рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~

Меню
Поиск



бесплатно рефераты Основы менеджмента (справочно-информационные материалы)

       Эффективность функции «организация» во многом будет зависеть от организационной культуры проявляющейся в организации. Организационная культура представляет собой ряд общих ценностей, устойчивых норм, правил ведения бизнеса, отношений между людьми. Организационную культуру в организации можно рассмотреть на основании следующих характеристик:

      - осознание работниками своего места в организации;

      - внешний вид и одежда работников;

      - привычки и традиции в организации;

      - трудовая этика;

      - взаимоотношения между людьми;

      - вера в успех, в руководство организации.

        Функция «Обучение» - подразумевает процесс качественного совершенствования и развития работников организации, направленный на эффективную реализацию индивидуальных и коллективных целей.

       Обучение в организации включает:

     - профессиональное обучение персонала;

     - переподготовку, профориентирование и адаптацию новых работников;

     - ротацию кадров;

     - повышение квалификации работников;

     - служебно-профессиональное продвижение работников, планирование  ими деловой карьеры;

     - работу  с кадровым резервом руководителей;

     - самообучение работников;

     - вовлечение работников в управление предприятием;

     - интеллектуально – культурный рост, духовное развитие персонала.

        Такой тип организации получил название обучающейся организации. Главное что отличает обучающуюся организацию от других – это поиск новых возможностей и создание условий для реализации потенциала развития собственных работников, нацеленных на адаптивность к непрерывному обновлению, к постоянному повышению уровня качественных характеристик человеческих ресурсов как конкурентных преимуществ организации.

        Функция «Координирование» - заключается в устранении несоответствия между всеми элементами созданной системы достижения целей, являясь как бы «тонкой настройкой». Согласованность должна достигаться на основе рациональности, четкости взаимодействия исполнителей, оперативности и надежности системы управления организации. Координирование деятельности в организации может осуществляться в ходе проведения оперативных совещаний на основании докладов руководителей структурных подразделений, по результатам проверок и инспектирований подразделений различными комиссиями.

        Функция «Мотивация» - заключается в определении потребностей персонала, выборе наиболее подходящего и действенного в данной ситуации способа их удовлетворения с тем, чтобы обеспечить их максимальную активность в процессе достижения целей, стоящих перед организацией.

        В практике менеджмента применяются экономические и неэкономические мотивы работников.

        Функция «Учет» - осуществляется для получения информации о состоянии дел в организации. Он осуществляется путем измерения, регистрации и группировки данных, характеризующих объект управления. Различают оперативный, бухгалтерский и статистический учет.   

        Функция «Анализ» - представляет собой комплексное изучение деятельности и оценка деятельности.

       Анализ включает:

       - выявление причин сложившегося состояния, динамики и закономерностей развития объекта управления;

      - выявление взаимосвязей состояния объекта управления с различными факторами;

      - количественная оценка эффективности деятельности организации;

      - определение узких мест и возможных путей улучшения сложившегося положения в организации.

      Существуют следующие методы анализа:

      - сравнительный анализ;

      - балансовый анализ;

      - анализ по отклонению показателей;

      - факторный анализ (выявление факторов, влияющих на состояние объекта анализа) с использованием моделирования;

      - функционально-стоимостной анализ (выявление функций объектов анализа и использование стоимостных критериев при выборе оптимальных решений;

      - анализ средних, абсолютных и относительных величин;

      - индексный анализ;

      - анализ группировок.

      Функция «Контроль» - состоит в наблюдении за ходом происходящих процессов в управляемом объекте, сравнении его параметров с заданной программой функционирования, выявление отклонений и корректировка деятельности до того, как проблемы перерастут в кризис.

       По времени существования различают три вида контроля:

       - предварительный контроль – включающий планирование и создание организационных структур;

       - текущий контроль – осуществляющийся непосредственно в ходе проведения работ и заключающийся в измерении фактических результатов с использованием обратной связи;

       - заключительный контроль – производящийся по завершению контролируемой деятельности, либо по истечении определенного заранее периода времени и заключающийся в сравнении полученных результатов с требуемыми результатами.

