рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~

Меню
Поиск



бесплатно рефераты Анализ текущего и перспективного состояния МУП "Реутовская теплосеть" г. Реутова Московской области ...

1) финансовое оздоровление жилищно-коммунальных предприятий путем реструктуризации и ликвидации их задолженности и доведения тарифов на жилищно-коммунальные услуги дли населения и других потребителей до экономически обоснованного уровня, жесткого соблюдения установленных стандартов оплаты услуг населением, перехода от дотирования жилищно-коммунальных предприятий и предоставления категориальных льгот к субсидированию малообеспеченных семей, ликвидации перекрестного субсидирования тарифов;

2) снижение издержек и повышение качества и доступности жилищно-коммунальных услуг, формирование инвестиционной привлекательности жилищно-коммунального комплекса путем развития конкуренции в сфере предоставления жилищных услуг, создания взаимосвязанных процедур тарифного регулирования коммунальных предприятий и естественных монополистов - предприятий топливно-энергетического комплекса;

3) обеспечение государственной поддержки процесса модернизации жилищно-коммунального комплекса на основе современных технологий и материалов путем предостав­ления бюджетных средств и государственных гарантий по привлекаемым инвестициям.

В) Сроки и этапы реализации подпрограммы

Подпрограмма будет выполняться поэтапно в течение 2002-2010 годов. На первом этапе (2002-2003 гг.) предполагается  реа­лизовать следующие первоочередные мероприятия:

• инвентаризация, реструктуризация и ликвидация задолженности бюджета, бюджетных организаций и других потребителей (в том числе населения) перед предприятиями жилищно-коммунального комплекса;

• прекращение практики перекрестного субсидирования тарифов на жилищно-коммунальные услуги;

• ликвидация дотационности жилищно-коммунального комплекса;

• переход на реальные договорные отношения в жилищно-коммунальном комплексе;

• совершенствование механизмов социальной защиты населения при оплате жилищно-коммунальных услуг. Планируется привлекать бюджетные ресурсы, а также средства международных кредитных организаций для финансирования наиболее эффективных (в том числе с точки зрения социальной эффективности) инвестиционных проектов в жилищ­но-коммунальном хозяйстве, имеющих важное значение для обеспечения жизнедеятельности регионов.

Планируется также в основном завершить формирование необходимой законодательной и иной нормативной правовой базы, провести углубленный анализ технического состояния объектов жилищно-коммунального комплекса, комплексную экспертизу издержек и независимый аудит жилищно-коммунальных предприятий - естественных локальных монополистов.

На втором этапе (2004-2005 гг.) предполагается обеспечить:

• развитие конкурентных отношений в жилищном хозяйстве;

• переход к профессиональному управлению жилищным фондом, создание системы регулирования естественных локальных монополий;

• развитие концессионных механизмов;

• повсеместный полномасштабный переход к системе персонифицированных социальных счетов граждан.

На третьем этапе (2006-2010 гг.) предполагается реализовать стратегические мероприятия, направленные на обеспечение ус­тойчивого функционирования жилищно-коммунального ком­плекса на основе привлечения частных инвестиций, апроби­ровать механизмы привлечения инвестиций в форме банковс­ких кредитов и облигационных займов, реализовать комплекс мер по снижению рисков кредитования путем предоставления государственных и муниципальных гарантий.



4.3 Выводы: Перспективы развития предприятий ЖКХ в процессе проведения реформы с учетом всех нюансов, вытекающих из экономического анализа деятельности этих предприятий.


1. Одна из основных задач реформирования ЖКХ - создание конкурентной среды в жилищной сфере. Для этого необходимо, осуществить разделение функций и формирование договорных отношений между собственниками жилья, управляющими компаниями и подрядными организациями. Частными собственниками являются физические или юридические лица, имеющие в собственности жилищный фонд, собственниками муниципально­го жилья – специализированные структуры или подразделения органов самоуправления.

2. Орган местного самоуправления как собственник жилищного фонда должен обеспечить:

1) соблюдение нормативно-технических требований к содержанию и использованию жилья и объектов коммунальной инфраструктуры;

2) обеспечение необходимого уровня финансирования для содержания принадлежащей ему недвижимости;

3) заключение договоров социального найма, найма или аренды жилых и нежилых помещений в принадлежащем ему жилищном фонде;

4) заключение договора с выбранной на конкурсной основе либо созданной организацией на управление муниципаль­ным жилищным фондом, а также на предоставление услуг по организации учета и контроля потребления энергетических ресурсов (энергосервиса);

5) обеспечение систематического контроля за реализацией договоров о выполнении необходимых работ по обеспечению сохранности жилищного фонда, соблюдением объема и качества предоставляемых жилищно-коммунальных услуг.

