Итак,
логическое мышление протекает в форме рассуждения, деятельности
Рассудка. Положительная форма рассуждения — доказательство, обоснование
тезиса. Отрицательная форма — критика, опровержение.
Рассуждение
— это цепь умозаключений. Умозаключение — элементарная клеточка рассуждения.
Умозаключение,
в свою очередь, состоит из суждений, а суждения — из понятий. Суждения и
понятия могут полноценно “работать” как формы мысли лишь в составе умозаключения.
Суждение вне умозаключения — всего лишь мнение. Понятие вне суждения — всего
лишь представление.
Таким
образом, в основе рассуждения лежат три логические формы мышления: понятие,
суждение, умозаключение.
Пределы
дедуктивной логики
Дедукция
— наиболее точный способ мышления и в то же время (по принципу “крайности
сходятся”) наиболее уязвимый, шаткий. Отправным пунктом дедукции является общее
утверждение, которое либо является формулировкой твердо установленного закона
природы, либо принимается на веру, либо условно допускается. В двух случаях из
трех оно может быть ошибочным!
Человеческое
мышление носит большей частью вероятностный характер. Вероятностное мышление
занимает промежуточное положение между (дедуктивной) логикой и интуицией. Одним
своим “концом” оно перетекает в дедуктивное мышление, другим — в интуитивное
мышление.
Вероятностное
мышление выражается, по крайней мере в трех формах: умозаключений (неполной) индукции,
умозаключений по аналогии и выводов от утверждения следствий к утверждению
оснований.
Главным
действующим “лицом” вероятностного мышления является предположительная мысль
или, короче, предположение. Последнее играет в вероятностном мышлении такую же
роль, какую расчет или силлогизм — в дедуктивной логике, догадка — в
интуитивном мышлении, идея — в разумном мышлении.
Предположение
Имеется
определенная путаница в использовании слов “предположение” и “догадка”. Даже в
толковых словарях их взаимоопределяют: догадку как предположение, а
предположение как догадку. Действительно, и то и другое нуждается в
проверке-подтверждении. Но: в правильности догадки человек уверен, не
сомневается, а в правильности предположения он изначально неуверен.
Когда
человек делает предположение, то он заранее (!) исходит из того, что
предположение —только один из вариантов ответа-решения, что это может быть,
может быть так, а может быть иначе. Когда же человек догадывается, то он
поначалу воодушевлен, не сомневается в правильности догадки, считает, что
найден правильный ответ, правильное решение, что это так и не иначе.
Сама
конструкция слова “предположение” указывает на вероятностный характер суждения:
пред–положение, т. е. то, что еще не полагается безусловно, однозначно, а
выставляется как могущее быть положением (полагаться).
В
догадке нечто утверждается или отрицается категорически, безусловно. Догадка
для самого догадывающегося — не предположение, а нечто состоявшееся, найденное.
Предположение
предвосхищает положение с той или иной степенью вероятности, а догадка
предвосхищает результат как что-то уже найденное, категорически, без сомнения.
Вспомним категорическое-радостное восклицание Архимеда “Эврика!” (“Нашел!”).
В
догадке человек либо прав, либо неправ (ошибается), либо пан, либо пропал
(третьего не дано!). Одним словом: “либо-либо”.
В
предположении нет этого строгого “либо-либо”. Человек как бы вычисляет степень
своей правоты, допускает, что прав лишь в какой-то степени, иными словами,
допускает возможность ошибки. В предположении граница между правильностью и
ошибочностью размыта, подвижна.
Еще
одно существенное различие между предположением и догадкой: их отношение к
эмоциям-чувствам. Предположение бесстрастно, безразлично к ним. Догадка же рождается,
как правило, на гребне эмоционального возбуждения-подъема и затем создает
положительный эмоциональный фон для последующих действий по ее
реализации-утверждению. Догадка порой настолько воодушевляет человека, что на
время он может стать невменяемым (тот же Архимед, по легенде, выскочил из ванны
голым и с криком “Нашел!” побежал по улице своего города).
Чутье, наитие, умонастроение, догадка
Чутье в одном из основных значений — способность угадывать, догадываться. В
сущности, чутье — русский эквивалент интуиции.
Наитие — почти тоже, что и чутье, состояние вдохновенной мысли, умственного
вдохновения. — По наитию — рождение мысли в результате вдохновения ума.
Умонастроение — своеобразный сплав мысли и чувства, буквально: ума и настроения.
Настрой ума — некоторая предрасположенность ума к тому или иному
направлению-течению мыслей.
Догадка — интуитивная мысль, иными словами, мысль, рожденная интуицией.
Догадка относится к чутью (интуиции) так же, как отдельная мысль к мышлению в
целом или акт, действие к способности, действительное к возможному.
Что нужно для развития чутья, интуиции?
1.
