рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~

Меню
Поиск



бесплатно рефераты Система управления социально значимыми расходами местного бюджета

Отдельные рекомендации и методические разработки диссертации по рационализации и применению финансовых нормативов социально значимых расходов внедрены в деятельность Управления финансов по г. Волжскому, что подтверждается справкой о внедрении результатов диссертационного исследования. Теоретические результаты исследования применены в учебном процессе при чтении курсов: «Бюджет Российской Федерации» и «Муниципальное управление».

Публикации. По результатам диссертации опубликовано 9 научных работ общим объемом 3,6 п. л.

Объем и структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.


Глава I. Теоретические основы формирования бюджетных

ресурсов муниципального образования 1.1. Специфика финансов муниципального образования

Реформы, проводимые в России в течение последних десяти лет, оказали серьезное влияние на основные принципы функционирования экономики страны.

Перемены в экономике России и её политическом строе, произошедшие в начале 90-х годов, вызвали серьезные изменения в функционировании финансового механизма государства. Появление новых форм собственности, новых субъектов хозяйствования повлекло изменения в системе движения финансов, формирования бюджетов страны.

Одним из важнейших направлений реформирования государственных финансов стало развитие финансово-бюджетного федерализма. Это развитие повлекло за собой изменение и демократизацию финансовых отношений в России и формирование системы децентрализованного использования государственных финансов, основанной на рыночном принципе эффективного размещения ресурсов.

С учетом произошедших изменений финансовая система Российской Федерации включает1:

-  государственные финансы,

-  финансы хозяйствующих субъектов,

-  муниципальные финансы.

При этом финансы в этой системе выступают как денежные отношения, возникающие в процессе распределения и перераспределения стоимости валового общественного продукта и части национального богатства, в связи с формированием денежных доходов и накоплений у субъектов хозяйствования и государства, а также использованием их на расширенное воспроизводство и удовлетворение различных потребностей общества.

1 Дадашев А. 3. и Черник Д Г. Финансовая система России Учебное пособие. - М, 1997. С-18.

9


Финансы, являясь экономической категорией, вносят денежный и распределительный характер в финансово-бюджетные отношения .

Государственные финансы находятся на высшем уровне иерархии финансовой системы и состоят из федерального и субфедеральных бюджетов, государственных внебюджетных фондов, государственного кредита, финансов государственных предприятий3

Государственные финансы


7


\




Федеральный бюджет


Субфеде ральный бюджет


В небюджет ные фонды


Государст венный кредит


Финансы государст

венных предприятий


Рис. 1.1.1. Структура государственных финансов

В результате рыночных преобразований и развития демократических рыночных принципов в государственном устройстве произошло отделение местного самоуправления от государственной системы управления, что привело к выделению в отдельное звено финансовой системы РФ - финансов местного самоуправления.

Местное самоуправление - это признаваемая и гарантируемая Конституцией РФ (ст. 12) самостоятельная под свою ответственность деятельность населения по решению вопросов местного значения, исходя из интересов населения, его исторических и иных местных традиций.

В настоящее время в России насчитывается около 11500 тысяч муниципальных образований, из них: 571 - город; 254 - городские районы и

2  Васильев В. И. Местное самоуправление. Учебное и научно-практическое пособие. М.: 1999. С.48

3  Финансы Учебник / Родионова В М , Вавилов Ю Я , Гончаренко ЛИ. и др. , Под ред. Родионовой В. М. -
М.Финансы и статистика, 1997 с -10.

10


округа;   450 - поселков городского типа; 1511 - административных районов; 270 — сельских населенных пунктов; 8426 - сельских администраций .


городские районы и

округа

2%


поселки городского

типа

4%


административные

районы

13%


сельские населенные пункты

2%


города

5%


Рис. 1.1.2. Наличие муниципальных образований в РФ в 2003 г.

В современных условиях местные органы власти призваны обеспечивать комплексное развитие муниципальных образований, производственной и непроизводственной сфер, координировать экономическое и социальное развитие подведомственной им территории.

