Суеверия. Своеобразным бытовым мистицизмом являются различного рода суеверия.
Суеверие — суетная, пустяковая,
маленькая вера, верчушка, ближайшими причинами которой
являются страх, надежда, невежество, глупость.
Страх и невежество вкупе с глупостью
порождают суеверия, связанные с ожиданием дурного, худшего (дурные
предчувствия, приметы, сны, предзнаменования).
Надежда, невежество и глупость, наоборот,
порождают суеверия, связанные с ожиданием хорошего, лучшего (счастливые приметы,
хорошие сны, гадания).
Суевериям больше подвержены женщины.
Почему? Потому что они в целом более боязливы или, напротив, более восторженны
по сравнению с мужчинами.
Суеверных людей много среди моряков,
летчиков и артистов. Почему это так? Потому что представители этих профессий
работают в условиях, связанных с большим риском. Чтобы как-то смягчить,
нейтрализовать тревожные чувства они ищут опору в магических действиях
(перекреститься, поплевать через левое плечо, постучать по твердому предмету и
т. п.), предметах (талисманах и амулетах).
О вере в судьбу. Слово «судьба» имеет два основных значения. Первое значение: жизнь в
целом, прожитая жизнь, состоявшаяся жизнь, непростая (сложная, трудная) жизнь
(см. кинофильм «Судьба человека»). Когда «верят в судьбу», то под словом
«судьба» имеют в виду нечто иное, употребляют его в другом — втором — значении.
Второе значение: мифологический,
полумифологический или просто суеверный образ будущего, возможности, в котором
слиты наивные представления об объективном характере случайности и
необходимости. В одних случаях люди подчеркивают аспект необходимости,
неизбежности, говоря: «От судьбы не уйдешь», «чему быть — того не миновать»,
«что на роду написано, так тому и быть». В других случаях они выделяют аспект
случайности, причем в двух вариантах: благоприятном (подарок судьбы) и
неблагоприятном (удары судьбы). «Человек надеется и заботится потому, — пишет В.Н. Шердаков,
— что его жизнь, с одной стороны, зависит от него самого, от его усилий, а с
другой стороны, складывается в зависимости от обстоятельств, помимо его воли.
Слово «судьба» и обозначало зависимость, предопределенность жизни от
неподвластных человеку факторов — эпохи, природных, наследственных данных, воспитания,
случая и т. д. Это понятие чаще всего имело мистический смысл, однако не
следует забывать и о его реальном основании. Не случайно слово «судьба», уже
лишенное религиозного смысла, удерживается в обиходной речи»[74].
Астрология. Она сейчас в большой моде. На страницах газет и журналов, в теле- и
радиопередачах мы видим бесчисленные гороскопы и выступающих астрологов. По
сравнению с религией астрология, так сказать, менее серьезна. Часто ее
воспринимают как игру. И соответственно относятся к ее оценкам, советам,
предсказаниям. Тем не менее и астрология делает свое черное дело, запутывает
человека, пугает-запугивает его или тешит напрасными ожиданиями.
Астрология — наукообразная форма
мистицизма. Сами астрологи заявляют, что астрология — наука. Эти претензии на
науку, научность ни на чем не основаны. Нет научного инструментария, нет
научной методологии, нет открытых астрологами, строго установленных законов или
явлений. В чем же тогда дело? А дело в том, что некоторые мистически
настроенные люди и шарлатаны пытаются использовать авторитет науки. В
современном обществе этот авторитет достаточно сильный и многие люди,
настроенные на волну веры-мистицизма, не очень доверяя традиционным формам
религии или даже относясь к ним скептически как к архаике, тяготеют к
наукообразным или осовремененным формам веры-мистицизма, таким как астрология,
сайентология, уфология и т. п.
Цивилизация
— культурно-историческая общность людей или сообщество людей с определенным
типом материальной и духовной культуры. Непременными признаками цивилизации
являются наличие государственного устройства общества и письменности.
Государство объединяет большие массы людей; письменность (шире: способы
хранения и передачи информации) создает условия для накопления,
распространения, развития-совершенствования знаний-умений (культуры).
Подобно
живому организму цивилизация переживает различные стадии своего
развития-становления: зарождения, подъема, расцвета, упадка или трансформации в
иную цивилизацию.
История
последних нескольких тысяч лет — это последовательно-параллельное существование
(смена и/или сосуществование) различных цивилизаций.
В
настоящее время на Земле утверждается цивилизация европейского типа. Она имеет
разновидности: континентально-европейскую, североамериканскую, японскую,
латиноамериканскую... Кроме цивилизации европейского типа продолжают
существовать более старые цивилизации: китайская, индийская,
арабо-мусульманская. В одних случаях они постепенно трансформируются,
насыщаются элементами цивилизации европейского типа. В других пытаются
противостоять ей, сохранить свою самобытность.