Набираться опыта как можно больше: жизненного — для развития интуиции вообще, и
специального (в частной, избранной деятельности) — для развития специальной
(профессиональной и иной специфической) интуиции.
2.
Быть по возможности всеядным, интересоваться всем. Богатство опыта, жизненных
наблюдений и впечатлений — основа хорошей интуиции.
В
самом деле, в интуиции важен момент связывания самых различных предметов,
кажущихся на первый взгляд совершенно чуждыми друг другу. Это связывание тем
более вероятно, чем многообразнее, богаче опыт человека.
3.
Развивать в себе эмоциональное начало (через любовь, искусство, спортивные и
иные игры).
Хороший
эмоциональный фон (неравнодушие, страстность) служит питательной средой или
играет провоцирующую роль в возникновении вдохновения. А без вдохновения
невозможно рождение интуитивной мысли. С. В. Рахманинов, например,
говорил, что на его творчество влияет “любовь — никогда не ослабевающий
источник вдохновения. Она вдохновляет как ничто другое. Любовь становится
стимулом для расцвета интеллектуальной энергии”.
4.
Развивать невербальное, картинное, образное мышление. Картины и образы
позволяют охватить одним разом (единым взором) много разных вещей. Это
охватывание-схватывание — хорошая питательная среда интуиции.
5.
Развивать воображение, способность к фантазии. Декарт говорил: “интуиция — ум
воображения”. Точно сказано! Без развитого воображения не может быть развитой
интуиции.
6.
Развивать способность мечтать, строить планы. Бескрылый человек не способен
творить, открывать или созидать новое.
Мечта
задает вектор поиска, подталкивает к поиску, подогревает вновь возникшую мысль,
в целом создает положительный эмоциональный фон для возникновения мысли и ее
последующего утверждения.
7.
Развивать дерзость (в хорошем смысле слова), не бояться идти на риск. Дерзание,
смелость — необходимое условие интуиции. Человек, боящийся вступить в область
неизведанного, не может рассчитывать на развитую интуицию.
Ограниченность и абсолютизация интуиции
Интуиция
— великая вещь, но без союза с логикой она беспомощна и даже вредна,
превращается в легкомыслие и/или мистицизм.
В
известной степени абсолютизацией интуиции является характерное для многих
философов прошлого понимание ее как способности непосредственного постижения
истины без предварительного логического рассуждения[87]. На самом деле
интуиция не может дать готовое знание или готовую идею. Она в лучшем случае ведет
к знанию или к идее, но не более. Дело в том, что интуиция не имеет
доказательной силы и, кроме того, далеко не всегда “попадает в точку”. Мысли,
возникшие интуитивным путем, могут быть как истинными, так и ложными, как
ценными, так и бесполезными. Поэтому, чтобы узнать, какие из них истинные
(ценные), а какие ложные (бесполезные), нужно выйти за пределы интуитивного
мышления и подвергнуть их логическому или эмпирическому/практическому испытанию
или тому и другому вместе.
Интуицию
можно принимать лишь постольку, поскольку она является источником новых мыслей;
большего от нее ждать нельзя.
От
понимания интуиции как способности непосредственного постижения истины один шаг
к мистическому умонастроению. Питательная почва последнего — это когда человек
полагается только на интуицию, т. е. на воображение и чувство и не считается ни
с какими доводами рассудка или разума. (О мистике см. выше, стр. 350).
Идея — мысль Разума
«Ум человека складывается из совокупности его идей. Без
идей нет ума» — говорил К. Гельвеций. Идея является самой богатой, самой
содержательной “формой” мышления и в качестве таковой играет важную роль в
теоретическом и практическом освоении мира. В ней
наиболее ярко выражены творческие потенции человеческого Разума. Не случайно
виднейшие представители идеалистической философии прошлого — Платон и Гегель —
отводили ей главное место в своих учениях.
Рассмотрим
подробнее вопрос об идее как мысли Разума.
Благодаря
идее мышление развивается и становится, находится в процессе
развития и становления. Этот факт не означает, конечно, что связь мышления с
действительностью (являющейся для него внешним фактором) не играет никакой роли
в его развитии и становлении. Мышление развивается и становится под влиянием
самых различных факторов (в том числе внешних), однако все они объединены и
центр объединения находится в мышлении. Эти центром является идея. Она
интегрирует все его внутренние и внешние связи.
Диалектика идеи
Идея,
будучи сложным, многогранным феноменом мышления, заключает в себе множество
разных противоречий[88],
которые вместе и обусловливают ее специфичность. К числу наиболее характерных
противоречий, присущих идее, можно отнести противоречия задачи и ее решения,
субъективного и объективного, логики и интуиции.
