Локальные действия банков усиливали
межбанк. конкуренцию.
Банк – кредитная организация, кот.
имеет исключит. право осущес-ь след. опреациии:
- привлечение во вклады свобод. ден.
ср-в физ. и юр. лиц;
- размещ-ие указан. ср-в от св. имени
за св. счет на условиях возвр-ти, платности, срочности;
- открытие и ведение банк. счетов физ.
и юр. лиц.
Функции:
- организация ден. Оборота - орг-ия
кред-х отношений - финансирование народ. Хоз-ва
- страховые операции - купля-продажа
ц.б. - посреднические сделки - управление имуществом
- выступают в кач-ве консультантов.
18. банковская сис-ма, понятие, признаки и
составляющие.
Банки составляют неотъемлемую черту современного ден. хоз-ва,
их деят-ть тесно связ. с потребностями воспроизводства. Находясь в центре
экономической жизни, обслуживая интересы производителей, банки опосредуют связи
м/у промышленностью и торговлей, с/х и населением.
Банковская сис-ма вкл-т ЦБРФ (центр. Банк), кредитные
организации и их ассоциации.
Типы банковской сис-мы:
- распределительная централизованная банк. сис-ма;
- рыночная банк. сис-ма;
- сис-ма переходного периода.
Банк являясь элементом банк-ой сис-мы должен:
Иметь статус банка, лицензию на совершение операций,
взаимодейст-ть с др. элементами сис-мы.
Типы кредит. организ-й:
- расчетные небанк. кр. орг-ии
- небанк. кр-е орг-ии инкассации
- небанк-е депозитно-кредитные организации.
19. современное состояние банк-й сис-мы
РФ.
Представляет собой сис-му переходного
периода. Она выступает как рыночная модель; разделена на 2 яруса: 1 охватывает
учреждения ЦБРФ, осущест-го выпуск денег в обращение (эмиссию), его задачей
явл. обеспечение стабильности рубля, надзор и контроль за деят-ю коммер-х
банков. Второй ярус состоит из различных деловых банков, задача которых
обслуживание клиентов, предоставление им разнообразных услуг (кредит-ие,
расчеты, кассовые, депозитные, валютные операции).
Банковская сис-ма находится в стадии
переходной сис-мы: она содержит компоненты рыночной банк. сис-мы, однако, их
взаимодействие еще недостаточно развито. Рыночная сис-ма, возникла из
централизованной сис-мы. В ней должны более полно учитываться особенности и
условия рыночной экон-ки. Элементами банк. сис-мы явл банки, некоторые
специфические финанс. институты, выполняющие банк-е операции, но не имеющие
статуса банка, также некоторые дополнительные учреждения, образующие банковскую
инфраструктуру и обеспечивающие жизнедеятельность кр-х институтов.
На практике функц-ет многообразие
банков. В зависимости то того или иного критерия их м.
классифицировать след. образом. По
форме собст-ти: государс-е, акционерные, кооперативные, частные и смешанные.
20, 21. ЦБРФ: сущность, статус,
операции, цели деят-ти и функции.
ЦБ явл. юрид. лицами, имеющими особый
статус, отличительный признак которого – обособленность имущества банка от
имущ-ва го-ва (формально собст-к гос-во, но банк распоряжается). Этим ЦБ
отличается от государственного банка, имущ-во кот. полностью контролируется
гос-ом.
Основным правовым актом, регулирующим
деятел-ть ЦБ явл. Закон о ЦБ, в кот. определяются его организационно-правовой
статус, функции, процедура назначения высшего руковод-о состава,
взаимоотношения с гос-ом.
ЦБ сочетает в себе черты коммерческого
банк. учреждения и государственного ведомства, располагая некоторыми властными
полномочиями в сфере регулирования кредитной сис-мы.