В соответствии с федеральным законом №131 от 06.10.03 «Об общих принципах организации местного самоуправления» реализовывать вышеназванные функции призваны органы местного самоуправления соответствующей территории5, а для этого им необходима прочная материальная и финансовая база. В соответствии с наделенными функциями возникла необходимость формирования финансовых средств в форме финансов местного самоуправления.

Возникновение категории «финансовые ресурсы местного самоуправления» потребовало определение ее содержания.

4  Формирование местного самоуправления в Российской Федерации на 1 сентября 2002 г. М.: Государственный
комитет Российской Федерации по статистике, 2002.

5  ФЗ № 131 от 06.10.03. «Об общих принципах организации местного самоуправления»

11


Под данной категорией следует понимать совокупность денежных средств, которыми располагает орган местного самоуправления для решения задач, возложенных на него государством и местным населением6.

Кроме того, категорию "финансовые ресурсы муниципального образования" можно также определить как целевые фонды денежных средств, формирующихся в результате производства и распределения вновь созданной на территории муниципального образования и части ВВП, созданного за его пределами и поступающего на территорию в порядке распределения и перераспределения7.

С этой точки зрения муниципальные финансы могут образовываться из трех основных источников:

а)      государственных     средств,      передаваемых      органам      местного
самоуправления   органами   государственной   власти   в   виде   доходных
источников и прав, предусмотренных законодательством;

б)   собственных средств муниципального образования, создаваемых за счет
деятельности органов местного самоуправления;

в) заемных средств или муниципального кредита8.

Соотношение и объем этих трех источников городских финансов в структуре местных финансов определяет самостоятельность данного муниципального образования, поскольку преимущество в структуре финансов первой или третьей группы определяет зависимость от государства или кредитных учреждений, ограничивая тем самым целевое направление средств. Поэтому, по мнению автора, органы местного самоуправления должны стремиться к наращиванию источников, отнесенных ко второй группе.

Схематично финансовые ресурсы муниципального образования можно было бы представить следующим образом (рис. 1.1.З.):

6  Бабич A.M., Павлова Л.Н. Государственные и муниципальные финансы: Учебник для ву$ов. - М.: Финансы.
ЮНИТИ. 1999. -с. 139.

7  Васильев В. И. Местное самоуправление. Учебное и научно-практическое пособие. М.: 1999. с. 18.

8  Дадашсв А. 3. и Черник Д Г. Финансовая система России Учебное пособие. - М, 1997, С. 37.

12


Финансовые ресурсы муниципального образования


Муниципальные

внебюджетные

фонды


Муниципальные

бюджетные

средства


Целевые средства

из вышестоящих

бюджетов




Ресурсы

муниципальных

предприятий


\

Муниципальный кредит


Рис. 1.1.3. Структура финансовых ресурсов муниципального образования

Как уже было отмечено, систематизирующим элементом финансовых ресурсов территории муниципальных образований является местный бюджет. Ведущий экономист 30-х годов Смирнов М.А. определил местные бюджеты как совокупность задач, поручаемых местным органам власти, и совокупность средств, которыми они располагают для их удовлетворения9.

Несколько позднее местные бюджеты стали рассматриваться как "способ удовлетворения местных потребностей за счет доходных источников, предоставляемых соответствующим местным исполнительным комитетам и Советам"10.

Ряд авторов (Л. Павлова) за основу определения местных бюджетов применяет территориальный принцип, рассматривая их как бюджет отдельных административно-территориальных единиц11.

Приведенные выше определения характеризуют бюджеты как фонд денежных средств и подчеркивают связь местных финансов, местных бюджетов с местным населением и территорией.

В то же время ряд экономистов рассматривает местные бюджеты как экономические    отношения.    Так,    И.    Ходорович    характеризует    местные

9 Смирнов МЛ. Местные финансы. - М: Госиздат, 1926. - с. 6

10     Твердохлебов В.Н. Местные финансы. - М.: Госиздат, 1927. - с. 55

11 Павлова Л.П. Государственный бюджет СССР. - М.. 1966. - с. 14

13


бюджеты как совокупность экономических отношений, обеспечивающих в плановом порядке финансовую базу местных Советов по развитию, главным образом, отраслей хозяйства, непосредственно специализирующихся на повышении благосостояния народа  .

