Большую роль в обеспечении клиентов статистическими
данными в настоящее время играют коммерческие информационные службы,
предлагающие базы на основе официальной статистики. Задача получения надежной
экономической статистики в России является достаточно острой. Это касается как
глобальной, общенациональной статистики, так и отраслевых и региональных
сведений. Статистическая государственная отчетность собирается на основе более
700 форм и выборочных исследований. Однако она часто не дает четкой картины. У
большинства показателей отсутствует надежный временной ряд, т.к.
сведения либо не собирались в 1990—1994 гг., либо были утрачены при изменениях
структуры информационных статистических служб, либо не обновлялись в течение
длительного периода.
Развитие рыночных отношений, возрастание
самостоятельности предприятий и регионов страны делают необходимым знание
экономики развития отдельных производственных и территориальных единиц,
обеспечение деловой информацией по конкретным видам производства и
массовым коммерческим потребителям. Этот вид экономической информации в
настоящее время является наиболее ценным в текущей экономической ситуации для
коммерческого использования и государственного управления. В настоящее время в
России впервые появилась статистическая информация в форматах, полностью
совместимых с международными стандартами, в результате образуются данные,
сопоставимые с данными по другим странам. В начале 90-х гг. Госкомстат заполнял
вопросники международных организаций лишь на 30-40%. Сейчас этот уровень вырос
до 80%, что соответствует степени заполняемости в международной практике.
Предпринимаются усилия для того, чтобы российский предприниматель мог
рассчитывать на получение не только макро-, но и микроэкономической статистики,
данных о деловой активности во всех секторах экономики. Для осуществления
этой задачи Госкомстатом вводится цензовый подход, при котором крупные и
средние предприятия всех форм собственности наблюдаются сплошным учетом и
отчетностью, а мелкие — выборочными методами наблюдения при
распространении данных выборочных исследований на генеральную совокупность.
Мелкотоварный сектор экономики наблюдается в режиме выборки.
Для анализа рынка потребительских товаров и услуг
актуальной является демографическая статистика, а также данные,
полученные в ходе изучения общественного мнения. Ранее демографические
базы предоставляли данные, полученные в ходе переписи населения. Затем
появилась возможность переструктурировать эти базы для проведения на их основе
анализа с использованием определенных методик математического моделирования.
Таким образом, появилось множество баз, основанных на едином первичном
материале.
Существующие базы данных о предпочтениях потребителей
являются результатом полевых исследований по изучению общественного
мнения. Подобные базы основываются на анализе мнений, высказанных в ходе
личных бесед лицами, входящими в представительную выборку населения или
отдельных его групп. Кроме прямой демографической информации эти базы
предоставляют сведения, характеризующие особенности мировоззрения, образа
жизни, потребительские предпочтения. Глобальная сеть, предоставляющая выход на
неограниченную аудиторию и одновременно обратную связь с клиентами в режиме
реального времени, нашла активное применение в сборе и распространении
информации о мнениях и предпочтениях населения.
Информационные ресурсы Интернет являются важнейшим
источником сведений о предприятиях и организациях. Печатные источники
значительно уступают в полноте и оперативности. Некоторые регионы и отрасли
хозяйства не получили достаточного отражения в справочниках предприятий,
промышленных каталогах. Респондентами анкетирования были отмечены часто
встречающиеся ошибки и неточности в изданиях. Многие сайты Интернет содержат
каталоги по отраслям хозяйства, перечни отраслевых и тематических сайтов
глобальной сети, позволяющие получить комплекс полезных коммерческих данных,
включающих профиль работы, производимые товары и услуги, прайс-листы,
финансово-экономическое положение, сведения о руководителях, кадровом составе,
адресно-реквизитные данные, отчеты и планы работы, сведения о спросе и
предложении, партнерах, клиентах, текущей работе, перспективах развития.
Средства электронных коммуникаций позволяют при необходимости связываться с
предприятиями для получения отсутствующей на сайте информации и устанавливать
деловые контакты. Кроме того, в последнее время крупные компании – ОАО –
публикуют в Интернете свои годовые отчеты, которые также могут служить
источниками статистической информации.
Несмотря на большую ценность коммерческой
информации на Западе и в России, она, как правило, является недорогой, что
стало одним из стимулов ее активного распространения в Интернет. В настоящее
время серверы коммерческой информации претерпевают постоянное развитие.
Специализированные серверы в настоящее время появляются для отдельных
территорий, направлений деятельности, отраслей хозяйства.
