Принцип единства бюджетной системы РФ сводится к единству правовой базы,
денежной системы, единству форм бюджетной документации, принципов бюджетного
процесса в РФ, санкций за нарушение бюджетного законодательства РФ, а также к
единому порядку финансирования расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы
РФ и ведения бухгалтерского учета средств этих бюджетов.
Принцип разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной
системы означает закрепление соответствующих видов доходов (полностью или
частично) и полномочий по осуществлению расходов за органами государственной
власти РФ, органами государственной власти субъектов РФ и органов местного
самоуправления.
Принцип самостоятельности бюджетов - это 1) право законодательных
(представительных) органов государственной власти и органов местного
самоуправления на каждом уровне бюджетной системы самостоятельно осуществлять
бюджетный процесса; 2) наличие собственных источников доходов бюджетов каждого
уровня бюджетной системы; 3) законодательное закрепление регулирующих доходов
бюджетов, а также полномочий по формированию доходов бюджетов соответствующих
бюджетов; 4) право органов государственной власти и органов местного
самоуправления самостоятельно определять источники финансирования дефицитов
соответствующих бюджетов; 5) недопустимость изъятия доходов, дополнительно
полученных в ходе исполнения законов или решений в бюджете, сумм превышения
доходов над расходами бюджетов и сумм экономии по расходам бюджетов; 6)
недопустимость компенсации потерь в доходах и дополнительных расходов,
возникших в ходе исполнения законов или решений о бюджете за счет бюджетов
других уровней (за исключением случаев, связанных с изменением
законодательства).
Принцип полноты отражения доходов и расходов бюджетов, бюджетов
государственных внебюджетных фондов требует отражения в обязательном порядке и
в полном объеме всех их доходов и расходов и иных обязательных поступлений,
определенных налоговым и бюджетным законодательством. Все государственные и
муниципальные расходы подлежат финансированию за счет бюджетных средств,
средств государственных внебюджетных фондов, аккумулированных в бюджетной
системе.
Налоговые кредиты, отсрочки и рассрочки по уплате налогов и иных
обязательных платежей полностью учитываются отдельно по доходам и по расходам
бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов, за исключением этих
отсрочек и рассрочек, предоставляемых в пределах текущего финансирования года.
Принцип сбалансированности бюджета означает, что объем предусмотренных
бюджетом расходов должен соответствовать суммарному доходу бюджета и поступлений
из источников финансирования его дефицита. При составлении, утверждении и
исполнении бюджета необходимо стремиться к минимизации бюджетного дефицита.
Принцип эффективности и экономичности использования бюджетных средств
требует от соответствующих органов и получателей бюджетных средств исходить при
составлении и исполнении бюджетов из необходимости достижения заданных
результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения
наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств.
Принцип общего (совокупного) покрытия расходов сводится к тому, что все
расходы бюджета должны покрываться общей суммой доходов бюджета и поступлений
из источников финансирования его дефицита. Доходы бюджета и поступления от
источников финансирования его дефицита не могут быть увязаны с определенными
расходами бюджета за исключением доходов целевых бюджетных фондов, а также в
случае централизации средств из бюджетов других уровней бюджетной системы.
Принцип гласности предполагает: 1) обязательное опубликование в печати
утвержденных бюджетов и бюджетных отчетов, полноту представления информации о
ходе исполнения бюджетов; 2) обязательную открытость для общества и СМИ
процедур рассмотрения и принятия решений по проектам бюджетов, в том числе по вопросам,
вызывающим разногласия.
Секретные статьи могут утверждаться только в составе федерального
бюджета.
Принцип достоверности бюджета сводится к надежности показателей прогноза
социально-экономического развития соответствующей территории и реалистичности
расчетов доходов и расходов бюджета.
Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что
бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных их получателей с
обозначением направления их на финансирование конкретных целей.
Любые действия, приводящие к нарушению адресности, в том числе
направлению средств, предусмотренных бюджетом, на цели, не обозначенные в нем,
квалифицируются как грубые нарушения.
Бюджетные отношения в государстве осуществляются на базе определенных
правовых норм, совокупность которых образует бюджетное право. Предметом
регулирования бюджетного права являются бюджетные отношения, возникающие в
связи с формированием бюджетов, распределением и использованием бюджетных
средств.
Источниками бюдж права явл-ся норматив правовые акты разл юрид силы,
к-ые м условно разделить на 2 группы:
нормативные акты, устанавливающие общие правила для участников бюдж
отношений;
финансово-плановые акты, к к-ым относятся собственно бюджеты, фин планы
ведомств, сметы учреждений и т.д.
