доходы от платных услуг. При этом любая услуга может быть
платной, если она осуществляется сверх Программы государственных гарантий
бесплатной медицинской помощи;
формирование цен на медицинские услуги, которые могли бы
компенсировать все затраты на услугу и содержать прибыль ЕРБ как дополнительный
источник финансирования. Сегодня тариф в системе ОМС – цена ниже себестоимости
объективно дорогой медицинской услуги;
развитие сети дневных стационаров, что также является
резервом экономии средств на содержание больных;
освобождение отрасли здравоохранения, ее учреждений от
налога на прибыль от платных медицинских услуг, т.к. коммерциализация медицины
в условиях России – явление вынужденное;
более широкое внедрение и развитие медицинского лизинга
как способа финансирования без кредитования. Создание и поощрение развития
медицинских лизинговых компаний;
использование факторинга как механизма продажи долгов
лечебного учреждения государству. Поскольку муниципалитет на основании ст. 120
п. 2 ГК РФ несет субсидиарную ответственность за долги ЛПУ на основании того,
что муниципалитет реализует права собственника (65% ЛПУ Российской Федерации –
муниципальные);
- формирование предпринимательской среды. Основные
средства ее решения – разгосударствление и приватизация учреждений
здравоохранения. Результатом будет снижение нагрузки на госбюджет и высокий
уровень управления учреждением здравоохранения, обеспечивающий его финансовую
устойчивость и способность выполнять уставные требования и обязательства по
договорам;
- организации учреждения здравоохранения в форме
некоммерческого учреждения, которое работает по договорам с органами местной
власти и самостоятельно определяет основные параметры своей деятельности.
Органы государственного управления не несут жестких обязательств по содержанию
некоммерческих лечебных учреждений. Их финансирование осуществляется в форме
субсидий, предоставляемых на основе анализа показателей работы;
развитие ДМС как разновидности платной медицинской
помощи. ДМС больше формирует ответственность пациента за свое здоровье, чем в
условиях «платной медицинской помощи»;
возможность более широко пользоваться арендной платой,
несмотря на то, что в учреждения здравоохранения Российской Федерации это, в
основном, субаренда. Арендная плата – дополнительный внутренний источник
финансирования;
разрешение накопления и формирования фонда амортизации,
несмотря на то, что оборудование не приобреталось лечебными учреждениями за
свой счет. Если государство не финансирует покупку оборудования, то учреждение
здравоохранения должно иметь выход для решения этой проблемы;
прорывные медицинские научные разработки с хорошо
продуманным организационно–экономическим механизмом внедрения в учреждение
здравоохранения. Реализация проектов позволит, во-первых, более эффективно
решать задачи, для которых и созданы учреждения здравоохранения – лечение
больных. Во-вторых, позволит заработать прибыль для организации для
модернизации и развития больницы, повысить оплату труда, осуществлять научные
разработки [14, с.18].
Заключение
В курсовой работе была поставлена цель рассмотреть и
проанализировать финансовые ресурсы учреждения здравоохранения, источники их
формирования и направления более эффективного использования.
Данная цель была достигнута решением следующих задач:
- рассмотрены понятие, источники и механизмы формирования
финансовых ресурсов медицинских учреждений;
- проанализировано финансовое состояние медицинского
учреждения (Ермолаевская районная больница), определены проблемы финансирования
и пути их решения.
В процессе исследования было выявлено, что недостаточное
финансирование здравоохранения в целом по стране совмещается с низкой
эффективностью использования ресурсов. На основе анализа финансовых показателей
ЕРБ были выявлены ряд проблем, такие, как низкая техническая оснащенность
больницы, нарушение принципа целевого использования бюджетных ассигнований,
средств ФОМС и внебюджетных средств.