Следует сказать о том, что большинство
коммерческих справочников содержат ошибки и неточности, коммерческие службы
обычно не берут на себя ответственность за предоставленную информацию. Зарубежные
коммерческие службы обычно в договоре оговаривают отсутствие ответственности за
последствия использования информации из справочников. Это связано с тем,
что коммерческие службы создают базы данных с использованием заимствованных
источников, а усилия по проверке и уточнению данных не дают гарантии от ошибок.
Большинство коммерческих баз данных,
представленных в Интернет, имеют узкоотраслевой характер, фактически не
существует баз данных, охватывающих весь мир. В русскоязычном Интернете
присутствуют страницы коммерческой информации общего и отраслевого содержания.
Следует отметить, что значение Интернет для получения коммерческой
информации в России выше, чем в странах Запада. В странах Европы и Америки
источником информации о предприятиях являются банки или специализированные
консультационные службы. В нашей стране предприниматель вынужден вести поиск
информации
самостоятельно.
В зарубежных странах государство использует Интернет
для распространения публичной коммерческой информации, изначально
предназначенной для повсеместного бесплатного использования. Универсальным
источником информации для этой базы являются сведения из государственных
регистров. В России источником коммерческой информации по предприятиям и
организациям являются федеральные министерства и ведомства, регистрационные
палаты, институты научно-технической информации, Центральный банк, Госкомстат,
Госкоимущество, общественные организации — союзы, ассоциации.
На современном этапе государственная статистика
развивается в условиях осуществления в России значительных
социально-экономических перемен, административной реформы, реформирования
бюджетного процесса, перехода на международные стандарты финансовой отчетности,
что определяет задачи поиска и реализации принципиально новых подходов к
официальной статистической деятельности, формированию гибкой, быстро
реагирующей на изменение жизни общества системы информационно-статистического
обеспечения.
Методы.
Для получения статистической информации органы
государственной и ведомственной статистики, а также коммерческие структуры
проводят различного рода статистические исследования. Процесс статистического
исследования включает три основные стадии: сбор данных, их сводка и
группировка, анализ и расчет обобщающих показателей. На всех стадиях
исследования статистика использует различные методы. Методы статистики - это
особые примы и способы изучения массовых общественных явлений.
На первой стадии исследования применяются
методы массового наблюдения,
собирается первичный статистический материал. Основное условие - массовость,
т.к. закономерности общественной жизни проявляются в достаточно большом массиве
данных в силу действия закона больших чисел, т.е. в сводных статистических
характеристиках случайности взаимопогашаются.
Статистическое наблюдение осуществляется в двух
формах: отчетность и специально организованное статистическое наблюдение.
Отчетностью называют такую организационную форму статистического
наблюдения, при которой сведения поступают в статистические органы от
предприятий, учреждений и организаций в виде обязательных отчетов об их
деятельности.
В отчетах содержатся основные учетно-статистические
данные о деятельности предприятий, учреждений и организаций всех форм
собственности. Отчетность может быть общегосударственной и
внутриведомственной.
Общегосударственная - поступает в вышестоящие органы и
в органы государственной статистики. Она необходима для целей обобщения,
контроля, анализа и прогнозирования.
Внутриведомственная - используется в Министерствах и
ведомствах для оперативных нужд.
Отчетность утверждается Госкомстатом РФ. Отчетность
составляется на основании первичного учета. Особенность отчетности в том, что
она обязательна, документально обоснована и юридически подтверждена подписью
руководителя.
На второй стадии исследования, когда собранная информация подвергается
статистической обработке, используется метод группировок. Применение метода
группировок требует непременного условия - качественной однородности
совокупности.
Сводка - это операция по отработке конкретных единичных
фактов, образующих совокупность и собранных в результате наблюдения. В
результате сводки множество индивидуальных показателей относящихся к каждой
единице объекта наблюдения, превращаются в систему статистических таблиц и
итогов, проявляются типические черты и закономерности изучаемого явления в
целом.
Группировкой называется расчленение изучаемой совокупности на
однородные группы по определенным существенным признакам.
На основе метода группировок решаются центральные
задачи исследования, обеспечивается правильное применение других методов
статистического и статистико-математического анализа.
Работа по составлению группировок сложная и трудная.
Приемы группировок разнообразны, что обусловлено разнообразием группировочных
признаков и различными задачами исследования. К основным задачам, решаемым с
помощью группировок относятся:
-
выделение социально
-экономических типов;
-
изучение структуры
совокупности, структурных сдвигов в ней;
-
выявление связи между
явлениями и взаимозависимости.
