Основы менеджмента (справочно-информационные материалы)
Российская Федерация
Министерство образования и науки
НОУ ВПО «Ставропольский институт им. В.Д.
Чурсина»
Кафедра «Менеджмент»
СПРАВОЧНО-ИНФОРМАЦИОННЫЕ МАТЕРИАЛЫ
по курсу «Основы менеджмента» для самостоятельной
подготовки студентов к итоговому междисциплинарному экзамену
по специальности 061100 «Менеджмент организации»
Ставрополь
2005
I. Содержание экзаменационных вопросов по
дисциплине
«Основы менеджмента»
1.
Сущность и
содержание менеджмента. Современная система взглядов на менеджмент.
1.1. Разделение труда в организации по уровням и
сферам деятельности
Для того чтобы любая организация могла
добиться реализации своих целей, задачи, стоящие перед ней, должны быть
скоординированы посредством вертикального и горизонтального
разделения труда. Вертикальное разделение труда предполагает наличие в
организации исполнителей и руководителей низшего, среднего и высшего уровня
управления, а горизонтальное - различие по видам деятельности:
администрирование, производство, снабжение, техническое обеспечение, маркетинг,
финансовое обеспечение, охрана труда, управление персоналом, инвестициями, хозяйственное
обеспечение.
Возникновение управления как такового,
связано с необходимостью организовывать и координировать совместный труд людей,
направленный на достижение поставленных целей, не зависимо от сферы, в которой
этот труд осуществлялся. Функция управления этим трудом реализовывалась
представителями власти – государственной, военной, религиозной. Так осуществлялось
управление хозяйственной деятельностью в рабовладельческих, феодальных государствах.
В мелких же ремесленных и крестьянских хозяйствах, основанных на индивидуальной
собственности и личном труде, регулирование осуществлялось как
самоуправление.
С превращением мелких индивидуальных
хозяйств ремесленников и крестьян в крупные предприятия положение изменилось.
Теперь собственники этих предприятий не могли единолично выполнять производственные,
предпринимательские и управленческие функции. Потребовалась группа лиц,
осуществляющих в рамках организации эти функции. Управленческая деятельность
выделилась в обособленную самостоятельную работу. Таким образом, природа
возникновения управления связана с масштабной совместной деятельностью людей.
В современном мире управлением занята
примерно десятая часть работоспособного населения.
Высший уровень управления – это группа должностных лиц организации,
занимающих должности президента, исполнительных директоров и их заместителей, а
также другие лица, непосредственно руководящие основными структурными
подразделениями или ответственные за главные функции компании.
Средний уровень управления – это группа должностных лиц, ответственных за
решение среднесрочных задач и функций организации, за работу самостоятельных
подразделений, отделов, проектов и программ.
Низший уровень управления
– это работники, выполняющие преимущественно управленческие функции, но не
имеющие в подчинении других управляющих (мастера, начальники участков,
бригадиры).
Современные тенденции в развитии
производства приводят к изменению образа современного предприятия, его
организационной структуре. Смысл этих изменений заключается в сокращении
относительной доли занятых в материальном производстве и увеличение доли тех,
кто занят в нематериальном производстве: менеджеров, конструкторов, дизайнеров,
маркетологов, бухгалтеров, программистов, т.е. работников, сосредоточенных на
умственном и административном труде, так называемых «белых воротничков».
Например, в США уже сейчас их в 1,5 раза больше, чем работников физического
труда – «синих воротничков».
Рассмотрим управление основными видами
деятельности, свойственные современным организациям.
Административное управление – включает
создание организации, формирование структуры и системы управления, механизма
реализации управленческих функций, отдача приказов и распоряжений, выработка
регламентов, положений, норм, инструкций, контроль за их исполнением.
Административным управлением занимаются директор, его заместители, службы,
отделы, заведующий делопроизводством.
Управление
производством – направлено
на выбор основных параметров технологического процесса, определение объема
текущего выпуска продукции или оказания услуг, загрузки оборудования,
расстановку людей, организацию подачи материалов, сырья, комплектующих деталей.
