рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~

Меню
Поиск



бесплатно рефераты Система управления социально значимыми расходами местного бюджета

Расчеты нормативных смет расходов для специализированных организаций и учреждений, финансируемых из местного бюджета и устанавливаемые нормативы финансирования объектов являются лишь промежуточным шагом к расчету минимальных нормативных расходов местных бюджетов на финансирование соответствующей целевой статьи и не носят обязательный характер для органов местной власти при утверждении годовых бюджетных ассигнований конкретным бюджетополучателям.

Местные органы власти вправе состоятельно разрабатывать и утверждать сметы расходов финансируемым из местного бюджета учреждениям при условии выполнения соответствующих Законов Российской Федерации и Волгоградской области, а при наличии финансовых возможностей - даже увеличить нормативы расходов на содержание объектов бюджетного финансирования.

Для повышения эффективности механизма контроля за правильностью составления нормативных смет расходов на содержание конкретных объектов бюджетного финансирования, как со стороны местных органов власти, так и самих учреждений и организаций, можно порекомендовать введение социально-технических паспортов объектов, на основании данных которых и должен осуществляться расчет нормативов. Пересмотр данных паспорта должен производиться только по согласованию всех заинтересованных сторон.

Таким образом, использование методов нормирования при утверждении смет расходов финансируемым из соответствующего бюджета организациям, с одной стороны, позволяет органам государственной или местной власти при

100


составлении бюджета на очередной год ориентироваться не на "раздутые" бюджетные заявки на финансирование от данных организаций, а на утвержденные соответствующим законодательством (региональным или местным) нормативы финансирования, а с другой стороны, прозрачность предлагаемой схемы позволяет бюджетополучателям контролировать бюджетный процесс как на этапе составления бюджета и утверждения нормативных смет расходов, так и на этапе бюджетного финансирования, которое должно осуществляться строго в соответствии с нормативами.

2.3. Казначейское исполнение бюджета муниципального

образования

В условиях экономического и финансово-кредитного кризиса местного самоуправления наиболее остро стоит проблема исполнения бюджета, что является важной частью бюджетного процесса.

В международном и российском опыте существует несколько форм исполнения бюджетов65.

1.        Банковская форма, когда кассовое исполнение бюджета возлагается на
Госбанк. В Госбанк поступают и там хранятся все доходы бюджета, и оттуда
же    производятся    все   расходы    бюджета    на    основании   распоряжений
финансовых органов. Госбанком осуществляется учет и  отчетность  перед
контролирующими     органами.     Такая     система     исполнения     бюджета
существовала в СССР.

2.        Смешанная система кассового исполнения бюджета, сложившаяся в
России   с   распадом   СССР,   предусматривает   то,   что   функции   кассира
федеральных   бюджетных  средств  закреплены   за  Центральным   банком,   а
система    банковских    бюджетных    счетов    регионов    и    муниципальных

65 Сазонов С. П. Проблемы казначейского исполнения бюджета. // Финансы, 2000. №5. С. 6 - 8

101


образований в основном построена на использовании коммерческих банков. Бюджетные средства (государственный фонд денежных средств региона, муниципального образования) хранятся не в государственном, а в коммерческих банках.

Суть смешанной системы кассового исполнения бюджета заключается в том, что распоряжается бюджетными средствами, осуществляет учет и формирует отчетность государственный финансовый орган, а прием, хранение и выдачу бюджетных средств организуют коммерческие банки, которые де-факто становятся уполномоченными банками бюджета.

3. В настоящее время в России сформирована система кассового исполнения бюджета или казначейская, когда кассовым исполнением бюджета ведает государственный финансовый орган (казначейство). Данная система действует в крупнейших капиталистических странах мира — США, Великобритании, Франции.

Казначейский механизм управления финансовыми потоками бюджета муниципального образования обеспечивает оптимальное и оперативное управление денежными потоками бюджетных средств.

При казначейском исполнении бюджета муниципального образования достигается полная «прозрачность» расходов, что позволяет оперативно вмешиваться в бюджетный процесс. При формировании доходов, достоинства введения казначейской системы заключаются в скорости, с которой суммы платежей в бюджет проходят по назначению.

При такой системе казначейство само занимается организацией приема, хранения и выдачи бюджетных средств через систему приходно-расходных касс. Казначейство принимает на себя обязательства бюджетных учрелсдений и осуществляет платежи по ним из бюджета напрямую, на счета поставщиков товаров и услуг и производителей работ.

