рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~

Меню
Поиск



бесплатно рефераты Основы менеджмента (справочно-информационные материалы)

Коллективное принятие решений - недостаток, когда нет того, кто отвечает за выполнение решения или выполняет тот, кто не принимает участия в принятии данного решения.



4. Внутренняя и внешняя среда организации и их влияние на принятие стратегического решения. Матрица возможности и угроз, метод SWOT - анализа.

Анализ внешней среды организации представляет собой оценку состояния и перспектив развития с точки зрения организации, субъектов и факторов окружающей среды.

            Как известно, внешняя среда организации может быть представлена как среда прямого и косвенного воздействия. Рассмотрим их влияние:

1.      Внешняя среда прямого воздействия.

Акционеры. Они характеризуются:

-         финансовым состоянием каждого;

-         общностью в выполнении бизнес-идеи;

-         интуицией предвидения событий.


2. Конкуренты.

Анализ факторов конкуренции предполагает постоянный контроль со стороны руководства организации за действиями конкурентов. Суть анализа можно свести к поиску ответов на следующие вопросы: что движет конкурентом? что он делает? что может сделать? В анализе конкурентов выделяют четыре диагностические зоны: анализ будущих целей конкурентов, оценка их текущей стратегии, оценка предпосылок относительно конкурентов и перспектив развития отрасли, изучение сильных и слабых сторон конкурентов. Контроль деятельности конкурентов позволяет руководству организации постоянно быть готовым к потенциальным угрозам.


3. Поставщики.

                           - качество

-         надежность - сроки поставок

   - стоимость

-         способность изыскивать новые пути и средства для обеспечения главной цели.


4. Потребители. Здесь исследуют:

-         изменение демографических условий;

-         национальные особенности;

-         уровень доходов населения и его распределение;

-         дань моде;

-         жизненные циклы различных видов товаров и услуг.


4.      Местные органы.

-         действия законов местного самоуправления в сфере деятельности фирмы;

-         отношение местного руководства.


5.      Правительственные органы.

-         протекционистские меры, принимаемые нашим правительством по отношению к своему производителю (налоги, таможня, кредиты).

-         протекционистскую политику иностранных правительств по отношению к своему производителю (в ущерб нашему).


Внешняя среда косвенного воздействия

 

1.      Политика.

2.      Экономика.

При анализе экономических факторов рассматривают темпы инфляции (дефляции), налоговую ставку, международный платежный баланс, уровень занятости населения в целом и в отрасли, платежеспособность предприятий .

3.      Технология.

Руководство организации обязано постоянно следить за технологической внешней средой, чтобы не пропустить момент появления в ней изменений, которые представляют угрозу самому существованию организации. Это особенно важно потому, что изменения в технологической внешней среде могут поставить организацию в безнадежное положение в условиях конкуренции. Анализ технологической внешней среды должен учитывать изменения в технологии производства (особенно важно не пропустить момент начала создания принципиально новых технологий), конструкционных материалах, применении вычислительной техники для проектирования новых товаров и услуг, в управлении, изменения в технологии сбора, обработки и передачи информации, в средствах связи.


4.      Социально-культурные.

Социальные факторы внешней среды включают изменяющиеся общественные ценности, установки, отношения, ожидания и нравы. В условиях экономической нестабильности именно в социальной среде рождаются многие проблемы, представляющий большую угрозу для организации. Чтобы эффективно справиться с этими проблемами, организация как социальная система сама должна меняться, приспосабливаясь к внешней среде.

      В нашей стране целый ряд факторов социальной среды приобрел особое значение. К ним относятся обостренные национальные чувства, отношение основной массы населения к предпринимательству, роль женщин и национальных меньшинств в обществе, развитие движения в защиту прав потребителей, изменение роли управляющих в производстве и их социальных установок, изменение общественных ценностей.


5.      Организационно-технические условия.

-         организационные и географические условия.