ЦБ обычно создается в форме АО. Как
правило его капитал принадлежит гос-ву (Франция, Германия). Если гос-во владеет
лишь частью кап-ла (Япония) или акционерами ЦБ явл. коммерчес. Банки (США) и
др. фин. учреждения (Италия), гос-во все равно играет ведущую роль в
формировании органов управления ЦБ.
Взаимодействие ЦБ с органами гос.
власти м.б. в виде 2 моделей:
1 ЦБ выступает агентом министерства
финансов и проводником его ден. пол-ки;
2 ЦБ независим от правител-ва.
В большинствн стран функцион-ет
промежуточная модель, где ЦБ подотчетны казначейству или мин. Финансов, т.е.
они уполномочены давать инструкции ЦБ, но на практике так. случаи редкость.
При разногласиях мин. Финансов и ЦБ
возможен тол. административный путь их разрешения в форме резолюции парламента
или решения правительства.
Законодательством ряда стран
предусмотрена отчетность ЦБ перед парламентом.
Функции ЦБ:
Делятся на регулирующие, контрольные и
обслуживающие.
1 К регулирующим отн-ся:
- управление совокупным ден. оборотом; -
регулирование ден.-кредитной сферы;
- регулирование спроса и предложения на
кредит.
2 Контрольные функ-ии вкл.:
- осуществление контроля за
функционированием кредитно -банковской сис-мы;
- проведение валютного контроля и
регулирования.
3 Обслуживающие функ-ии заключаются в :
- организации платежно-расчетных
отношений (бесперебойное функ-е наличной и безнал. сис-мы)
- кредитовании банковских учреждений и
правительства;
- выполнении роли финансового агента
правительства (ведение правительственных счетов и управление активами).
Операции ЦБ:
Активные операции – операции по
размещению ресурсов.
1 учетно-ссудные операции
2 вложения в ц.б.
3 операции с золотом и валютой
Учетно-ссудные оп.
делятся на учетные опер. и краткосрочные ссуды гос-ву.
Учетные операции- покупка
векселей у государ-ва и банков.
Покупка векселей у коммер. банков
называется переучетом, т.к.при этом происходит вторичный учет, вторичная
покупка векселей, купленных у клиентов. (доход – разница м/у суммой покупки
векселя у КБ и суммой при погашении векселя у должника).
Ставка по кот. ЦБ предост-ет ссуды ком.
банкам и переучитывает их векселя наз. учетной ставкой ЦБ.
Еще есть прямые банковские ссуды
правительству сроком не более года, также под обеспечение векселями.
Банковские инвестиции – покупка гос.
облигаций осуществляется с целью регулирования ликвидности банковской сис-мы,
ден. массы и курса гос. облигации, кредитования правительства, управления гос.
долгом.
Вложения в ц.б. осуществляется для
покрытия бюджетного дефицита. (предост-е кредита).
Пассивные операции- с их помощью
образуются банковские ресурсы.
1 эмиссия банкнот (выпуск не обеспечена
золотом. Обеспечением служат активы ЦБ, т.к. все зависит от ссуд банкам,
покупки гос. ц.б., иностранной вал. и золота.)
вклады казначейства и КБ явл.
источником ресурсов ЦБ.
22. Основные
направления денежно-кредитной политики РФ на 2005 год.
В предстоящий
трехлетний период Правительством РФ и Банком России должна быть реализована
задача снижения инфляции до 7,5 - 8,5% в 2005 году, 6,0 - 7,5% в 2006 году и
5,0 -6,5% в 2007 году, что соответствует основным параметрам сценарных условий
социально-экономического развития Российской Федерации на 2005 год и на период
до 2007 года.
