Социтъно-психологическив методы включают:
- создание благоприятных условий труда и
быта работников, формирование нормального социально-психологического климата в
коллективах;
- развитие внутрипроизводственных
механизмов стимулирования качества;
- моральное стимулирование, привлечение
работников к решению проблем качества, например, путем участия в работе
«кружков качества» и т.д.
Содержание конкретных функций управления
качеством продукции (работ, услуг) на предприятии:
- исследование рынка, или маркетинг.
Содержанием этой функции является выявление текущих и будущих потребностей в
продукции, ее основных характеристик, выбор «целевых рынков» и способов выхода
на рынки. Маркетинг предполагает также изучение технических и организационных
возможностей производства более совершенной продукции, разработку соответствующих
рекомендаций;
- прогнозирование и планирование
уровня качества тесно связаны с маркетинговыми исследованиями. Прогнозная
функция реализуется на высшем уровне управления предприятием, в том числе путем
формирования политики в области качества и дифференцируется по временным интервалам.
Планирование уровня и повышения качества продукции является ключевой функцией в
системе управления качеством и реализуется на всех уровнях управления предприятием.
На высшем уровне это отражается в соответствующих разделах бизнес-плана,
программах повышения технического уровня и качества продукции; на нижестоящих
уровнях — в производственных планах подразделений, планах оргтехмероприятий и
т.д.;
- нормирование требований к качеству
продукции, работ, услуг. Содержание этой функции связано с установлением
обязательных для исполнения значений показателей качества продукции,
полуфабрикатов, производственных и других процессов, результатов деятельности
отдельных работников и коллективов.
Требования к качеству продукции относятся
как к минимальным значениям полезных свойств изделий, так и к ограничениям
отрицательного воздействия продукции на пользователя. Эти требования отражаются
в стандартах на продукцию, технических условиях и другой нормативной документации.
В соответствии с мировой практикой в
стандартах на продукцию указываются обязательные и рекомендательные требования.
Первые из них относятся к характеристикам продукции, связанным с безопасностью
для жизни и здоровья людей, их имущества, с охраной окружающей среды,
совместимостью и взаимозаменяемостью продукции. Объектами стандартизации,
кроме продукции, могут являться процессы, в том числе технологические, и
услуги. Стандарты на продукцию, процессы, услуги разрабатываются
международными организациями по стандартизации и управлению качеством,
государственными органами и организациями, промышленными и торговыми фирмами,
ассоциациями потребителей.
Подготовка производства новых изделий представляет
комплекс работ и действий по установлению связей с непосредственным
потребителем или заказчиком создаваемой продукции, формированию конкретных
требований к ней, организации разработки и принятию решений о ее изготовлении.
В общем случае выделяют следующие этапы подготовки производства: исследования
— разработка рекомендаций по достижению требуемых показателей качества
продукции и созданию соответствующих технических, организационных,
экономических и социальных предпосылок; проектирование — воплощение
результатов научных исследований в конкретных проектах, в том числе в
конструкторской, технологической и другой документации, образцах новой техники
и т.д.; освоение — комплекс работ по развертыванию производства новых
изделий, реализации результатов проектирования.
Метрологическое обеспечение предполагает выполнение
необходимого объема и точности измерений показателей качества продукции,
наиболее полное обеспечение производства необходимыми для этого средствами
измерений, совершенствование применяемых средств и методов измерений, создание
новой измерительной техники.
Материально-техническое
обеспечение
качества объединяет все виды деятельности по созданию материальной базы для
достижения заданного уровня качества: обеспечение производства современным
технологическим оборудованием, качественными предметами труда, создание испытательной
базы, развитие инструментального и измерительного хозяйств, организацию взаимодействия
с поставщиками сырья, материалов, комплектующих изделий.
Оперативное управление качеством предусматривает обеспечение
запланированного уровня качества продукции при ее разработке, изготовлении,
складировании, транспортировке, сбыте и потреблении.
Стимулирование повышения
качества
продукции и работ предполагает создание благоприятных условий для наиболее
полного использования «человеческого фактора» обеспечения качества. Стимулы
улучшения качества подразделяются на материальные и моральные; они должны быть
ориентированы на эффективность труда работников и коллективов.
