рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~

Меню
Поиск



бесплатно рефераты Анализ текущего и перспективного состояния МУП "Реутовская теплосеть" г. Реутова Московской области ...

В регионах, например в Калуге, в районах новостроек устанавливают квартальные газовые котельные. А в городских квартирах - автономные тепловые пункты, благодаря чему можно запрограммировать свое энергопотребление так, как нравится тебе. И комфортно, и экономно. Считается, что автономная котельная обходится дороже подключения к городским сетям, но в дальнейшем ее эксплуатация гораздо выгоднее: стоимость производства тепла у автономных и крышных котельных вдвое ниже, чем у центрального отопления.

К сожалению, ЖКХ болеет той же болезнью, которая погубила народное хозяйство СССР. Как и раньше, сегодня в жилкомхозе не востребованы современные технологии. Правильно говорится о том, что надо повышать эффективность, снижать издержки. Если посмотреть на структуру ЖКХ, то оказывается, что конкретных предприятий, которые заинтересованы в решении этих проблем, сегодня нет. А раз так, пока не приходится рассчитывать на то, что ЖКХ станет рабочей лошадкой. Даже если для ее прокорма государство вывернет кошельки своих граждан наизнанку.

Основные проблемы коммунальных предприятий..

Несмотря на положительные тенденции в развитии ЖКХ, проблем остается много:

-основные средства, сети, оборудование ветшают значительно быстрее, чем идет их капитальный ремонт и восстановление;

-стоимость коммунальных услуг по-прежнему остается очень высокой, так как построенные в 70-80 годы котельные с большим запасом мощности, эффективно использоваться не могут, а изношенные сети ведут к большим потерям тепла, воды, что естественно отражается на себестоимости.

Качество коммунальных услуг вызывает сегодня много нареканий и критики со стороны потребителей. Это одна из серьезных проблем, над которой необходимо работать всем: поставщикам коммунальных услуг.

В основе всех этих проблем - финансовое состояние предприятий ЖКХ, систематическое недофинансирование коммунального хозяйства привело к обветшанию основных фондов, к большим затратам на производство, высокую себестоимость, а сами предприятия к банкротству.

Сегодня много разговоров идет вокруг тарифов на услуги ЖКХ. В целях повышения уровня социальной защиты граждан, жителям округа предоставляются льготы и субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг. Огромное количество граждан ежегодно получает субсидии от государства, но лишь незначительная их часть возмещается из бюджета.

Несмотря на проводимую службой заказчика работу по ликвидации задолженности населения по оплате за коммунальные услуги, задолженность по-прежнему имеет место быть и увеличиваться из года в год..

Состояние российского ЖКХ в цифрах.

ЖКХ – одна из крупнейших отраслей российской экономики. По данным Минфина и Госкомстата России, расходы российского бюджета на жилищно-коммунальное хозяйство сопоставимы с расходами на оборону и превышают затраты на правоохранительную деятельность, госбезопасность и госуправление.

Расходы на жилищно-коммунальное хозяйство страны в консолидированном бюджете страны составляют около 8 процентов общей суммы бюджетных затрат, что примерно равно расходам на национальную оборону. На правоохранительную деятельность и госбезопасность в январе-апреле 2002 года потребовалось 50,1 миллиарда рублей, а расходы на органы госуправления и местного самоуправления составили 37,0 миллиарда рублей.

Инвестиции в ЖКХ в 2003 г. составили 15% от всех инвестиций в российскую экономику. Суммарный объем инвестиций в ЖКХ в 2003г. составил свыше 160 млрд. руб. Однако основные инвестиции были произведены в водоснабжение, энергоснабжение и теплоснабжение.

В докризисном 1997 году расходы на жилищно-коммунальное хозяйство составили 112,6 миллиарда рублей и значительно превысили расходы на оборону, которые составили в 1997 году 81,4 миллиарда рублей.

В 1998 году эти расходы составили 96,8 млрд. руб., в 1999 году -124,6 млрд. руб., в 2000 году - 123 млрд. руб. По различным регионам на содержание ЖКХ расходуется от 30 - 35 до 50% местных бюджетов. Но есть города (в частности, Улан-Удэ), в которых на покрытие убытков жилищно-коммунального хозяйства затрачивалось до 70% бюджета.