Окончив анализ внешней среды рекомендуют составить перечень внешних опасностей и возможностей с которыми организация сталкивается в этой среде.

            Для целей стратегического планирования в обследование внутренней среды организации рекомендуется включить пять функциональных зон - маркетинг, финансы (бухгалтерский учет), производство, персонал, а также организационную структуру и имидж организации.

В специальной литературе подробно излагаются методики исследования маркетинговых проблем, финансов, производства и т.д. Здесь мы рассмотрим лишь показатели, которые используются для исследования функциональных зон организации, и некоторые их особенности.

            При анализе функций маркетинга выделяются семь важнейших элементов исследования.

1.      Доля рынка и конкурентоспособность.

Доля рынка в процентах к его общей емкости является одним из важнейших показателей, характеризующих успешную деятельность организации.

2.      Разнообразие и качество ассортимента.

3.      Рыночная демография.

4.      Рыночные исследования и разработки.

5.      Преддипломное и послепродажное обслуживание клиентов.

6.      Сбыт, реклама, продвижение товара.

7.      Прибыль.


Финансовое состояние организации во многом определяет, какую стратегию выберет руководство на будущее. Определяется финансовое положение ревизией.

Производство. Здесь надо получить ответ на вопросы:

1.      Может ли фирма производить свои товары и услуги с меньшими издержками по сравнению с конкурентами.

2.      Имеет ли фирма доступ к новым материалам. Зависит ли она от единственного поставщика.

3.      Каково оборудование фирмы (новое, старое).

4.      Имеется ли на фирме механизм контроля за движением входящих материалов и готовой продукции.

5.      Может ли организация обслуживать те рынки, которые не могут обслужить ее конкуренты.

6.      Обладает ли фирма эффективной системой контроля за качеством продукции.

7.      Насколько хорошо организован производственный процесс.


Персонал (людские ресурсы).

            При анализе функций человеческих ресурсов рекомендуется ответить на такие вопросы как:

1.      Как характеризуются работники в настоящее время и какими хотелось бы их видеть.

2.      Какова компетентность высшего руководства.

3.      Есть ли там преемственность руководящих должностей.

4.      Эффективно ли используются кадры и повышение квалификации.

5.      Имелись ли случаи ухода с предприятий ведущих специалистов и причина.

6.      Функционирует ли организация системы оценок рабочим и когда она проводилась.


Организационная культура и имидж организации.

Имидж фирмы создается поведением, культурой работников фирмы.


Матрица SWOT-анализа применяется для анализа внутреннего состояния фирмы и внешнего окружения среды. Анализ среды фирмы осуществляют с целью:

-         выявления в ее потенциале силы (S);

-         выявление в ее потенциале слабости (W);

-         установление возможностей (О), предоставляемых организации со стороны внешней среды;

-         выявление угроз (Т) для фирмы со стороны внешней среды.


Матрица строится на 2-х векторах - горизонтальном (состояние внешней среды) и вертикальном (состояние внутренней среды).

На пересечении получаем 4 поля:




Внешняя среда фирмы


 



Возможности (О)

Угрозы (Т)

I - Поле SO - использовать сильные стороны организации в предоставившихся возможностях.

II. Поле ST - использовать силу организации для уменьшения угрозы

III. Поле WO - использовать предоставившуюся возможность для усиления позиций фирмы

IV. Поле WT - слабость - угрозы. Это наихудшее сочетание для организации. Тем важнее обратить внимание. Снижение угроз возможно лишь разработкой стратегии развития своего потенциала

 

Внутренняя среда фирмы

сила S

I. Поле SO "сила-возможности"

II. Поле ST "сила-угрозы"

Слабость W

III. Поле WO "слабость-возможности"

IV. Поле WT "слабость угрозы"






 

5. Матричный подход к принятию стратегического решения. Понятие о матрице БКГ и Мак Кинси


Выбор правильной стратегии поведения фирмы на рынке является одним из главных элементов ее экономического благополучия, успешного конкурирования на рынке.

