выявление приоритетов
в развитии системы образования и концентрацию ресурсов на их достижении;
- определение рациональных объемов бюджетных средств,
направляемых
на развитие системы образования с учетом как
потребностей в них, так и
возможностей бюджетов всех уровней;
- эффективное использование средств, выделяемых на нужды
развития
системы образования;
- гибкое реагирование системы финансирования отрасли на изменения
макроэкономической среды;
-
интеграцию бюджетных и внебюджетных средств в
целях реализации
государственной и региональной политики в развитии сферы
образования;
обеспечение эффективной федеральной поддержки
развития региональной и муниципальных
систем образования.
- финансирование расходов на развитие образовательных учреждений
из
фонда муниципального развития,
средства которого направляются на
капитальный ремонт и
приобретение оборудования через бюджеты
муниципальных образований.
Выбранные направления реформирования
позволят перенацелить систему финансирования
на рациональное использование имеющихся финансовых ресурсов и обеспечить
концентрацию финансовых средств на приоритетные направления развития образования.
По мнению автора, с учетом
специфики системы образования в РФ и на примере г. Волжского, а также в
соответствии с целевым назначением следует пересмотреть
следующие основные направления расходования средств бюджета в этой сфере не только на текущие расходы,
но и на их развитие, а именно:
- финансирование
целевых федеральных и региональных программ и
проектов развития системы
образования из этих бюджетов;
70
- адресную
поддержку наиболее перспективных и приоритетных
инновационных и инвестиционных
проектов развития системы образования и
образовательных учреждений;
- финансовое обеспечение
распространения результатов этих проектов,
внедряемых на различных уровнях образовательного процесса,
включая
развитие и совершенствование образовательных
программ и образовательных
стандартов, сети реализующих
их образовательных учреждений, системы
управления образованием, кадрового потенциала.
Бюджет
развития системы образования местного самоуправления (в том числе
и в г. Волжском) должен быть исполнен на основе программно-целевого принципа, что предусматривает в первую очередь:
- определение целей развития системы образования в
масштабах области,
отдельного муниципального образования, а также
образовательного
учреждения;
- разработку
соответствующих программ, реализация которых приведет к
достижению поставленных целей;
- мониторинг хода выполнения программ в соответствии с их
целями и
задачами;
- согласование
и координацию программ, реализующих цели и задачи
государственной и региональной политики в сфере образования.
В
отличие от текущих расходов на образование, формирование бюджета развития на
эти расходы должно быть организовано обособленно от текущего финансирования и определяться на основе долгосрочного
бюджетного планирования, анализа потребностей в
средствах на развитие отрасли и возможностей
бюджета города.
Бюджет развития в рамках программно
- целевого принципа позволяет аккумулировать средства из разных источников
финансирования, объединяя бюджетные и
внебюджетные средства в процессе достижения поставленных целей.
71
По мнению
автора, реализация целевого подхода в рамках бюджета развития
муниципальных расходов на образование позволит:
1.
создать организационные условия и правовые
основы для интеграции
бюджетных и внебюджетных средств;
2.
повысить заинтересованность участников в
объединении средств для
достижения общей значимой цели;
3.
более эффективно использовать финансовые ресурсы города;
4. сконцентрировать финансовые ресурсы местного бюджета на
достижении приоритетных для системы образования целей.
Весомый
удельный вес в расходах местного бюджета, кроме образования и
здравоохранения, также традиционно занимает ЖКХ.
Из
расходов на ЖКХ в большинстве случаев финансируются следующие виды затрат:
- бюджетные
дотации на жилищно-коммунальные услуги, связанные с
неполным покрытием данных расходов
населением (обычно они отражаются
по двум подстатьям: убытки
предприятий ЖКХ и возмещение разницы в ценах
на тепловую энергию);
-льготы;
- жилищные субсидии низко доходным домохозяйствам;
- благоустройство;
-
капитальные расходы
(капитальный ремонт, капитальное
строительство).
Основные расходы по этой статье
направляются на дотирование текущей деятельности жилищно-коммунальных
предприятий, трансферты населению составляют
незначительную величину.
Рассмотрим
финансирование жилищно-коммунального хозяйства на примере г.
Волжского за период с 2001 по 2003 гг. (табл.2.1.3., рис.2.1.2.).
72
Таблица 2.1.3. Структура финансирования ЖКХ г. Волжского в 2001-2003гг.
|