По данным Госстроя, в жилищно-коммунальном комплексе функционирует более 52 000 предприятий, на которых работает 4,2 млн человек, обслуживающих 1092 города и 1872 поселка.

Отрасль, основу которой составляет жилищный фонд страны (почти 2,9 млрд. кв. м), имеет очень высокий удельный вес в основных фондах всей экономики. Доля ЖКХ в основных фондах народного хозяйства составляет 24%. Это третий показатель, лишь немного уступающий транспорту (29,5%) и промышленности (27,4%).

Прогнозируемый объем продаж российского коммунального сектора в 2004 г. должен достичь 700 млрд руб.

По данным Росстата, в 2003 г. расходы населения на оплату жилищно-коммунальных услуг (ЖКУ) составили 437,3 млрд. руб., или 7,2% от всех потребительских расходов. Структура расходов была следующая: жилье - 79 млрд. руб. (1,3% потребительских расходов); электроэнергия - 60,7 млрд. руб. (1%); газ - 42,5 млрд. руб. (0,7%); центральное отопление - 97,2 млрд. руб. (1,6%); прочие коммунальные услуги - 157,9 млрд. руб. (2,6%). Для сравнения: затраты на жилье, воду, электричество, газ и другое топливо в 1999 г. в Германии составляли 31,3% от потребительских расходов. Правда, это один из самых высоких показателей в Европе, но и средний показатель по ЕС (27,8%) также весьма внушителен. Российский показатель (7,2%) в разы меньше показателей европейских стран по следующим причинам. Во-первых, внутренние российские цены на газ, электричество, тепло значительно ниже соответствующих цен и тарифов в ЕС. К тому же тарифы на ЖКХ в России являются политическим инструментом, которым власти всех уровней стараются пользоваться. Власти, понимая, что лояльность избирателей во многом зависит именно от уровня тарифов, зачастую проводят популистскую политику, при которой экономическая целесообразность уступает место политической необходимости. Во-вторых, количество и удельный вес граждан в России, пользующихся льготами при уплате услуг ЖКХ, беспрецедентны. В Европе ситуация прямо обратная. В-третьих, неразвитость института ипотеки в России предопределяет ничтожность (в сравнении с европейскими странами) соответствующих расходов.

В первом полугодии 2003 г. ЖКХ было единственной отраслью экономики страны, показавшей убыток - он составил 2,7 млрд. руб. В целом же по итогам 2003 г. расходы в этой отрасли за год составили 880 миллиардов рублей, а доходы - 805 миллиардов. Проектом бюджета на 2005 год на покрытие убытков жилищно-коммунального хозяйства страны направлено 6,79 млрд. рублей

Проблемы ЖКХ – одни из самых чувствительных для населения страны.

Так, в декабре 2003 г. опрос Центра международных социологических исследований, установил, что в уходящем году особенно беспокоили рост цен на жилье и коммунальные услуги - 34 процента, износ жилищно-коммунального хозяйства - 23, а также подорожания транспорта, продуктов и товаров первой необходимости - об этом сказал каждый пятый участник опроса. Тревогу вызывало отключение отопления и электричества - каждый десятый житель страны заявил об этом. По результатам январского 2004 г. опроса Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ), ростом цен озабочены 52% опрошенных, еще 50% специально отметили рост цен на услуги ЖКХ. При этом лишь 17% назвали успешными усилия властей по преодолению роста цен. Из этих цифр видно, что проблемы ЖКХ в сознании российского населения выходят на первое место по своей значимости.

Как и вся экономика страны, жилищно-коммунальная сфера значительно деградировала в течение последних десяти-двенадцати лет. Для ее поддержания в рабочем состоянии сегодня требуется все больше средств. Так, если на дотации ЖКХ из бюджетов всех уровней в 1987-1990 годы уходило 1,1-1,3% ВВП, то к 1996 году этот показатель составил 3-4%, а в 1997-м – уже 6%. Тем не менее, в 2003 г. более 60% из 52 тысяч предприятий, обслуживающих жилищно-коммунальный комплекс, находились на грани банкротства.

