Иное определение бюджета закреплено в Бюджетном кодексе РФ. В нем бюджет
понимается как “форма образования и расходования фонда денежных средств,
предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и
местного самоуправления” (статья 6).
При употреблении слова “бюджет” на практике под ним понимается как
денежный фонд, находящийся в руках государства, так и документ, определяющий
порядок его образования и использования.
Бюджет является одновременно и правовой, и экономической категорией. В
современных условиях он является основным инструментом государственного
регулирования экономики, играет активную роль в обеспечении ее стабильности и
развития. Реализация любого направления политики государства в экономической
или социальной сфере требует соответствующего ресурсного обеспечения. Именно
поэтому бюджет объективно необходим каждому государству для выполнения
возложенных на него функций. Отдельные его элементы, такие как прямые и
косвенные налоги, займы, расходы на государственное управление, оборону и др.,
существовали на протяжении истории человечества при различном общественном
строе и сохраняются в наши дни.
С помощью бюджета государство осуществляет перераспределение валового
внутреннего продукта между отраслями, регионами страны, а также между
отдельными субъектами экономики. Цели такого перераспределения различны. К ним
может относиться содействие развитию приоритетных отраслей экономики; поддержка
тех ее секторов, которые являются убыточными или низкорентабельными, но имеют
высокую социальную значимость (например, сельское хозяйство), а также
необходимы для обеспечения национальной безопасности; выравнивание
социально-экономического развития отдельных регионов страны; преодоление
чрезмерной дифференциации доходов граждан и др.
Бюджет как система экономических отношений имеет две взаимосвязанные
составляющие: отношения по поводу образования бюджетного фонда за счет
различных видов доходов; и по поводу его использования в форме бюджетных
расходов. Структура доходов и расходов бюджета на очередной год является
основным содержанием бюджетного плана, она определяет перспективные направления
социально-экономической политики государства и ресурсы для их осуществления.
6. Доходы бюджетов. Правовое и эк обоснование формирования доходов
бюджета.
Под бюджетными доходами понимается централизованный фонд денежных
средств, формируемый за счет распределения и перераспределения части
национального дохода для выполнения государством и органами местного
самоуправления своих конституционных и уставных функций. Состав и особенности
формирования доходов определены Бюдж Кодексом. Экономическим содержанием
доходов являются отношения государства с юридическими и физическими лицами в
процессе формирования этого фонда. При этом средства в фонд изымаются в
безвозмездном и безвозвратном порядке.
Главным источником доходов федерального бюджета являются налоговые
доходы (около 75%).
Вторую группу составляют неналоговые доходы – 15%. Неналоговые доходы
складываются из: 1) доходов на использование имущества, находящегося в
государственной или муниципальной собственности; 2) доходов от платных услуг,
оказываемых бюджетными учреждениями; 3) средств, полученных в результате
применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной
ответственности (штрафы, конфискации, компенсации), а также средств, полученных
в возмещение вреда, причиненного РФ, субъектам РФ, муниципальным образованиям,
и иных сумм принудительного изъятия; 4) доходов в виде финансовой помощи,
полученной из бюджетов других уровней, за исключением бюджетных ссуд и бюджетных
кредитов.
Федеральные органы законодательной власти могут установить новые виды
неналоговых доходов, отменять или изменять действующие после представления
федеральными органами исполнительной власти своего заключения и только путем
внесения изменений в бюджетный кодекс РФ.
И третья группа – поступления от целевых бюджетных фондов – 10%
(Федеральный экологический фонд, Фонд развития таможенной системы и др.)
2.Бюдж система РФ, ее структура и назначение. Направления реформирования БС РФ.
Бюдж система РФ – это основанная на эконом отношениях и госуд устройстве
РФ, регулируемая нормами права совокупность федер бюджета, бюджетов субъектов
РФ, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.
