рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~

Меню
Поиск



бесплатно рефераты Основы менеджмента (справочно-информационные материалы)

       При групповой (бригадная) организационной структуре  вся бригада принимает участие в производстве продукта от начальной до конечной стадии в отличие от конвейерного режима в организационных структурах механистического типа, где существует   функциональное разделение труда. Такая структура характерна для японских фирм, где работают кружки качества. Это бригадная форма работы, в которой все подчинено не просто выпуску продукта, но идее его качества, высоких потребительских свойств.

       Разновидностью групповых организационных структур являются так называемые бизнес-центры. В них находится от 5 до 25 человек, они работают по принципу проектных групп, несут полную ответственность за достижение поставленной цели, распоряжаются выделенными под проект финансами.

        Венчурные и инновационные внутрифирменные структуры имеет несколько разновидностей: в виде отдела разработки нового продукта (новой технологии), в виде микроотделов рискованных инициатив, путем непосредственной интеграции новшества в существующую организационную структуру. Главной особенностью этих структур является возможность ведения рискованного бизнеса, связанного с разработкой и внедрением инноваций.


6.      Методы управления: административные, социально-психологические и экономические методы управления и их совершенствование в условиях рыночной экономики.


6.1. Сущность и содержание методов управления

 

        Методы – это способы осуществления управленческой деятельности, которая представляет собой, с одной стороны, процесс реализации функций менеджмента, с другой, процесс воздействия на работников организации с целью активизации их работы и придания ей творческого, заинтересованного характера. Эта особенность предполагает использование в менеджменте двух групп методов.

       Первая из них – методы осуществления управленческих функций, вторая – методы воздействия на деятельность персонала организации.

      Методы осуществления функций менеджмента представляют собой систему, т.е. взаимообусловлены, пропорциональны по силе воздействия, своевременны и адекватны к условиям конкретной ситуации. Среди всей совокупности методов управления в рыночной экономике особое значение придается программно-целевым, прогнозным, проектным, информационно-аналитическим и др. Например применение программно-целевых методов менеджмента предполагает выявление сфер функциональной деятельности, в наибольшей мере определяющих долговременную конкурентоспособность организации. К ним относится управление сокращением затрат на производство и реализацию продукции, качеством, производительностью, персоналом, инновациями.

        Если рассматривать финансовый менеджмент, к методам управления, представляющим собой способы воздействия на финансовые рычаги предприятия можно отнести: планирование; прогнозирование; кредитование; самофинансирование; система расчетов; материальное стимулирование.

        При анализе экономического состояния организации применяются такие методы, как методы сравнения показателей, средних величин, группировок, корреляции, экономико-математическое моделирование.

        Особая роль принадлежит второй группе методов воздействия на  персонал организации, так как главная задача менеджеров заключается в обеспечении высокопродуктивной деятельности каждого работника, независимо от его должности и рода выполняемой в организации работы. К этой группе относятся следующие методы: организационные, административные, экономические, правовые, социальные и психологические.

        От степени совершенства управляющей подсистемы зависит эффективность функционирования объекта управления, который находится под воздействием многочисленных методов менеджмента. Они уже отличаются от формирующих их элементов качественной стороной. Так, принципы указывают на качественную направленность управленческой деятельности, тогда как методы определяю количественную меру этой направленности.

        Методы управления должны обеспечивать:

        - высокую эффективность деятельности организации;

        - активную творческую деятельность работников;

        - четкую организацию производственной и управленческой деятельности;

        - организованную работу персонала организации.

        Требования, предъявляемые к свойствам методов управления:

        - методы должны быть объективными, соответствовать законам, на которых базируется управление;

        - методы должны представлять собой систему;

        - методы должны обеспечивать гармоничное сочетание личных, коллективных, государственных и общественных интересов.

6.2. Виды методов управления


       Наиболее широко используются в практике менеджмента организационные, экономические, социальные и психологические методы.

       Организационные методы – это способы воздействия на организационные интересы людей. Они базируются на объективных законах организации человеческой деятельности. По функциональному назначению организационные методы подразделяются на три подгруппы (рис).