Сохранится режим
управляемого плавающего валютного курса, диапазон повышения реального
эффективного курса рубля в 2005 году составит от 0% до 8%. рост валютных
резервов — от $7,6 млрд. до $34 млрд. Отток капитала не превысит уровень
текущего года, который, по данным ЦБ РФ, составит $9 млрд. Процентная политика
ЦБ РФ будет направлена на сближение процентных ставок по активам,
номинированным в национальной и иностранной валютах. Банк России в 2005 году
намерен продолжить использование существующих инструментов предоставления и
абсорбирования ликвидности, а также расширить ломбардный список, включив в него
высоколиквидные ценные бумага крупнейших российских эмитентов.
Кроме того ЦБ РФ
пересмотрел прогноз по инфляции в РФ на 2004 год — вместо изначальных 10%,
максимальное значение этого показателя было увеличено до 11%. Однако после
заседания Госдумы глава ЦБ Сергей Игнатьев сказал журналистам, что инфляция по
итогам года может достичь 11,6-11,7%.
С 1 января 2005
года вступает в силу закон о консолидированной финансовой отчетности
Таким образом,
финансовая отчетность акционерных обществ приводится в соответствие с
международными стандартами. Это систематизированная информация, отражающая
финансовое положение, результаты деятельности и изменение финансового
положения компании и других связанных с ней организаций. Действие закона
распространяется на банки, а также на иные организации, акции которых
продаются на торгах фондовых бирж. Консолидированная финансовая отчетность не
может быть использована для налогового контроля. Она представляется акционерам,
сотрудникам организации и уполномоченному федеральному органу исполнительной
власти.
23. Коммерческие
банки. Классификация, функции и принципы деятельности
Банк - это
организация, созданная для привлечения денежных средств и размещения их от
своего имени на условиях возвратности, платности и срочности. Основное
назначение банка - посредничество в перемещении денежных средств от кредиторов
к заемщикам и от продавцов к покупателям.
В Российской
Федерации создание и функционирование коммерческих банков основывается на Законе
РФ "О банках и банковской деятельности в РФ". В соответсвии с этим
законом банки России действуют как универсальные кредитные учреждения, совершающие
широкий круг операций на финансовом рынке:предоставление различных по видам и
срокам кредитов, покупка-продажа и хранение ценных бумаг, иностранной валюты,
привлечение средств во вклады, осуществление расчетов, выдача гарантий,
поручительств и иных обязательств, посреднические и доверительные операции.
Коммерческие банки
можно классифицировать по ряду признаков: по характеру собственности (государственные,
акционерные, кооперативные, частные, муниципальные и смешанные); по видам операций
(универсальные и специализированные); по территориальному признаку
(международные, республиканские, региональные и обслуживающие несколько
регионов страны); по отраслевой ориентации (промышленные, сельскохозяйственные,
строительные, торговые).
В России банки могут
создаваться на основе любой формы собственности - частной, коллективной,
акционерной, смешанной.
Орган-ное
устройство комм-ких банков соотв-ует общепринятой схеме управления акционерного
общества. Высшим органом коммерческого банка является общее собрание
акционеров, которое должно проходить не реже одного раза в год. На нем
присутствуют представители всех акционеров банка на основании доверенности.
Общее собрание правомочно решать вынесенные на его рассмотрение вопросы, если
в заседании принимает участие не менее трех четвертей акционеров банка.
Общее руководство
деятельностью банка осуществляет совет банка. На него возлагаются также
наблюдение и контроль за работой правления банка. Состав совета, порядок и
сроки выборов его членов определяет общие направления деятельности банка,
рассматривает проекты кредитных и других планов банка, утверждает планы доходов
и расходов и прибыли банка, рассматривает вопросы об открытии и закрытии
филиалов банка и другие вопросы, связанные с деягельностыо банка, его взаимоотношениями
с клиентами и перспективами развития.
Непосредственно
деятельностью коммерческого банка руководит правление. Оно несет ответственность
перед общим собранием акционеров и советом банка. Правление состоит из
председателя правления (президента), его заместителей (вице-президентов) и
других членов.