БС РФ, в соответствии с Бюджетным кодексом РФ, включает в себя три
уровня:
федеральный бюджет и бюджеты госуд внебюджетных фондов; бюджеты
субъектов РФ и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;
местные бюджеты.
Первый и второй уровни БС, в соответствии с Бюджетным Кодексом,
толкуются расширительно, т.е. включают в себя помимо непосредственно госуд
бюджета бюджеты госуд внебюджетных фондов. Совокупность бюджета соответствующей
территории с бюджетами госуд внебюджетных фондов принято называть бюджетом
расширенного правительства.
Федеральный бюджет РФ, по сути, представляет собой основной финансовый
план государства, через который мобилизуются финансовые ресурсы, необходимые
для последующего их перераспределения и использования для реализации целей
государственной политики.
Бюджетом субъекта РФ (или региональным бюджетом) в Бюджетном кодексе РФ
называется форма образования и расходования денежных средств, предназначенных
для решения задач и функций, отнесенных к предметам ведения субъекта РФ.
Предметы ведения РФ, субъектов РФ и совместного ведения РФ и субъектов РФ
устанавливаются главой третьей Конституции РФ.
Второй уровень бюджетной системы, помимо бюджетов территориальных
государственных внебюджетных фондов, включает бюджеты 89 субъектов РФ, среди
которых 21 республиканский; 55 краевых и областных бюджетов; 2 бюджета городов
федерального значения; 1 бюджет автономной области и 10 бюджетов автономных
округов.
Местный бюджет (или бюджет муниципального образования) представляет
собой форму образования и расходования денежных средств, предназначенных для
обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения местного
самоуправления. К предметам ведения местного самоуправления относятся вопросы
местного значения. Открытый перечень вопросов местного значения приведен в
федеральном законе “Об общих принципах местного самоуправления в РФ”.
Консолидированный бюджет представляет собой свод всех уровней бюджетной
системы Российской Федерации на соответствующей территории. Консолидированный
бюджет, объединяя все бюджетные показатели какой-либо территории, выполняет, в
основном, информационную функцию. В отличие от законодательно утверждаемых
бюджетов субъектов федерации и федерального бюджета, консолидированный бюджет
не является законом.
Консолидированный бюджет РФ включает в себя федеральный бюджет РФ и
консолидированные бюджеты субъектов РФ. В то же время консолидированные бюджеты
субъектов РФ состоят из собственно бюджета субъекта РФ и бюджетов муниципальных
образований, находящихся на территории данного субъекта РФ.
В настоящее время БС РФ находится в стадии реформирования:
1. В 2004г приняты важнейшие законы по разграничению расходных
полномочий м/д уровнями органов власти. Это привело к внесению в БК и НК
изменений, которые направлены на обеспечение сбалансированности доходов и
расходов бюджетов всех уровней власти, закрепление за ними на долгосрочной
основе собственных доходных источников, выравнивание исходя их объективных
критериев бюджетной обеспеченности регионов и муниципалитетов.
2. в ходе осуществляемой бюдж реформы акценты бюдж процесса
предполагается перенести с управления затратами на управление результатами.
Бюджет планируется, начиная с 2006г., формировать, исходя из целей и
планируемых результатов госуд политики, а бюдж ассигнования должны иметь четкую
привязку к государственным функциям.
Направления реформирования:
- повышение роли перспективного финансового плана в бюджетном процессе.
- Распределение бюдж ресурсов м/д администраторами бюджетных средств и
реализуемыми ими бюджетными программами в зависимости от планируемого уровня
достижения поставленных перед ними целей, в сооств со среднесрочными
приоритетами соц-эк политики в пределах прогнозируемых на долгосрочную
перспективу объемов бюджетных ресурсов.
- Ориентация целевых программ на решение крупных и требующих длительных
сроков реализации инвестиц, научно-тех проектов межотраслевого характера.