Управление производством включает: управление
технической подготовкой производства; оперативное управление производством;
управление производственными запасами; контроль за внутрипроизводственной
деятельностью предприятия.
Управление производством осуществляют
заместитель директора по производству, производственный и плановый отделы,
руководители структурных подразделений.
Управление материально – техническим
снабжением - состоит в
организации заключения хозяйственных договоров, закупки, доставки и хранения
сырья, материалов, комплектующих изделий, средств индивидуальной защиты
работникам.
На большинстве предприятий служба снабжения, возглавляемая
заместителем директора по коммерческим вопросам, — это совокупность
управленческих и производственных подразделений, организующих и осуществляющих обеспечение материальными ресурсами. Первые из них — это коммерческие
службы, отделы МТС и отделы внешней кооперации и комплектации, а производственные включают материальные склады,
подсобные хозяйства, заготовительные участки.
Кроме специальных служб, отдельные снабженческие функции выполняют другие
подразделения предприятия (отделы главного механика,
капитального строительства, инструментальные
цеха).
В состав служб МТС, как правило, входят:
планово-экономическое бюро; материальные бюро, специализированные по видам материалов; диспетчерское бюро; материальные
склады:
Управление техническим
обеспечением – направлено на поддержание в исправном и работоспособном
состоянии оборудования, зданий и сооружений. Управление техническим обеспечением
осуществляют главный инженер, главный механик, главный энергетик, вспомогательные
цеха и участки.
Управление маркетингом –
заключается в изучении рынка существующей и перспективной конъюнктуры,
формирования каналов сбыта, выработки ценовой политики, рекламы и т.п.
Управление маркетингом возлагается на заместителя директора по маркетингу,
отдел маркетинга.
Финансовое управление –
включает составление бюджета, финансового плана, формирование и распределение
финансовых ресурсов и инвестиций, оценку текущего и перспективного финансового
состояния, принятие необходимых мер по их укреплению. Финансовое управление
осуществляют финансовый менеджер, главный бухгалтер.
Управление персоналом – включает подбор,
расстановку, профессиональную адаптацию, обучение, повышение квалификации
персонала, вознаграждение и стимулирование труда, создание благоприятного
морально-психологического климата, улучшение условий труда и быта работников,
развитие социального партнерства. Любая организация представляет собой совокупность
социальной и экономической подсистем, направленных на достижение поставленных
целей. Система управления персоналом, как
социальная система представляет собой совокупность целей,
функций, организационной структуры управления персоналом, вертикальных и
горизонтальных функциональных связей руководителей и специалистов в процессе
обоснования, выработки, принятия и реализации управленческих решений.
Управление персоналом осуществляет
заместитель директора по персоналу, отдел по управлению персоналом.
Управление охраной труда
– заключается в организации работы по обеспечению выполнения работниками
требований охраны труда, контроле над соблюдением работниками законов и иных
нормативных правовых актов об охране труда, а также работы по улучшению условий
труда[14]. Охраной труда управляют директор, служба охраны труда.
Управление инновациями –
заключается в проведении научных исследований, прикладных разработок, создании
опытных образцов и внедрении новинок в производство. Внедрение инновационных
проектов осуществляют главный инженер, главный технолог, главный механик, технический
и производственный отделы.
Управление хозяйственным
обеспечением – организация управления включает санитарно-бытовое
обеспечение и лечебно-профилактическое обслуживание работников, содержание санитарно-бытовых,
производственных и служебных помещений в соответствии с санитарными и
противопожарными нормами и требованиями, организацию общественного и
профилактического питания, стирку, химчистку спецодежды и ремонт специальной
обуви. Хозяйственное обеспечение организует заместитель директора по общим
вопросам, хозяйственное отделение.
1.2. Сущность менеджмента
В рыночной экономике, где
ведущим критерием выступает конечный результат – прибыль, широко распространены
такие понятия и соответственно им виды деятельности, как бизнес,
предпринимательство и менеджмент. Они сходны между собой и в тоже время имеют
существенные различия и неодинаковое сущностное содержание.
Бизнес – это
деятельность, направленная на получение прибыли путем создания и реализации
определенной продукции или услуг. В развитой рыночной экономике ведущее место
занимают малый и средний бизнес. Например, в США существуют примерно 10 млн.
