниками поступления финансовых средств в ЕРБ являются:

- бюджетные средства, выделяемые учреждениям здравоохранения на основе установленных нормативов;

- средства ФОМС;

- платные услуги.

В своей деятельности ЕРБ руководствуется приказом Министерства здравоохранения РФ № 6 от 13.01.1995 «Об утверждении положений о республиканской (краевой, областной, окружной) больнице и о медицинском диагностическом центре», другими нормативно-правовыми актами РФ и РБ в области здравоохранения, Уставом ЕРБ.

Для анализа финансовой деятельности ЕРБ используем вертикальный анализа баланса, анализ исполнения сметы расходов, анализ прибыли и рентабельности [11, 376 с.].


2.2 Вертикальный анализ баланса


Вертикальный анализ баланса проведем на основе Приложения 2. Он составляется с помощью «Баланса исполнения бюджета» (форма 1).

Из таблицы видно, что валюта баланса в целом выросла на 1,82%, причем отмечается резкий рост валюты баланса по внебюджетной деятельности – 5763% с одновременным падением валюты баланса по бюджетной деятельности, внебюджетная деятельность набирает оборот. Происходит переориентация источников финансирования. Так, если в 2007 году доля внебюджета в общем объеме финсредств составляла 8%, то в 2008 году – уже 4,8%. В основном за счет внебюджета стала финансироваться такая статья как материальные запасы (67,92% от общего объема финансирования). 99,58% всех финансовых активов – денежные средства и дебиторская задолженность – сосредоточены во внебюджетной деятельности.

Что касается обязательств, то они выросли на 318%, причем основная их доля «легла на плечи» внебюджета – 85% в 2008 году против 3,21% в 2007 году. Значительную долю при этом составляют расчеты с поставщиками и подрядчиками (83,45%): по оплате услуг связи, по приобретению основных средств, материальных запасов; расчеты по платежам в бюджет, прочие расходы с кредиторами (89,93%). Общий финансовый результат учреждения упал на 40%.


2.3 Анализ исполнения сметы расходов


Одной из особенностей учета расходов в бюджетных учреждениях, имеющих важное значение для анализа исполнения смет, является отражение в бухгалтерском учете двух видов расходов: кассовых и фактических.

Кассовыми расходами считаются все суммы, выданные банком как наличными деньгами, так и путем безналичных расчетов.

К фактическим расходам относятся действительные затраты учреждений, оформленные соответствующими документами, а также расходы по неоплаченным счетам кредиторов, по начисленной заработной плате и стипендиям. При внесении в банк каких-либо сумм на бюджетные или текущие счета учреждений в бухгалтерском учете на эти суммы уменьшаются кассовые расходы.

Значение анализа исполнения сметы расходов бюджетных учреждений состоит в том, что с его помощью определяются отклонения, во-первых, кассовых расходов от фактических, во-вторых – кассовых и фактических расходов от назначений по смете и, в-третьих, отклонения всех видов этих расходов от выделенных бюджетных средств. Анализ способствует выявлению причин отклонений, а также позволяет обеспечивать контроль за соблюдением норм расходов на текущее содержание по всем статьям бюджетной классификации. Таким образом, проведем анализ исполнения сметы расходов по трем направлениям, одновременно анализируя бюджетную и внебюджетную деятельность ЕРБ за 2007 – 2008 годы.

При анализе исполнения сметы расходов бюджетного учреждения прежде всего изучаются состав и структура расходов. С этой целью расходы группируются по статьям бюджетной классификации (Приложения 3, 4, 5).

Бюджетное финансирование.

По данным таблицы из приложения 3 в 2007 – 2008 годах был допущен перерасход средств на 7,77% и 20,87% соответственно. В 2007 году в значительной степени это обусловлено значительным перерасходом средств на текущие нужды: прочие расходы по статье материальные запасы – 517%, услуги по содержанию имущества – 281%, лечебные расходы – 138,8%. В 2008 году наблюдается та же ситуация: значительный перерасход по прочим расходам по статье материальные запасы – 175%, услугам по содержанию имущества – 275,85%, прочим расходам по приобретению услуг – 152,72%.

Необходимо отметить, что для ЕРБ характерен значительный удельный вес расходов на заработную плату и оплату коммунальных услуг. Можно отметить, что наблюдается переориентация источников финансирования. Если раньше основная доля бюджетных средств тратилась на оплату труда и приобретение услуг, то с 2008 года основная их доля тратится на приобретение услуг и закупку материальных активов.

Также необходимо особо подчеркнуть очень низкий процент капитальных затрат в общем объеме расходов: в целом за 2007 год – 1,75%, в 2008 году – 4,04%, хотя, как видим, наметилась положительная тенденция. Все это не может не сказаться на уровне и качестве обслуживания в ЕРБ.

Финансирование ФОМС.

Также можно сказать о перерасходе средств: на 15,88% в 2007 году и 11,02% в 2008 году. Причем перерасход средств в целом в 2007 году наблюдается в основном за счет статей приобретение услуг – 154,92%, прочие расходы по статье материальные запасы – 387%, увеличение стоимости основных средств – 131%. Также можно отметить недорасход средств по оплате труда – на 14,7%.

В 2008 году наибольший перерасход средств допущен по статьям увеличение стоимости основных средств – 169%, увеличение стоимости матзапасов. Также мала доля капитальных затрат – 9,41% и 2,43% в 2007 и 2008 годах соответственно, причем заметна тенденция к снижению финансирования ФОМС этой статьи. Основные статьи-потребители средств ОМС в 2007 году – мат.запасы (75%), в 2008 – оплата труда (66%) и мат. запасы (29%).

Внебюджетное финансирование (платные услуги).

Значительный перерасход средств здесь допущен в 2008 году - 131,24%. Наибольший перерасход допущен по следующим статьям: приобретение и модернизация непроизводственного оборудования – 1219,25%, коммунальные услуги – 371,75%, продукты питания – 274,66%.

Значительный вес в общих расходах занимают расходы: в 2007 году – на оплату труда – 51,6%, на приобретение услуг – 20,3%, на приобретение мат.запасов – 27,26%; в 2008 году – на оплату труда – 40,78%, на приобретение услуг – 23,7%, на приобретение мат.запасов – 29,57%. Также мала доля капитальных расходов (4,5%).

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13




Новости
Мои настройки


   бесплатно рефераты  Наверх  бесплатно рефераты  

© 2009 Все права защищены.