Наше время и ложный объективизм
Сейчас
стало чуть ли не правилом хорошего тона ругать наше время, говорить о его тяжестях и т. д. и т. п. В основном
ругают те, кому за 50-60 лет. Здесь мы сталкиваемся с феноменом ложного
объективизма. Этот феномен возникает в ситуации, когда человек, ориентируясь на
объект, объективную реальность, старается вытравить из своего сознания всё
субъективное, как бы вычесть себя из реальности. Такая позиция приводит к тому,
что человек перестает учитывать свою особенность-субъективность при
рассмотрении объекта и это приводит к ситуации самообмана, ложного
объективизма. Ему кажется, что он объективно оценивает вещи. А на поверку
сплошь и рядом незаметно для себя вносит в эту оценку свои субъективные черты,
пристрастия, поскольку не учитывает их и, соответственно, не корректирует свою
оценку. В итоге вместо настоящего объективизма мы видим субъективизм, рядящийся
в тогу объективизма, ложный, мнимый объективизм.
Возьмем
такой весьма распространенный и где-то даже обыденный пример ложного
объективизма: брюзжание стариков по поводу испорченности нынешней молодежи, по
поводу плохого нынешнего времени и, напротив, восхваление ими времени своей молодости.
При этом они часто уверяют себя и других в том, что объективно оценивают то и
другое время. Старики обычно забывают, что в молодости они были полны энергии,
положительных эмоций, всё им казалось лучше и что в их старческом состоянии нет
уже бьющей через край энергии, чувства большей частью притупились, остыли и
господствуют болезненные ощущения, вызванные естественным ходом инволюции,
одряхления. Отсюда старики склонны преувеличивать хорошесть времени их
молодости и плохость настоящего времени. Поскольку инволюция (обратное
развитие) начинается где-то после 25-и лет, в ситуации стариков могут оказаться
и 40-летние и 50-летние...
Теперь
возьмем пример исследователя, оценивающего наше время. Исследователь, в отличие
от брюзжащего старика, старается быть максимально объективным,
анализирует массу фактов, взвешивает всё “за” и “против” и только тогда делает
выводы, оценивает. Если, однако, он не учитывает своей субъективности, то при
оценке сложных явлений, таких как “наше время”, он сплошь и рядом будет
тенденциозно анализировать и оценивать факты. Если этому исследователю за 40
или 50 лет, то он будет свои негативные эмоции проецировать на нынешнее время и
это время у него будет таким же безрадостным, как его собственная теперешняя
жизнь. Если бы этот исследователь взял на себя труд опросить 20-и — 30-летних
молодых людей, то он большей частью встретил бы положительную или спокойную
реакцию на нынешнее время. И в самом деле, как иначе молодым людям оценивать свое
время! Они же в другом не жили. Исследователь, кстати, если он не хочет
оказаться в ситуации ложного объективизма, должен учитывать не только свою
субъективность, но и субъективность, субъективные ощущения этих молодых
людей и вообще других, по возможности, многих людей.
Как
мне представляется, исследователь, анализирующий и оценивающий “наше время”, не
может делать какие-либо научные выводы, претендующие на однозначную
истинность. Ведь феномен “нашего времени” настолько сложен, что любой научный
метод-путь будет давать лишь упрощенную и потому одностороннюю картину
происходящего в нём. Возможна лишь философская оценка нашего
времени. А она по определению не претендует на безусловную истинность и
безусловную объективность, беспристрастность. Да, конечно, “не надо мерить
температуру общества, ставив градусник себе под мышки”. Но не надо забывать и о
том, что “человек — мера всех вещей”. И других мер не существует.
Глобальные проблемы. Глобализм и антиглобализм
Современное
человечество нуждается не только в порядке на отдельных национально-исторических
территориях, но и в порядке во всемирном масштабе. Отсюда стремление к
глобализму, к созданию всемирных институтов, устанавливающих общий порядок
жизни человечества.
Одновременно
с этим стремлением всё больше дает о себе знать и прямо противоположное
стремление — к антиглобализму. В принципе, перетягивание каната между
глобалистами и антиглобалистами — это нормальное «качание маятника»,
динамическое равновесие сторонников порядка и беспорядка во всемирном масштабе.
Стремление
к глобализму порождено возникновением глобальных проблем, глобализацией ряда
процессов, происходящих на Земле. Глобализация — это и появление
транснациональных корпораций, действующих в большинстве стран мира, и
становление всемирного рынка финансов, товаров, услуг, и развитие транснациональных
СМИ, интернета, и возникновение угрозы самоуничтожения человечества в
результате термоядерной войны, и некоторые экологические проблемы,
приобретающие глобальный характер.
С
другой стороны, антиглобалисты выступают против стандартизации-унификации жизни
на Земле, которую они связывают с диктатом экономически развитых стран, прежде
всего США.
1.
Почему экогуманизм? Не может быть чисто экологической проблематики без
человека. Экология и гуманизм неразделимы — как два магдебургских полушария.
Вспомним: эко в переводе на русский язык — дом. Спрашивается, дом кого?
Человека!
