Своп- договор обмена базовыми активами и платежами на их основе в теч
устан периода, в к-ом цена одного из активов явл-ся тверд, а др- переменной.
Цель: упр-е ДС. Происходит обмен ставками. Закл-ся банками на неск-ко лет, не
на биржах. Виды: 1.%, 2.товарн, 3.индексн. Цель: 1.умен-е рисков, 2.обеспеч-е
стаб-сти платежей, 3.упр-е портфелем цб.
11. Депозитарно-регистрац механизм рцб. С-ма
удостоверения и перехода прав собств-сти на цб. Депоз-рий- орг-и, к оказ-ют услуги по хран-ю
сертификатов цб или учету прав собств-сти на цб, те ведет счета, на к-х учит-ся
цб, переданные ему клиентами на хран-е, хранит сертификаты. Им мб только юр л.
Депонент- лицо, польз-ся услугами деп-я по хран-ю цб и/или учету прав на цб. М/д
ними закл-ся письм дог-р, регул-й отн-я (-деп-рный дог-р или дог-р счета депо).
Закл-е дог-ра не несет перехода прав собств-сти, деп-й несет гражд-прав отв-сть
за сохр-сть, на цб депонентов не Мб обращено взыскание по обяз-ам деп-рия.
Дог-р содержит: 1.однозначн опред-е предмета дог-ра, 2.порядок передачи
деп-нтом деп-рию инф-ции о распоряжении, 3.срок действия, 4.размер и порядок
оплаты, 5.форму и периодичность отч-сти деп-рия, 6.обяз-сти деп-рия
(регистрация фактов обременения цб деп-нта обяз-ми, ведение отд от др сч депо с
указанием даты и основания каждой оп-ции, передача деп-нту всей инф-ции о цб).
Способы хранения в деп-рии:1.откр (коллектив: сертификаты хранятся в 1 куче),
2.закр(обособл). Ф-ции: 1.ведение сч депо, 2.хранение сертификатов, 3.роль посредника
м/д эмитентом и инв-ом, +перевозка сертиф-в, проверка на подлинность и
платежность, составление реестров владельцев.
Регистраторы ведут реестр влад-цев, проводят сбор, фиксацию, обработку,
хранение, предоставл-е данных. Мб только юр л, не имеющее право самому
заниматься сделками с цб. С-ма ведения реестра владельцев- сов-сть данных,
зафиксир-х на бумаж носителе и/или с исп-ем электр базы данных. Для цб на
предъявителя реестр не ведется. В реестре указаны: список владельцев, кол-во,
номин ст-сть и категория их именных цб. Задача рег-ра: -вовремя и без ошибки
предоставлять реестр эмитенту. Если число >500, держателем реестра дб
независ специализ орг-я-проф уч-к рцб.
Процесс: регистратор ведет лиц сч владельцев, где указано число его цб и
инф-я о нем. Если произошла сделка купли-продажи, то смена владельца дб
отмечена в реестре. Именные цб мб документ и бездокум. При без- ВП право
собств-сти удостов-ся записью на счете, а владелец получает на руки выписки или
аналог док-ты, свид-щие о состоянии его счета.
Сущ-ет «институт номин держателя»- лицо, на к-е в реестре записано
нек-ое кол-во цб, когда на самом деле он их собств-ком не явл-ся. Он сам ведет
реестр реаль владельцев. Смена собств-ков оформл-ся у номин держателя, а общее
кол-во у регистратора не меняется. Если эмит-ту нужен полный реестр владельцев,
рег-р посылает запрос номин держателю и тот предоставляет полный список. Дополн
ф-ции рег-ра: 1.отвечает за выдачу на руки и контроль за обращением
сертификатов, 2.при смене владельца выписка нового сертиф-та, 3.блокирует цб в
связи с арестом, залогом и др, 4.ф-ции агента эмитента (сплит, консолидация,
конвертация…), 5.через него передают инф-цию инвесторам, 6.если это банк, то
роль платеж агента эмитента.