предприятий малого и среднего бизнеса. Ежегодно из них 1 млн. предприятий
разоряются и 1 млн. предприятий открываются вновь. Около 85% населения США
работают на этих предприятиях и только 15% на государственных предприятиях.
Соответственно, бизнесмен – это владелец капитала, находящегося в
обороте и приносящего доход.
Предпринимательство –
инициативная самостоятельная деятельность, направленная на получение прибыли
или личного дохода, осуществляемая от своего имени. Соответственно, предприниматель
– это человек, осуществляющий бизнес, вкладывающий собственные средства в
предприятие и принимающий на себя всю полноту ответственности и риска.
Менеджмент – как процесс, это такое управление
людьми и использование материальных ценностей при котором цели предприятия
достигаются наиболее гуманными, экономичными и рациональными путями.
Менеджмент выступает в качестве наиболее эффективного,
рационального управления организацией, целью деятельности которой является
производство прибыли, однако не любым способом, а наиболее гуманным,
экономичным и рациональным. Менеджмент - самостоятельный вид профессиональной
деятельности людей, направленный на достижение организацией, действующей в
рыночных условиях, определенных целей управления путем рационального использования
экономических ресурсов. Менеджмент – это профессиональная деятельность по
управлению на основе найма руководителей, которая предполагает специальное
образование и опыт руководства. Чаще всего менеджеры не являются собственниками
предприятия.
Соответственно, менеджер - это управленец,
профессионал, способный решать любые задачи, имеющие решения.
Глубокие экономические преобразования,
происходящие в России, связанные с переходом к рынку, требуют изменений и в
подготовке руководителей всех уровней.
Современная образовательная концепция
подготовки специалистов по управлению основывается на интеграции двух
составляющих – методологии и организации обучения. Как известно, методология
определяет цели профессиональной подготовки и средства их достижения.
Организация же характеризует процесс упорядоченной деятельности по подготовке
квалифицированных специалистов в соответствии с определенной методологией.
Взаимосвязь методологии и организации образования определяет эффективность
практической реализации концепции профессионального обучения.
В настоящее время в России менеджер
малого предприятия на практике занимается следующими видами деятельности:
- организует и координирует, оценивает
и стимулирует деятельность персонала с целью повышения производительности и
качества труда, экономии ресурсов, роста конкурентоспособности товаров и услуг,
прибыли и благосостояния;
- изучает спрос и предложение на рынке,
обновляет продукцию, разрабатывает бизнес-план и руководит его реализацией;
- обеспечивает анализ и решение
организационно-технических, экономических и социально-психологических вопросов
в их взаимосвязи, регулирует процессы поиска, приема, подбора и
профессионально-квалификационного роста персонала, его развитие, перемещение по
вертикали и горизонтали.
К индивидуальным особенностям менеджера
предъявляются следующие требования:
- хорошая память;
- высокая эмоциональная устойчивость;
- развитые коммуникативные и
организаторские способности;
- готовность к разумному риску;
- внятная речь;
- смелость, решительность,
обязательность;
- компетентность, самокритичность,
чувство юмора.
Создание новой российской экономики
требует преобразований не только в системе образования, но и в структурах и
процессах управления. Эти преобразования невозможны без привлечения новых
энергичных и подготовленных специалистов по управлению. В целях профессиональной
подготовки управленческих кадров для предприятий страны и экономики в целом Президентом
РФ 23.07.1997 г. был подписан Указ № 774 «О подготовке управленческих кадров
для организаций народного хозяйства РФ». Стратегическая цель программы –
создание федерального резерва высококвалифицированных, компетентных
руководителей и формирование управленческого потенциала, способного обеспечить
развитие предприятий всех отраслей экономики России. Общее финансирование
программы осуществляется: из федерального бюджета – 40%; из регионального
бюджета – 40%; за счет предприятий – 20%. Основными участниками программы
являются промышленные, торговые предприятия и предприятия сферы услуг всех форм
собственности, направляющие для подготовки своих наиболее перспективных
руководителей.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18
|