1.3. Современная гуманистическая концепция
(теория устойчивого развития и глобального «менеджмента без границ»)
Сегодня в мире можно выделить две модели общественного развития с
различными их модификациями.
1. Неоклассическая, монетарная модель, основанная на отрицании
государственной собственности и соответственно, на абсолютизации частной, что
предполагает резкое сокращение социальной функции государства.
2. Социально-ориентированная модель, основанная на свободном
осуществлении разных форм собственности, сильной социальной функции
государства. Сторонниками этой модели были в ФРГ - Людвиг Эрхард (1887 – 1977),
в Швеции - Гуннар Карл Мюрдаль.
Современная гуманистическая концепция была
создана в 80 - 90-е гг. XX в. такими учеными, как Дж. Грейсон, Т.
Питерс, Р. Уотермен и др. Теория исходит из необходимости обеспечения мирового
баланса между социально-экономическим развитием и сохранением окружающей среды.
Современная ситуация потребовала от
топ-менеджеров изменять казалось бы незыблемые принципы управления персоналом.
Прежде всего, это вызвано тем, что производить продукцию классических
потребительских стандартов уже нельзя. Наступило их перепроизводство. Разрабатывать
и производить продукцию, отвечающую качественно иным потребительским требованиям,
прежним методами управления становится невозможным. Во-первых, из-за утраты потребности в труде; во-вторых — из-за нивелирования
личности; в-третьих — из-за отсутствия
мотивации к развитию личности. И поскольку в центре материального и
нематериального производства становится человек, то изменяется и философия
управления персоналом. Если до начала 90-х годов ее можно было сформулировать
как «хорошо фирме — хорошо тебе», то теперь происходит переход к философии
«хорошо тебе — хорошо фирме».
В основе существования и
процветания общества лежит промышленное производство и связанное с ним
производство услуг. Производство материальных и духовных благ, а также связанные
с этим отрасли называется глобальным производством.
Глобальное производство должно удовлетворять
позициям:
1) принцип постоянно повышающейся потребительной
стоимости;
2) принцип повышающегося качества продукции и услуг;
3) достижение конкурентного преимущества в
производстве товаров и услуг;
4) экологичность
процесса производства.
Основополагающим теоретическим
положением гуманистической концепции является признание экономической
полезности и социальной ценности человеческих ресурсов, освоение и развитие
которых нуждается в инвестиционных вложениях подобно другим видам экономических
ресурсов. Главным содержанием этой концепции является то, что не люди для
организации, а организация для людей.
Известные американские ученые Т. Питерс
и Р.Уотермен, сформулировали положения, которые легли в основу современной
гуманистической концепции:
ориентация на действие работников,
предрасположенность их к свершениям и нововведениям;
постоянное удовлетворение нужд
потребителя, предвосхищение его желаний;
поддержка самостоятельности и
предприимчивости, поощрение энтузиастов;
рассмотрение людей как главного источника
повышения производительности труда и эффективности производства;
связь с жизнью, ценностное руководство;
приверженность своему делу;
свобода действий и жесткость
одновременно, сосуществование централизации управления и максимальная автономия
рабочих групп.
Сравнение положений старой и новой
концепций управления применительно к организации приведено в табл.
Таблица
Основные положения старой и новой концепции
управления
Старая концепция
(Ф. Тейлор, А. Файоль, Э.Мейо и др.)
|
Новая концепция
(И. Ансофф, П. Друкер, Р. Уотермен и др.)
|
1. Организация – это «закрытая» система, цели,
задачи и условия деятельности которой достаточно стабильны и мало зависят от
внешней среды
|
1. Организация – это «открытая» система, построенная
на базе теории организации и рассматриваемая в единстве факторов внутренней и
внешней среды и сценариев будущего развития
|
2. Рост масштабов производства продукции и
услуг как главный фактор успеха и конкурентоспособности
|
2. Ориентация на качество продукции и услуг,
на удовлетворение требований потребителей, а не на объем выпуска
|
3. Рациональная организация производства,
эффективное использование всех видов ресурсов и повышение производительности
труда как главная задача менеджмента. Акцент на текущее планирование и баланс
ресурсов
|
3. Ситуационный подход к управлению, признание
важности быстроты, гибкости и адаптации управления к условиям объекта управления.