По мнению Н. Ширкевича13, местные бюджеты - это реальные ресурсы, находящиеся в непосредственном распоряжении местных Советов для осуществления их функций. В них органически сочетаются две категории. С одной стороны, местные бюджеты - это основные финансовые планы местных Советов, с другой - осязаемые ресурсы, реальная экономическая категория, содействующая развитию непроизводственной сферы данной административно-территориальной единицы.

В. Васильев рассматривает местные бюджеты как «обусловленную административно-территориальным делением и бюджетным устройством государства часть экономических отношений в обществе, связанных с формированием, распределением и использованием фондов денежных средств, предназначенных на цели социально-экономического развития и удовлетворения общественных потребностей»14. Г. Поляк характеризует местные бюджеты как совокупность экономических отношений, способствующих территориальному перераспределению национального дохода страны15.

Таким образом, обобщая все рассмотренные определения, автор считает, что местный бюджет представляет собой денежные отношения, возникающие у муниципальных органов власти с юридическими и физическими лицами по поводу перераспределения национального дохода, в связи с формированием, утверждением и использованием бюджетного фонда, предназначенного для жизнеобеспечения муниципального образования и решения иных вопросов местного значения.

Проблемы организации бюджетных отношений, посредством  которых

12     Ходорович ИМ. Резерв управления доходной баш местных бюджетов. Автореф.. к.э н.: ЛФЭИ. 1977. с.84.

13 Ширкевич Н.А. Местные бюджеты. - М.: Финансы и статистика, 1991. с.39.

14     Васильев В.И. Местное самоуправление. - М.: 1999. - с61.

15     Поляк Г.Б. Бюджетная система России. - М.: Финансы и статистика. 2000. - с. 132

14


будут сформированы фонды денежных средств органов местного самоуправления, является актуальной для всех территориальных образований Российской Федерации, как с теоретической, так и с практической точки зрения.

Однако следует заострить внимание на том, что бюджет является не только финансовым планом доходов и расходов, предназначенным для реализации задач и функций, возлагаемых на органы местного самоуправления по развитию экономики, социальной защите населения, обеспечению культурно-просветительных мероприятий и многие другие потребности жизнеобеспечения территории16, но и важнейшим инструментом политического процесса, а, следовательно, и управления финансами муниципального образования.

В настоящее время Россия стоит на пороге значительной модернизации местного самоуправления. Необходимость реформирования заключается в том, что на государственном уровне должно осуществляться регулирование всех основных аспектов организации и функционирования муниципальной власти.

История развития муниципальных финансов в России, как и реформ российской экономики в целом, насчитывает уже более десяти лет. В результате этих реформ в формировании доходов и расходов местных бюджетов, в развитии новых бюджетных процедур произошли изменения.

В качестве предпосылки для начала нового этапа реформы муниципальных финансов можно рассматривать новую редакцию Федерального Закона №131-Ф3 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" принятую 6 октября 2003г. Разработке данного закона предшествовала более чем десятилетняя практика развития местного самоуправления в России и более чем семилетний опыт

16 Динес И.Ю. К вопросу о формировании доходной базы местного самоуправления. // Финансы. - 2003 - № 7. с.26.

15


применения Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"17.

За это время были уточнены некоторые концептуальные подходы к организации местного самоуправления, сформулированы предложения по совершенствованию сложившейся системы местного самоуправления, проделана определенная работа по разграничению предметов ведения и полномочий, выявлены основные недостатки и проблемы реализации Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" от 1995 года.

В ранее действующем Федеральном законе от 28.08.95 №154-ФЗ в достаточной мере не были конкретизированы такие направления развития местного самоуправления, как:

-   разграничение   полномочий   органов   государственной   власти   Российской
Федерации и субъектов Российской Федерации по регулированию отношений в
сфере местного самоуправления;

-   взаимодействие    органов    государственной    власти    и    органов    местного
самоуправления;

-   перечень   вопросов  местного   значения   и   полномочий   органов   местного
самоуправления по их решению;

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40




Новости
Мои настройки


   бесплатно рефераты  Наверх  бесплатно рефераты  

© 2009 Все права защищены.