2. Подчеркиваю,
экологическая проблематика — не только:
1)
охрана окружающей среды (это в сущности какая-то негативная, в духе запретительства
или запретительного импульса, работа), но и:
2)
любовно-уважительное отношение к животным и растениям, вообще к живой природе,
3)
посильное воссоздание утраченных элементов природы,
4)
улучшение-совершенствование культурной среды, второй природы, созданной трудом
человека.
В
последнем случае обращает на себя внимание проблема жизни-проживания в
многоэтажных домах. Человечество в ХХ веке избрало отнюдь не лучший вариант
решения жилищной проблемы, построив многоэтажные города. Многоэтажный город —
это воистину черная дыра человечества как биологического вида. Сокращение
рождаемости, депопуляция в значительной мере обусловлены проживанием людей в
многоэтажных домах. Квартира в таком доме подобна клетке для зверей в зоопарке;
она отнюдь не способствует воспроизводству человека как живого существа. В этих
квартирах мы удаляемся от матери-природы физически, биологически, умственно и
теряем силу как Антей, оторванный от Земли.
Отчего
мы, городские жители, загрязняем окружающую среду? Оттого, что у нас нет культуры
положительного общения с природой. Первую природу мы видим большей частью через
призму второй природы (через асфальт, стены домов, плохой воздух и т. п.).
А последняя — часто — весьма бедная, убогая, примитивная. Получая негативный заряд
от общения со второй природой, неуважительно обращаясь с ней, мы переносим этот
негативный заряд, неуважительное отношение и на первую природу. Мы бросаем
окурок в подъезде, на асфальт тротуара и начинаем то же самое делать в лесу, в
поле. Мы миримся с тем, что вокруг нашей квартиры грязь, убогость и начинаем
гадить везде, в том числе на природе.
3.
Выступая за охрану окружающей среды, за зеленый мир, я в то же время выступаю
против крайностей экологизма, когда забота об Эко (Доме) затмевает или
отодвигает на задний план заботу о Человеке, о его развитии и совершенствовании.
К сожалению, такие люди появились. Их все чаще называют экологическими
алармистами и экстремистами. Защита ими Природы выливается в стремление
остановить Прогресс и даже в стремление «Назад к природе», жить примитивной
жизнью человека прошлых эпох.
1.
ХХ век — самый интенсивный, самый событийный век в истории человечества. Еще
более интенсивным, богатым событиями будет наступающий XXI век.
2.
ХХ век — время мировых войн-конфликтов, возникновения, подъема и краха
тоталитарных режимов, гигантского научно-технического прогресса, революции в
производстве и потреблении, крушения колониализма, колониальных империй, нового
взлета художественной культуры.
3.
Если считать критерием исторического прогресса прогресс в деле свободы[75], то ХХ век,
несомненно, — это век прогресса. Самый главный шаг человечества по пути
прогресса — выход в космос. И этот выход состоялся в ХХ веке. Фактом выхода в
космос человечество решило задачу, превосходящую всё, что могла сделать живая
природа на Земле. Ни один живой организм, ни одно живое существо
самостоятельно, свободно не могут и не могли выйти в космос. Это оказалось под
силу только человеку. Человек, таким образом, окончательно вырос из штанишек
биологического становления.
4.
ХХ век оказался переломным в истории человечества и в истории живой природы на
Земле. Было создано термоядерное оружие, применение которого в больших
масштабах может привести к гибели человечества и высших форм жизни на Земле.
Речь идет о ядерной зиме, которая может наступить в результате широкомасштабной
термоядерной войны.
К началу 80-х годов прошлого века учеными
США и нашей страны независимо друг от друга было установлено путем изучения
компьютерных моделей, что накопленных в мире ядерных зарядов достаточно для
полного уничтожения жизни на Земле. Будучи взорваны, они помимо прямого
поражающего воздействия, поднимут в воздух несметное количество пыли, дыма и
пепла, которые на многие месяцы плотной пеленой окутают нашу планету, закрыв ее
от солнечных лучей. Это вызовет резкое снижение температуры атмосферы и
поверхности Земли и приведет к ее оледенению.
Впервые
возникла реальная возможность-угроза быстрого самоуничтожения человечества и
уничтожения высших форм жизни в результате термоядерной войны.
4.
В ХХI веке не произойдет ничего экстраординарного. Человечество не погибнет, но
и не решит всех своих проблем.
5. ХХI
век будет, несомненно, веком дальнейшего мощного прогресса в деле свободы.
Это,
во-первых, будет век первых поселений людей в космосе.
Во-вторых:
будет, наконец, решена задача создания управляемой термоядерной реакции.
Энергетически человечество перестанет зависеть от традиционных полезных
ископаемых и в значительной степени станет независимым от Солнца как источника
энергии.
В-третьих, будет решена в основном задача обеспечения экологической
безопасности. Человечество научится отслеживать и устранять отрицательные
экологические последствия своей деятельности.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 62, 63, 64, 65, 66, 67, 68, 69, 70
|