Рационализация производства становится второстепенной при акценте на
стратегическое управление
|
4. Персонал как трудовой ресурс, составная
часть производственного процесса; акцент на НОТ и нормирование труда. Главный
источник прибавочной стоимости – производственный рабочий и
производительность его труда
|
4. Персонал – человеческий ресурс, интеллектуальный
капитал, главная часть («мотор») организации, акцент на человеческие
отношения. Главный источник прибавочной стоимости – управленческий персонал,
обладающий знаниями и условиями для реализации своего потенциала
|
5. Система управления, построенная на контроле
всех видов деятельности, функциональное разделение работ, четких регламентов,
нормах стандартах и правилах исполнения
|
5. Система управления, ориентированная на
внутрифирменную философию, организационную культуру и нововведения, на
мотивацию работников и стиль руководства
|
2.
Функции, цели и
задачи менеджмента.
2.1. Классификация функций менеджмента
Составными частями любого процесса управления являются функции,
вызванные разделением труда и специализацией. В теории менеджмента вопрос о
функциях один из центральных, поскольку касается сущности и содержания
управленческой деятельности.
Использование теории классификации позволяет обоснованно
разделить управленческие процессы на отдельные элементы и выделить
группообразующие признаки.
Функция управления - особый вид управленческой
деятельности, продукт процесса разделения и специализации труда в сфере управления,
представляющий собой часть процесса управления, выделенную по определенному
признаку. Наибольшее распространение получила классификация по общности
предмета управления (качество, труд, зарплата, научно-технический прогресс,
охрана труда) и экономических ресурсов (трудовые, материальные, технические, финансовые
и др.). Обычно выделяется от 10 до 25 функций управления организацией.
Комплекс задач - часть функции управления, выделяемая по
признаку основных функций управления (нормирование, планирование, учет,
контроль, анализ, регулирование). Комплекс задач объединяет совокупность задач,
относящихся к конкретной функции и, как правило, реализуется небольшим
функциональным подразделением (отделом, бюро, группой) - например, подбор
персонала для организации. Число комплексов задач составляет около 200 для
уровня организации.
Задача управления - совокупность организационно
взаимосвязанных операций переработки информации, осуществляемых персоналом с
помощью технических средств, результатом выполнения которых является принятие
управленческого решения - например, расчет потребности в персонале на год по
организации. Задача является основным элементом процесса управления, а в ее
реализации участвуют, как правило, несколько работников управления. В
управлении организацией решается несколько тысяч задач управления.
Операция управления - совокупность трудовых действий,
направленных на изменение формы или содержания информации, выполняемых одним
работником с помощью определенного набора технических средств.
Классификация функций управления являлась предметом изучения
работ ряда исследователей, которые примеряли различные группообразующие
признаки и создавали классификаторы для разных отраслей народного хозяйства.
Приведем классификатор функций управления промышленным предприятием.
1.
Управление стратегией развития (стратегический менеджмент).
2.
Организация системы управления (административный менеджмент).
3.
Управление персоналом (человеческими ресурсами).
4.
Управление социальным развитием (социальный менеджмент).
5. Управление
экономическим развитием.
6.
Управление финансами (финансовый менеджмент).
7. Управление техническим развитием
(инновационный менеджмент).
8. Управление капитальным строительством и
ремонтом (инвестиционный менеджмент).
9. Управление подготовкой производства
(инжиниринг, технологический менеджмент).
10. Управление основным производством
(производственный менеджмент).
11. Управление вспомогательным
производством (производственный менеджмент).
12. Управление качеством продукции.
13. Управление трудом и заработной платой
(трудовыми ресурсами).
14. Управление охраной труда.
15. Управление материально-техническим
снабжением (логистикой).
16. Управление маркетингом (сбытом
продукции, продажами).
17. Управление механизацией производства
(инжиниринговое управление).
18. Управление транспортом (логистикой).
19. Управление обслуживающим хозяйством
(социальной сферой).
20. Управление внешнеэкономической
деятельностью (внешними связями).
21. Управление экологией (экологический
менеджмент).