Для решения данных проблем в условиях ограниченности
государственных средств финансирования можно рекомендовать мероприятия по дополнительному
поиску резервов финансовых ресурсов. К таким мероприятиям можно отнести: получение
доходов от платных услуг; формирование цен на медицинские услуги, которые могли
бы компенсировать все затраты на услугу и содержать прибыль ЕРБ как дополнительный
источник финансирования; развитие сети дневных стационаров; освобождение
отрасли здравоохранения и ее учреждений от налога на прибыль от платных
медицинских услуг; более широкое внедрение и развитие медицинского лизинга; формирование
предпринимательской среды; использование факторинга; развитие ДМС; организации
учреждения здравоохранения в форме некоммерческого учреждения; возможность
более широко использования арендной платой; разрешение накопления и
формирования фонда амортизации; перспективные медицинские научные разработки с
хорошо продуманным организационно–экономическим механизмом внедрения в
учреждение здравоохранения. Внедрению в практику деятельности лечебного
учреждения данных мероприятий позволит повысить эффективность использования
финансовых ресурсов.
Список литературы
1.
Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ (ред.от 27.12.2009)
// КонсультантПлюс. ВерсияПроф [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – [М.,
2010].
2.
Налоговый кодекс Российской Федерации. Части первая и вторая (в ред.от
29 декабря 2009 г.). - Новосибирск: Сибирское университетское издание, 2010. –
656 с.
3.
Закон РФ от 28.06.1991 № 1499-1 (ред. от 23.07.2008) «О медицинском
страховании граждан в Российской Федерации» // КонсультантПлюс. ВерсияПроф [Электронный
ресурс]. – Электрон. дан. – [М., 2010].
4.
Приказ Министерства здравоохранения и медицинской промышленности Российской
Федерации от 13.01.1995 № 6 «Об утверждении положений о республиканской
(краевой, областной, окружной) больнице и о медицинском диагностическом центре»
// КонсультантПлюс. ВерсияПроф [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – [М.,
2010].
5.
Бригхем Ю., Гапенски Л. Финансовый менеджмент / под ред. Ковалева В.В. –
СПб.: Экономическая школа, 2006. – 244 с.
6.
Данилов Е.Н. и др. Анализ хозяйственной деятельности в бюджетных и
научных учреждениях: Учебное пособие – Минск: Книжный дом; Экоперспектива, 2005.
– 336 с.
7.
Наумова С. А. Экономика и предпринимательство в социально- культурном
сервисе и туризме: Учеб. пособие – Томск: Изд. ТПУ, 2005. – 127 с.
8.
Официальные материалы для бухгалтера. Комментарии и консультации: изд.
«Бухгалтерский учет», 2008. – 21 с.
9.
Русак Н. А., Русак В. А. Финансовый анализ субъекта хозяйствования. -
Мн.: Высшая школа, 2005. – 222 с.
10.
Самборский В.И., Грищенко А.А. Анализ хозяйственной деятельности в
бюджетных и научных учреждениях. – М.: Финансы и статистика, 2005. – 277 с.
11.
Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: Учебник. -
М.: ИНФРА-М, 2007. – 166 с.
12.
Финансы, денежное обращение и кредит: Учебник / Под
ред.проф.Н.Ф.Самсонова. – М.: Инфра-М, 2006. – с. 448.
13.
Финансы, деньги, кредит: учеб.пособие / Под ред. Е.Г.Черновой. – М.:
Проспект, 2005. – с. 208.
14.
Шеремет А.Д. Методика финансового анализа. - М.: ИНФРА-М, 2006. – 178 с.
15.
Кучеренко В.З. Основные направления реформирования российского
здравоохранения на современном этапе//Экономика здравоохранения, 2005, №8. – С.11-19.