Включение в систему принятия стратегических решений современной вычислительной техники, экономико-математических методов и моделей, привлечение к этой работе опытных экспертов значительно повысило эффективность стратегического планирования.

Определенный интерес в деле разработки стратегии развития предприятия в последние годы приобрел матричный подход. К этому мнению пришли руководители и специалисты фирм, пользующиеся услугами экспертов многочисленных консультативных фирм, число которых превышает 1700 с ежегодным оказанием услуг на сумму более 50 млрд. долларов.

Исторически первой моделью стратегического планирования считается матрица БКГ. Она может использоваться для:

1.          выработки стратегии фирмы;

2.          выработки товарной стратегии.

н и з к а я                       в ы с о к а я

          т          в        У

          е         ы

          м         с

          п         о                          «Дикие кошки»            «Звезда»

          ы         к

                      и

          р          е

          о

          с           н

          т           и

          а           з

                       к                       «Собаки»                     «Дойные коровы»

          р           и

          ы          е

          н

          к

          а

                               относительная доля рынка                                        Х

Рис.1 Матрица БКГ


Матрица строится в координатных осях Х, У (2*2),относительная доля рынка - темпы роста рынка, и состоит из четырех квадрантов. Каждый квадрант имеет свое условное название и характеризуется проведением определенной стратегии.

"Звезды" занимают лидирующее положение в быстро развивающейся отрасли. Стратегия "Звезды" направлена на увеличение или поддержание доли на рынке. По мере замедления темпов развития отрасли "Звезда" превращается в "Дойную корову".

"Дойная корова" занимает лидирующее положение в относительно стабильной или сокращающейся отрасли. Стратегия "дойной коровы" направлена на поддержание существующего положения как можно дольше.

"Дикая кошка" или вопросительный знак имеет слабое воздействие  на рынок в развивающейся отрасли. Стратегия "дикой кошки" имеет альтернативы - интенсификация усилий на рынке или уход с него.

К "собакам" относят бизнес с ограниченным объемом сбыта в сложившейся  или сокращающейся отрасли.

Правило пользования матрицей БКГ заключается в том, что эксперт должен определить относительную долю рынка (координата Х) и темпы роста рынка (координата У) для данного вида бизнеса, нанести точку С координатами (Х, У) и по ее положению в том или ином квадрате определить стратегию.

Матрица Мак Кинси

 

В начале 1970 - х годов появилась аналитическая модель предложенная компанией General Electric совместно с консалтинговой фирмой Mc Kinsey. Первоначально деятельность фирмы Mc Kinsey была направлена на выработку стратегии развития фирмы. Среди ее клиентов в Европе были такие известные гиганты как "Даймлер-Бенц", "Адидас". Позже фирма стала привлекаться для оценки состояния экономики страны и выработки стратегии ее развития.

Так экономика Щвеции подверглась анализу в 1995 г., Австралии в 1996 г., Франции и Германии в 1997 г., Нидерландов, Бразилии, Южной Кореи и Великобритании в 1998 г., в1999 году была проанализирована впервые экономика России.

Фирма Mc Kinsey имеет свои отделения в 28 странах, в том числе и в России.

Матрица Mc Kinsey строится в координатах Х, У - (3х3). Конкурентоспособность - привлекательность рынка и состоит из 9 квадрантов. Каждый квадрант имеет свое условное название и характеризуется проведением определенной стратегии. (Рис. 2).

Матрица Mc Kinsey является многофакторной. Конкурентоспособность (ось Х) оценивается 9-ю факторами: относительная доля рынка, рост доли рынка, охват дистрибьютерной сети, эффективность дистрибьютерной сети, классификация персонала, преданность потребителя компании, технологические преимущества, гибкость управления.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18




Новости
Мои настройки


   бесплатно рефераты  Наверх  бесплатно рефераты  

© 2009 Все права защищены.