На третьей стадии исследования проводится анализ статистической информации с
помощью таких методов как метод обобщающих показателей, табличный и графический
методы, методы оценки вариации, балансовый метод, индексный метод.
Таблица представляет собой наиболее рациональную форму
изложения результатов сводки и группировки. В зависимости от структуры содержания
таблицы, от группировки единиц в нем различают 3 вида таблиц: простые,
групповые и комбинационные.
Исходной, первичной формой выражения статистических
показателей являются абсолютные величины. Абсолютные величины
характеризуют размер явлений в мерах массы, площади, объема, протяженности,
времени и т.д. В условиях рыночной экономики наибольшее значение имеют стоимостные
(денежные) единицы измерения (рубль, доллар, марка и т.д.). Они позволяют
получить денежную оценку любых социально-экономических явлений (объем
продукции, товарооборота, национального дохода и т.п.). Однако, следует
помнить, что в условиях высоких темпов инфляции показатели в денежной оценке
становятся несопоставимыми. Это следует учитывать при анализе стоимостных
показателей в динамике. Для достижения сопоставимости показатели необходимо
пересчитывать в сопоставимые цены.
Относительными величинами в статистике называются величины, выражающие
количественное соотношение между явлениями общественной жизни. Они получаются в
результате деления одной величины на другую. Относительная величина показывает,
во сколько раз сравниваемая величина больше или меньше базисной, или какую долю
первая составляет от второй; а в отдельных случаях - сколько единиц одной
величины приходится на единицу (или на 100, на 1000 и т.д.) другой (базисной)
величины.
В результате сопоставления одноименных абсолютных
величин получаются отвлеченные неименованные относительные величины, показывающие
во сколько раз данная величина больше или меньше базисной. В этом случае
базисная величина принимается за единицу (в результате получается коэффициент).
Кроме коэффициента широко распространенной формой выражения относительных
величин являются проценты (%). В этом случае базисная величина
принимается за 100 единиц.
Средняя величина - это обобщающая количественная характеристика
совокупности однотипных явлений по одному варьирующему признаку.
Важнейшее свойство средней величины заключается в том, что она представляет
значение определенного признака во всей совокупности одним числом, несмотря на
количественные различия его у отдельных единиц совокупности, и выражает то
общее, что присуще всем единицам изучаемой совокупности. Таким образом, через характеристику
единицы совокупности она характеризует всю совокупность в целом. Средние
величины связаны с законом больших чисел. Суть этой связи заключается в том,
что при осреднении случайные отклонения индивидуальных величин в силу действия
закона больших чисел взаимопогашаются и в средней выявляется основная
тенденция развития, необходимость, закономерность однако, для этого среднюю
необходимо вычислять на основе обобщения массы фактов. Средние величины
позволяют сравнивать показатели, относящиеся к совокупностям с различной
численностью единиц.
Информация о средних уровнях исследуемых показателей
обычно бывает недостаточной для глубокого анализа изучаемого процесса или
явления. Необходимо учитывать и разброс или вариацию значений отдельных единиц,
которая является важной характеристикой изучаемой совокупности. Каждое
индивидуальное значение признака складывается под совместным воздействием
многих факторов. Социально-экономические явления, как правило, обладают большой
вариацией. Причины этой вариации содержатся в сущности явления. Показатели
вариации определяют как группируются значения признака вокруг средней величины.
Они используются для характеристики упорядоченных статистических совокупностей:
группировок, классификаций, рядов распределения. В наибольшей степени вариации
подвержены курсы акций, объёмы спроса и предложения, процентные ставки в разные
периоды и в разных местах.
Рядом динамики называется ряд последовательно расположенных во
времени статистических показателей, которые в своем изменении отражают ход
развития изучаемого явления. Ряд динамики состоит из двух элементов: момента
или периода времени, которым относятся данные и статистических
показателей (уровней). Оба элемента вместе образуют члены ряда. Одним
из методов анализа и обобщения динамических рядов является выявление его
основной тенденции - трэнда. В статистической практике выявление
основной тенденции развития осуществляют двумя способами: сглаживания и
аналитического выравнивания.
Сглаживание - это механическое выравнивание отдельных членов ряда
динамики с использованием фактических значений соседних уровней;
выравнивание аналитическое - это выравнивание с применением кривой,
проведенной между конкретными фактическими уровнями таким образом, чтобы она
отражала тенденцию, присущую ряду, освобождая его от незначительных колебаний.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40
|