Приложение 1
Вертикальный анализ баланса ЕРБ
Показатель
|
2007 год
|
Итого, тыс. руб.
|
2008 год
|
итого
|
темп роста, %
|
бюджетная деятельность
|
внебюджетная деятельность
|
бюджетная деятельность
|
внебюджетная деятельность
|
Бюджетная деятельность
|
Внебюджетная деятельность
|
всего
|
тыс. руб.
|
уд. вес, %
|
тыс. руб.
|
уд. вес, %
|
тыс. руб.
|
уд. вес, %
|
тыс. руб.
|
уд. вес, %
|
тыс. руб.
|
АКТИВ
|
|
|
|
1. Нефинансовые активы
|
|
|
|
|
|
|
Основные средства(первонач.ст-ть)
|
236766,761
|
99,89
|
253,803
|
0,11
|
237020,564
|
238683,301
|
94,32
|
14364,084
|
5,68
|
253047,385
|
100,81
|
5659,54
|
106,76
|
Амортизация осн.средств
|
60069,045
|
99,80
|
122,509
|
0,20
|
60191,554
|
64975,852
|
85,62
|
10910,786
|
14,38
|
75886,638
|
108,17
|
8906,11
|
126,08
|
Основные средства(остаточ.ст-ть)
|
176697,715
|
99,93
|
131,293
|
0,07
|
176829,008
|
173707,449
|
98,05
|
3453,297
|
1,95
|
177160,746
|
98,31
|
2630,22
|
100,19
|
Материальные запасы
|
4053,363
|
99,76
|
9,879
|
0,24
|
4063,242
|
1647,328
|
32,08
|
3488,142
|
67,92
|
5135,470
|
40,64
|
35308,65
|
126,39
|
ИТОГО по разделу 1
|
180751,078
|
99,92
|
141,172
|
0,08
|
180892,250
|
175354,777
|
96,19
|
6941,439
|
3,81
|
182296,216
|
97,01
|
4917,01
|
100,78
|
2. Финансовые активы
|
Денежные средства учреждения
|
0,009
|
0,08
|
11,559
|
99,92
|
11,568
|
3,890
|
0,23
|
1663,906
|
99,77
|
1667,796
|
43222,22
|
14394,90
|
14417,32
|
Расчеты с дебиторами по доходам
|
|
|
|
|
|
|
|
89,863
|
100,00
|
89,863
|
|
|
|
Расчеты по выданным авансам, в т.ч.
|
|
|
|
|
|
|
|
102,825
|
100,00
|
102,825
|
|
|
|
за услуги связи
|
|
|
|
|
|
|
|
0,753
|
100,00
|
0,753
|
|
|
|
за коммунальные услуги
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
за услуги по содержанию имущества
|
|
|
|
|
|
|
|
3,834
|
100,00
|
3,834
|
|
|
|
за прочие услуги
|
|
|
|
|
|
|
|
2,107
|
100,00
|
2,107
|
|
|
|
на приобретение матер.запасов
|
|
|
|
|
|
|
|
96,13
|
100,00
|
96,130
|
|
|
|
Расчеты с подотчетными лицами
|
|
|
|
|
|
|
|
-0,03
|
100,00
|
-0,030
|
|
|
|
Расчеты по недостачам, в т.ч.
|
4,164
|
40,47
|
6,126
|
59,53
|
10,29
|
4,164
|
68,09
|
1,951
|
31,91
|
6,115
|
100,00
|
31,85
|
59,43
|
основных средств
|
4,164
|
100,00
|
|
|
4,164
|
|
|
1,951
|
100,00
|
1,951
|
|
|
46,85
|
финансовых активов
|
|
|
6,126
|
100,00
|
6,126
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Расчеты с прочими дебиторами, в т.ч.
|
|
|
-5,582
|
100,00
|
-5,582
|
|
|
33,324
|
100,00
|
33,324
|
|
-596,99
|
-596,99
|
по НДС по приобретенным матер. ценностям, работам,
услугам
|
|
|
-5,582
|
100,00
|
-5,582
|
|
|
33,324
|
100,00
|
33,324
|
|
-596,99
|
-596,99
|
ИТОГО по разделу 2
|
4,173
|
25,64
|
12,103
|
74,36
|
16,276
|
8,054
|
0,42
|
1891,84
|
99,58
|
1899,894
|
193,00
|
15631,17
|
11672,98
|
БАЛАНС (1+2)
|
180755,251
|
99,92
|
153,276
|
0,08
|
180908,527
|
175362,831
|
95,20
|
8833,280
|
4,80
|
184196,111
|
97,02
|
5762,99
|
101,82
|
ПАССИВ
|
3. Обязательства
|
Расчеты с поставщиками и подрядчиками, в т.ч.
