|
|
ВОЛГОГРАДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Лукьянова Анна Васильевна СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНО ЗНАЧИМЫМИ РАСХОДАМИ МЕСТНОГО БЮДЖЕТА 08.00.10. - Финансы, денежное обращение и кредит Диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук Научный руководитель: кандидат экономических наук, заслуженный экономист РФ Сазонов Сергей Петрович Волгоград - 2004 Содержание Содержание......................................................................................................... 2 Введение.............................................................................................................. 3 Глава
I.
Теоретические основы формирования бюджетных ресурсов 1.1. Специфика финансов муниципального образования................................ 9 1.2. Особенности формирования и исполнения местных бюджетов............ 26 1.3.
Межбюджетное регулирование доходов и расходов
муниципального Глава II. Управление расходами бюджета муниципального образования....... 64 2.1.
Распределение бюджетных средств на целевое финансирование 2.2. Методы формирования расходной части местного бюджета................ 88 2.3. Казначейское исполнение бюджета муниципального образования..... 101 Глава
III.
Формирование источников финансирования расходной части 3.1. Проблемы покрытия дефицита бюджета муниципального образования 115 3.2. Пути совершенствования управления расходами местного бюджета... 129 3.3. Формирование муниципальной заемно-инвестиционной системы...... 145 Заключение...................................................................................................... 164 Библиография.................................................................................................. 170 Приложения..................................................................................................... 186 Введение Актуальность темы исследования. Местное самоуправление охватывает наиболее массовые формы народовластия и составляет одну из основ конституционного строя современной России. Формирование местного самоуправления в Российской Федерации оказалось одной из самых трудных задач реформирования всей политической и экономической системы общества и обновления государственности, возник целый комплекс нерешенных экономических, финансовых, социальных и политических проблем, в числе которых финансирование социально значимых расходов. Перед администрациями городов и районов остро стоят задачи рационального управления расходами местных бюджетов. Пока еще нет эффективной системы мероприятий, позволяющих высвобождать ресурсы из статей текущих расходов в пользу статей развития территории, не наносящих ущерб финансированию социально значимых расходов. Существующая практика распределения помощи из вышестоящих бюджетов не в полной мере выполняет функции стимулирования по наращиванию собственных доходов муниципального образования и уровня их мобилизации. Обозначенные проблемы требуют дальнейшей разработки вопросов управления эффективным использованием финансовых ресурсов, имеющихся в распоряжении органов местного самоуправления. Это совершенствование планирования и прогнозирования социально значимых расходов, контроль за эффективностью их использования, определение безопасных для территории размеров муниципальных займов. Степень разработанности проблемы. В России изучением формирования и развития местных финансов, определением их роли в финансовой системе страны в начале XX века занимались В. Дитман, А. Оптивцев, Н. Озеров, Ф Орлов, М. Смирнов, В. Твердохлебов, К. Шмелев и др. В процессе трансформации бюджетных отношений на уровне местного самоуправления появилась необходимость дальнейшего исследования бюджетного процесса, формирования финансовых ресурсов, исполнения бюджетов и контроля за целевым использованием средств. Изучению этих вопросов в 80-90-х годах XX века были посвящены труды таких ученых как Л. Абалкин, А. Бабич, А. Воронин, Л. Велихов, О. Врублевская, А. Дадашев, Л. Дробозина, А. Игудин, Г. Поляк, В. Родионова, М. Романовский, В. Хурсевич, И. Ходорович, Д. Черник, Н. Ширкевич и др. Вопросы совершенствования управления бюджетными средствами муниципальных образований, эффективного использования ресурсов, имеющихся в распоряжении местного самоуправления, реформирования межбюджетных отношений, а также методов управления расходной частью бюджета на местном уровне рассматриваются в трудах таких теоретиков и практиков, как С. Агапцов, О. Берг, А. Бирюков, В. Васильева, Л. Игонина, А. Пискунов, В. Попов, Л. Пронина, С. Прокофьев, С. Сазонов, И. Трунин, А. Уваров, А. Филлипов, В. Христенко, А. Шепелев и др. Активизация реформы местного самоуправления привела к его унификации и появлению новых форм муниципальных образований, которые в свою очередь требуют индивидуального подхода к решению проблем местных бюджетов. Особенно обострилась проблема управления социально значимыми расходами муниципальных бюджетов в условиях снижения их собственной доходной базы. В современной литературе уделено недостаточно внимания планированию, прогнозированию, контролю и другим функциям управления расходами местного бюджета в период реформирования местного самоуправления, и многие вопросы требуют нового решения. Цель диссертационного исследования - разработка системы управления социально значимыми расходами муниципального бюджета в условиях реформы местного самоуправления. Реализация цели потребовала решения следующих задач: -