Осн источником бюдж права в РФ является Конституция РФ. Конст
устанавливает форму госуд устройства РФ и принципы взаимодействия федер центра
и субъектов федерации (ст. 5). В главе 3 Конституции, посвященной федератив
устр-тву России, опр-ся предметы ведения РФ, субъектов РФ и совместного
ведения.
Кроме того, в Конституции (ст. 132) закреплено право органов местного
самоупр самостоятельно формировать, утверждать и исполнять местный бюджет.
В развитие основных положений в сфере бюджетного права, закрепленных в Конституции
РФ, издаются и специальные законодательные акты, составляющие собственно бюдж
законодательство РФ.
Бюдж законод-во включает в себя Бюдж кодекс РФ и принятые в соотв с ним:
федеральные законы о федеральном бюджете;
законы субъектов РФ о бюджетах субъектов РФ;
норматив правовые акты муницип образований о местных бюджетах;
иные федер законы, законы субъектов РФ, нормат правовые акты
представительных органов местного самоупр, регулирующие бюдж правоотношения;
нормы м/дународного права.
5. Бюдж классификация, ее состав и назначение.
Изменения в бюдж классификации. Важнейшей
составляющей устр-ва БС явл-ся БКл. Она предст-ет собой группировку дох и расх
бюджетов всех уровней, а также источники финансирования их дефицитов,
составления и исполнения бюджетов и обеспечения сопоставимости их
характеристик.
БКл-цию устанавливает МинФин РФ в целях единообразного построения и
учета, а также необходимого анализа исполнения гос бюдж-та. Построение БКл-ции
регламентируется Ф з «О БКл РФ». Этот док-т включает в себя:
1. класс-цию доходов бюджета РФ
2. функциональную класс-цию расх бюдж РФ
3. экономич клаа-цию расх бюдж РФ
4. класс-цию источников внутр финансир-ия дефицита бюджета РФ
5. класс-цию источников внешн финансиров деф бюджета
6. класс-цию видов гос внутр долга РФ, субъектов РФ, муниципальных
образований.
7. класс видов госуд внешних долгов РФ и госуд внешних активов РФ
8. ведомственную класс-цию расх ФБ
Класс-ция доходов бюдж РФ – это группировка дох бюдж-ов всех уровней БС,
определяющих источник формирования дох бюджетов всех уровней БС РФ. Группы
доходов состоят из статей доходов, объед-щих конкр виды дох по источникам и
способам их получения. Все бюдж дох объединены в 4 группы: налог дох, неналог
дох, безвозм перечисления, дох целевых бюдж фондов.
Расх бюдж – это ДС, направляемые на финанс обеспеч задач и функций госуд
и местного самоупр-ия. Разл-ют 3 стр-ры расх бюджета: функциональную, экономич
и ведомственную.
Функц – предст-ет собой четырехступенчатую группировку расх бюдж-ов
всех уровней БС РФ по отраслям деят-ти и звеньям упр-ия, отражает направление
бюдж ср-в на выполнение осн ф-ций гос-ва.
Отраслевая – позволяет выявлять пропорции распределения бюдж ср-в и
путем их корректировки добиваться нужных сдвигов в отраслевой стр-ре.
Функциональная – позволяет в процессе исполн бюдж проводить группировку
приоритетных направлений в самост подразделы, обеспечивающие в совокупности
решение общих программ.
Ведомственная – позволяет осущ-ть адресное выделение фин ресурсов,
отражающее распредел ср-в по их конкретным распорядителям.
Экономич , основанная на эк содержании расх бюджета, позволяет видеть их
роль в обществ воспроизв-ве. В соотв с ней расх бюдж в России подразд-ся на
текущ и накопительные, расх на создание гос запасов и резервов, приобретение
земли и НМА.
Класс-ция источников финансирования дефицита бюдж РФ предст-ет собой
группироваку заем ср-в, привлекаемых РФ, субъектами РФ и органами местного
самоупр для покрытия дефицитов соответствующих бюдж-ов. Здесь разл-ют
группировки внутр иисточников финансиров дефицитов бюдж-ов РФ и внешних источ
финансир федер бюджета.
Претерпела изм классиф дох : в бюдж классиф, действующей с 2005 г., осуществлено:
- закрепление доходных источников за соотв администраторами поступлений
в бюджеты РФ
- приближение классиф-ции дох бюдж-ов РФ к м/дунар стандартам статистики
гос финансов.
