1) внутренние источники:
-кредиты, полученные от кредитных организаций в рублях;
-государственные займы, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг от
имени Российской Федерации;
-бюджетные ссуды, полученные от других уровней бюджетной системы;
2) внешние источники:
-госуд займы, осуществляемые в иностр валюте путем выпуска ц б от имени
РФ;
-кредиты в ин валюте, полученные от правительств ин гос-в, банков, фирм,
м/дунар фин орг-ций.
Источники финансир дефицита бюджетов субъектов РФ также подразд-ся на
внутр и внешние. К внутр источникам относятся гос займы путем выпуска ц б от
имени субъектов РФ, бюдж ссуды от др уровней бюдж системы и кредиты, полученные
от кред орг-ций;
Дефицит местных бюджетов может финансироваться только за счет внутр
источников: муниципальных займов и кредитов, полученных от кред орг-ций.
По росс законод-ву, бюдж дефицит м финансир-ся только на долговой
основе. Кредиты ЦБ, а также приобретение им гос или муницип долговых обяз-в при
их первичном размещении не м б источниками финансирования дефицита бюджета.
БК регулирует не только способы покрытия бюдж дефицита, но и устанавл-ет
огранич на его объем. Так, размер дефицита ФБ не м превышать суммарный объем
бюдж-ых инв-ций и расх на обслуж гос долга РФ.
Дефицит бюдж субъекта РФ не может быть больше 15 % от объема его дох без
учета фин помощи из ФБ. При этом дох бюджета д полностью покрывать его текущие
расх. Источники финансир-ия дефицита рег бюджетов могут использ-ся только на
покрытие инвестиц расходов, эти ср-ва нельзя направлять на обслуживание и
погашение долга субъектов РФ.
Ограничение на размер дефицита местн бюджета - не более 10 % от объема
доходов без учета фин помощи из фед и рег бюджетов. Поступления из источников
финансирования дефицита также м направляться только на инвестиц расходы.
18. Внебюджетные фонды, их характеристики и
взаимоотношения с др звеньями финансовой системы.
Внебюдж фонды гос-ва – это совокупность финанс ресурсов гос-ва,
находящихся в распоряжении федер, рег, местных органов упр-ия и самоупр-ия и
имеющих непосредственное целевое назначение. Порядок их образования и
использования регулируется финансовым правом РФ.
Внебюдж фонды РФ – это один из методов перераспределения общегосударств
дохода органами власти и упр-ия. Внебюдж фонды являются соц фондами по
определению.
Они решают три важные задачи:
обеспечение доп средствами приоритетных сфер экономики страны;
возможность “резервирования” денеж средств помимо госуд бюджета;
увеличение кол-ва услуг соц характера населению.
Внебюдж фонды РФ находятся в собственности гос-ва, однако при этом
являются автономными и имеют строго целевое назначение.
Доходы внебюдж фондов складываются из таких показателей, как
специальные налоги и сборы с физ и юр лиц;
отчисления от прибыли предприятий, учреждений, орг-ций всех форм
собственности;
дотации из бюджета;
займы, полученные фондами у комм банков или ЦБ РФ;
прибыль от комм деятельности, осуществляемой фондом как юр лицом.
Матер источником внебюдж фондов в РФ явл-ся национальный доход. Основная
часть фондов формируется в процессе его перераспределения. Основные методы
мобилизации НД, как уже было указано выше, - это спец целевые налоги и сборы,
займы и доп ср-ва из бюджета.
Внебюдж фонды принято делить на экономич и соц .
Сейчас в РФ действует около 30 разл рода эк и соц фондов, в том числе :
Эк : Федер дорожный фонд, Фонд воспр-ва минерально-сырьевой базы РФ,
Фонд финанс регулирования, Фонд поддержки предпринимательства и др.
Социальные :ПФ РФ, Госуд фонд занятости населения РФ, Фонд ОМС, Фонд соц
страхования и др.
Рассмотрим подробнее социальные внебюджетные фонды РФ.
Пенсионный Фонд РФ – самост финанс-кред учреждение, к-ое осущ-ет свою
деят-ть согласно действующему законод-ву в целях эффект государо упр-ия
пенсионным обеспечением РФ. Ср-ва ПФ формир-ся по Положению о ПФ РФ за счет 3
ведущих источников доходов :
страховых взносов работающих;
страховых взносов работодателей;
ассигнований из фед бюджета России.
