рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~

Меню
Поиск



бесплатно рефераты Анализ текущего и перспективного состояния МУП "Реутовская теплосеть" г. Реутова Московской области ...

11. Параллельно с установкой счетчиков должны изменится определенные подсистемы коммунальных предприятий. Скажем, получить эффект от приборного учета невозможно (да и сам по себе приборный учет не может существовать), если сохраняется традиционная схема отгрузки тепла жилищным управления, а не собственно потребителям. Но перестроить работу в этом отношении достаточно сложно - на большинстве коммунальных предприятий (водо- и теплоснабжения) отделов по работе с потребителями нет вообще. Возможно, что в наших условиях часть работ (например, по снятию показаний со счетчиков и расчетам с потребителями) могут на себя взять службы единого заказчика. Во-вторых, - это дотации на содержание отрасли. Тот факт, что в западной системе работают, как правило, частные компании, не должен вводить в заблуждение - от этого государственная под­держка социально незащищенных слоев населения никуда не исчезает. Однако в западной практике дотируется не предприятие, а потребители, для которых услуги слишком дороги. У нас постепенно вводится подобная практика, получившая название субсидий на оплату коммунальных услуг. Семье предоставляется субсидия, если общая плата за обслуживание жилья и коммунальных услуг превышает определенную долю доходов семьи (20-25`%). Однако нельзя забывать, что основанием для выдачи субсидии служит опять таки нормативный учет - общая плата (которая не должна превосходить 20-25% общих доходов семьи) рассчитывается по нормам. Разумеется, никакого стимула к экономии потребления коммунальных ресурсов (а в семье с низкими доходами, по идее, такие стимулы должны быть) нет в принципе.

В настоящее время в Государственной Думе рассматривается законопроект «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации и «Об основах федеральной жилищной полити­ки» и другие законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования системы оплаты жилья и коммунальных услуг». 3аконопроект является базовым, основополагающим для дальнейшего продвижения всех направлений реформирования.

В соответствии с Федеральным законом от 20.05.02 № 52-Ф3 «О внесении изменений в статью 13 Федерального закона "О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации" » Государственная Дума направила органам государственной власти субъектов Российской Федерации данный законопро­ект для получения отзывов в установленном порядке.

Принятие в начале 90-х гг. прошлого столетия 3аконов РФ «Об основах федеральной жилищной политики» и «О приватизации жилищного фонда» было обусловлено необходимостью повышения качества жилищно-коммунального обслуживания населения. Эти законодательные акты, принятые в развитие Конституции Российской Федерации, заложили основу:

- формирования современных рыночных (бездотационных) отношений в жилищно-коммунальном хозяйстве России; - усиления адресной социальной защиты населения при поэтапном переходе к 100-процентной оплате гражданами услуг ЖКХ.

Реформа ЖКХ была и остается многоэлементным процессом, в котором гармонично сочетаются принятие и реализация экономически оправданных административных, технических, технологических, институциональных, финансовых, социальных, политиче­ских и других решений и грамотно поставленная информационно-пропагандистская кампания, которая обязана сделать население союзниками и главными участниками процессов преобразова­ний в этой жизненно важной сфере национальной экономики.

12. Первый блок элементов касается формировании основ правового (юридически оформленного) регулирования взаимоотношений граждан, проживающих в жилищном фонде (наниматели и собственники), с домовладельцами и поставщиками коммуналь­ных услуг.

До 1993 г. юридически оформленных договоров, определяющих взаимоотношения сторон по условиям проживания в жилых помещениях, качеству и своевременности предоставления коммунальных услуг, практически не существовало (0,2%). Сегодня около 50°/г, населения оформили такие договоры (найма, обслуживания), и на этой основе уже формируется судебная (а не административная) практика разрешения конфликтов между сторонами отношений. В соответствии с законодательством осуществлялось разделение функций управления и хозяйствования (заказчик - подрядчик) в жилищной сфере. На местах вместо ЖЭКов формировались прообразы управляющих компаний - службы заказчика. Сегодня 70°/, жилищного фонда обслуживается такими структурами.