Отрасли необходима самая серьезная терапия. На латание всевозможных дыр накануне очередного отопительного сезона 2003-2004 года было выделено 5,5 миллиарда рублей. Между тем, недофинансирование отрасли достигает 100 миллиардов рублей

Численность работников ЖКХ в расчете на тысячу жителей в России в два раза выше, чем в европейских странах

Расход условного топлива на отопление 1 кв. м втрое больше, чем в Норвегии и на севере Канады.

Потребление воды - за счет потерь - выше в два раза.

Основные фонды теплоснабжения сегодня изношены на 60%, электроснабжения - на 70%. В целом по России физический износ котельных составляет 54,5 проц., водопровода - 65,3, канализации - 62,5, теплотрасс - 62,8, трансформаторных подстанций - 57, электросетей - 58,1 процента. Потери воды и тепла в трубопроводах и теплосетях составляют от 20% до 40%. Количество аварий на 100 километров сетей увеличилось с 15-20 в середине 90-х годов до 70 на сетях водоснабжения и канализации, до 200 - на сетях теплоснабжения, потери тепла от станции до потребителя составляют 30 процентов. Только на модернизацию сетей и генерирующих мощностей теплоснабжения РФ, по оценкам Госстроя, сегодня необходимо около полутриллиона рублей. В ЖКХ имеется около 200 тысяч котельных, потребляющих около 90 миллионов тонн условного топлива в год.

При нормативе ежегодного капитального ремонта в 110 млн. кв. м жилья в 2000 году было отремонтировано всего 4 млн. кв. м. Сегодня в России в ветхих и аварийных домах проживает почти три миллиона человек. После инвентаризации основных фондов, которую провел Госстрой, выяснилось, что около 11% жилищного фонда (300 млн. кв. м) нуждается в неотложном капитальном ремонте и переоборудовании коммунальных квартир для посемейного проживания, 9% (250 млн. кв. м) нуждаются в реконструкции, 3,2% жилищного фонда страны (88,7 млн. кв. м) фактически непригодны для проживания и подлежат сносу. Распределение жилого фонда по проценту износа характеризуется следующими цифрами:

Износ от 0 до 30%______________1116,8 кв.м;

Износ от 31% до 65%______________88,7 кв.м;

Износ от 66% до 70%______________35,7 кв.м;

Износ свыше 70%____________1611,13 кв.м.

Городской жилищный сектор и коммунальное хозяйство по-прежнему почти полностью находятся под управлением государства. Это один из пока еще уцелевших «островов социализма» со всеми его признаками: низким качеством жилья, инфраструктуры жизнеобеспечения и их обслуживания, разворовыванием хронически дефицитного финансирования и ускоренными процессами разрушения. Как результат, жилищная недвижимость в России, несмотря на спекулятивные цены на нее в Москве, по мировым стандартам является одной из самых неприспособленных для жилья: она не обеспечивает необходимого качества жизни.

С начала 90-х плата за коммунальные услуги (не реальная, а в количественном рублевом исчислении) выросла в 250 раз, в то время как доходы граждан - всего в 150. Долги населения предприятиям жилищно-коммунального хозяйства по состоянию на конец 2002 года составляют около 50 млрд. руб. По подсчетам Госстроя России, на середину ноября 2003 года кредиторская задолженность российских предприятий в секторе ЖКХ превысила 257 млрд. руб., а дебиторская – 220 млрд. руб. При этом ситуация с задолженностью последние годы постоянно ухудшалась. По оценкам Председателя Госстроя РФ Николая Кошмана, по сравнению с 2002 годом за 2003 год дебиторская задолженность выросла на 8,9%, а кредиторская - на 5,5%. Весной 2004 г. дебиторская задолженность снизилась до 179,2 млрд. руб., а кредиторская – до 269,7 млрд. руб. Однако видно, что разность дебиторской и кредиторской задолженности увеличилась более чем вдвое (с 37 млрд. руб на осень 2003 г. до 90,5 млрд. руб. на весну 2004 г.), что свидетельствует об углублении финансового кризиса в ЖКХ. По-прежнему долги поставщикам ресурсов и в бюджеты всех уровней в 1,5 раза превышают долги потребителей и заказчиков услуг предприятий ЖКХ. В общей сумме объема дебиторской задолженности 22,1% составляют неплатежи населения, что превышает допустимый уровень задолженности на 10%. При этом уровень оплаты жилищно-коммунальных услуг населением возрос с 58% в 2001 году до 81,5% в 2003 году. Выросла и задолженность перед работниками жилищно-коммунального комплекса. С ноября 2001 года по ноябрь 2002 года стоимость жилищно-коммунальных услуг для населения по стране выросла на 45 процентов. При этом доля семей, получающих жилищные субсидии, выросла лишь с 7 до 15 процентов, т.е. для подавляющего числа территорий ситуация не стала критической. При планомерном росте тарифов и при исполнении предприятиями ЖКХ своих обязанностей население не только не прекращает платить за ЖКУ, а делает это более дисциплинированно. За последние два года собираемость платежей по стране в целом повысилась почти на 10 пунктов. Сегодня 95-97 процентов и даже 102 процента собираемости - обычная практика (в последнем случае оплачиваются и текущие платежи, и долги). Более того, начало 2003 года ознаменовалось продолжением процесса прекращения дотирования предприятий ЖКХ, когда тарифы устанавливаются на уровне покрытия затрат, а средства бюджета идут на адресную защиту низкодоходных семей. Был установлен уровень покрытия затрат через тариф для населения: в Калуге - 100 процентов, в Коврове - 100 процентов, в Арзамасе -100 процентов, в Смоленске - 90 процентов, в Красноярске - 90 процентов.