Помимо этих источников Фонд имеет право использовать добровольные взносы
юр лиц, а также брать кредиты в банках – ЦБ и коммерческих
На сегодня важной статьей доходов ПФ являются страховые взносы
населения.
Плательщиками страховых взносов являются :
работающие граждане;
росс и иностр компании как работодатели;
предприниматели без образования юр лица;
граждане, занимающиеся частной практикой (врачи, адвокаты, консультанты,
детективы, охранники, чья деятельность подлежит обязательному лицензированию);
фермерские хозяйства;
общины малочисленных народов Севера, занимающиеся традиц отраслями
хозяйствования;
религиозные объединения.
Плательщиками не являются :
общественные орг-ции инвалидов; объединения, пред-ия, учрежд, созданные
такими орг-цями для осуществл своих уставных целей;
частично – благотворительные организации;
воинские формирования (по денежному довольствию военнослужащих, лиц
рядового и начальствующего составов органов внутренних дел, федеральных органов
налоговой полиции).
Все плательщики, кроме работающих граждан, обязаны пройти регистрацию в
ПФ. Для этого, в частности, была введена процедура индивидуального
персонифицированного учета населения, т.е. выдачи обязательного
индивидуального “Страхового свидетельства госуд-ого пенсионного страхования”
нал/лательщика, в к-ом указ-ся регистрац номер, фио, дата и место рожд, а также
пол застрахов лица.
Нал/облагаемая база для расчета страх взносов – это сумма начисленной
з/пл данному пред-ию, учрежд, орг-ции. В состав начисл оплаты труда
законодатель включает все виды вознагражд в денеж и натур формах независимо от
источника финансирования.
Однако существует ряд выплат, по которым страх взносы в ПФ не начисл-ся:
страх платежи по договорам обяз госуд личного страхования;
доходы по ц б (дивид, % и т.д.), получаемые от участия работников в
упр-ии собств-стью орг-ции, пред-ия, учрежд;
матер (финансовая) помощь, оказываемая в связи с чрезвыч обстоят-ми в
целях возмещ ущерба, причиненного здоровью;
компенсации, льготы гражданам, подвергшимся воздействию радиации;
стоимость льгот по проезду отдельным категориям работников,
и другие.
Срок оплаты страх взносов для работодат – не позд 15-ого числа каждого
мес. Так же, 1 раз в мес, работодат-и начисляют и удерживают страх взносы со
своих работников.
Оплата страхх взносов осущ-ся платежными поручениями, к-ые представл-ся
в банк одноврем с платеж поручениями или чеком на получение ср-ств для выплаты
зпл. Платежи в ПФ осущ-ся плательщиками в первоочередном порядке.
Страх взносы работодат относятся ими на себест продукции – оказанных
услуг, выполн работ и т.д.
Средства, поступившие на счета ПФ, используются на выплаты :
госуд пенсий по старости и инвалидности;
пенсий военным;
компенсаций пенсионерам.
Бюджет ПФ и смета расходов, отчеты об их исполнении составл-ся
Правлением ПФ. Бюджет утвержд-ся законодат органом – Федер Собранием РФ.
Фонд обязательного социального страхования РФ
Фонд соц страх РФ – это орг-ция, основ задачами к-ой явл :
обеспеч гарантированных гос-ом пособий по врем нетрудосп-ти, берем и
родам, при рожд ребенка, по уходу за ребенком до 1,5лет, на погреб,
санат-курорт лечение и оздоровл работников и членов их семей, а также др цели
госуд соц страх-ия, предусм законодат-ом;
участие в разработке и реализации гос программ охраны здоровья
работников, мер по совершенств соц страх;
разраб совместно с Мин труда РФ и Мин фин РФ предложений о размерах
тарифа страх взносов на гос соц страх.
Ср-ва Фонда образ-ся за счет :
страх взносов работодателей;
ассигнований из республиканского бюджета РФ на покрытие расх, связ с
предоставл льгот (пособий и компенсаций) лицам, пострадавшим вследствие черноб
катастрофы или радиац аварий на др атом об-тах, а также в др установленных
законом случаях;
добров взносов граждан и юр лиц;
поступления иных фин-х ср-тв, не запрещенных законодательством.