В регионах, где услуги по обслуживанию жилищного фонда, лифтов и вывозу твердых бытовых отходов н первоочередном порядке были переведены на полную оплату населением, а это более 5% объема этих услуг по России, введена конкурсная форма их оказания (предоставления). К сожалению, не получил должного развития один из основных элементов реформы ЖКХ - самоуправление граждан и жилищной сфере и создание товариществ соб­ственников жилья (ТС3К). 3а годы реформ было создано около 5,0 тыс. ТСЖ, количество жилья, управляемого жителями, вместе с ЖСК, МЖК,ЖКK на сегодня составляет около 6,0%. (В Белгородской области этот показатель составляет 70%, , в Ростовской области – 30%.) Как показывает опыт, реализация институциональных» элементов реформы формирует новую правовую социально-экономическую атмосферу, дает возможность каждому проживающему реально контролировать и влиять на качество обслуживания, экономить ресурсы и снижать свои затраты на их оплату.

Доли жилых помещений частной собственности в домах государственного и муниципального жилищного фонда составляет 63,1% . Количество вводимого индивидуальными застройщиками жилья за период проведения реформы возросло более чем в 4 раза и достигло почти 43`% от всего объема вводимого в России жилья.

В области тепло-, электро-, водоснабжения появились частные предприятия. В теплоснабжении, по данным статистики, их насчитывается почти 30°/о , предприятий совместной формы собственности с участием иностранного капитала -- почти 1%, тепловых сетей и теплоисточников, принадлежащих частным компаниям, - 13% . Более четверти отпускаемого тепла приходится на частные предприятия различных форм собетвенности. В городском электро- и водоснабжении эти показатели составляют соответ­ственно 37 и 17% .

Ресурсный блок элементов реформы направлен на повышение надежности оказываемых услуг и снижение их удельного потребления.

Повышение теплотехнических характеристик ограждающих конструкции зданий (стен, окон, кровли и т. д.) при новом строительстве и реконструкции (капитальном ремонте) жилья осуществляется в соответствии с установленными в 1995 г, требованиями СНиП. Сегодня в России этим требованиям соответствует 6,0% жилья.

Модернизация генерирующего, электротехнического оборудования и сетевого хозяйства в ЖКХ обеспечивает рациональное использование энергоресурсов, а следовательно, снижает затраты на производство услуг и обеспечивает качество и надежность их предоставления. К сожалению, только около 10% коммунальных объектов соответствует современным требованиям по энергоресурсопотреблению, применяемым технологиям и материалам.

Установка приборов учета и регулирования потребления энергоресурсов в жилых и общественных зданиях и помещениях достигла 25% . Это позволяет собственникам и нанимателям жилья получать реальную картину потребляемых воды, тепла, газа и влиять на объемы их потребления, а следовательно, и величину оплаты коммунальных услуг.

В снижении энергопотребления заинтересованы в первую очередь «эффективные» собственники - ТСЖ,ЖСК и др., именно они устанавливают договорные отношения, базирующиеся на фактических объемах потребления энергоресурсов. Увеличить количество установленных приборов с 2 до 25% удалось в основном за счет новых форм управления жильем.

Финансово-экономический и одновременно социальный блок элементов реформы ЖKX теснейшим образом связан с первыми двумя и направлен на создание условий для привлечения инвестиций в этот сектор экономики. Снижение расходов на производство услуг ЖКХ - многофакторная задача, которая наряду с указанными элементами предусматривает осуществление последовательных действий органов ценового регулирования по формированию экономически обоснованных тарифов (ЭОТ) на услуги ЖKX. Финансово-экономический и технологический аудит затрат, включаемых в структуру тарифа, позволял удерживать все эти годы уве­личение ЭОТ в ЖКХ на 3-5 пунктов ниже индекса-десрлятора по­требительских цен.

Таким образом, общая динамика увеличения стоимости ЖКУ была почти в 2 раза ниже уровня инфляции.

В сумме величина снижения издержек при производстве услуг ЖКХ за эти годы составляет 37% .

Повышение качества жилищно-коммунального обслуживания невозможно без обновления основных фондов, которое в свою очередь требует значительных финансовых средств.

