рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~

Меню
Поиск



бесплатно рефераты Система управления социально значимыми расходами местного бюджета


3.                Увеличивается   время   прохождения   бюджетных  средств  от   счетов
доходов бюджета до конечного получателя, что приводит к образованию
кассовых разрывов и росту политическрй и социальной  напряженности  в
городе.

4.                Существует реальная  зависимость   муниципального   образования  от
центра, обусловленная требованиями Минфина.

108


5. Федеральное казначейство, не находясь в подчинении администрации города, не заинтересовано в удовлетворении индивидуальных потребностей муниципального образования и не позволяет оперативно управлять и маневрировать денежными потоками.

В этой связи другим вариантом организации казначейского исполнения городского бюджета является создание Муниципального казначейства. Такая форма исполнения бюджета внедрена в целом ряде муниципальных образований (г. Санкт-Петербург, г. Ростов-на-Дону, г. Братск, г. Волгоград и Др.).

Создание казначейства на уровне муниципального образования, например, в г. Волжском может преследовать цель формирования структуры управления городскими финансами, отвечающей следующим принципам:

- централизация информации, а, значит, власти. Вся информация обо всех
без исключения расчетах внутри бюджетной сферы как денежных, так и не
денежных,   по   всем   уровням   бюджета,   от  учреждений   и   распорядителей
кредитов различного уровня до финансового управления, должна содержаться
в единой  базе, доступной для просмотра и управления  в  соответствии с
принятой    в    структуре   управления    областью    городом    иерархией.    Эта
информационная база представляет собой "живой" и "прозрачный" бюджет, где
фактически  израсходованные или  полученные  по  каждой  статье  средства
изменяются с каждым платежом в режиме реального времени;

-  централизация и увеличение оборачиваемости финансовых потоков
внутри бюджетной сферы. Весь "пробег" средств от финансового управления
до бюджетополучателя должен проходить в режиме реального времени, без
задержек.

Таким образом, в городе создается единая замкнутая система пробега бюджетных средств, в которой каждый платеж описан согласно требованиям бюджетной классификации, и любое перемещение денежных средств оперативно отражается на автоматизированной системе исполнения бюджета.

109


Центром казначейской системы исполнения бюджета может являться заведенный в автоматизированной системе документооборота финансового управления бюджет, расписанный по статьям и бюджетополучателям. В каждый момент времени такой бюджет отражает оперативную информацию о полученных и израсходованных средствах постатейно и в разрезе плательщиков или получателей. Все денежные и неденежные расчеты в рамках бюджетных средств осуществляет казначейство. Платежные поручения проводятся за подписью данного юридического лица. В полномочия казначейства входит контроль и управление всеми финансовыми потоками, утверждение и запрещение платежа.

Создание казначейства на базе автоматизированной системы исполнения бюджета (операционного дня финансового органа) позволит оперативно обрабатывать и сортировать потоки данных и платежных документов (в зависимости от размера муниципального образования в день через казначейство может проходить от 200 платежных документов).

Одной из задач казначейского исполнения бюджета является целевое использование средств, выделенных бюджетополучателям и распорядителям кредитов различного уровня. В системе автоматизированного исполнения бюджета муниципального образования применяется метод операционного контроля, который осуществляет ревизию целевого использования средств еще до этапа их расходования. Такой контроль физически не допускает нецелевое использование средств. Операционный контроль за расходной частью бюджета может быть организован следующим образом:

•   в Казначействе заводится и поддерживается в актуальном состоянии в
режиме реального времени электронный бюджет муниципального образования;

•   каждое платежное поручение на оплату любым бюджетополучателем,
поставленных ему сторонней организацией товаров (услуг), сопровождается
заполнением      (помимо      стандартных      полей      платежного      поручения)
дополнительных полей бюджетной классификации (КСР, КФСР и др.);

ПО


• при приеме платежного поручения Казначейством осуществляется автоматическая проверка сумм платежного поручения по соответствующим классификаторам на предмет достаточного лимита. Если сумма по набору указанных в платежном поручении классификаторам превышает лимит, оно автоматически отказывается с указанием причины отказа.

Таким образом, создание муниципального казначейства является принципиально новой технологической схемой исполнения бюджета (рис. Приложения 5).