- Создание новой нормативной базы и обеспечение четкого соблюдения
правил госуд закупок, распространяемых на все осуществляемые в интересах гос-ва
закупки.
Претерпела изменение классификация доходов:
В бюджетной классификации, действующей с 2005г осуществлено:
закрепление доходных источников за соотв администраторами поступлений в
бюджеты РФ.
приближение классиф дох бюджетов РФ к международ стандартам статистики
госуд финансов.
7. Доходы ФБ, их состав т стр-ра. Осн источники дох на
2004-2005г.
Дох бюдж-ДС, поступающие в безвозм и безвозвр порядке в соотв с
законод-вом в распоряжение органов гос власти соответствующего уровня.
В дох ФБ зачисл-ся собствнееые налогов дох ФБ за исключ налоговых дох,
передаваемых в виде регулирующих доходов бюджетам др уровней бюдж системы РФ, и
собств неналог дох. Также в процессе исполнения ФБ в его дох м поступать ср-ва
по взаимным расчетам из бюдж-ов РФ, др безвозмездные перечисления. Дох ФБ
подразд-ся на 2 группы: налоговые и неналог.
Налоговые:
1. федер налоги и сборы, перечень и ставки к-ых опред-ся налоговым
законод-вом РФ, а пропорции их распределения в порядке бюджетного регулирования
м/д бюджетами разных уровней БС РФ утвержд-ся фед законом о ФБ
2. тамож пошлины, тамож сборы и иные тамож платежи
3. госуд пошлина в соотв с законод-вом РФ
Неналоговые дох ФБ форм-ся за счет:
1. дох от использ-ия имущ-ва, наход-ся в гос собств-ти
2. дох от платных услуг, оказываемых бюдж учереждениями, находящимися в
ведении органов гос власти РФ, - после уплаты налогов и сборов, предусмотренных
законод-вом о налогах, в полном рбъеме.
3. части прибыли унитарных предприятий, созданных РФ, остающейся после
уплаты налогов и иных обяз платежей.
В дох ФБ также учитыв-ся:
1. прибыль банка России, остающ-ся после уплаты налогов и иных обяз
платежей.
2. дох от внешнеэк деят-ти.
Собств дох ФБ м передав-ся бюдж-ам суб-тов РФ и местным бюдж по
нормативам, устанавливаемым ф з о ФБ на очередной фин год на срок менее 3 лет и
ф з «О фин основах местного самоупр-ия в РФ».
Установл новых видов нал, их отмена или изменение возможны только путем
внесения соотв изменений в налог законод-во РФ.
Фед органы законод власти м устанавл-ть новые виды неналог дох, отменять
или изменять действующие после представления фед органами исполнит власти
своего заключения и только путем внесения изм в Бюдж кодекс.
Внесение изм и дополн в законод РФ о фед налогах и сборах,
предполагающих их вступление в силу в теч текущ фин года, допускается только в
случае внесения соотв изм и дополн в ф з о ФБ на текущ фин год.
Фед органы исп власти предост-ют налог кредиты , отсрочки и рассрочки
по упл налогов и иныз обяз платежей в ФБ в соотв с нал законод РФ в пределах
лимитов предоставления налоговых кредитов, отсрочек и рассрочек по упл нал и
иных обяз платежей, определенных ф з о ФБ на очередной фин год.
4. Бюдж устр-во (БУ) РФ и организац-правовые основы
разграничения полномочий в сфере регулирования бюдж правоотношений.
БУ РФ – организация БС, принципы ее построения. БУ опред-ся госуд
устройством. Адм-терр деление страны опр-ет кол-во звеньев БС, т.к. каждый
орган гос власти согласно Конституции имеет право на свой бюджет. В унит
гос-вах БС имеет 2 звена : гос бюджет и многочисл местные бюджеты.
В федер гос-вах БС состоит из 3 звеньев:
1. госуд бюджет ( фед бюдж или бюдж центрального прав-ва).
