Для определения
объема финансирования из федерального бюджета Концепцией установлены
федеральные стандарты перехода на новую систему оплаты жилья и коммунальных
услуг. За органами государственной власти субъектов Российской Федерации и
органами местного самоуправления сохранено право устанавливать основные
параметры перехода на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг.
Государственный
контроль и регулирование качества жилищно-коммунального обслуживания должны
осуществляться органами местного самоуправления, органами государственной
жилищной инспекции субъектов Российской Федерации, контролирующими не только
соблюдение стандартов качества предоставляемых услуг, но и наличие
соответствующих договоров.
Помимо плановой
деятельности, неотъемлемой функцией государственных жилищных инспекций
субъектов Российской Федерации является оперативное реагирование на обращения и
заявления потребителей жилищно-коммунальных услуг. Государственные жилищные
инспекции взаимодействуют с территориальными управлении при Государственного
антимонопольного комитета Российской Федерации.
Федеральный орган
исполнительной власти, наделенный Правительством Российской Федерации
соответствующими полномочиями, проводит комплексный анализ и обобщение
тенденций развития жилищно-коммунального хозяйства на основе государственной
статистической и бухгалтерской отчетности, осуществляет формирование государственной
политики в этой сфере экономики, координацию деятельности органов управления
жилищно-коммунального хозяйства субъектов Российской Федерации, осуществляет
разработку федеральных, законодательных и иных нормативных правовых актов,
норм, правил и государственных стандартов качества, эксплуатации, капитального
ремонта и реконструкции объектов жилищно-коммунального хозяйства.
На уровне
субъектов Российской Федерации государственное регулирование развития и
функционирования жилищно-коммунального хозяйства, в том числе координация
деятельности по переходу к новым тарифам оплаты жилья и коммунальных услуг,
должно осуществляться органами управления жилищно-коммунального хозяйства
субъектов Российской Федерации, наделенными соответствующими полномочиями (министерство,
комитет, департамент, Государственная жилищная инспекция субъекта Российской
Федерации и другие).
Для решения
задач, определенных Концепцией реформы жилищно-коммунального хозяйства, в
Российской Федерации повсеместно создаются специальные структуры: комитеты по
реформированию, департаменты ЖКХ, службы заказчика, центры субсидий,
управляющие компании и т.д. Органами исполнительной власти субъектов Федерации
и органами местного самоуправления принимаются программы реформирования
жилищно-коммунального хозяйства. Реформа жилищно-коммунального хозяйства
становится управляемой и контролируемой.
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ
ОПЛАТЫ ЖИЛЬЯ И КОММУНАЛЬНЫХ УСЛУГ.
В целях
дальнейшего совершенствования системы оплаты жилья и коммунальных услуг и
реализации мер по социальной защите населения в условиях проведения
жилищно-коммунальной реформы 2 августа 1999 года Правительство Российской
Федерации приняло Постановление № 887 КО совершенствовании системы оплаты жилья и коммунальных
услуг и мерах по социальной защите населения».
В Постановлении отмечено, что
изменение платы за жилье и коммунальные услуги необходимо увязывать с системой
мер по социальной защите малоимущих граждан, уровнем доходов населения и
реализацией мероприятий по снижению издержек жилищно-коммунальных услуг.
Принятию решения по пересмотру размеров ставок и тарифов на
жилищно-коммунальные услуги должна предшествовать проводимая в обязательном
порядке экспертиза экономической обоснованности тарифов на товары, работы и
услуги, учитываемых при оплате соответствующих услуг.
Постановлением
утверждено «Положение о предоставлении гражданам субсидий на оплату жилья и
коммунальных услуг», в соответствии с которым величина субсидии рассчитывается
по двум вариантам в зависимости от совокупного дохода семьи на одного человека
и установленного прожиточного минимума.
Предоставление
субсидий осуществляется в установленном порядке в соответствии с ежегодно
утверждаемыми федеральными стандартами:
1) социальной нормы площади жилья;
2) предельной стоимости предоставляемых
жилищно-коммунальных услуг на 1 кв. метр общей площади жилья. При расчете величины субсидий на оплату коммунальных услуг (водоснабжение, водоотведение,
теплоснабжение, горячее водоснабжение, газоснабжение, электроснабжение, вывоз
бытовых отходов, обслуживание лифтового хозяйства и др.) недопустимо исключение
отдельных видов фактически предоставляемых услуг. При этом величина ежемесячных
субсидий на оплату указанных услуг, определяемая в установленном порядке
организацией, уполномоченной собственником домовладения осуществлять сбор и
обработку жилищно-коммунальных платежей и предоставление этих субсидий, должна
указываться в соответствующем платежном документе (счете-квитанции).
Распределение субсидий осуществляется пропорционально платежам граждан за жилье
и коммунальные услуги в соответствии с платежным документом
(счетом-квитанцией). Субсидии предоставляются гражданам, проживающим в домах
(включая общежития), относящихся к жилищному фонду, независимо от формы
собственности.