На казначейство возлагаются организация и исполнение бюджетов, управление счетами бюджетов и бюджетными средствами. Казначейство является кассиром всех распорядителей и получателей бюджетных средств и

102


осуществляет платежи за счет бюджетных средств от имени и по поручению бюджетных учреждений.

Исполнение местного бюджета по доходам предусматривает: перечисление и зачисление доходов на единый счет;

-    распределение     в      соответствии      с     утвержденным      бюджетом
регулирующих доходов;

возврат излишне уплаченных в бюджет сумм доходов;

-    учет    доходов    бюджета    и    составление    отчетности    о    доходах
соответствующего бюджета.

Бюджеты по расходам исполняются в пределах фактического наличия бюджетных средств на едином счете бюджета с соблюдением обязательных, последовательно осуществляемых процедур санкционирования и финансирования.

Основными этапами санкционирования при исполнении расходов бюджетов являются:

-  составление и утверждение бюджетной росписи;

-  утверждение и доведение бюджетных ассигнований до распорядителей
и получателей бюджетных средств, а также утверждение смет доходов и
расходов распорядителям бюджетных средств и бюджетным учреждениям;

-  утверждение   и   доведение   лимитов    бюджетных   обязательств   до
распорядителей и получателей бюджетных средств;

-  принятие денежных обязательств получателями бюджетных средств;

- подтверждение и выверка исполнения денежных обязательств.
Процедуры     санкционирования    расходов    бюджета    муниципального

образования действуют в целях исключения принятия к финансированию расходов и совершения платежей, не предусмотренных утвержденным законом о бюджете или не обеспеченных поступлениями доходов и средствами заимствований бюджета.

103


Процедура финансирования заключается в расходовании бюджетных средств. Финансирование расходов бюджета муниципального образования осуществляется казначейством.

Финансирование расходов местного бюджета представляет собой последовательно совершаемые действия и включает:

-   разрешение (распоряжение) на осуществление платежа;

-   осуществление платежа.

Основными элементами казначейской модели исполнения бюджета является наличие:

-   специализированных   органов,   на   которые   возложено   исполнение
бюджета;

-   единого счета бюджета (казначейства);

-   главной книги по учету исполнения бюджета;

-  бюджетной классификации как основного элемента планирования и
учета исполнения бюджета.

Органы федерального казначейства на местах представляют собой обособленные экономические субъекты, имеющие самостоятельные сметы расходов, текущие счета в учреждениях банковской системы, необходимые им для осуществления своих функций и подчиняющиеся при этом своим вышестоящим органам.

Преимуществом такой организации является унификация и выработка единых требований по взаимодействию главного управления Федерального казначейства с территориальными и муниципальными органами Федерального казначейства.

В ходе исполнения местных бюджетов Управление финансов или Отделение федерального казначейства по соответствующему договору выполняет следующие функции:

• организацию, осуществление и контроль бюджетного и финансового исполнения местного бюджета; оперативное управление средствами на счетах

104


казначейства исходя из принципов единства кассы, реальности, полноты и прозрачности;

•   осуществление  распределения   в   установленных   размерах   доходов
между федеральным бюджетом, бюджетом субъекта РФ и местным бюджетом,
а также отчисления от поступлений по государственным налогам и доходам в
местный бюджет, контроль за поступлением внебюджетных (федеральных)
средств;

•  обеспечение в соответствии с установленными размерами ассигнований
целевого финансирования предприятий, учреждений и организаций за счёт
средств местного бюджета;

•  открытие счёта для зачисления и выдачи средств в Банке России, его
учреждениях на местах, других кредитных организациях;

•  осуществление кассового планирования средств местного бюджета и
направлений их использования;

•   контроль   своевременности   совершения   операций   со   средствами
местного бюджета, а также целевого направления использования этих средств;

•    осуществление     контрольных     функций     во     взаимодействии     с
соответствующими налоговыми и правоохранительными органами, банками;

•   направление  правоохранительным   органам   материалов   по   фактам
нарушений, за которые предусмотрена уголовная ответственность;

• в необходимых случаях предъявление в суд и арбитражный суд исков по
основаниям, установленным законодательством РФ;

•       осуществление  систематического,  полного  и  стандартизированного
учёта операций по движению средств местного бюджета на казначейских
счетах;

•       составление   отчёта   об   исполнении   местного   бюджета   в   случае
заключения соответствующих бюджетных соглашений;

•       осуществление   иных   операций   в   соответствии   с   заключённым
бюджетным соглашением.66

105


При обслуживании федерального и местных бюджетов по доходам казначейство исполняет важную задачу по оперативному доведению денежных средств до получателей (бюджетов), учету и регулированию денежных потоков в соответствии с проводимыми материальными и вексельными зачетами; возврату денежных средств, излишне уплаченных налогоплательщиком.