Программа реформирования и модернизации ЖКХ, утвержденная правительством РФ в ноябре 2001 г., определила необходимый объем инвестиций в размере 600,0 млрд руб. в коммунальные инфраструктуры, 160,0 млрд руб. требуется на ликвидацию ветхого и аварийного жилья. 3начительно большие средства необходимы для доведения теплотехнических характеристик зданий первых массовых серий, построенных в 60-90-х гг. Предположить, что все эти средства будут выделены из бюджета, нереально. Это подтверждают и имеющиеся статистические данные. Объем инвестиций в основном капитале с 6,7% от стоимости основных фондов ЖКХ в 1993 г. уменьшился до 3,3% в 2002 г. Для обеспечения устойчивого функционирования систем жизнеобеспечения городов и населенных пунктов в ближайшие годы необходимы инвестиции в сумме более 80,0 млрд руб. в год.

В то же время сегодня для инвестора остается непонятной ситуация с оплатой эксплуатационных (операционных) расходов предприятий ЖКХ как объектов инвестиций, когда предприятие не получает в полном объеме средства за отпущенные услуги. Поэтому оплата 100% произведенных работ (услуг) всеми потребителями - одно из основных условий привлечения инвестиций в этот сектор национальной экономики.

Оплата услуг жилищно-коммунального хозяйства населением складывалась, складывается и будет складываться из средств населения (сегодня это 50,4% от стоимости их производства) и социальной помощи государства. Сегодня это двухканальная система финансиронания предприятий ЖKX, когда одну часть предприятию ЖКХ оплачивают граждане, а вторую часть за граждан предприятию должен оплачивать местный бюджет.

Для каждого конкретного человека соотношение величины оплаты «собственными» деньгами и величины помощи государства различно и зависит от:

- установленного местной администрацией уровня (в процентах от 100%) оплаты ЖКУ населением от утвержденной той же администрацией цены на ЖКУ (100% );

- наличия у граждан льгот по оплате ЖКУ;

- доходов граждан и возможности получении ими субсидий по оплате ЖКУ.

Таким образом, обязательства местной администрации по оп­лате ЖКУ складываются из следующего.

А. В России в 1992 г. население оплачивало 2% стоимости ЖКУ, а 98% стоимости тарифа должно было перечисляться на счета предприятий ЖКХ из местного бюджета. Сегодня это соотношение 50:50. В России был выбран «мягкий» сценарий перехода населения к 100-процентной оплате ЖКУ в отличие от стран Балтии и ряда стран СНГ, где это произошло в 1992-1993 гг.

Б. 47,8 :млн граждан России пользуются льготами по оплате ЖКУ. В 2001 г. они оценивались на сумму 27,8 млрд руб. Меха­низм предоставления .льготы - уменьшение, как правило, на 50% платежа за ЖКУ гражданину. Подразумевается, что неоплачен­ная доля - 50% - перечисляется за «льготников  на счета предприятий ЖКХ из бюджета.

В. 3а субсидиями в 2001 г. обратилось 11,6 млн человек на сумму 5,9 млрд руб. Эта сумма также должна перечисляться на счета предприятий ЖKX России.

Складывающиеся финансовые обязательства (А + Б + В) перед предприятиями ЖKX должны перечисляться на счета этих предприятий минуя граждан (как бы за них).

Но, к сожалению, эти обязательства не финансируются из бюджета в полном объеме, а граждане об этом не знают. В 2001 г. это недофинансирование составило 60,0 млрд руб., из-за чего 70% предприятий ЖКХ - банкроты и не в состоянии оказывать своим потребителям - населению - качественные и своевременные услуги.

И это в условиях, когда население выполнило свои обязательства по предъявленным ему платежам за ЖКУ.

Ситуация недофинансирования предприятий жилищно-коммунального хозяйства сохраняется уже многие десятилетия, но особенно ярко это проявилось в 90-е гг. прошлого века и продолжается сейчас. 3а 10 лет износ основных фондов отрасли (систем тепло-, водо-, газо-, электроснабжения и жилищного фонда) достиг предельной величины – 70%. Это и называют сегодня коммунальной (инфраструктурной) катастрофой, и мы являемся ее свидетелями (рушатся дома, замерзают города, из-за некачественной воды болеют и умирают люди).

