рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~

Меню
Поиск



бесплатно рефераты Система управления социально значимыми расходами местного бюджета

Собственные доходы муниципалитетов формируются из суммы поступлений от налогов на имущество, налога с продаж, местных налогов (включая земельный) и неналоговых доходов. С учетом этого отметим, что собственные доходы муниципалитетов Российской Федерации в 1998-2000 гг. составляли 25—27,5% от общего объема доходов муниципалитетов. В 2002 г. их доля резко снизилась в связи с отменой налога на ЖКХ (табл. 1.2.3.).

Таблица 1.2.3. Структура доходов местных бюджетов РФ в 1996-2003 гг., в %32



1996

1997

1998

1999

2000

2001

2002.

2003

Налоговые доходы         |59,8

60,5

63,8

69,7

68,2

61,5'        J53,5

52,1

в том числе:                    |








НДС

7,1

7,5

7,9

6,8

5,3

о

b

0

налог на прибыль

11,5

9,3

9,1           !

14,6

13,5

16,7

10,9

11,8

подоходный налог         |17,0

18,2

18,4        :

16,6

16,8

Щ        ]

23,3

24,1

налога на имущество     |9,2

8,9

10,0

7,8

6,2

6,7

7,1

7,3

налог с продаж              ь


0,0

2,8

2,9

2,8

2,5

2,6

местные налоги              fl 1,2.

11,2


13,4

14,9

5,1.........

3,1       ]

2,9

Неналоговые доходы     |2,4

[2,2

3,7

3,6

3,5          1

4,3

6,0

6,2

Финансовая помощь из вышестоящих бюджетов

37,8

37,3

32,5

26,7

28,3

34,2

40,5

41,4

Доля            собственных доходов       в       общем объеме                доходов муниципалитетов

22,8

22,3

24,9

27,6

27,5

18,9

18,7

18,4

31     Данные Министерства Финансов РФ.

32  Без налога на имущество физических лиц, но с земельным налогом. Данные о поступлении местных налогов
в 1996 и 1997 гг. - оценочные. Источник: данные Минфина России.

30


Долю собственных доходов в доходах местных бюджетов следует рассматривать как индикатор степени их фискальной автономии. В течение 1996-2000 гг. этот показатель практически не менялся. Некоторый его рост произошел в 2000-2001 гг., что вызвано усилением роли налога на прибыль и подоходного налога в формировании доходов местных бюджетов. В последние годы, особенно в 2003 году, произошло резкое снижение доли собственных доходов в общем объеме доходов местных бюджетов. Это было обусловлено в основном налоговой реформой и введением в действие второй части Налогового кодекса.

Рассмотрим более подробно происходящие изменения в формировании и исполнении местного бюджета на примере г. Волжского Волгоградской области, который относится к категории среднего, в первую очередь по численности, развитию экономики, социальной сферы и т.д. Поэтому его пример является типичным, что повышает значимость результатов исследования с точки зрения их универсальности для огромного множества российских средних городов.

Таблица 1.2.4. Динамика полученных доходов по городу Волжскому в 1996—2003 гг.33


Год

Планируемые поступления, млн. руб.

Фактически получено, млн. руб.

Выполнение доходной части

бюджета, %

1996

290,4

263,9

90,9

1997

579,8

377,5

65,1

1998

411,5

400,6

97,4

1999

581,1

588,6

101,3

2000

834,8

786,9

94,3

2001

862,7

792,1

91,8

2002

1270,8

1187,9

93,4

2003

1262,0

1141,3

90,4

Падение    реальных    доходов    бюджета    г.    Волжского    объясняется ухудшением условий хозяйствования субъектов городской экономики. Рост

33 Составлено автором на основе данных Управления финансов по городу Волжскому.

31


убытков от деятельности промышленных предприятий и увеличение объемов их взаимной задолженности и соответственно снижение результатов финансовой деятельности не только перекрывали инфляционную составляющую в бюджетных доходах, но и привели к абсолютному уменьшению размеров бюджетных поступлений, в результате чего произошел недобор фактических доходов за период с 1996 по 2003 гг. (табл. 1.2.4).

Анализируя данные, можно заметить, что только в 1999 г. реальные доходы оказались выше соответствующих показателей предыдущих лет (рис. 1.2.2), а план доходов был исполнен на 101,3%. Во всех последующих годах можно заметить негативную тенденцию уменьшения выполнения доходной части бюджета города Волжского.