За последние 10 лет рост тарифов на жилищно-коммунальные услуги (ЖКУ) на самом деле был почти в два раза ниже роста инфляции. С 1993 по 2002 год при суммарном дефляторе в 4000% стоимость ЖКУ увеличилась на 2200%. С 1997 по 2001 год инфляция составила 670%, а стоимость ЖКУ возросла всего на 270%.

Напротив, за первое полугодие 2003 года тарифы на жилищно-коммунальные услуги в России повысились на 23,7%. По расчетам Госкомстата, рост тарифов ЖКХ в три раза превысил показатель инфляции за первое полугодие (7,8%). За аналогичный период 2002 года тарифы увеличились на 28,1% при инфляции в 9%. За год с конца июня 2002 года по конец июня 2003 года тарифы ЖКХ повысились в среднем по России на 43,6%, что существенно превышает рост стоимости любых других видов услуг, предоставляемых населению. По данным за 2003 год в целом также имеет место опережающий инфляцию рост тарифов ЖКХ. Та же картина наблюдается в 2004 году: тарифы на жилищно-коммунальные услуги в России за январь - ноябрь 2004 года повысились на 23,2%, в том числе в ноябре рост тарифов на жилищно-коммунальные услуги, также, как и в октябре, составил 0,6%, против 0,3% в сентябре, 0,9% в августе и 1,4% в июле. Больше всего в группе жилищно-коммунальных услуг в ноябре выросла стоимость проживания в гостинице, а также плата за отопление - на 2,5% и 1,8% соответственно. Несмотря на незначительный рост тарифов в последние месяцы 2004 г, в среднем рост цен на услуги ЖКХ более чем в 2 раза превысил показатель инфляции в январе-ноябре 2004 года, составивший 10,5%.

Учитывая, что доля оплаты населением стоимости услуг также росла (примерно с 40% до 60%, остальное дотируется государством через предприятия ЖКХ), население в среднем стало платить на 350% больше. Есть и другие точки зрения на тарифы. Глава РАО ЕЭС Анатолий Чубайс заявил, что в ЖКХ, прежде чем делать структурные реформы, надо навести финансовый порядок: прекратить практику завышения тарифов (например, через завышение нормативов потребления и амортизации, учет затрат на несделанный капремонт, потерь в сетях), разобраться с воровством, наладить нормальный менеджмент. После этого может оказаться, что тарифы на самом деле повышать не надо.

На дотации ЖКХ из федерального и местных бюджетов в 1987-1990 годах уходило 1,1 - 1,3% ВВП, 1996 году - 3-4%, в 1997 году - 6%, 2000 году - 7%. Последний показатель превысил совокупные расходы на национальную оборону и правоохранительные органы, не говоря уже о здравоохранении и образовании.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20




Новости
Мои настройки


   бесплатно рефераты  Наверх  бесплатно рефераты  

© 2009 Все права защищены.