 









Рис. Организационные методы управления

 

       Функциональное назначение организационно-стабилизирующих методов заключается в установлении долговременных организационных отношений и связей в системах управления между исполнителями управленческих работ, а также между самостоятельными субъектами хозяйствования на договорной основе. Эти долговременные организационные отношения и связи формируются следующими формами реализации:

        - разработкой штатного расписания, организационной структуры предприятия и утверждение их в установленном порядке для придания юридической силы;

        - составлением положений о службах, отделах, назначением ответственных лицах за различные виды деятельности, регламентацией деятельности работников.

        К организационно-стабилизирующим документам относятся:

        - организационные документы, носящие нормативный характер и регламентирующие правовой статус организации, подразделений, служб и должностных лиц (уставы, положения, инструкции пр.);

        - справочно-информационные документы (служебная переписка, справки, служебные записки, акты, телеграммы, факсы и пр.);

        - кадровые документы.

        Функциональное назначение организационно-распорядительных методов заключается в действиях субъектов управления, направленных на устранение возникающих отклонений от запланированного, установленного режима функционирования организации как системы, выработку и осуществление реакций на внешние и внутренние изменения ситуации в организации. Субъект управления воздействует на объект управления в устной или письменной форме:

        - письменные документы, с помощью которых оформляется распорядительная деятельность органов управления (приказы, распоряжения, указания, инструкции, предписания);

        - устные указания, распоряжения и установки.

        Организационно-дисциплинарные методы предназначены для контроля за соблюдением работниками трудовой, производственной, технологической дисциплин, законодательных и других нормативных правовых актов по охране труда, режима трудового распорядка. Главное внимание при этом должно концентрироваться не на определении меры вины и наказании работников, а на выявлении глубинных причин сложившейся ситуации, выработке действенных и реальных способов недопущения нарушений в дальнейшей работе. Статья 191 Трудового кодекса дает право работодателю за совершение дисциплинарного проступка, то есть неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей применить к нему следующие дисциплинарные взыскания:

        - замечание;

        - выговор;

        - увольнение по соответствующим основаниям.

        Экономические методы – это способы воздействия на имущественные интересы людей и групп людей. В условиях рыночной экономики они влияют на поведение людей, активизируют их труд, повышают деловую активность организаций. В основе этих методов лежат объективные экономические законы, законы рыночной экономики, принципы вознаграждения за труд. В отличие от организационных экономические методы предполагают непрямое, а косвенное воздействие на объект управления. Непосредственным исполнителям устанавливаются только цели, ограничения и общая линия поведения, в рамках которых они сами ищут оптимальные способы решения проблем.

        Система экономических методов в рыночной экономике разнообразна. Сюда относятся: цена товаров, работ и услуг, прибыль, различные формы оплаты труда, премии, налоги, акции на биржах, таможенные сборы, процентные ставки платы за депозитные вклады, скидки с цены товаров др.

        Хозяйственный и коммерческий расчеты предполагают наличие хозяйственной самостоятельности, самоокупаемости и прибыльности организации, возможности осуществлять материальное стимулирование работников.

        Материальное стимулирование включает оплату труда – систему отношений, связанных с обеспечением установления и осуществления работодателем выплат работникам за их труд в соответствии с законами, иными нормативными правовыми актами, коллективными договорами, соглашениями и трудовыми договорами. Управление материальным стимулированием труда охватывает ряд последовательно выполняемых этапов работы:

       - выбор форм и систем заработной платы;

       - построение тарифной системы заработной платы;

       - построение системы дополнительного стимулирования трудовой активности работников;

       - индивидуализация условий материального стимулирования наиболее квалифицированных работников.

       Заработная плата – вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также выплаты компенсационного и стимулирующего характера.

Выплата заработной платы производится в денежной форме. В соответствии с коллективным договором или трудовым договором по письменному заявлению работника оплата труда может производиться и в иных формах, не противоречащих законодательству Российской Федерации. Доля заработной платы, выплачиваемой в неденежной форме, не может превышать 20 процентов от общей суммы заработной платы.

       По форме заработная плата может быть: повременной, сдельной и аккордной.