       Каждый руководитель любого уровня должен осуществлять контроль как неотъемлемую часть своих должностных обязанностей. Даже если никто ему специально этого не поручал.

       Функция «Регулирование» - устраняет отклонения от заданного режима функционирования системы. Осуществляется путем диспетчеризации на основе контроля и анализа этой деятельности, установление рациональных связей между всеми звеньями менеджмента.


3.      Закономерности и принципы менеджмента.


3.1. Закономерности управления различными системами

 

   Законом считается необходимое, существенное, устойчивое, повторяющееся отношение в природе и обществе. Выделяют три группы законов:

- всеобщие или универсальные, например, законы диалектики;

- общие для больших групп явлений, например, закон общественного отбора;

- частные или специфические, например, закон оптимальной нормоуправляемости.

Законы носят объективный характер и существуют независимо от сознания людей. Познание законов составляет задачу науки. Их нельзя запретить, забыть, отменить или уничтожить. Закономерности управления следует отнести к частным законам общества, которые мало исследованы. Так в научной литературе 60-70-х гг. о них даются начальные понятия, а в современных учебниках по менеджменту о них практически не упоминается, зато приводятся принципы управления, которые, строго говоря, должны вытекать из закономерностей управления.

 Закономерности управления – это частные законы, действующие в сфере общественного производства, обладающие рядом свойств: выявление конкретной общественной потребности или потребностей группы людей; исследование потребностей на устойчивость  или повторяемость; исследование количественных зависимостей между факторами объекта и субъекта управления; выведение устойчивой связи между явлениями (формулы, нормативы). Закономерности управления в систематизированном виде представлены в табл..


                                                                                                                                               Таблица

Характеристики закономерностей управления

Группа законов

и названия закономерностей

Комментарий

1. Управление производством

1.1. Единство принципов управления на всех ступенях народного хозяйства


1.2. Пропорциональность и соотносительность частей организации: основного и вспомогательного производства, внутрицеховая специализация и кооперация

1.3. Непрерывность и ритмичность кругооборота движения основных производственных фондов


1.4. Оптимальное сочетание централизации и децентрализации в управлении


1.5. Рациональная звенность структурных подразделений организации (управляющей и управляемой систем)

Возможно в условиях господства однопартийной системы и государственного регулирования экономики в социалистическом государстве

Характерно для крупных предприятий, построенных по принципу натурального замкнутого хозяйства


Правомерно для стабильной плановой экономики с низким уровнем инфляции и четким выполнением нормативных коэффициентов, сроков окупаемости затрат и оборачиваемости фондов

Закономерность реализуется на основе исследования факторов численности персонала в верхнем, среднем и нижнем звеньях управления

Существует рациональное число звеньев управления в организации в зависимости от сочетания факторов производства

2. Экономические законы

2.1. Закон единства производительных сил и производственных отношений


2.2. Закон расширенного товарного воспроизводства Д-Т-Д’-T’-Д’’



2.3. Закон планомерного и пропорционального развития народного хозяйства



2.4. Закон распределения по труду в обществе



2.5. Закон возрастания издержек (относительных, вмененных)



2.6. Закон предельной полезности (сокращающейся, убывающей)

2.7. Закон тенденции падения нормы прибыли (норма прибыли – отношение полученной прибыли к стоимости авансированного капитала)

2.8. Закон убывающей производительности труда и капитала

Действует в рамках одной общественно-экономической формации: феодальной, капиталистической, социалистической

Распространяется на несколько общественно-экономических формаций и предполагает динамическую последовательность изменения форм товара с приращением стоимости после каждого цикла

Характерен для общества с государственно регулируемой экономикой, построенного на моделях межотраслевого баланса и оптимального функционирования экономики

В соответствии с теорией трудовой стоимости, распределение общественного продукта производится пропорционально количеству качеству затраченного труда работников

Утверждает, что с ростом производства одного продукта за счет уменьшения производства другого издержки на производство единицы продукта возрастают

Выражается в том, что по мере роста потребляемых благ их предельная полезность уменьшается

Утверждает, что с ростом производительной силы труда и изменением органического строения капитала происходит падение нормы прибыли

Исходит из теории убывающего плодородия почвы и говорит о сокращении эффективности последовательных затрат труда и капитала при производстве однотипного продукта