Контроль за качеством и
испытания продукции. Функция контроля за качеством обеспечивает обратную связь в
системе управления. Основными видами контроля за качеством продукции, работ,
услуг предприятий являются: производственный, государственный, инспекционный и
общественный:
- производственный, или
внутрифирменный, контроль за качеством осуществляется на всех стадиях
производства и реализуется главным образом руководящим персоналом предприятий,
а также специальными подразделениями технического контроля. Широкое распространение
получил также самоконтроль;
- основными формами государственного
контроля за качеством являются: государственный надзор за соблюдением
требований стандартов и средствами измерений, сертификация продукции и
контроль за наличием сертификатов качества на импортируемую продукцию, ведомственный
контроль за качеством;
- инспекционный контроль осуществляют
органы, организации и фирмы, осуществляющие сертификацию продукции, или
системы управления качеством данного предприятия, в том числе для
подтверждения действия сертификатов;
- общественный контроль за качеством
реализуется прежде всего через общества и ассоциации потребителей.
Испытание продукции — это
всесторонняя проверка качества, проводимая по специальной программе подразделениями
предприятий или специализированными организациями — испытательными центрами и
лабораториями.
Сертификация продукции — система мер и действий, подтверждающих
соответствие фактических характеристик продукции требованиям нормативных
документов, в основном стандартов, — международных, национальных, фирменных и
др. Мировая практика предусматривает различные системы и модели сертификации
продукции, однако любая из них базируется на некоторых общих требованиях. Как
правило, сертификация проводится независимыми органами по сертификации:
государственными, частными фирмами,
ассоциациями, международными организациями по стандартизации и управлению
качеством. Процесс оценки соответствия продукции нормативным требованиям
осуществляется в специально аккредитованных испытательных центрах и лабораториях.
Сертификация может быть добровольной и
обязательной. Обязательной сертификации подлежит продукция, характеристики
которой определены как обязательные при разработке нормативных документов на
продукцию. Перечень продукции, обязательной для сертификации, определяется
компетентными органами, в том числе государственными, и постоянно
расширяется.
Организация работы с кадрами в области качества. Работа с
кадрами должна осуществляться в двух направлениях:
- подготовка и повышение квалификации
кадров в области качества, т.е. приобретение работниками необходимых знаний и
навыков для качественного выполнения возложенных функций;
- активизация «человеческого фактора».
Это относится ко всем работникам предприятия, включая руководящий персонал.
К функциям управления качеством можно
также отнести учет и отчетность по качеству, технико-экономический анализ
качества продукции и др. Большое значение для эффективного функционирования
систем управления качеством имеет организация информационного обеспечения,
которое должно охватывать все уровни управления и все стадии жизненного цикла
продукции.
Перечисленные функции управления
качеством закрепляются за определенными звеньями системы управления предприятием,
т.е. определяют структуру системы управления качеством. К основным
звеньям этой структуры относятся: специальная служба (подразделение)
управления качеством, подразделения маркетинга, подготовки производства,
технического контроля, стандартизации, метрологии, повышения квалификации
кадров, материально-технического обеспечения и др. Координатором работ по
обеспечению качества на предприятиях является обычно служба управления
качеством, основные задачи которой: определение уровня качества продукции на
всех стадиях ее «жизненного цикла», контроль за конструкторскими разработками,
технологической подготовкой производства, метрологическим обеспечением,
качеством изготовления продукции; изучение требований потребителей продукции;
учете и анализе затрат на обеспечение качества; совершенствование системы
управления качеством; разработке соответствующих нормативных документов.
В настоящее время отсутствуют какие-либо
единые формы управления качеством на предприятиях и в организациях. Эти формы
могут иметь различия в разных странах и фирмах. Многие предприятия СНГ и
зарубежных стран ориентируются в управлении качеством на международные
стандарты ИСО серии 9000, дополненные в последние годы стандартами
ИСО 14000. В стандартах ИСО используется понятие «петля качества» и
выделяются следующие этапы и виды деятельности по обеспечению качества,
называемые «элементами петли качества»:
- маркетинг и изучение рынка;
- проектирование и разработка продукции;
материально-техническое снабжение;
- планирование и разработка
техпроцессов; производство продукции;
- контроль и проведение испытаний;
упаковка и хранение;
- реализация и распределение продукции;
монтаж и эксплуатация;
- техническая помощь и обслуживание;
- утилизация после использования.