12. С-мы гос регул-я рцб в РФ: органы гос надзора, прав
база регул-я, нац особенности
Рег-е- упорядочение деят-сти всех его участ-в и опер-й м/д ними со
стороны уполномоч органов. Виды рег-я: 1. внутр (подчиненность деят-сти
орг-ции ее собств норматив док-там), 2. внешн (подчиненность нормат актам
гос-ва, уполном орг-ям, м/дунар соглашениям).
Цели рег-я: 1.поддержка порядка на рынке, создание нормаль условий
работы всех его уч-в, 2.защита уч-в от мошенничества и недобросовестности юр и
физ лиц, 3.обеспеч-е своб процесса ценообраз-я в завис от спроса и предл-я,
4.создание эфф рынка со стимулами для предприн деят-сти, 5.создание новых и
поддержание необх-х для общ-ва рынков и рын стр-р.
Процесс регул-я вкл-ет: 1.создание нормат базы функц-ния рынка, 2.отбор
проф уч-в , 3.контроль за соблюд-ем всеми уч-ками норм и правил, 4.создание
с-мы санкций за нарушение норм и правил.
С-ма рег-я вкл-ет: 1.гос органы рег-я, 2.рег-е рынка проф уч-ками рынка
(саморег-е орг-ции), 3.общ рег-е (через общ мнение).
Принципы рег-я рос рцб: 1.разделение подходов к рег-ю отн-й м/д
эмитентом и инв-ром и отн-й с участием проф уч-в рцб, 2.выделение из всех цб
эмис цб, 3.максим широкое исп-е процедуры раскрытия инф-ции о всех уч-ах рцб,
4.необх-сть обесп-я конк-ции как механизма объек повышения качества услуг и
снижение их ст-сти, 5.при разделении полномочий м/д рег-щими органами следует
исходить из того, что нормотворчеством и нормоприм-ем не д. заниматься одно и
то же лицо, 6.обесп-е гласности нормотворч-ва, широкое публ обсуждение путей
решения проблем рынка, 7.собл-е принципа преемственности росс с-мы рцб, 8.оптим
распр-е ф-ций рег-я рынка м/д гос и негос органами.
С-ма гос рег-я рцб вкл-ет: 1.гос и нормат акты, 2.гос органы рег-я и
контроля.
Гос рег-е рцб мб 2форм: 1.прям/админ: устан-е одинак правил, лицензир-е,
регистрация, обяз треб-я, порядок, инф-емость всех, 2.косв/каномич: через эк
стимулы и рычаги (н/обл, с-ма кред-ния, ден политика...).
Стр-ра органов гос рег-я рос рцб: 1.гос органы рег-я: Администрация
президента РФ (мониторинг выпонения указов и распоряжений през-та), прав-во
(общее руководство развитием рцб, законопроект деят-сть…), ФКЦБ
(нормотворчество, контроль, лиценз-е), Минфин (рег-е ВП гос цб, лиценз-ет фонд
биржы, инв К и фонды), ЦБРФ (рег-е ВП цб кред орг-й, устан-е и контроль
антимонополь треб-й к оп-ям на рцб, рег-е деят-сти клиринг деят-сти и
депозит-ев), департамент страх надзора (рег-ет деят-сть страх К на рцб)
2.саморег-е орг-ции: -неком негос орг-ции, создаваемые проф уч-ми рцб на добров
основе с целью рег-я отд аспектов рынка на основе гос гарантии, поддержки,
выраж-ся в присвоении статуса саморег-й орг-и (дб не менее 10уч-в, лицензия).
Права сам/рег орг-и: 1.разработка обяз правил и стандартов проф деят-сти
и оп-ций на рынке, 2.осущ-е проф подготовки кадров, устан-е треб-й к уч-ам,
3.контроль за собл-ем уч-ми устан правил и нормативов, 4.инф деят-сть на рынке,
5.обесп-е связи и защиты интересов уч-в рынка гос органов упр-я.