Рис.1.2.2. Динамика доходов по г. Волжскому в 1996-2003гг. (млн. руб.).

На примере г. Волжского можно отметить резкое сокращение финансовой помощи в 2002 году, а в соотношении с налоговыми и неналоговыми доходами также можно отметить ее общее уменьшение на фоне незначительного роста данных видов доходов (табл. 1.2.5.).

Таблица 1.2.5. Структура доходов города Волжского в 2000-2003 гг.


Год

Налоговые доходы

Неналоговые доходы

Финансовая помощь из выше стоящих бюджетов

2000

735765

62610

36442

2001

736100

52700

43204

2002

1131936

57530

13993

2003

1098848

95180

65461

32


В структуре бюджета г. Волжского наиболее существенное место занимают налоговые доходы, причем в связи с изменениями в налоговом законодательстве их доля сократилась с 89,7 % в 1996г. до 87,06 % в 2003 г., что видно на рис. 1.2.3.




2000


 2001


 2002


 2003


D Финансовая помощь из выше стоящих бюджетов В Неналоговые доходы ЕЭ Налоговые доходы

Рис. 1.2.3. Структура доходов города Волжского в 2000-2003 гг.

В отличие от общероссийской тенденции в г. Волжском наблюдается относительно положительная динамика структуры доходов муниципального образования, что наглядно видно на рис. 1.2.4.

В то же время необходимо отметить, что удельный вес местных налогов и неналоговых доходов незначителен, в результате чего город Волжский зависит от нормативов, устанавливаемых федеральными и региональными органами власти.

2000               2001               2002                2003

фоля местных налогов в общем объеме налоговых доходов]

Рис.1.2.4. Доля местных налогов в общем объеме налоговых доходов бюджета г. Волжского в 2000-2003 гг. (в %).

33


Рассмотрим еще два источника финансовых ресурсов муниципального образования: доходы от собственной хозяйственной деятельности и муниципальный кредит, которые являются неналоговыми доходами местных бюджетов.

Основным источником их формирования является аренда недвижимого имущества. Однако доходы от этого источника имеют тенденцию к снижению и в 2002- 2003гг. по сравнению предыдущими годами упала в 1,3 -1,5 раза34.

Анализом выявлено, что основными причинами снижения доходов от аренды имущества являются, во-первых, увеличение льгот и перераспределение аренды в пользу льготируемых арендаторов. Во-вторых, в результате роста банкротства предприятий - арендаторов. С целью увеличения доходов от сдачи в аренду муниципального имущества администрацией города Волжского были проведены аукционы, но, вследствие неэффективной работы службы экономической безопасности, зачастую, право аренды на аукционных торгах получали несостоятельные арендаторы, а процедура расторжения договоров аренды по решению суда довольно длительна, что приводило к потере арендных платежей.

Следующим источником пополнения доходов бюджета могут быть доходы от предпринимательской деятельности бюджетных учреждений, доля которых в формировании доходной части бюджета г. Волжского составляет незначительную величину, хотя и превышает общероссийский уровень почти в два раза (табл.1.2.6.).

Таблица 1.2.6.

Доходы бюджетных учреждений от предпринимательской деятельности в 2001-2003 гг. в % к общей сумме доходов35.


2001

2002

2003

Доходы от предпринимательской деятельности бюджетных учреждений муниципальных образований в целом по РФ

1,8%

2,2%

3,9%

Доходы от предпринимательской деятельности бюджетных учреждений по г. Волжскому

2,2%

2,62%

6,49%

34   Данные Минфина РФ и городского положения «О бюджете г. Волжского на 2002 год»

35    Составлено автором на основе данных Минфина РФ и Управления Финансов по г. Волжскому

34


Исходя из данных табл. 1.2.6. можно заметить небольшую положительную динамику роста доходов от предпринимательской деятельности бюджетных учреждений как в целом по России, так и по г. Волжскому, однако процент этих доходов незначителен в структуре доходов местных бюджетов, и они не играют существенную роль в формирования доходной части бюджета.

Возможным дополнительным доходным источником местных бюджетов может являться арендная плата за пользование земельными участками, однако, по данным Министерства Финансов РФ, этот показатель также не существенней и колеблется в пределах от 1,1% до 7% в крупных городах в общем объеме доходов.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40




Новости
Мои настройки


   бесплатно рефераты  Наверх  бесплатно рефераты  

© 2009 Все права защищены.