К основным принципам создания и
функционирования систем управления качеством в соответствии со стандартами ИСО
относятся:
- управление качеством — неотъемлемая
составная часть управления фирмой;
- определение политики в области
качества, ответственность за которую и функционирование системы качества несет
высшее руководство;
- разработка системы качества с учетом
специфики предприятия;
- обеспечение уверенности, что система
качества правильно понимается и эффективно используется;
- документированность системы качества;
- оценка системы качества поставщика
потребителем;
- свободный выбор поставщиком предметов
труда;
- ориентация системы на конкретную
продукцию;
- широкое применение статистических
методов контроля качества;
- использование «групп качества».
Стандарты ИСО 9000 предполагают, что
действенность системы качества должна быть доказана путем сертификации
систем качества. Объектами проверки и оценки при сертификации систем
качества являются: система качества, ее соответствие определенной модели,
состояние документации, деятельность по управлению качеством; информация о
продукции; организация производства.
Литература
1. Веснин В.Р.
Менеджмент.- М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004.
2. Виханский О.С.,
Наумов А.И. Менеджмент – М.: Экономистъ, 2003.
3. Калинин А.И.
Основы менеджмента / курс лекций – Ставрополь, Изд-во Ставропольского института
им. В.Д. Чурсина, 2005
4. Теория системного
менеджмента / учебник под ред. Журавлева П.В. и др. – М.: «ЭКЗАМЕН», 2002.
Составитель: А.И.
Калинин, доцент кафедры «Менеджмент».
II.
Содержание экзаменационных вопросов по дисциплине
«Стратегический менеджмент»
1.
Возникновение
потребности в стратегическом управлении и этапы стратегического мышления.
Сущность стратегического менеджмента.
Известно, что понятия стратегии, стратегического
управления пришли в экономику из военного дела, где понятие стратегии связывали
с умением располагать свои войска к бою, а это означало умение учесть свои
внутренние возможности, свои сильные стороны, внешнее окружение (реки, горы и
т.д.) для достижения своей цели, достижения победы.
Эти же факторы (анализ внутренних факторов и внешнего
влияния факторов) лежат в основе стратегического принятия решений.
Правильность принятия стратегического решения напрямую
зависит от уровня стратегического мышления того или тех, кто принимает решение.
В этом смысле стратегическое мышление пережило следующие этапы:
1.
Эвристический подход к
принятию решения заключается в том, что решение принимается "интуитивно"
- принимается такое решение когда недостаточно информации. (Простой пример -
поехал в Москву, пошел искать магазин, вышел на остановке - куда идти - налево,
направо?).
2.
Эмпирический - когда
решение принимается на основании опыта - своего или других.
3.
Аналитический - когда в
основе принятия решений лежало использование общих принципов, теоретических
средств, знание каких-то общих законов.
4.
Системно-аналитический -
когда в ходе принятия стратегического решения по какой-то проблеме она
рассматривалась в системе, во взаимодействии с внешней средой, оказывающей
определенное воздействие, аналитически нами уже доказанное, а может быть не
доказанное. Надо проверить!
Стратегическое управление определяется как технология
управления в условиях повышенной нестабильности факторов внешней среды и их
неопределенности во времени.
Анализ причин возникновения неопределенности
показывает, что ее основной источник - НТП, приводящий к ускорению
экономических процессов.
В переходной экономике России различают следующие модели
менеджмента:
1.
Менеджмент здравого
смысла.
2.
Менеджмент совместных
предприятий.
3.
Менеджмент советской
модели.
Подводя некоторые итоги можно сделать некоторые
выводы:
Стратегический менеджмент представляет процесс, определяющий последовательность
действий организации и разработки и реализации стратегии.
Он включает постановку целей, выработку стратегии,
определение необходимых ресурсов и поддержание взаимоотношений с внешней
средой, которые позволяют организации добиваться поставленных задач.
2. Научные подходы к стратегическому менеджменту и
особенности его применения
|