Граждане, сдающие
жилые помещения в поднаем, утрачивают право на субсидию.
Постановлением определена структура
платежей граждан. Структура платежей граждан (кроме собственников частных
домовладений) включает в себя плату:
- за содержание и текущий ремонт
жилищного фонда; - за капитальный ремонт жилищного фонда;
- за наем жилья (для нанимателей
жилья).
Кроме того,
граждане оплачивают коммунальные услуги (водоснабжение, водоотведение,
теплоснабжение, горячее водоснабжение, газоснабжение, электроснабжение, вывоз
бытовых отходов, обслуживание лифтового хозяйства и др.).
В целях улучшения сбора платы за
жилье и коммунальные услуги, рационального распределения указанных средств,
усиления социальной защиты малоимущих слоев населения органам местного
самоуправления рекомендовано:
1) создавать расчетно-кассовые центры
по сбору и обработке коммунальных платежей и предоставлению субсидий гражданам
на оплату жилищно-коммунальных услуг;
2) устанавливать размер платы за
жилье и коммунальные услуги в пределах федерального стандарта максимально
допустимой доли собственных расходов граждан на оплату жилищно-коммунальных
услуг в совокупном доходе семьи на одного человека с предоставлением
соответствующих субсидий.
Органам местного
самоуправления предоставлено право утверждать нормативы потребления жилищно-коммунальных
услуг и устанавливать ставки и тарифы на жилищно-коммунальные услуги (кроме
тарифов на электроэнергию и газ) исходя из оценки реальных доходов граждан и
затрат, необходимых для поддержания работоспособности систем инженерного
жизнеобеспечения населенных пунктов.
Таким образом,
Постановлением конкретизированы полномочия органов местного самоуправления в
части оплаты жилья и коммунальных услуг, определена структура платежей
граждан, введена обязательность проведения экспертизы тарифов по их экономическому
обоснованию, установлен порядок сбора платежей населения через
расчетно-кассовые центры, приняты дополнительные меры социальной защиты
населения в виде субсидий малоимущим гражданам и тем самым создана
нормативно-законодательная база поэтапного перехода на полную оплату жилья и
коммунальных услуг населением.
ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВОЙ МЕТОД РЕФОРМИРОВАНИЯ И МОДЕРНИЗАЦИИ
ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО КОМПЛЕКСА.
В начале
экономических реформ предполагалось, что в течение достаточно короткого периода
будет завершен переход к бездотационному функционированию жилищно-коммунальной
сферы, однако социально-экономическая ситуация не позволила завершить этот
переход, и к началу 2001 года население оплачивало около 60% стоимости
жилищно-коммунальных услуг, а фактически с учетом льгот и субсидий - около 40%.
В свою очередь,
сохранение бюджетного финансирования жилищно-коммунального комплекса на местном
уровне из-за недостатка средств привело к резкому увеличению износа основных
фондов. Особенно сильно ухудшилась ситуация в регионах - получателях финансовой
помощи.
В 2000 году
недофинансирование жилищно-коммунального хозяйства составило более 20% объема
необходимых средств. Проблема усугубилась огромным объемом накопленной
задолженности в жилищно-коммунальной сфере, образовавшейся, в первую очередь, в
результате невыполнения своих обязательств бюджетами всех уровней.
Задолженность в жилищно-коммунальном хозяйстве явилась источником цепочки
неплатежей, которая охватила практически все отрасли экономики.
Для решения
возникших проблем и в обеспечение перехода к новой модели устойчивого
функционирования жилищно-коммунального комплекса 17 ноября 2001 года
Постановлением Правительства Российской Федерации № 797 утверждена
«Подпрограмма «Реформирование и модернизация жилищно-коммунального комплекса
Российской Федерации» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010
годы».
Подпрограмма предусматривает как
решение задач ликвидации и сверхнормативного износа основныx фондов, внедрение
ресурсосберегающих технологий, так и разработку и широкое внедрение мер по
стимулированию эффективного и рационального хозяйствования жилищно-коммунальных
предприятий, максимального использования ими всех доступных ресурсов, включая
собственные, для решения задач надежного и устойчивого обслуживания потребителей.
В результате
решения этих задач повысится качество жилищно-коммунального обслуживания
населения.
А) Новая экономическая модель
реформирования Подпрограмма «Реформирование и модернизация жилищно-коммунального
комплекса Российской Федерации» федеральной целевой программы «Жилище» на
2002-2010 годы предусматривает реализацию новой экономической модели реформы
жилищно-коммунального комплекса.
Новая система
экономических отношений в жилищно-коммунальном хозяйстве предполагает
принципиальное изменение как функций ее участников, так и механизмов их
взаимодействия и организации финансовых потоков.
Предполагается коренным образом
изменить систему текущего финансирования жилищно-коммунальных предприятий.