конкретизировать основные объекты управления
местным бюджетом в -
разработать методические приемы дифференцированного распределения -
определить объекты и
индикаторы финансового контроля, -
систематизировать мероприятия по управлению
текущими социально -
оформить в виде алгоритма нормативно - целевой
метод планирования -
доказать необходимость осуществления
планирования и прогнозирования -
предложить методику определения
безопасного уровня размера Предметом диссертационного исследования обозначены денежные отношения, возникающие на уровне местного самоуправления в процессе планирования, формирования и исполнения расходной части бюджета муниципального образования. Объектом диссертационного исследования стали бюджеты муниципальных образований. Апробация полученных методик и системы управления бюджетом осуществлялась на примере бюджета г. Волжского Волгоградской области как типичного среднего города Российской Федерации. Методологической и теоретической основой работы послужили теоретические положения муниципальных финансов, изложенные в отечественных и зарубежных монографиях и периодических изданиях, действующие законы, программы развития и постановления Правительства Российской Федерации. В диссертации использованы материалы Фонда развития парламентаризма, Фонда развития экономики города, Института переходного периода. В работе применялись научные методы и приемы исторического, логического, структурно-функционального анализа, системного подхода, индукции, аналогии. Использовались методы: балансовый, экономического и статистического анализа, моделирования, экспертных оценок. Информационно-эмпирическая база исследования включает опубликованные на официальном сайте в Internet данные Министерства Финансов РФ о формировании и исполнении бюджета РФ, бюджетов субъектов РФ и муниципальных образований в составе РФ, данные отчетов по формированию и исполнению бюджета Волгоградской области, годовые отчеты Управления финансов по г. Волжскому об исполнении бюджета города, данные годовых отчетов инспекции Министерства по налогам и сборам РФ по г. Волжскому, а также информация Волгоградского областного Управления статистики и Управления статистики по г. Волжскому, информационные ресурсы Internet. Научная новизна полученных результатов состоит в следующем: -
предложено переориентировать
межбюджетное регулирование на -
доказана необходимость стимулирования собираемости
собственных -
обоснованы дополнительные объекты
контроля при получении индикаторы целевого использования переданных финансовых ресурсов и их пороговые значения; -
выявлены резервы увеличения расходов на
развитие территории за счет -
конкретизирован нормативно-целевой
метод планирования текущих -
дополнительно аргументирована
значимость и эффективность в -
разработана и предложена частная методика расчета порогового
значения следующем: обоснованы ориентиры и предложены стимулирующие способы межбюджетного регулирования на местном уровне, основанные на повышении собственной доходной базы муниципального бюджета. Конкретизированы функции управления бюджетом на местном уровне применительно к социально значимым расходам на основе уточнения нормативно - целевого метода планирования и представления субъектов, объектов и индикаторов контроля целевого финансирования. Предложена альтернативная методика расчета порогового значения безопасного объема муниципальных заимствований. Практическая значимость диссертационного исследования состоит в разработке методики определения резервов увеличения расходов на развитие за счет рационализации текущих расходов по социально значимым статьям бюджетной классификации на основе нормативно-целевого метода планирования, а также в совершенствовании прогнозирования расходов местного бюджета на основе сводного баланса финансовых ресурсов. Апробация результатов исследования. Основные положения и выводы диссертации прошли апробацию на Межвузовской научно-практической конференции молодых ученых и студентов (г. Волгоград 2002г.), на Всероссийской научно-практической конференции: «Потенциал развития России XXI века» (г. Пенза, 2004г.), а так же в рамках внутривузовских научно-практических конференций студентов, преподавателей и молодых ученых г. Волжского (2003-2004гг.). Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40 |
Новости |
Мои настройки |
|
© 2009 Все права защищены.