Тем не менее, :многие граждане даже не задумываются об этом т подразумевают, что предъявляемая им к оплате сумма это как раз те самые деньги, которые и стоят потребленные идти вода, тепло-, злектроэнергия, содержание дома. Поэтому у них возникает вопрос: до каких пор стоимость будет расти и где качество жилищно-коммунального обслуживания? Именно на этой почве сохраняется острота социального конфликта населения и обще­ства вокруг повышения платежей за ЖKУ, и остаются не услышанными доводы о создании в России уникальной системы со­циальной защиты населения по оплате услуг ЖКХ.

IIo существу, с 1992 г. в дополнение к существующей системе социальной поддержки населения по оплате жилья и коммунальных услуг (льготам) была введена еще одна льгота - субсидия (компенсация) по оплате ЖКУ.

Действующая система льгот основывается на категориальном принципе (военнослужащий, учитель на селе, донор, Герой и т. д.) и имеет строго установленную величину уменьшения платежа граждан за ЖКУ, как правило 50% , без учета размера занимаемой площади и уровня ее благоустройства. В этом случае граждане, проживающие в жилье с более высоким уровнем благоустройства и занимающие большую площадь, получают по одной и той же льготе более существенную социальную поддержку, чем проживающие в индивидуальном частном доме или н пятиэтажке » , что социально не оправдано.

Отличительной чертой новой системы социальной защиты населения по оплате ЖКУ явилось то, что она опирается на имуществен­ные (доход семьи) принципы установления социальной поддержки населения. Другими словами, социальная защита в этом случае определяется как производная (в определенной пропорции, к примеру 22`% ) от совокупного дохода семьи и предусматривает более гибкий подход к установлению субсидий - снижению для низкодоходных категорий населения величины платежа за ЖKУ на 60, 70, 80 и более процентов, что априорно может быть больше льготы. Процедура получения льгот и субсидий идентична:

- для получения льготы гражданин предъявляет в Службу заказчика или расчетно-кассовый центр соответствующий документ (как правило, удостоверение), подтверждающий его принадлежность к той или иной категории льготополучателей; - для получения субсидии в эти же организации предъявляются две справки - с места жительства (с указанием зани­маемой площади и количества проживающих) и с места

работы всех проживающих на данной площади о доходах. Сегодня обе системы социальной поддержки населения по оплате ЖKУ работают параллельно, дополняя друг друга.

Помимо почти 50 млн человек льготников, а это 35% населения, дополнительно должно быть вовлечено в социальную защиту около 20% граждан. На данный момент 11,6 млн человек (8%) уже вовлечено в механизм адресных субсидий. Незначительное сокращение числа льготников и перевод профессиональных льгот (таможенникам, налоговой полиции, налоговой инспекции, сотрудникам МВД, ФСБ, судьям) по аналогии с льготами военнослужащих в денежное довольствие приведет к снижению общего числа льготников и увеличит число граждан, обращающихся за субсидиями, которые действительно нуждаются в поддержке государства. В результате проводимой реформы льгот около 80% населения будет оплачивать услуги полностью и часть из них пользоваться льготами, а 20`% - оплачивать, пользуясь субсидиями.

В 2001 г. за льготами по оплате ЖКУ в России обратилось 47,8 млн человек, которым уменьшена оплата на сумму 27,28 млрд руб. 3а субсидиями обратилось 11,6 млн человек, которым снижены платежи на общую сумму 5,92 млрд руб. при сложив­шемся по субъектам федерации среднем уровне оплаты ЖKY от экономически обоснованного тарифа 58,8% . В денежном выра­жении эта величина составила 33,2 млрд. руб. Эту сумму за население должен был оплатить бюджет. По факту прошлого года на эти цели из бюджета было проплачено:

- по льготам - 16,82 млрд. руб., или 61,6% ;

- по субсидиям - 4,42 млрд. руб., или 74,6% .

Средства в размере 12 млрд. руб. производителям услуг ЖKX не вернул никто, так как эти финансовые обязательства не закреплены в законодательстве.

Данное обстоятельство, а также принятие за период с 1992 г. целого ряда законодательных актов в сфере гражданского, административного, бюджетного, тарифного регулирования потребовали внесения изменений и дополнений в действующий Закон РФ о•г 24.12.92 № 4218-1 «Об основах федеральной жилищной политики».