В результате внедрения казначейских технологий на муниципальном уровне становится возможным оптимально управлять финансовыми ресурсами, при этом:

-    повышается эффективность управления бюджетным процессом;
реализуется   концепция   функционирования   единого   казначейского
счета;

информация по исполнению   бюджета становится актуальной, любые денежные потоки немедленно регистрируются казначейством;

-    обеспечивается сохранность средств;

обеспечивается  контроль  на  всех  этапах  исполнения  бюджета  (от выделения ассигнований до кассового расхода);

создается   действенная   система   учета,   основной   базовый   элемент которой - бюджетная классификация.

Таким образом, можно сделать ряд выводов по проведенному в данной главе исследованию, а именно:

1.   Соотношение   в   бюджете   муниципального   образования   текущих
расходов и расходов на развитие позволяет дать оценку его развития, оценить
социально-экономические параметры.

2.  Изучение практики использования основных целевых статей расходов
муниципальных  образований  на  примере  города Волжского  подтверждает
общероссийскую    тенденцию    роста    основных    социально    значимых    и
экономически важных статей расходов.

Ill


3.           Положительная динамика роста расходов в сфере образования в г.
Волжском обусловлена недостаточностью собственных средств и источников
их пополнения.  Реформирование управления финансами  в данной отрасли
должно строиться, прежде всего, на системе нормативно-целевого подхода к
определению    текущих    расходов.    Кроме    того,    следует    пересмотреть
направление бюджетных расходов в этой сфере не только на текущие расходы,
но и на их развитие, на основе программно-целевого  принципа,  который
позволит аккумулировать средства из разных источников финансирования,
объединяя  бюджетные  и  внебюджетные  средства  в  процессе  достижения
поставленных целей муниципального образования.

4.           В  сфере здравоохранения можно  также отметить  положительную
динамику расходов. Здесь наблюдается также негативная тенденция, так как
финансовые ресурсы в этой сфере в динамике за ряд лет осваиваются в среднем
на 90%. В настоящее время необходимо формирование ряда критериев, а
именно: оценки эффективности данного вида расходов, оценки финансового
контроля за качеством и объемом услуг, предоставляемых населению в сфере
здравоохранения,    обеспечение    оптимального    уровня    самостоятельности
бюджетных    учреждений.    Необходимо    также    создание    стимулов    для
эффективного   использования   ими   бюджетных   и   внебюджетных   средств,
повышение    эффективности    вложения    бюджетных    средств    в    развитие
инфраструктуры здравоохранения.

5.           Несмотря на значительный удельный вес расходов г. Волжского на
ЖКХ,   следует   отметить   общее   снижение   расходов   по   данной   статье   и
улучшение их по ряду показателей, что обусловлено проводимой реформой
ЖКХ, которая предусматривает поэтапный переход на безубыточную работу
предприятий ЖКХ и повышение качества предоставления услуг. Для этого
необходимым     является     решение     задачи     повышения     эффективности
использования   затраченных   городом   финансовых   ресурсов   в   жилищно-
коммунальном комплексе.

112


6.                 Средства   местных   бюджетов   выступают   финансовой   базой   для
осуществления    социально-экономических    преобразований,    и    повышение
эффективности их расходования является необходимостью, решением которых
на уровне г. Волжского будет осуществление обозначенных в данной главе
мероприятий.

7.                 При   формировании   расходной   части   бюджета   муниципального
образования следует учитывать прогноз этих полномочий,  основанный  на
нормативах  финансовых   затрат,   которые   в   свою   очередь   оптимизируют
финансовые   потоки   бюджетных   ресурсов.   Для   формирования   расходов
местного    бюджета    на    основе    нормативов    предлагается    использовать
нормативно-целевой метод, который представляет собой расчет минимальных
бюджетных  затрат  на  финансирование  целевой   программы   по  оказанию
социальных услуг населению на уровне утвержденных социальных стандартов,
позволяющий   четко   определить   направления   в    области    разработки    и
законодательного закрепления социальных и технических стандартов, а также
систему стоимостной оценки услуг.

8. В настоящее время оптимальное и оперативное управление денежными
потоками бюджетных средств, а также контроль за их целевым использованием
позволяет   осуществить   казначейский   механизм   управления   финансовыми
потоками города.

9.    В    настоящее    время    существует    обоснованная    необходимость
изменения    действующей    системы    казначейского    исполнения    бюджета
муниципального    образования,    которая    определяется    рядом    негативных
тенденций и процессов.