Основной идеей экономической реформы жилищно-коммунального хозяйства является
передача права распоряжения всеми бюджетными ресурсами, выделяемыми в настоящее
время на дотирование отрасли, от коммунальных предприятий непосредственно
гражданам - субъектам, в наибольшей степени заинтересованным в эффективном
расходовании этих средств.
Предполагается
ликвидировать существующее разделение направлений бюджетного финансирования
жилищно-коммунального хозяйства. В рамках системы персонифицированных
социальных счетов граждан будут объединены все виды финансовой помощи
государства, включая оплату жилья и коммунальных услуг (жилищные субсидии и
льготы). Главными участниками экономических отношений в жилищно-коммунальном
хозяйстве, таким образом, станут жилищно-коммунальные предприятия и
непосредственные потребители их услуг - граждане, а бюджетные средства,
расходуемые на дотирование отрасли, будут полностью переориентированы на
предоставление адресной целевой помощи непосредственно гражданам (кроме граждан
с высокими доходами, в отношении которых дотирование будет прекращено). В
результате потребители услуг - граждане получат возможность контролировать
направление и расходование бюджетных средств, которое станет прозрачным и
адресным. Будет использован потенциал финансовых институтов (банков),
открывающих социальные счета для кредитования граждан, и местных бюджетов в
целях покрытия кассовых разрывов, возникающих при выплате средств гражданам.
Использование системы социальных
счетов будет способствовать самоорганизации граждан в жилищной сфере, появлению
стимулов для развития товариществ собственников жилья и иных объединений
граждан, усилению контроля со стороны населения за объемом и качеством
жилищно-коммунальных услуг, развитию рынка профессиональных услуг по управлению
жилищным фондом. Эта мера позволит повысить прозрачность расходования бюджетных
средств и усилить социальную направленность бюджетной политики.
Предполагается
ликвидировать систему перекрестного субсидирования населения за счет
промышленных предприятий. Изменится и система финансирования мероприятий по
модернизации и развитию жилищно-коммунального хозяйства. Инвестиционное
финансирование жилищно-коммунального комплекса будет осуществляться в основном
за счет привлечения заемных ресурсов (в первую очередь средств частных
инвесторов). Бюджетное финансирование инвестиций в жилищно-коммунальное
хозяйство будет осуществляться в ограниченном объеме и будет не альтернативой,
а дополнением к заемному финансированию. После 2010 года инвестирование за счет
заемных ресурсов станет преобладающей формой финансирования
жилищно-коммунального комплекса.
В результате
развития конкурентных отношений в жилищно-коммунальном хозяйстве будет повышена
эффективность его функционирования, что обеспечит общее снижение расходов на
его содержание не менее чем на 20% и привлечение дополнительных финансовых
ресурсов для модернизации. Перевод отношений между предприятиями
жилищно-коммунального комплекса и получателями их услуг на договорную основу,
отделение выполнения функций собственника жилищного фонда от осуществления
хозяйственной деятельности по управлению и обслуживанию этого фонда в
муниципальном секторе, совершенствование системы и принципов регулирования
тарифов на услуги локальных монополистов в коммунальном хозяйстве позволят:
перейти на полную оплату стоимости
жилищно-коммунальных услуг населением без увеличения в составе такого платежа
(в пределах социальной нормы площади жилья и нормативов потребления
коммунальных услуг) доли собственных расходов граждан, за исключением семей с
высокими доходами, не имеющих права на получение жилищной субсидии;
1) потребителям непосредственно
влиять на объем и качество жилищно-коммунальных услуг путем воздействия на
жилищно-коммунальные предприятия с целью повышения уровня оказываемых услуг;
2) производить конкурсный отбор
управляющих компаний и подрядных организаций, предлагающих более качественные
услуги по наименьшей цене;
3) стимулировать
энергоресурсосбережение как со стороны жилищно-коммунальных предприятий (для
снижения производственных издержек), так и со стороны потребителей (для
уменьшения стоимости потребляемых услуг);
4) стабилизировать финансовый поток
для организаций, оказывающих жилищно-коммунальные услуги, сделав его прозрачным
и гарантированным.
Реализация новой
экономической модели позволит обеспечить бездотационный режим финансирования
жилищно-коммунального хозяйства, повысить его эффективность, создать источники
привлечения средств для его развития и, что наиболее важно, гарантировать
адресность государственной помощи малообеспеченным слоям населения, прекращение
дотирования граждан с высоким уровнем доходов и непосредственное поведение
субсидий до получателей с использованием системы социальных счетов граждан.
Б) Цели и задачи подпрограммы
Основными целями подпрограммы
являются: повышение эффективности, устойчивости и надежности функционировании
систем жизнеобеспечения населения, привлечение инвестиций в
жилищно-коммунальную отрасль, улучшение качества услуг с одновременным
снижением затрат, адресная социальная защита населения при оплате
жилищно-коммунальных услуг.
Достижение
основных целей подпрограммы обеспечит возможность устойчивого развития
жилищно-коммунального комплекса без использования программных методов
управления на федеральном уровне.
Основными задачами подпрограммы
являются:
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20
|