рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~

Меню
Поиск



бесплатно рефераты Анализ производственно - финансовой деятельности фирмы

  Высвобожденные денежные средства в результате ускорения оборачиваемости оборотных средств откладываются на расчетный счет фирмы, в результате чего улучшается ее финансовое состояние и укрепляется платежеспособность.




      1.7 Анализ маркетинга


   Обеспечение использования наличных ресурсов и удовлетворение запросов потребителей требует от фирмы анализа протекающих на рынке процессов. Для этих целей организация проводит комплексные маркетинговые исследования. С их помощью ведется постоянный поиск новых  рынков сбыта продукции, применение новых видов услуг, способных обеспечить фирме наибольший уровень прибыли. Маркетинг выступает в качестве инструмента регулирования хозяйственной деятельности предприятия в соответствии с рыночным спросом. Поэтому анализ производственных результатов деятельности фирмы должен начинаться с его маркетинговой деятельности.

   Основными задачи маркетингового анализа являются :

    1.  Изучение спроса на товары или услуги фирмы и рынков сбыта;

    2.  Анализ  основных  факторов,  влияющих  на  спрос;  выявление

 товаров не пользущихся спросом.

    3.  Анализ ценообразования на фирме; оценка основных стратегий ценообразования.

    4.  Анализ метода стимулирования сбыта услуг и выбор наиболее эффективных.

    5. Выявление реальных и потенциальных конкурентов фирмы; оценка их сильных и слабых сторон, а также оценка собственных преимуществ и недостатков.

    6.  Оценка конкурентоспособности фирмы в целом.

     При маркетинговом анализе в качестве источников информации используют : бизнес – план фирмы ( план маркетинга ), данные бухгалтерской и статистической отчетности, результаты различных опросов других фирм и потребителей, результаты прошлых маркетинговых исследований.

    Начальный раздел маркетингового анализа состоит в анализе рынка и рыночной среды.

     От рынков на которых действует фирма, зависит объем реализации продукци, средний уровень цен, себестоимость услуг, сумма полученой прибыли, рентабельность продаж. Например "рынок продавцов" характеризуется повышеным спросом на  товар и сравнительно небольшим количеством фирм осуществляющих продажу. Цены на услуги на таких монопольных рынках могут необоснованно завышенными, а качество предлагаемых товаров низким. "Рынок покупателей" – это рынок, на котором предложение товаров превышает спрос на них. Для даного типа рынка характерно большое число фирм, осуществляющих практически одинаковую деятельность и функционирующие в условиях, максимально приближенных к чистой конкуренции. Качество продукции на этих рынках, как правило полностью соотвествует цене на нее.

   Основными показателями величины рынка ( количественными показателями ) являются емкость рынка и рыночная доля фирмы.

   Емкость рынка характеризует возможный объем реализации продукции на даном рынке в течениии определенного периода времени. Доля рынка может быть реальной или потенциальной. Реальная доля рынка характеризует объем реализации продукции конкретной фирмы на данном рынке. Потенциальная доля рынка показывает такой объем реализации услуг, который может получить фирма на даном рынке при устранении некоторых ограничивающих факторов ( например отдельных конкурентов )  | 15, с.38 |.

   Следующий этап маркетингового анализа – анализ спроса на продукцию даной фирмы.

    Спрос характеризует объем товаров и услуг, которые потребитель желает и в состоянии приобрести по определенной цене на протяжении определенного периода времени на определенном рынке. На уровень спроса влияют следующие факторы : цены на товары, качество товарной продукции, потребительские предпочтения, доходы потребителей, насыщенность рынка, процентные ставки по вкладам и др.

    Изучение спроса на продукцию тесно связано с оценкой риска "невостребованных товаров". При анализе основных технико -            - экономических показателей отсутствие спроса на услуги можно выявить при сравнении фактического объема реализации продукции в сопоставимых ценах с аналогичными показателями в плановом или базисном периоде. К причинам отсутствия спроса на продукцию фирмы ( недостаточного спроса ) можно отнести такие факторы, как неплатежеспособность покупателей, повышение процентных ставок по вкладам, а также социально – экономические и прочие факторы.

    Анализ ценовой политике фирмы позволяет запланировать прибыль, спрос на продукцию, конкурентоспособность товаров.

     Ценовая политика фирмы состоит в том, что фирма устанавливает цены на таком уровне и так изменяет их в зависимости от ситуации на рынке, чтобы обеспечить достижение краткосрочных и долгосрочных целей ( завоеваение определенной доли рынка, завоевание лидерства на рынке, получение запланированной суммы прибыли, максимализация прибыли ).

     К основным факторам, влияющим на изменение цены относятся:

превышение спроса над предложением, рост заработной платы, рост производительности труда, низкая эффективность использования производственных фондов и оборотных средств, развитие конкуренции на рынке, увеличение налогов.