3. Законы организации

3.1. Закон синергии – усиление или ослабление потенциала организации:

    - положительный: 2+2 = 5

    - отрицательный: 2-2 = 0

3.2. Закон самосохранения

3.3. Закон развития

3.4. Закон информированности - упорядоченности


3.5. Закон эмерджентности (единства анализа и синтеза)






3.6. Закон композиции и пропорциональности (гармония)

                                           R1,R2....Rn > 0

композиция (набор) Nc     К1,К2…Кn > 0

пропорциональность (Кi x Ri) – max,

где Кi – коэффициент соотносительности;

      Ri  - ресурс (потенциал) системы.

3.7. Закон рационального диапазона управления (формула В.А. Грайкунаса)


        N = n [2 n-1 + (n – 1)],

Где N – количество возможных взаимосвязей сотрудников организации, ед.;

     n – число подчиненных у руководителя.

3.8. Закон Паркинсона «Растущая пирамида»

                        2 Sm + L

                 x = ------------ ,

                             n

где х – необходимое число сотрудников;

       S – количество служащих, набирающих себе подчиненных, чтобы продвинуться по службе;

       L – число лет, проведенных на работе;

       m – количество человеко-часов, потраченных на обработку информации;

       n – количество нужных сотрудников.

Для любой организации существует такой набор элементов, при котором ее потенциал всегда будет больше простой суммы потенциала входящих в нее элементов, либо существенно меньше

Каждая социальная и материальная система стремится сохранить себя (выжить) и использует для достижения этого весь свой потенциал (ресурсы).

Каждая система стремиться достичь наибольшего суммарного потенциала при прохождении всех этапов жизненного цикла организации

Чем большей информацией располагает организация о внутренней и внешней среде, тем она имеет большую вероятность устойчивого функционирования

Каждая социальная организация стремится настроиться на наиболее экономный режим функционирования в результате постоянного изменения своей структуры и функций по одной из выбранных моделей развития: анализ – корректировка – синтез – корректировка – анализ; создание - реорганизация – укрупнение – разукрупнение – ликвидация – создание

Каждая система стремиться сохранить в своей структуре все необходимые элементы (композицию), находящиеся в заданной соотносительности и заданном подчинении (пропорции). Исходя из этого, каждая организация должна иметь обоснованный стратегический план деятельности и стараться его реализовать в определенном периоде времени



Число прямых единичных, прямых групповых и перекрестных должностных связей в организации находится в геометрической прогрессии. Выведены рациональные нормы управляемости: высшее руководство от 4 до 8 чел., среднее звено от 8 до 20 чел., нижнее звено от 20 до 40 чел.


Закон утверждает, что существуют внутренние потребности саморазвития организации, если они не ограничены внешней средой или вышестоящей организацией. Рост числа сотрудников, в среднем происходит на 5,7% в год независимо от роста объема работы. Поэтому организации имеют тенденцию к самопроизвольному росту и бюрократизации



3.2. Принципы управления


      Важнейшей категорией науки управления являются принципы менеджмента, представляющие собой правила осуществления управленческой деятельности. До того, как была сформирована классическая теория управления, люди на основе опыта совместной деятельности выработали ее правила, которые передавались из поколения в поколение, такие как: что посеешь, то и пожнешь; ум хорошо, а два – лучше; воюют не числом, а умением; зарплата должна быть соразмерна дыре и др.

Принципы управления  -  основные исходные положения теории управления, применение которых позволяет осуществлять эффективное управление и достигать результатов с минимальными затратами ресурсов.

Теоретическое формулирование принципов управление относится к началу XX в. и было проведено Ф. У. Тейлором, Г. Фордом, Г. Эмер­соном, А. Файолем, которые предложили такие принципы, как специа­лизация и разделение труда, полномочия, естественность, дисциплина и справедливые санкции, единоначалие, единство действий, подчинен­ность личных интересов, справедливое вознаграждение персонала за труд, централизация управления, порядок на рабочем месте, инициати­ва и поощрение работающих и др.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18




Новости
Мои настройки


   бесплатно рефераты  Наверх  бесплатно рефераты  

© 2009 Все права защищены.