2. бюджеты членов федерации
3. местнве бюджеты.
Россия явл-ся федерацией, Федерация – это такая форма гос устр-ва , при
к-ой входящие в состав гос-ва федеральные единицы имеют собств законод-во и
собств законодат, исполнит и судебные органы.
В основе разгранич компетенции органов гос
власти и мест самоупр по регулированию бюдж правоотношений нах-ся положения,
установл в Конституции РФ.В БК четко опр-ся бюджетная компетенция субъектов в
публичной власти. Самр понятие компетенция предполагает, что за каждым уровнем
власти закреплены предметы ведения, права и обяз-ти в бюдж сфере.
Наиб объем бюдж прав и обяз-тей сосредоточен на фед уровне власти:
1.установление общих принципов орг-ции и функц-ия БС РФ
2. разграничение налогов и др дох м/д уровнями БС, а также распределение
в порядке межбюдж регулирования доходов от фед налогов и сборов, и иных дох ФБ
м/д бюдж-ми разных уровней БС
разгранич полномочий по осущ расх м/д бюдж разных уровней БС
3. составл и рассм поекта ФБ, его утвержд и исполнение, осуществл
контроля за его исполнением, утверждение отчетов об исп ФБ и бюдж-ов гос
внебюдж фондов.
4. предоставл фин помощи и бюдж ссуд нижестоящим бюдж
5. утвержд бюдж классификации
6. упр-ие гос долгом и др.
3.Организация бюдж системы в РФ и ее принципы. Организационно-правовые основы ее построения.
Бюджетная система РФ – это совокупность бюджетов административно-территориальных
образований, самостоятельных в бюджетном отношении государственных учреждений и
фондов, основанная на экономических отношениях, государственном устройстве и
правовых нормах. Построение бюджетной системы РФ основано на Конституции РФ и
конституциях республик в составе РФ. В соответствии с Конституцией РФ (ст. 71
и 132) и Бюджетным кодексом РФ (ст. 10) сформировавшаяся к настоящему времени
государственная бюджетная система РФ состоит из трех самостоятельных уровней:
-федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов;
-бюджетов субъектов РФ – региональных бюджетов (бюджетов республик в
составе РФ, краевых, областных бюджетов, областного бюджета автономной области,
окружных бюджетов автономных округов, городских бюджетов федеральных городов –
Москва и Санкт-Петербург) и бюджетов территориальных государственных
внебюджетных фондов;
-бюджетов муниципальных образований (местных бюджетов).
Бюджетная система РФ является для стран, имеющих федеративное
устройство. Бюджетная система РФ включает: федеральный бюджет, 21 бюджет
республик в составе РФ, 55 краевых и областных бюджетов и бюджеты городов
Москвы и Санкт-Петербурга, 1 бюджет автономной области, 10 бюджетов автономных
округов и около 29 тысяч местных бюджетов (районные, городские, поселковые и
сельские). Бюджеты, входящие в бюджетную систему РФ, самостоятельны и не
включаются друг в друга, т.е. бюджеты субъектов РФ не включаются в федеральный
бюджет, а местные бюджеты не включаются в региональные бюджеты.
Кроме федерального и территориальных бюджетов, в бюджетную систему
входят государственные внебюджетные фонды (Пенсионный фонд РФ, Фонд социального
страхования РФ, Государственный фонд занятости населения РФ, Федеральный
внебюджетный фонд и внебюджетные фонды субъектов РФ обязательного медицинского
страхования). Средства этих фондов по экономическому содержанию и
направленности их использования мало чем отличаются от бюджетных средств. До 1991 г. они входили в состав государственного бюджета, в настоящее время имеется тенденция включения
внебюджетных фондов в бюджет. Так, в 1999 г. в бюджет включены средства внебюджетного Федерального дорожного фонда РФ.
Бюджетная система РФ функционирует на определенных принципах. Рассмотрим
их.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28
|