    При проведении маркетингового анализа необходимо провести также и анализ объема реализации услуг.

    Показатели объема реализации, себестоимости и качества продукции являются основными результатами производственно –         - хозяйственной деятельности фирмы.

    Анализ объема реализации  начинается с изучения динамики реализации, расчета базисных и цепных темпов роста и прироста.

     Базисные темпы роста ( прироста ) определяются по отношению к началу анализируемого периода. Цепные темпы роста ( прироста ) определяются по отношению к концу анализируемого периода. В динамике расматривается показатель объема реализации продукции и его изменения под влиянием разных факторов.

     В процессе анализа особое внимание уделяется изучению влияние факторов, определяющих объем реализации услуг. Их можно подразделить на производственные и рыночные.

     В качестве производственных факторов можно рассматривать : наличие основных производственных фондов и их использование, уровень использования материальных ресурсов, эффективность использования трудовых ресурсов..

     В качестве основных рыночных факторов рассматриваются : изменение среднереализационных цен и уровня потребительского спроса, сезонные колебания спроса, ритмичную ( неритмичную ) работу фирмы.

    В современных условиях  эффективная производственно - хозяйственная деятельность  предприятия предполагает более быстрые темпы роста результатов производства по сравнению с темпами роста производственных затрат. Для достижения определенного эффекта необходимо ограничить количество используемых ресурсов при одновременном улучшении их качества.

    Сезонность производства продукции является важным показателем в анализе объема реализации продукции. Она проявляется в неравномерной загрузки предприятия по месяцам и кварталам года, вызываемой сезоными колебаниями спроса.

    Для анализа влияния сезонности на объем реализации услуг необходимо располагать даными о ежемесячном объеме реализации продукции, на основании которых рассчитывается среднемесячный объем реализации продукции ( Vср ) и коэффицент сезонности ( К сез)


Vср = Z Vi / 12,       ( 11 )                                 К сез = Vi / Vcp  ( 12 )


где Vi  - ежемесячный объем реализации продукции.








1.8 Анализ производственной деятельности и себестоимости производства


   Анализ производственной деятельности имеет важное значение для фирмы. При его проведени нужно провести тщательное планирование производства.

    Под производством понимается любая деятельность, связанная как с изготовлением товара, так и с оказанием услуг | 2, с.112 |.

    Производственная деятельность фирмы тесно связанна с планированием. Важным источником планирования и организации производства  на предприятии является бизнес – план и ОПП.

    Бизнес – план содержит планирование производственных и финансовых ресурсов, необходимых для эффективной деятельности фирмы. Бизнес – план имеет важное значение для кредиторов и инвесторов, так как указывает им направление вложения денежных средств в планируемую деятельность.

    Организация оперативного планирования производства имеет свои особенности в зависимости от формы собственности, размера организации, типа производства, характера выпускаемой продукции, ( выполняемой работы или услуги ) и других факторов. Конкретные вопросы организации производства  обосновывают и решают технологи, организаторы производства, плановики, экономисты. Менеджеры производства стыкуют проблемы, координируют их выполнение  в  виде оперативно – календарных планов, организуют выполнение всего комплекса работ.

    Цель ОКП : выполнение производственной программы по критериям количества, качества, сроков и затрат  | 12, с.113 |.

    Существнным элементом производственного планирования в бизнес –  плане является расчет себестоимости производства.

    Под себестоимостью производства понимаются выраженные в денежных единицах затраты всех видов ресурсов, используемые  в процессе осуществления финансово – хозяйственной деятельности фирмы в целом.

    Основными задачами анализа себестоимости  являются следущие:

    1)  оценка степени выполнения плана  ( норматива )  производства

  по себестоимости;

    2)  выявление  причин  отклонения  фактической себестоимости от

 плановой;

    3)  установление динамики показателей себестоимости;

    4) определение факторов, влияющих на динамику показателей себестоимости;

    5)  анализ отдельных затрат в общей себестоимости.

    Источниками информации для анализа общей себестоимости производства служат : бухгалтерская отчетность ( форма № 2 ), план оперативного планирования производства и плановые и отчетные калькуляции себестоимости производства.

    Планирование и учет себестоимости на фирмах ведут по элементам затрат и калькуляционным статьям расходов. Группировка затрат необходима для изучения материалоемкости, энергоемкости,  трудоемкости производства в целом и выявления возможностей повышения использования того или иного ресурса.

    Элементы затрат ( расходов по реализации ) :

    - материальные расходы;

    - расходы на оплату труда;

    - суммы амортизации;

прочие расходы ( арендная плата, оплата различных  услуг, налоги и страховые платежи, расходы на маркетинг ).

   Расходы по реализации продукции вместе с прочими расходами составляют полную себестоимость производства.