Средства Фонда соц страх направляются на :
выплату пособий по временн нетрудосп-сти;
выплату пособий по берем и родам, пособий на ребенка до1,5 лет;
выплату пособий на погребение;
санаторно-курортное лечение и оздоровление работников и членов их семей;
частич содерж санаториев-профилакториев, санаторных и оздоров лагерей
для детей и юношества;
частич финансиров меропр по внешкольному обслуживанию детей;
оплату проезда нуждающимся к месту лечения и отдыха и обратно;
проведение научно-иссл работы по вопросам соц страх и охраны труда.
Контроль за полнотой и своевремен-тью начисления и уплаты страхователями
страх взносов осущ-ся Фондом непосредственно, а также – в рамках своей
компетенции – Государственной налог службой, а за правильным и рац расходов
этих ср-тв на пред-иях – также Фондом, но уже с участием профсоюзов.
Фонд ОМС- внеб фонд РФ, созд для реализ политики в области здравоохр и
мед страх населения.
Ср-ва Фед и террит фондов медиц страх нах-ся в собств-ти гос-ва, в
состав др фондов (прежде всего близкого “по духу” Фонда соц страх не входят и
изъятию не подлежат.
Плательщиками обяз страх взносов в Фонд выступают:
любые хоз суб-ты незав от форм собств и организ-прав форм деят-ти;
органы исполнит власти, осущ-ие платежи за неработающ граждан.
Все плательщики в этот фонд также подлежат обяз регистрации в территор
фондах обяз мед страх в теч 30 дней со дня создания этого территор фонда.
Объект выплат – оплата труда, начисл по всем основаниям. Тариф
составляет 3,6 % по отношению к начисленной оплате труда по всем основаниям.
Эти взносы включ-ся работодателем в себ/ст пр-ции.
Страх взносы в Фонд не начисл-ся по след основаниям :
дивид и %, выплачиваемые по акциям;
предоставление выходного пособия при увольнении;
стоимость бесплатно предоставляемых услуг;
компенсационные выплаты,
и др.
При обслуживании гражданина Фондом обяз медиц страхов ему выдается (по
месту работы либо жительства) страх полис, по к-му ему гарантировано
предоставление необходимого min медиц услуг в поликлинике и стационаре.
В этот min входят :
выбор пациентом поликлиники, участкового врача (врача общей практики);
госпитализация в палату на 4-8 мест;
прикрепление лечащего врача, медсестринского персонала в стационарном
учреждении;
предоставление больным поста индивидуального ухода по медицинским
показаниям;
перевод в лечебно-профилактическое учреждение более высокого уровня по
медицинским показаниям;
обследование и лечение родителей, госпитализированных с детьми;
услуги по обслуживанию беременных и родам,
и др.
Порядок использования внебюджетных фондов
1. Средства гос и местн внебюдж фондов нах-ся на спец счетах,
открываемых органами упр-ия внебюджет фондами, изъятию не подлежат и расх-cя в
строгом соотв-ии с целев назнач.
2. Инф-ция об открытых расч, текущ, вал, депозитных и иных счетах, о
реквизитах банков учреждений, в к-ых открыты эти счета, и распорядителях лиц,
обладающих правом первой подписи данных счетов, а также все изм по ним
доводятся руков-вом фонда до соответствующ представит органов власти не реже 1
раза в полугодие.
3. Использов ср-тв внебюдж фондов осущ-ся в соотв с утвержд бюджетом.
Бюджет областн внебюдж-го фонда разраб-ся исполнит дирекцией либо органом,
уполномоч управлять фондами, рассм-ся органом упр-ия внебюдж фондом, утвержд-ся
Законодат собранием; бюджеты местных внебюдж фондов - представительными
органами местн самоупр не позднее 31 декабря предшествующ года.
4. Своб ср-ва внебюдж фондов на условиях, предусм Законом (решением),
могут быть размещены в учреждениях ЦБ или уполномоч комм банках для пополнения
фондов или в гос ценных бумагах.