В соответствии с Законом РФ "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" и другими нормативными актами налогового законодательства налогоплательщик производит уплату в бюджет платежными поручениями через коммерческие банки и ПК на счета федерального бюджета открытые казначейству в РКЦ.

Зачисление денежных средств прямых и регулирующих налогов федерального бюджета производится РКЦ по счетам для их дальнейшего распределения отделением Федерального казначейства по уровням бюджетов. Нормативы распределения устанавливаются законодательными актами РФ и субъектов федерации на соответствующий год (в Приложении 7 рассмотрены расщепления и распределение налогов по уровням бюджетной системы).

По вышеперечисленным регулирующим налогам Федеральное казначейство производит ежедневные операции с поступившими денежными средствами, распределяет их в соответствии с установленными нормативами, готовит платежные поручения банку на перечисление денежных средств в соответствующие уровни бюджетной системы: федеральный, областной, городской.

На примере Отделения Федерального казначейства МФ РФ по г. Волжскому это выглядит следующим образом.

В Расчетно-кассовый центр Центрального банка РФ в г. Волжском в течение суток поступают платежные поручения по отчислению средств в бюджет от клиентов РКЦ, а также филиалов коммерческих банков (ФКБ),

66 Бабич Л.М., Павлова Л.Н. Государственные и муниципальные финансы; Учебник для вузов. - М.: Финансы. ЮНИТИ, 1999.-С. 524

106


находящихся на территории города Волжского и обслуживающих своих клиентов.

В начале рабочего дня экспедиционная служба Отделения Федерального казначейства получает в РКЦ выписку с указанием поступивших денежных средств с приложением платежных поручений и приступает к обработке документов.

При распределении доходов по бюджетам принимаются во внимание льготы, предоставленные налогоплательщикам по платежам в бюджеты разных уровней, постановления распорядителей бюджетных средств (Правительства РФ, администрации области и города) о проводимых материальных, вексельных и других зачетах в соответствующие бюджеты, выполняются внутренние операции по переводу денег в погашение задолженностей налогоплательщиков по видам налогов, а также оформляются документы на возврат налогоплательщикам сумм, переплаченных в бюджет при авансовых платежах.

Регламент работы функционально направлен на обработку платежных поручений РКЦ и направление распределенных денежных средств на счета бюджетов, поэтому оформленные казначейством платежные поручения немедленно направляются в РКЦ для дальнейшей их обработки. На следующий день каждый бюджет получает распределенную сумму на свой счет. Дальнейшее использование бюджетных средств осуществляется финансовыми органами соответствующих уровней (города, области, федерации) на нужды, предусмотренные расходными частями их бюджетов.

В функциональных обязанностях казначейской системы исполнение бюджета по расходам является второй составляющей в основном объеме работы.

Исполнителями расходной части бюджета являются распорядители бюджетных средств, которые составляют сметы расходов и кассовые планы. При исполнении бюджета по расходам чрезвычайно важна так называемая "специализация бюджетных кредитов", т.е. расходование бюджетных средств в

107


целях и объемах, предусмотренных бюджетом. Органом, контролирующим такую специализацию, и выступает казначейство. Перенос расходов между статьями бюджетной классификации должен приходить только с санкции фину правления.

Задача органов Казначейства состоит в доведении денежных средств до получателей в соответствии с защищенными сметами расходов.

Служба расходов Отделения федерального казначейства МФ РФ по г. Волжскому осуществляет учет денежных средств, выделенных из федерального бюджета на текущее финансирование бюджетополучателей, реализацию государственных программ, в том числе и социального назначения, средств, выделенных из федерального бюджета на возвратной основе, а также кредитов и бюджетных ссуд.

В настоящее время существует обоснованная необходимость изменения действующей системы казначейского исполнения бюджета муниципального образования, которая определяется рядом негативных тенденций и процессов, а именно:

1. Не достигается должный уровень контроля за целевым использованием
бюджетных средств как распорядителями кредитов, так и учреждениями -
бюджетополучателями.

2.        Отсутствуют оперативные данные о текущих и планируемых доходах и
расходах, или «прозрачность» бюджета в каждый момент времени (а не раз в
день   или   реже),   что   приводит   к   невозможности   оперативно   размещать
временно свободные или привлекать необходимые средства.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40




Новости
Мои настройки


   бесплатно рефераты  Наверх  бесплатно рефераты  

© 2009 Все права защищены.