13. Предлагаемый законопроект совершенствует положения действующих в настоящее время ст. 15, 18, 19 указанного 3акона и дополняет его рядом новых определений, соответствующих изменениям, проводимым в жилищно-коммунальной отрасли в соот­ветствии с утвержденной правительством РФ подпрограммой «Ре­формирование и модернизация жилищно-коммунального комплекса Российской Федерации» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 гг.

Проектом закона устанавливаются полномочия федеральных, субфедеральных и муниципальных органов власти по вопросам: - ценообразования на услуги ЖKX. Конкретизируется структура платежей за жилищные и коммунальные услуги, вклю­чая дополнительную площадь;

- перехода на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг.

(Указанные параметры устанавливаются органами государственной власти субъектов федерации и местного самоуправления в соответствии с решениями правительства РФ.)

- совершенствования социальной защиты населения по оплате ЖКУ, в т. ч. переход к адресной поддержке малоимущих граждан путем перечисления финансовых средств на персо­нифицированные счета с указанием бюджетных источников.

Впервые на законодательном уровне вводятся положения об обязательном принятии организациями и предприятиями, предоставляющими жилищно-коммунальные услуги, мер, направленных на снижение издержек при производстве и предоставлении ЖКУ. Новая редакция ст. 15 проекта закона устанавливает личное обязательство гражданина по своевременной оплате ЖКУ и заявительное получение субсидий.

Кроме того, проектом закона предусматривается совершенствование системы предоставления и финансирования льгот по оплате жилья и коммунальных услуг. Большинство категорий льготополучателей сохраняют установленные им льготы и их размер. Одновременно предусматриваются источники их финансирования за счет средств федерального бюджета путем предоставления целевых субсидий бюджетам субъектов федерации в порядке компен­сации фактически произведенных ими на эти цели затрат.

Указанное положение не распространяется на льготы, предоставляемые в соответствии с Федеральным законом от 12.01.95 № 5-Ф3 в0 ветеранах» (вред. Федерального закона от 02.01.2000 N 40-Ф3), которые и ранее финансировались из бюджетов субъек­тов Федерации.

В связи с совершенствованием системы социальной защиты по оплате жилья и коммунальных услуг законопроектом признаются утратившими силу нормы по предоставлению льгот отдельным категориям граждан, имевших на это право на основании ранее действовавших положений отдельных федеральных актов.

Указанным категориям граждан льгота по оплате жилья и коммунальных услуг заменяется равноценной субсидией без ущемления их материальных интересов.

Уточняются правовые коллизии в отношении граждан, прожи­вающих в квартирах, значительно превышающих социальную норму площади жилья, и не в состоянии их оплачивать.

Органы местного самоуправления, государственные предприя­тия и учреждения, за которыми закреплен жилищный фонд, в случае обращения граждан на замену имеющегося жилья на жи­лье в пределах социальной нормы площади, обязаны предоста­вить им такое жилье с уровнем благоустройства не ниже того, который имелся в ранее занимаемом помещении.

Через месяц после приемки заявления гражданина он начинает оплачивать свое подлежащее замене жилье в размере только социальной нормы площади вплоть до месяца, в котором ему будут вручены документы, позволяющие занять новое жилое поме­щение. Если замена не состоялась по вине нанимателя (не устраи­вает предложенное жилое помещение), официальный отказ слу­жит основанием для начала оплаты жилья с этого момента на прежних общих основаниях. Гражданин, использовав право на заме­ну один раз, далее должен самостоятельно решить вопрос путем реализации договора мены (собственники и наниматели) или про­дать жилье на рынке недвижимости и там же приобрести жилье меньшей площади в пределах социальной нормы площади жилья.

Новая редакция ст. 5 исключает положение об оплате в размере половины минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законодательством, жилищно-коммунальных услуг гражданами, доход которых ниже установленного в субъекте Федерации прожиточного минимума. Это позволит устранить социальную несправедливость для лиц этой группы при оплате жилья и коммунальных услуг, выраженную в том, что опалата резко отличается при разнице в доходах на один рубль на границе прожиточного минимума.





Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20




Новости
Мои настройки


   бесплатно рефераты  Наверх  бесплатно рефераты  

© 2009 Все права защищены.