5. Остатки на счетах внебюдж фондов в банках должны быть не ниже
страхового запаса.
16. Бюджетный федерализм, его сущность и назначение в
решении межбюдж отношений. Концепция реформирования бюдж процесса в 2004-2005г.
Бюдж фед-зм (БФ)-разделение полгомочий м/д центральными органами власти,
властями с-тоф федерации и органами местного самоупр-ия в бюдж сфере. Он
реализ-ся в ходе процесса мобилизации бюдж доходов и расходовании бюдж ср-в.
БФ базир-ся на след принципах:
-законодательном разграничении полномочий по расх м/д уровнями власти
всех уровней упр-ия
-обеспечении соотв органов власти необх фин ресурсами для выполнения ими
возложенных на них ф-ций
-обеспечение верт и гориз выравнивания дох всех звеньев
-наличие единых для каждого звена БС формализованных прозрачных методов
регулирования бюджетов
-самостоятельности и равноправии каждого бюджета, что выраж-ся в
самост-ти бюдж процесса
БФ опирается на конституционное декларирование распределения предметов
ведения м/д федерацией, с-тами РФ и муниципальными образованиями.
В наст время БС нах-ся в стадии реформирования:
1. 1. В 2004г приняты важнейшие законы по разграничению расходных
полномочий м/д уровнями органов власти. Это привело к внесению в БК и НК
изменений, которые направлены на обеспечение сбалансированности доходов и
расходов бюджетов всех уровней власти, закрепление за ними на долгосрочной
основе собственных доходных источников, выравнивание исходя их объективных
критериев бюджетной обеспеченности регионов и муниципалитетов.
2. в ходе осуществляемой бюдж реформы акценты бюдж процесса
предполагается перенести с управления затратами на управление результатами.
Бюджет планируется, начиная с 2006г., формировать, исходя из целей и
планируемых результатов госуд политики, а бюдж ассигнования должны иметь четкую
привязку к государственным функциям.
В этих целях планир-ся действия в след направлениях:
1. реформа бюдж классификации и бюдж учета. Соотв док-ты приняты в к
2004г. на фед уровне д опред-ся лишб основн, обяз для всех уровней БС позиции
эк и функциональной классификации. Такой подход обеспечит большую свободу
маневра для органов гос власти в ходе бюдж процесса.
2. повыш роли перспективного фин плана в бюдж процессе, что повысит
предсказуемость бюдж политики и кач-во подготовки бюджета.
3. Распределение бюдж ресурсов м/д администраторами бюджетных средств и
реализуемыми ими бюджетными программами в зависимости от планируемого уровня
достижения поставленных перед ними целей, в сооств со среднесрочными
приоритетами соц-эк политики в пределах прогнозируемых на долгосрочную
перспективу объемов бюджетных ресурсов.
4. Ориентация целевых программ на решение крупных и требующих длительных
сроков реализации инвестиц, научно-тех проектов межотраслевого характера.
5. Создание новой нормативной базы и обеспечение четкого соблюдения
правил госуд закупок, распространяемых на все осуществляемые в интересах гос-ва
закупки.
1. Рцб как элемент фин
рынка, роль, знач-е и стр-ра. Участ рцб.
Рцб- составная часть рын эк-ки. Развитость и степень регул-ния со
стороны гос-ва - индикаторы зрелости эк развития страны. Рцб испытывает
воздействие со стороны внутр факторов страны и состояния мир фин рынка. Цель–
обеспечивать наличие механизма для привлечения инв-ций в эк-ку путем устан-ния
необх контактов, причем инв-ции дб эфф-ные и иметь юр силу. Он сущ-ет для
обеспечения сделок по продаже и покупке цб., ускоряет переход капитала от ден к
произв форме, перераспр-я капитала м/д разл сферами. Развитый рцб облегчает
задачу интеграции в мир фин рынок и создает канал для инв-ния ин капитала в
отеч эк-ку. Рцб – сов-сть эк отн-й, связ-х с выпуском и обращением цб м/д его
участ-ми. Цель: аккум-ет временно свобод ДС и напр-ет их на развитие перспект
отраслей. Источники ДС: 1. внутр:аморт и прибыль, 2. внешн: банк ссуды и ср-ва,
полученные от выпуска цб.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28
|