Анализ функций менеджмента, их четкая, обоснованная
классификация имеет важное значение для разработки научных основ построения
аппарата управления, определения его структуры и меры централизации и
децентрализации функций отдельных работников, установления круга прав и обязанностей
структурных звеньев каждого работника аппарата управления и др.
Функции – это временная логическая последовательность выполнения
управленческих работ, которая объективно вытекает из сущности этой
деятельности. Они подразделяются на три группы.
1. Основные (общие) функции:
- целеполагание;
- планирование;
- организация;
- координация и регулирование;
- мотивация;
- учет, анализ и контроль.
2. Специфические функции:
- общее управление, делопроизводство;
- специализированное управление;
- техническое обслуживание управления;
- обучение персонала;
- охрана труда.
3. Функции по видам деятельности:
- административное управление;
- экономическое управление;
- управление качеством;
- управление персоналом;
- социально-психологическое управление;
- управление хозяйственным обслуживанием.
2.2. Общие функции менеджмента
Рассмотрим основные (общие) функции менеджмента:
«целеполагание»; «планирование»; «организация»; «обучение»; «координирование»;
«мотивация»; «учет»; «анализ»; «контроль»; «регулирование». Совокупность и
взаимосвязь этих функций представляет собой цикл менеджмента.
Цикл менеджмента может быть представлен круговой диаграммой.
Функция «целеполагание» - включает выработку
стратегических, тактических и оперативных целей деятельности предприятия.
Реализуемые организацией экономические, производственные, финансовые,
социальные и иные цели должны быть согласованы между собой и представлять,
образно говоря «дерево целей», где корни – миссия, ствол – стратегические,
ветви – тактические и крона – оперативные цели. Особое внимание при этом должно
быть обращено на реальность и реализуемость вырабатываемых целей, учет
динамично изменяющихся внутренних и внешних условий функционирования
организации, перспективы изменения целей с учетом состояния рынка труда
финансов, работ, услуг.
Функция «планирование» - включает
создание аналитической модели деятельности организации на тот или иной
промежуток времени. Эта модель выражается количественными параметрами, системой
показателей производственно – хозяйственной деятельности, конкретными заданиями
исполнителям и сроками их выполнения.
Признаками, определяющими тип внутрифирменного
планирования, являются:
- степень неопределенности планирования;
- временная ориентация идей планирования;
- горизонт планирования.
По первому признаку организацию можно
рассматривать как детерминируемую систему, действующую в предсказуемой среде и
не имеющую недостатка в информации, например планирование на уровне структурного
подразделения и как вероятностную систему, не дающую полной предсказуемости.
По второму признаку, планирование подразделяется
на следующие виды:
- реактивное планирование – нацеленное на прошлый
опыт;
- инактивное планирование – приспособленное к
настоящему;
- преактивное планирование – ориентированное на
будущие изменения;
- интерактивное планирование – заключающееся в
проектировании будущего.
По третьему признаку планирование может быть
долгосрочным, среднесрочным и краткосрочным.
Предпосылкой планирование является
прогнозирование – выявление и предвидение объективных тенденций, состояний
развития организации.
Этапами прогнозирования являются:
- проблемная постановка вариантов перспектив
развития организации;
- анализ и оценка полученных результатов;
- разработка программ работ по решению выбранного
варианта развития.
При прогнозировании используются следующие
методы:
- экстраполяции – приближенное определение
значений параметров, характеризующих состояние организации исходя из настоящего
и прошлого;
- экспертные оценки специалистов;
- экономико-математическое моделирование.
Планирование деятельности организации необходимо начинать с
маркетинговых исследований, что даст возможность определить и спрогнозировать
конкурентоспособность товаров и услуг.
Функция «Организация» - представляет собой
совокупность специализированных управленческих работ, целью которых является
объединение людей для совместной деятельности. В результате формируется
работоспособные производственные и управленческие подсистемы.
Организация представляет собой процесс:
- закрепления вариантов разделения управленческого труда между
персоналом организации;
- построение организационной структуры системы управления
организацией;
- создание организации как системы;
- формирование устойчивой совокупности всех сторон деятельности
организации.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18
|