|
1246,294
|
97,42
|
32,942
|
2,58
|
1279,236
|
758,838
|
16,55
|
3826,654
|
83,45
|
4585,492
|
60,89
|
11616,34
|
358,46
|
по оплате труда
|
|
|
29,618
|
100,00
|
29,618
|
11,029
|
99,99
|
0,00096
|
0,01
|
11,030
|
|
|
37,24
|
с поставщиками и подрядчиками по оплате услуг связи
|
|
|
|
|
|
|
|
0,754
|
100,00
|
0,754
|
|
|
|
с поставщиками и подрядчиками по оплате коммун. услуг
|
7,402
|
100,00
|
|
|
7,402
|
|
|
|
|
|
|
|
|
с поставщиками и подрядчиками по оплате услуг по
содержанию имущества
|
509,423
|
100,00
|
0,001
|
|
509,424
|
326,392
|
87,07
|
48,45
|
12,93
|
374,842
|
64,07
|
4845000,00
|
73,58
|
с поставщиками и подрядчиками по оплате прочих услуг
|
506,126
|
99,92
|
0,4
|
0,08
|
506,526
|
407,214
|
80,67
|
97,561
|
19,33
|
504,775
|
80,46
|
24390,25
|
99,65
|
с поставщиками и подрядчиками по приобретению осн. средств
|
161,632
|
100,00
|
|
|
161,632
|
14,202
|
4,40
|
308,816
|
95,60
|
323,018
|
8,79
|
|
199,85
|
с поставщиками и подрядчиками по приобретению
материальных запасов
|
61,71
|
95,48
|
2,924
|
4,52
|
64,634
|
|
|
3371,071
|
100,00
|
3371,071
|
|
115289,71
|
5215,63
|
Расчеты по платежам в бюджеты
|
-121,161
|
103,30
|
3,867
|
-3,30
|
-117,294
|
-33,675
|
-13,10
|
290,664
|
113,10
|
256,989
|
27,79
|
7516,52
|
-219,10
|
Прочие расходы с кредиторами, в т.ч.
|
0,216
|
30,86
|
0,484
|
69,14
|
0,7
|
1,857
|
10,07
|
16,591
|
89,93
|
18,448
|
859,72
|
3427,89
|
2635,43
|
расчеты с депонентами
|
|
|
|
|
|
0,575
|
10,32
|
4,999
|
89,68
|
5,574
|
|
|
|
расчеты по удержаниям из оплаты труда
|
0,216
|
30,86
|
0,484
|
69,14
|
0,7
|
1,282
|
9,96
|
11,592
|
90,04
|
12,874
|
593,52
|
2395,04
|
1839,14
|
ИТОГО по разделу 3
|
1125,348
|
96,79
|
37,294
|
3,21
|
1162,643
|
727,020
|
14,96
|
4133,909
|
85,04
|
4860,929
|
64,60
|
11084,65
|
418,09
|
4. Финансовый результат
|
Финансовый результат учреждения
|
179629,902
|
60,77
|
115981
|
39,23
|
295610,902
|
174635,810
|
97,38
|
4699,371
|
2,62
|
179335,181
|
97,22
|
4,05
|
60,67
|
БАЛАНС (3+4)
|
180755,251
|
99,92
|
153,276
|
0,08
|
180908,527
|
175362,830
|
95,20
|
8833,28
|
4,80
|
184196,111
|
97,02
|
5762,99
|
101,82
|
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13
|