       Повременная заработная плата зависит от количества затраченного времени и подразделяется на простую и премиальную повременные заработные платы.

       Сдельная заработная плата определяется объемом выполняемой работы. Она подразделяется на следующие виды:

       - прямую индивидуальную сдельную заработную плату, применяемую там, где люди трудятся самостоятельно, либо совместно выполняют одинаковую по квалификации работу;

       - прямую коллективную сдельную заработную плату, которая применяется там, где работники разной квалификации и специальности порознь или совместно работают над сложным комплексным объектом и связаны с конечным результатом;

       - косвенную сдельную заработную плату, применяемую в отношении работников, обслуживающих других, оплачиваемых по прямым сдельным расценкам;

       - сдельно-прогрессивную заработную плату, применяемую, когда в пределах установленных  норм выработки труд оплачивается по прямым расценкам, а сверх нее – по повышенным;

       - сдельно-премиальную, сочетающую сдельный заработок с премией за качественные и количественные результаты деятельности.

       Аккордная система заработной платы – вознаграждение определяется сразу за весь объем выполненной работы.

       Помимо основной заработной платы работодатель имеет право устанавливать различные системы премирования, стимулирующих доплат и надбавок. Действенным стимулов повышения эффективности труда является система итогового вознаграждения. Основанием для премирования служат: экономия ресурсов, увеличение прибыли, инновации, научные достижения и пр. Для того чтобы премия играла роль действенного стимулирующего фактора, ее величина должна составлять не менее 30 процентов основного заработка. Новым видом денежного вознаграждения является система участи работников в прибыли, когда ежемесячные выплаты могут быть до 75 процентов.

        Социальные методы – это способы воздействия на социальные интересы работников в целях активизации их деятельности, придания ей творческого и заинтересованного характера. Особенностью этих методов является их общность. Социальные методы подразделяются на социальные исследования, планирование и регулирование (рис).

        Социальные исследования – это методы изучения социальных интересов работников организации. Их результатом являются выявленные конкретные потребности работников в определенных социальных благах (например, жилье, здоровье, спортивные и культурные запросы, повышение квалификации др.).

 


Рис. Социальные методы управления


         Социальное планирование – это методы планового решения социальных проблем коллективов по улучшению условий труда, производственного быта, духовного и физического развития, жилья, охраны труда, коммунально-бытовых условий, квалификации работников, выявленных в процессе социальных исследований.  Реализуется оно путем внесения соответствующих разделов, касающихся социальных вопросов, в коллективный договор, разработки различных планов, например, Плана организационно-технических и санитарно-оздоровительных мероприятий по охране труда, Плана реконструкции и ремонта вспомогательных помещений и др. Как правило, такие планы составляются на один год или 4 -5 лет.

        Социальное регулирование представляет собой процесс реализации планов и программ удовлетворения социальных потребностей работников. Оно включает в себя проведение следующих мероприятий:

         - внутри- и межфирменные обмены опытом;

         - процедуры принятия новых работников в организацию;

         - проведение дней фирмы в честь знаменательных дат и событий, организация различных конкурсов профессионального мастерства, процедуры проводов работников на пенсию и др.

        Психологические методы – это способы регулирования взаимоотношений между людьми с целью формирования благоприятного психологического климата. Различают следующие группы психологических методов (рис):

        - методы психологического побуждения – направлены на достижение психологической совместимости работников;

        - диагностические методы – направлены на получение психологических сведений об объекте и субъекте управления;

          - методы гуманизации труда – базируются на объективной потребности людей в определенных требованиях к свойствам среды, например, цветового решения интерьера производственных и бытовых помещений. В зависимости от психофизиологического воздействия на человека цвета подразделяются на две группы: теплые (красный, оранжевый, желтый, желто-зеленый, пурпурный и их оттенки) и холодные (зеленый, синий, зелено-голубой, фиолетовый).

         - методы установления и поддерживания нормальных взаимоотношений между людьми – призваны создавать условия, позволяющие общаться непринужденно, откровенно, полностью раскрывая интеллектуальный потенциал;

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18




Новости
Мои настройки


   бесплатно рефераты  Наверх  бесплатно рефераты  

© 2009 Все права защищены.