10.           Эффективным управлением бюджетными средствами можно считать
то,     которое     обеспечивает    снижение     нецелевых     трат,     оптимальное
использование и пробег бюджетных средств снижение дефицита и кассовых
разрывов.

11.           Для улучшения эффективности управления бюджетными ресурсами
муниципалитета необходимо организовать следующие процессы:

113


-   классифицировать бюджетный процесс, разбив его на последовательные
этапы, и наиболее оптимальным образом организовать каждый этап;

-   прописать регламенты, четко определяющие каждый этап исполнения
бюджета,   права   и   обязанности   финансового   управления,   распорядителей
кредита, бюджетополучателей и других участников бюджетного процесса;

-    минимизировать нецелевое и неэффективное использование бюджетных средств;

- приводить   бюджетную   систему   в   соответствие   с   требованиями
рыночной экономики.

12. В случае казначейской системы распоряжение бюджетными средствами жестко централизуется в руках главного распорядителя бюджетных средств (финансового управления), т.е. именно оно после соответствующей проверки перечисляет средства конечному получателю, но большая часть такой проверки, включающая проверку первичных документов бюджетополучателей, ложится на распорядителей кредита.

13.             В  настоящих условиях,  возникает необходимость  выбора такого
способа   организации   казначейства,   который   отвечал   бы   предъявленным
требованиям и способствовал достижению указанных целей.

14.             При  создании  муниципального  казначейства  у  местных  органов
власти дополнительно появится ряд возможностей.

15. Для осуществления обозначенных задач казначейству необходимо:

-   наличие системы удаленного документооборота;

-   возможность контроля расходных и доходных частей бюджета;

-   возможность интеграции с автоматизированной системой исполнения и
анализа бюджета финансового органа.

114


Глава III. Формирование источников финансирования расходной

части местного бюджета

3.1. Проблемы покрытия дефицита бюджета муниципального

образования

В настоящее время особенно важное значение приобретают вопросы стабилизации финансового положения муниципалитетов. В этом аспекте перед муниципальными образованиями стоят серьёзные экономические проблемы, связанные с трудностями перехода на рыночные отношения, а также медленным реформированием местного самоуправления. Наиболее актуальным при этом является вопрос покрытия дефицита бюджета муниципального образования.

Мировая практика показывает, что бюджетный дефицит присущ практически всем зарубежным государствам. Однако в развитых странах дефицит планируется в бюджетах с 30-х годов и является своего рода активным инструментом регулирования воспроизводственного процесса67.

В России проблема дефицита бюджета обозначена была давно, хотя исследована недостаточно полно, несмотря на то, что большинство бюджетов субъектов РФ и местные бюджеты - дефицитны.

Проблема бюджетного дефицита исследовалась многими российскими учеными-экономистами. По определению А. Дадашева бюджетный дефицит -это превышение расходной части государственного бюджета над доходной. Это такое объективное экономическое отношение, которое возникает между участниками воспроизводственного процесса по поводу использования денежных средств сверх имеющихся источников доходов. Обусловлена эта ситуация, как правило, ростом предельных общественных издержек производства, а необходимые в таких случаях средства образуются главным образом за счет эмиссии кредитных денег, продажи облигаций государственного займа, долгов, сертификатов и других ценных бумаг

67  Местное самоуправление в зарубежных странах: Информ. обзор / И. Л. Медведев и др. - М.: Юрид.лит.. 1997.
- 80 с.

68   Дадашев А. 3. и Черник Д. Г. Финансовая система России Учебное пособие. - М, 1997, 319 С.

115


Классификацию основных видов и форм проявления дефицита бюджетов подробно выделяет Поляк Г. Б. В основу классификации им положены следующие признаки: уровни бюджетной системы; отношение к плану; предельная допустимость; переложимость; методология исчисления и др. Виды дефицита разделяются исходя из его характера позитивного и негативного. Позитивный характер присущ активному, структурному, предельному, стабильному, временному, первичному дефицитам. Негативный характер, соответственно - пассивному, кассовому, внеплановому, меняющемуся, хроническому, переложимому вперед, вторичному69. Автор придерживается высказанной точки зрения, что если для финансирования дефицита привлекаются заемные средства на платной основе, то процентные выплаты из бюджета имеют «вторичный» характер, т.е. они, инициированы первичным дефицитом.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40




Новости
Мои настройки


   бесплатно рефераты  Наверх  бесплатно рефераты  

© 2009 Все права защищены.