Идея
с точки зрения соотношения задачи и ее решения. Идеи
возникают не сами по себе, а лишь в ответ на возникновение проблем. Когда
проблема становится объектом целеполагающей деятельности человека, она приобретает
качество задачи и уже в таком качестве (поставленной задачи) ведутся поиски ее
решения. Появление какой-нибудь идеи означает, что найден ключ к решению
проблемы-задачи. Но ключ к решению — это еще не само решение; поэтому идея, не
будучи уже проблемой-задачей, не является еще решением. Она занимает
промежуточное положение между ними, соединяет их.
Таким
образом, идея, с одной стороны, содержит в себе предварительное решение задачи,
а, с другой, является руководящим принципом для поисков окончательного решения
задачи. Она как бы подытоживает некоторые результаты поисков и в то же время
руководит дальнейшими поисками.
Назначение
идеи как раз в том, что она осуществляет переход от постановки задачи к ее
решению. На языке противоречия это означает, что идея, осуществляя переход от
возникновения и обострения противоречия (постановки задачи и поисков ее
решения) к его разрешению и соединяя, таким образом, противоположные
(восходящую и нисходящую) ступени проблемно-задачного противоречия, является
самым ответственным моментом, кульминацией, ядром этого противоречия, как бы
противоречием в противоречии.
Идея с точки зрения соотношения субъективного и
объективного. В идее находит свое отражение не только
то, что получено человеком от созерцания и познания, но также интересы и цели
человека. Субъективность идеи выражается в том, что она является результатом
страстной заинтересованности человека и сама, в свою очередь, вдохновляет и
мобилизует его.
Таким
образом, идея органически объединяет в себе субъективные устремления автора
(эмоционально-волевой момент) и объективное содержание чувственных и
мыслительных образов (восприятий, представлений, понятий, знаний). Она
связывает отражательную функцию человеческой психики с регулятивной, является
точкой соприкосновения, взаимопереплетения сознания и воли, соединяет
пассивность восприятия-памяти и активность воли, объективность знания и
субъективность цели. Она, с одной стороны, — понятие (представление) о
чем-либо, с другой, — принцип деятельности. Будучи отображением находящегося
вне мышления объекта (действительного, мнимого или возможного), идея в то же
время является руководящим и организующим началом деятельности.
Идея
с точки зрения соотношения логики и интуиции. Идея не
является в отдельности ни логической, ни интуитивной мыслью. Она — продукт
совместной “работы” интуитивного и логического мышления.
По
мнению П. В. Копнина идея “не может быть чисто логически с
необходимостью выведена из той совокупности знаний, на которой основывается
постановка проблемы”. И, действительно, поскольку содержанием идеи является новое,
небывалое, которое прежде отсутствовало в наличном мыслительном опыте человека,
постольку она не может логически следовать из тех мыслей, которые основываются
на этом опыте. Сама по себе логика раскрывает лишь то, что в неявном виде
содержится в исходных посылках. М. Бунге в этой связи справедливо
отмечает, что “одна логика никого не способна привести к новым идеям,
как одна грамматика никого не способна вдохновить на создание поэмы и
теория гармонии — на создание симфонии”[89].
Но
идея не может быть и порождением одной только интуиции. Это видно из
следующего. Всякая интуитивная мысль является мыслью лишь постольку, поскольку
она осознана. Осознание же интуитивной мысли не является простой
фиксацией (регистрацией) ее в сознании. Оно носит активный характер. Вновь
родившуюся мысль человек сразу же подвергает рациональной обработке, применяет
к ней те или иные критерии, определяет ее соответствие наличным знаниям,
убеждениям, интересам (подробнее см. об этом ниже). В результате первоначальная
интуитивная мысль приобретает черты логически выверенной мысли
или же отбрасывается.
Таким
образом, идея объединяет в себе черты интуитивной и логической мысли. В истоках
своих (по происхождению) она — интуитивная мысль; в определении же, оформлении
своем она — логическая (или, точнее, логически выверенная) мысль.
О
логике и интуиции кратко было сказано выше. Здесь добавлю следующее.
В
философской и научной литературе стал общепризнанным взгляд на соотношение
логики и интуиции как единство двух противоположных способов мышления. Этот
взгляд отвергает как сведение интуиции к логике, так и их абсолютное
противопоставление.
Некоторые
исследователи полагали, например, что интуитивное мышление отличается от
последовательного логического рассуждения лишь своим быстродействием или же
выключением средних звеньев из цепи рассуждения.
Действительно,
наряду с творческой интуицией существует бессознательное логическое мышление.
Рассуждение, вычисление или расчет могут происходить без участия сознания. На
его поверхности выступают лишь исходные данные и результат. Бессознательный
логический процесс возможен благодаря тому, что после многократного повторения
одних и тех же логических операций, решения однотипных логических задач вырабатывается
устойчивый стереотип, автоматизм мышления.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 62, 63, 64, 65, 66, 67, 68, 69, 70
|