   Соотношение отдельных расходов в их общей сумме представляет собой структуру себестоимости продукции, работ, услуг.

   На структуру себестоимости ( расходов фирмы ) влияют конкретные условия хозяйственной деятельности даной фирмы и различные факторы, к котрорым можно отнести : специфику отрасли, географичекие условия, технико – организационный уровень предприятия и т.д.

   Практичеки во всех фирмах, занимающихся производственно – торговой деятельностью характерен большой удельный вес общехозяйственных расходов. Значительный удельный вес в общей себестоимости производства занимают затраты на материалы, сырье и полуфабрикаты ( запчасти ). Расходы на оплату труда составляют самые большие затраты в общей себестоимости.

  Для анализа себестоимости производства используются такие показатели, как общая сумма затрат ( полная себестоимость) и затраты на 1 рубль объема реализации продукции.

  Затраты на 1 рубль реализации продукции являются важнейшим показателем себестоимости услуг, так как они показывают взаимосвязь между себестоимостью и объемом реализации продукции. Они определяются как отношение общей себестоимости к объему реализации ( продаж ) продукции.

  

  









    На следущем этапе анализа производственной деятельности фирмы необходимо рассмотреть отдельные элементы производственной деятельности производственную структуру фирмы, организацию производственных процессов, рассчитать производственный цикл с учетом типа прозводственного процесса.

    Производственная структура фирмы – это совокупность основных, вспомогательных и обслуживающих подразделений предприятия, обеспечивающих заданный  план производства. Основными факторами, определяющими тип, сложность и иерархичность ( число уровней управления ) производственной структуры фирмы, являются :

    1)   масштаб производства и объем продаж;

    2)   номенклатура выпускаемой продукции;

    3)   сложность и уровень унификации продукции;

    4)   уровень   специализации,   концентрации   и   комбинирования

 производства;

    5)   уровень развития инфраструктуры региона.

    В зависимости от формы специализации производственные подразделения предприятия организуются по технологическому ( на выполение отдельной операции или вида работ ), предметному ( на изготовление отдельного вида продукции и е составной части ) и смешанному ( предметно – технологическому ) принципам. По технологическому принципу на машиносборочных предприятиях специализируются литейные, кузнечные и сборочные цеха. Технологический принцип облегчает руководство цехом или участком: при черезмерной загрузке одного станка работа может быть передана на любой освободившийся станок. Недостатком этого принципа является то, что при большом разнообразиии продукции получаются частые переходы от одних технологических операций к другим. Это требует дополнительного времени. Технологический принцип применяется в основном в условиях единичного и мелекосерийного, непоточного производства.

    При поточном принципе построения цехов происходит разделение участков на поточные линии. Поточные линии организуют в виде поточных участков, специализированных на обработке одного или нескольких видов изделий. Поточные линии свойственны массовому производству  | 12, с. 277 |.

    Производственная структура предприятия оказывает воздействие на  весь производственный процесс и поэтому при построении структуры производства необходимо учитывать тип производственного процесса.

     Рациональная организация производственного процесса во времени имеет целью минимизировать длительность производственного цикла изготовления каждой единицы или партии продукции, обеспечив при этом наиболее эффективное использование рабочего времени и всех видов ресурсов.

    Длительность цикла процесса  производства – это отрезок времени от его начала до момента завершения. Исходя из определения производственного процесса, технологического процесса следуют определения производственного и технологического цикла.

   Производственный цикл Тп – это длительность выполнения производственного процесса. Технологический цикл Тт – это длительность выполнения технологического процеса. Норма времени на операцию t i  –  это длительность выполнения операции над единицей продукции  | 6, с. 161|.

   Норма времени на операцию t i представляет собой суммарное время выполнения переходов операции и прочих действий, связанных с обработкой единицы продукции на рабочем месте. Зависит от продолжительности и числа переходов, степени их перекрытия во времени ( параллельности или одновременности выполнения ), а также степени перекрытия основным временем прочих составляющих затрат времени в расчете на единицу продукции.

    Технологический цикл Тт представляет собой сумму операционных циклов в многооперационном технологическом процессе. Зависит от длительности операционных циклов и числа операций в технологическом процессе, а также от вида движения партии продукции по операциям ( последовательное, параллейно – последовательное или параллейное ). Производственный цикл Тп – это сумма технологических циклов, времени естественных процессов и времени перерывов. Обычно в производственный цикл включаются сумммарные затраты времени на выполнение технологических операций ( заготовительных, обрабатывающих, сборочных, складских, транспортных, контрольных ), время естественных процессов ( по факту их наличия ), время перерывов    ( режим ожидания ).

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18




Новости
Мои настройки


   бесплатно рефераты  Наверх  бесплатно рефераты  

© 2009 Все права защищены.