Признаки сам/рег орг-и:1.добровольность, 2.членство (взносы, собрания),
3.отн-е с гос-ом
Формы сам/рег орг: 1.ассоциация, 2.профсоюз, 3.проф общ орг-я.
Ф-ции сам/рег орг: 1.поддержание высоких проф стандартов и подготовка
кадров на рцб, 2.отстаивание своих интересов на рцб и перед гос-ом, 3.саморег-е
деят-сти уч-в на рцб.
1993г-1ая сам/рег орг-я «Союз фонд бирж в Р.», 1995-«Ассоциация вал
бирж», 1994-«Национ орг-я уч-в фонд рынка»(НАУФОР), 1997-«Проф ассоциация
регистраторов, трансфер-агенств и депозитариев»(ПАРТАД).
13. ИНВЕСТ ДЕЯТ-СТЬ ФИН-КРЕД УЧРЕЖД-Й НА РЦБ
Инвестиции – форма движения фин капитала, исп-е фин ресурсов в форме д/сроч
вложений капитала. Их осущ-ют юр или физ лица, к-е по отн-ю к степени ком риска
делятся на инвесторов (миним риска), предприн-й (вкладывает свой капитал при
опред риске), спекулянтов (идет на заранее рассчитан риск), игроков (идет на
любой риск).
Инвестиции бывают: 1.венчурные – инв-и в форме ВП новых акций,
производимые в новых сферах деят-сти, связ с большим риском, расчет на быструю
окупаемость, 2прямые, 3.портфельные: приобр-е цб и др активов для достижения
конкр инвест цели вкладчика, 4.аннуитет.
Инв портфель – сов-сть цб, принадл-х юр или физ лицу на правах долевого
участия, выступ-щая как целостный бъект упр-я. Задача: улучшить условия
инв-ния, придав сов-сти цб такие инв хар-ки, к-е недостижимы с позиции отд-но
взятой цб и возможны только при их комбинации.
При формир-и учит-ся: 1.безопасность влож-й, 2.стаб-сть получения
дохода, 3.ликв-сть влож-й
Инв деят-сть банков осущ-ся за счет: 1.собств ресурсов, 2.заем и привлеч
ср-в. Банк инв-и – цб со сроком погашения более 1г. Цель: 1.безоп-сть влож-й,
2.дох-сть влож-й, 3.рост влож-й, 4.ликв-сть влож-й.
Осн принципы эфф инв деят-сти банков: 1.банк д иметь проф и опытн
специалистов, составл-х и упр-х портф-м цб, 2.деят-сть тем эфф-нее, чем
разнообр-ее виды фонд ценностей (виды цб, разл отрасли, регионы, сроки
погашения), 3.влож-я дБ высоколикв-ми. Осн риски: 1.потеря полностью/опред
части влож-х ср-в, 2.обесценение при росте инф-и, 3.невыплата
полностью/частично ожид-го дох-да, 4.задержка в получении дох-да, 5.проблемы с
переоформл-ем права собств-сти на приобр-е цб
СК Достат величина СС СК гарантирует ее плат/спос при 2 обст-вах –
наличии обоснов-х страх резервов и прав инв политике. Причина инв-я: наличие в
распоряжении в теч нек-го срока временно своб от обяз-в ДС. Право СК заниматься
инв-ем опр-ся общегражд и страх зак-вом, Правилами размещ-я страх резервов.
Принципы: 1.пр диверсиф-ции, 2.возврат-сти, 3.прибыль-сти, 4.ликв-сти. Страх
резеры Мб размещены в гос цб (не менее 20%, ГКО, ОФЗ, муницип обл-ции), цб
органов власти субъектов РФ и органами местн самоупр-я, банк вклады
(депозиты)(не более 50%), права собств-сти на долю участия в УК (не более 10%),
недвиж им-во (в тч квартиры) (не более 40%), вал ценности (не более 10%), ден
налич-сть.