Заседания правления
банка проводятся регулярно. Решения принимаются большинством голосом. При
равенстве голосов голос председателя является решающим. Решения правления
проводятся в жизнь приказом председателя правления банка. При правлении банка
обычно создаются кредитный комитет и ревизионная комиссия.
Принципы
деятельности коммерческого банка: Работа в пределах реально имеющихся ресурсов,
экономическая самостоятельность, взаимоотношения коммерческого банка со своими
клиентами строятся как обычные рыночные отношения, регулирование его
деятельности может осуществляться только косвенными экономическими (а не
административными) методами.
Основными функциями
комм, банков являются:
мобилизация
временно свободных денежных средств и превращение их в капитал;
кредитование
предприятий, государства, населения;
выпуск кредитных
денег;
осуществление
расчетов и платежей в хозяйстве;
эмиссионно-учредительская
функция;
консультирование,
представление экономической и финансовой информации. Виды лицензий:
на осуществление
банковских операций со средствами в рублях без права привлечения во вклады.
-\\- иностранной
валюте-\\-со вкладами ФЛ банк м. работать через 2 года успешной работы
на привлечение во
вклады и размещения драг ме.
в дальнейшем банкм
м. расширить свою деятельность.
Ч\з 2 года работы:
на осуществление
операций в рублях со средствами ФЛ
-\\- и ностранной
валюте-\\-.
генеральная
лицензия на осуществление банковских операций в иностранной валюте (после 6 мес.работы)
ЦБ устанавливает min уставного капитала (сейчас
5 000 000 евро.
24. Международные
финансово кредитные институты
Международные
региональные валютно-кредитные и финансовые организации - институты, созданные
на основе межгосударственных соглашений с целью регулирования международных
экономических., в том числе валютно кредитных и финансовых отношений, к таким
организациям относятся.
Банк международных
расчетов (БМР) - первый межгосударственный банк организованный как международный
банк центральных банков, организованный в 1930 г. родом эмиссионных банков Англии, Франции, Италии, Германии, Бельгии, Японии и группы
американских банков во главе с банкирским домом Моргана.
Одной из задач БМР
было облегчить расчеты по репарационным платежам Германии и военным долгам, а
также содействовать сотрудничеству центральных банков и расчетам между ними.
Свою главную функцию координатора центральных банков ведущих развитых стран БМР
сохраняет до сих пор и в настоящее время выполняет депозитно-ссудные операции,
валютные, фондовые операции, куплю-продажу и хранение золота, выступает агентом
центральных банков, производит расчеты между странами Европейской валютной
системы, выполняет функции депозитария Европейского объединений угля и стали,
совершает операции по поручению ОЭСР и участвующих в ней стран. Будучи
западноевропейским международным банком, осуществляет межгосударственное
регулирование валютно-кредитных отношений.
Международный
валютный фонд (МВФ) - международная валютно-кредитная организация, имеющая статус
специализированного учреждения ООН. Официальными целями являются: содействие
развитию международной торговли м валютного сотрудничества путем установления
норм регулирования валютных курсов и контроля за их соблюдением,
многосторонней системы платежей и устранения валютных ограничений;
предоставление государствам-членам средств в иностранной валюте для выравнивания
платежных балансов. В 1947 г в фонд входило 49 стран, в 1991 - 155. Голоса
между страна ми в руководящих органах МВФ распределяются в соответствии с
установленной для каждой из них квотой взносов, величина которой зависит от
экономического развития страны и её роли в мировой капиталистической экономике
и международной торговле. Страны члены МВФ обязаны предоставлять ему информацию
об официальных золотых запасах и валютных резервах, состоянии экономики, платежного
баланса, денежного обращения, заграничных инвестициях и т.д. Эти данные
используются частными банками для определения платежеспособности
стран-заемщиков. Важно отметить, что членство страны в МВФ является
обязательным условием при ее вступлении в Международный банк реконструкции и
развития, а также для получения льготных кредитов в его дочерней организации -
Международной ассоциации развития.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28
|