3. Управляющая компания должна обеспечить:

1) поддержание в надлежащем состоянии и модернизацию на основе современных технологий и материалов принятой от собственника в управление недвижимости в соответствии с требованиями собственника и государственными стандартами качества предоставляемых жилищно-коммунальных услуг;

2) выбор подрядчика по выполнению работ и поставке ресурсов для предоставления жилищно-коммунальных услуг (или выполнение этих функций силами управляющей компании) во вверенном ему в управление жилищном фонде;

3) заключение договоров с подрядчиками на выполнение работ и предоставление ресурсов требуемого объема, качества и стоимости;

4) осуществление системы контроля за выполнением договоров; организацию сбора платежей за жилищно-коммунальные услуги.

Основным требованием при формировании или выборе управляющей компании должна являться ориентированность на удовлетворение нужд нанимателей и собственников жилья в части предоставления им жилищно-коммунальных услуг.

Функции управляющей компании могут выполняться субъектом любой организационно-правовой формы и быть предметом заинтересованности, в том числе и для частного капитала.

В настоящее время, как правило, муниципальный жилищный фонд закреплен за муниципальными унитарными предприятиями в хозяйственном ведении или за муниципальными учреждениями в оперативном управлении. Договорные отношения между организациями такой правовой формы и муниципалитетом в этом случае необязательны. Жилищный фонд находится на балансе указанных организаций, причем как муниципальная, так и приватизированная доля общего имущества собственников жилых помещений.

4. Привлечение частного бизнеса к управлению муниципальным жилищным фондом исключает такую форму правоотношений. Для того чтобы организации разной формы собственности имели равные возможности для управления муниципальным жилищным фондом, существующие правоотношения должны быть изменены. Муниципалитет как собственник жилищного фонда должен заключатъ с управляющей компанией договор на управление жилищным фондом в форме договора возмездного оказания услуг. Аналогичные договоры на управление жилищным фондом заключают другие собственники жилья в данном многоквартирном доме. Доля муниципалитета в жилищном фонде находится на балансе у специализированной муниципальной службы или в городской казне. Управляющая организация учитывает переданный ей в управление жилищный фонд на балансе и информирует соответствующие службы органов местного самоуправления об изменениях баланса.

К 2005 г. предполагается выполнение на конкурсной основе всех подрядных работ по обслуживанию муниципального жилищного фонда в региональных центрах и городах с населением более 200 тыс. человек. Организатором конкурсов должны выступать управляющие компании на основании положения, закрепленного в договоре на управление, заключаемом с органом местного самоуправления.

5. Внедрение основанных на развитии конкуренции принципов управления жилищным фондом и предоставления жилищно-коммунальных услуг создает предпосылки для приватизации муниципальных жилищных предприятий. Первым этапом приватизации должно стать акционирование. До 2005 г. предполагается завершить акционирование и приватизацию муниципальных унитарных предприятий, выполняющих подрядные работы по обслуживанию жилищного фонда. Большую часть муниципальных предприятий, выполняющих работы по управлению муниципальным жилищным фондом, предполагается акционировать в течение срока реализации программы.

6. Развитие конкуренции в сфере управления жилищным фондом окажет существенное влияние на внедрение альтернативных новых технологий в сфере тепло- и электроснабжения, позволяющих осуществлять обслуживание относительно небольших групп потребителей. Это будет способствовать развитию конкуренции в сфере энергоснабжения. управляющая компания будет иметь возможность рассматривать альтернативные варианты - создавать собственный локальный источник энергоснабжения.

Реформа собственности в жилищном хозяйстве должна привести к развитию конкуренции в двух направления:

1) конкуренция в сфере управления недвижимостью за получение заказа от собственника на управление жилищным фондом;

2) конкуренция подрядных организаций за получение заказа на предоставление жилищно-коммунальных услуг от управляющей компании.

7. Импульсом для развития конкуренции в этих направлениях должно служить формирование многообразия объединений собственников жилья.

Создание товариществ собственников жилья в границах единого комплекса недвижимого имущества (кондоминиума), включа­ющего в себя земельный участок и расположенное на нем жилое здание, может стать одним из эффективных способов защиты прав собственников жилья и организации управления многоквартирным жилым домом с разными собственниками отдельных помещений.

В целях повышения эффективности работы предприятий жилищно-коммунального хозяйства, качественного улучшения деятельности по управлению жилищным фондом объекта: коммунальной инфраструктуры в муниципальных образованиях необходимо провести поэтапное преобразование муниципальных унитарных жилищно-эксплуатационных, ресурсоснабжающих, специализированных и управляющих жилищных предприятий в акционерные общества. Существующее для унитарных предприятий право хозяйственного ведения не создает для организаций других организационно-правовых форм равных конкурентных условий в борьбе за рынок управления коммунальной инфраструктурой и жилищным фондом. Приватизация муниципальных унитарных предприятий обеспечит равные юридические права для всех участников рынка, а также будет способствовать созданию условий для привлечения частного капитала в жилищную сфepy.