Запрещены влож-я: 1.предоставл-е З и К физ/юр лицам, кроме выдачи ссуд
страх-лям по дог-рам стр-ния жизни, 2.закл-е дог-в купли/продажи, кроме дог-в
по приобр-ю объ-в инв-я, 3.инв-и в чеки, банк сберег книжки на предъявителя,
коносаменты, приватиз цб, 4.приобр-е акций и паев товар и фонд бирж, 5.влож-я в
интелл собств-сть, 6.ОТ работников СК, оказание им матер помощи, 7.оплата
налогов и штрафн санкций.
14. Механизм принятия решений на рцб. (фундамент и техн
анализ)
Подойти к оценке инвест привлекат-сти фонд инструментов можно двояко:
1.с т зр их рын конъюнктуры, исследуя динамику курсов. 2.давая инв хар-ки цб,
изучая фин-эк положение эмитента, отрасли, к к-ой он принадлежит…→2
напр-я в анализе: 1.техн, 2.фундам.
Фунд ан основ-ся на оценке эмитента: его дох-в, полож-я на р, через
показ-ли объема продаж, А и П компании; рассчит-ся норма прибыли на СК и др
показ-ли, хар-щие эф-сть деят-сти К.База анализа – баланс, отчеты о пр и уб, др
материалы, публикуемые К., изуч-ся практика упр-ния К, состав упр-щих органов
(совета директоров), анализ-ся данные о состоянии дел в отрасли на базе исп-ния
классификаторов отраслей по уровню деловой активности и по стадиям развития,
качеств анализа развития отрасли, рынков, на к-е К выходит как продавец или
покупатель. Эти многочисл и трудоемкие иссл-я позволяют сделать вывод, завышена
или занижена ст-сть цб данной К по сравнению с реальной ст-стью активов, буд
прибылями… Т о, с помощью фунд анализа делается прогноз дохода, к-й опр-ет буд
ст-сть акции и может повлиять на цену. На основе этого даются рекомендации о
целесообразности покупок и продаж.
В техн ан все бесчисл фунд причины суммир-ся и отражаются в ценах фонд
р. Осн положение техн ан: в движ-и бирж курсов уже отражена вся инф-ция,
публик-яся в отчетах фирмы, она становится о`-м фунд ан. Осн о`-т техн ан – d и
s цб, динамика курсов и объемов оп-ций по их купле-продаже.
Сторонники техн ан отрицают влияние роста дох-сти К и риска предприн-ва
на ст-сть акций.
Дох-сть цб, к-ая была опр-на фунд аналитиками, необх-мо оценить через
механизм фонд р. Там под воздей-ем d и s устан-ся цена.
Цена на фонд р реагирует на разл слухи, страхи, изм-е полит ситуации,
рацион и иррац представления покуп-лей и продавцов. Но она опирается и на фунд
оценку акции в целом - рынок отражает и потр-сть покуп-ля в цб именно такого
качества.
Т о, аналитики фонд р исп-ют инструментарий техн и фунд ан. Но приемы
техн ан исп-ся чаще, это широко распр-ная практика на цивил фонд р.
Преимущества техн ан: 1) техн легкость; 2) быстрота; 3)пригодность для
большого числа акций.
Но операторы р, исп-щие техн ан, не могут предвидеть цены фонд р на длит
перспективу точно. Поэтому надо учитывать данные фунд ан. Но добывать эти
данные каждому оператору р сложно. Каждому профессионалу доступен
инструментарий техн ан, но не каждому - фунд.
Фунд ан - тяжелая, трудоем работа, треб-я создания базы данных и адекват
фин-ния.
Рез-ты фунд ан - товар фонд рынка, продается участ-м рынка. Этапы фунд
ан: 1. Общеэк/макроэк ан. Эк-ка оцен-ся с учетом след факторов: ВНП, занятости,
инфл-и, % ставок, вал курса и тд., фискаль и монетар политика прав-ва, влияние
их на фонд р. Т о, опр-тся соц-полит и эк климат инвест деят-сти. 2.
Индустриаль ан: изучение делового цикла в эк-ке, его индикаторов, осущ-е
класс-ции отраслей по отн-ю к уровню дел активности и по стадиям развития,
качеств ан развития отрасли. 3. Ан конкр пр-тия: оценка К вкл-ет: ан состояния
и перспектив развития мен-нта, орган и комм условия работы; ан фин полож-я К;
коэф-ты, оценка плат/спос; оценка фин устой – опр-е цены К. 4. Моделир-е цены
цб. Макроэк ан в рын эк-ке - это иссл-я рынка, живущего по законам d и s. Цена
на фонд р прежде зависит от сов-сти капиталов, инвестир-х в цб(d) и от объема
продажи цб (s), т.е. их соотн-е опр-ет конъюнктуру фонд р.
Техн ан рцб базир-ся на 3 принципах: отражения, тренда, повторяемости.
Отражение: все происход события (эк, полит, соц, психол и др.) находят свое
отражение в ценах. Тренд: изм-я цен происходят в соотв-и с опред преобладающим
напр-ем. Повторяемость: выявл-е модельных ситуаций, появл-хся время от времени
на рынке, те рцб склонен к повторяемости.
Техн ан – сов-сть методов ан динамики котировок отдельных цб и всего
рынка в целом на основе постоянно изм-гося d и s, те отслеживание и интерпретация
истории ценовых и объемных показ-лей, хар-ющих происход на рынке изм-я.
15. Техника проведения бирж торгов. Особенности
голосовой и электронной формы торговли на бирже. Бирж процесс хар-ся рядом этапов. Для пок-ля выделяют
этапы: 1. оформл-е и регистр-я заявок на покупку, 2.введение заявок в бирж торг
и их исполн-е, 3.регистр-я сделок и расчеты по ним. Для продавца: 1.листинг,
2.оформл-е и регистрация заявок на продажу, 3.введение заявок в бирж торг и их
исполн-е, 4.регистр-я сделок и расчеты по ним, 5.поставка цб.
По форме проведения бирж торги бывают: постоянные и сессионные, контактн
и бесконтакт (электронные). При контакт бирж сделках в торг зале биржи
действуют опред правила. Цена назнач-ся путем ее выкрика. При покупке нельзя
называть цену ниже уже предложенной, а при продаже – выше предложенной. Выкрик
дублируется с помощью спец с-мы жестов. Вытянутая вперед рука с ладонью,
обращенной наружу, свид-ет о намерении продать. Пальцы на поднятых вверх руках
означают цену. Цифры от 1 до 5 обозначаются с помощью пальцев, вытянутых
вертик-но, от 6 до 9 – гориз-но. Сжатый кулак означает нуль.
Электр торги с исп-ем спец компьют с-м (сетей) могут охватывать любую
тер-рию, неогран число продавцов и покуп-й и вкл-ть в обращение большой объем
инф-ции. Часто электр торги осущ-ся с центр бирж площадки через сеть регион
терминалов, работ-щих в режиме реаль времени. 1ые электр торги проведены на
Лондон фонд бирже в 1986г. В наст время это неотъемл составл-щая большинства
бирж.
По форме орг-ции разл-ют: простой и двойной бирж аукционы. Простой:
конкур-я продавцов при недостат-но плат/спос спросе или конкур-ю покуп-й при
избыт спросе. Англ аукц – от миним цены до максим. Заявки продавцов, поданные
до начала торгов, по началь цене сводятся в котировочный бюллетень. Размер шага
опр-ся до начала торгов и обычно устан-ся в % (5или10%) к началь цене. Продажа
соверш-ся по самой высокой цене, предложенной последн покуп-лем. Обычно такие
аукц устраиваются в случае выставления на продажу товара, пользующ-ся высоким
спросом. Голланд аукц – по принципу «1го покуп-ля» - от высш цены к низш.
Продажа осущ-ся по миним цене (цена отсечения) (проводят ex когда хотят как
можно быстрее разместить ВП цб). Заочн аукц («в темную»): покуп-ли одновременно
предлагают свои ставки. Приобретает тот, к-й предложил в своей письм заявке
самую высок цену (ex денеж приватизация и акционир-е пред-й в Р в 90е гг).
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28
|