В состав акционерного капитала ресурсосберегающих организаций могут включаться производственные сооружения, системы диспетчерского управления, устройства, оборудование, приборы, складские помещения. Объекты сетевой коммунальной инфраструктуры целесообразно сохранить в муниципальной собственности.

9.Акционирование и приватизация муниципальных унитарных предприятий должны проходить параллельно с применением концессионных механизмов управления объектами коммунальной инфраструктуры. Невозможность формирования конкуренции на рынке компенсируется конкуренцией за рынок на основе концессионных соглашений, которые реализуются путем заключения договоров на право осуществления различного рода хозяйственной деятельности с передачей объектов муниципальной инфраструктуры в эксплуатацию и управление российскому или иностранному хозяйствующему субъекту. В зависимости от экономического содержания могли бы заключаться следующие виды договоров концессионного типа:

• договор, содержащий условия о выполнении работ с использованием объекта, находящегося в муниципальной собственности;

• договор, содержащий условия об управлении объектом, находящегося в муниципальной собственности;

• договор, содержащий условия аренды объекта, находящегося в муниципальной собственности;

• договор по модели строительство - эксплуатация - передача»;

• договор по модели «строительство - владение - эксплуатация - передача»;

• договор концессии объектов, находящихся в муниципальной собственности.

10. Для развития концессионных схем привлечения инвестиций необходимо создание нормативно-правовой базы для урегулирования вопросов концессии в жилищно-коммунальном хозяйстве.

Переход на использование новых хозяйственных отношений между муниципалитетами и управляющими компаниями, предусмотренных действующим законодательством и учитывающих особенности рыночных взаимоотношений, будет способствовать снижению рисков деятельности управляющих компаний и повысит гибкость муниципалитетов в отношениях с концессионерами.

Государственная поддержка модернизации жилищно-коммунального комплекса на основе современных технологий и материалов осуществляется по двум направлениям.

Первое направление предусматривает срочное привлечение бюджетных ресурсов и ресурсов международных кредитных организаций под гарантии РФ, субъектов РФ и органов местного само­управления для финансирования наиболее приоритетных и эффективных инвестиционных проектов в жилищно-коммунальном комплексе. Предполагается софинансирование этик проектов со стороны предприятий.

Второе направление - стратегическое - предусматривает создание финансовых механизмов минимизации рисков привлечения частного капитала посредством заемного финансирования и прямых инвестиций в жилищно-коммунальный комплекс, в том числе под государственные или муниципальные гарантии, создание системы рефинансирования кредитов за счет привлечения под государственные и муниципальные гарантии средств вторичных инвесторов и других механизмов. На этом направлении предполагается формирование внешних условий для минимизации рисков инвестирования, а также процедур предоставления заемного финансирования. Меры, предусмотренные в рамках второго направления, имеют долгосрочный характер и направлены на создание устойчивого рыночного механизма привлечения капитала в жилищно-коммунальный комплекс.

О российском жилищно-коммунальном хозяйстве принято говорить без особого пиетета. Ситуацией, сложившейся в отрасли, недовольны все, - власти говорят об огромных дотациях на содержание ЖККХ, сами коммунальщики сетуют на низкие зарплаты и недофинансирование, а население недовольно постоянно растущими тарифами и низким качеством обслуживания. Констатируя то, что порядок вещей в отечественном коммунальном хозяйстве никого не устраивает, мы поневоле начинаем срав­нивать положение цел в нашем ЖКХ с тем, как обстоит дело у них» на 3ападе. Чтобы понять, какие системные реформы необходимы отечественному ЖКХ, нужно определить, чем именно отличаются отечественные и западные коммунальные предприятия. Оказывается, что там такие же коммунальные предприятия, выполняющие те же функции - обеспечить в домах тепло, свет или воду (и, кстати говоря, часто являющиеся государственными) - работают совершенно по-другому. Характерные черты нашего ЖКХ - это нормативный способ учета потребления услуг, наличие дотаций на содержание ЖКХ, низкое качество оказываемых услуг (например, перебои в снабжении) и т. д. Для западных предприятий характерен учет потребления по счетчикам, контрактные отношении с потребителями, определенная децентрализация отрасли и многое другое. Сравнительная характеристика отечественных и зарубежных коммунальных предприятий приводит к следующим выводам::

Во-первых, переход от нормативного учета поставок коммунальных услуг к приборному возможен только в том случае, если счетчики установлены, по крайней мере, у большинства потребителей. Сама по себе установка счетчиков в отдельно взятой квартире или доме никак не может повлиять на работу коммунальных предприятий. Эффект от внедрения счетчиков следует ожидать в долгосрочном периоде, и связан он, в первую очередь, с определенным изменением стереотипов поведения потребителей. Люди должны привыкнуть к тому, что за всю воду, которая льется у них из крана, придется платить. И это касается не жителей одного или нескольких домов, а абсолютно всех.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20




Новости
Мои настройки


   бесплатно рефераты  Наверх  бесплатно рефераты  

© 2009 Все права защищены.