Далее планир-ся отказаться от практики утверждения бюдж классиф
отдельным фед законом. Законом б закрепл-ся лишь основные, обяз для всех
уровней БС, позиции эконом и функц классиф расходов бюдж-ов, а также классиф
дох и источников финансир дефицита бюдж-ов. Дальнейшая стр-ра классиф-ции
опред-ся органами власти соотв уровня при принятии закона о бюджете. Такой
подход обеспечит испол власти большую гибкость при составд проекта бюдж в рамках
законод установленных единых принципов бюдж классификации.
8. Дох бюджетов субъектов РФ, их виды и особенности
формирования.
Дох бюдж суб-ов РФ формир-ся за счет собств и регулирующих налог дох ,
за искл дох, передаваемых в порядке регулирования местным бюдж-ам. В дох
бюдж-ов суб-ов РФ полностью поступают дох от исп-ия имущ-ва , находящ-ся в
собств суб-ов РФ, и дох от платных услуг, оказываемых бюдж орг-циями,
находящимися в ведении органов гос власти суб-ов РФ. Иные неналог дох поступают
в бюджеты суб-ов РФ в порядке и по нормативам, к-ые установлены ф законами и
законами суб-ов РФ.
К налог дох бюдж суб-ов РФ относятся:
1. собственные налог дох бюдж-ов РФ от региональных налогов и сборов,
перечень и ставки к-ых опред-ся налог законод-вом РФ, а пропорции их
разграничения на постоянной основе и распределения в порядке бюдж-ого
регулирования м/д бюдж-ом суб-та РФ и местными бюдж-ми опред-ся законом о
бюджете суб-та РФ на очередной фин год и Ф з «О финансовых основах местного
самоупр-ия в РФ»
2. отчисления от федер регулирующих налогов и сборов распределенных к
зачислению в бюджеты суб-ов по нормативам, определенным Ф з о ФБ на очередной
фин год, за исключ доходов от федер сборов, передаваемых в порябке бюдж
регулирования местным бюдж-ам. Дох бюдж-ов суб-ов Федерации, как и дох ФБ,
подраз-ся на 2 группы: налоговые и неналог.
Дох региональных бюдж-ов в РФ формир-ся за счет собстенных и
регулирующих налог поступлений.
Региональные налоги устанавл-ся законодат актами РФ и взимаются на
всей её терр-рии. При этом конкретные ставки налогов опред-ся региональными
органами гос власти, если иное не будет установлено российскими законодат
актами.
В бюджет суб-ов РФ зачисл-ся след виды налогов:
1. налог на имущ-во орг-ций
2. налог на недвижимость
3. дорожный налог
4. транспортный налог
5. налог на игорный бизнес
6. региональные лицензионные сборы.
Отличит чертой рег налогов явл-ся то, что конкретные размеры ставок,
определение об-ов налогооблож, плательщиков и методов исчисления налогов уст-ся
в соотв с законод-вом России законодательными органами суб-ов РФ, республик в
составе РФ или решениями органов гос власти краев, областей, авт области и авт
округов.
Кроме того, в состав дох части бюдж-ов включ-ся неналог поступления, к
к-ым относ-ся доходы:
1. от использ имущ-ва, наход-ся в гос собст-ти , или от хоз деят-ти
(сдачи в аренду, дивид по акциям, принадлежащим органам власти и упр-ия
региона).
2. от продажи имущ-ва, нах-ся в гос собст-ти (поступления от
приватизации, продажи акций, квартир; производственные и нерпроизв фонды).
3. штрафн санкции и суммы возмещения ущерба
4. дох от внешнеэк деят-ти
5. др виды неналог поступлений
собств дох бюдж-ов суб-ов РФ от региональных нал и сборов, а также
закрепленных за суб-ми РФ фед налогов и сборов м б переданы местным бюдж-ам на
пост основе полностью или частично – в %-ой доле, утверждаемой законод органами
суб-ов РФ на срок не менее 3 лет.
9. Дох местных бюдж-ов, их виды и ообенности
формирования.
Дох мест бюдж-ов формир-ся за счет собств дох и дох за счет отчислений
от федер и региональных регулирующих налогов и сборов.
В МБ –ты после уплаты налог и сборов, предусм законод-вом о налогах, в
плоном объеме поступают дох от использ-ия имущ-ва, нах-ся в муницип собств-ти,
и дох от платных услуг, оказываемых бюдж-ми учреждениями, нах-ся в ведении
органов местн самоупр-ия.
В МБ поступают:
1. ассигнования на финансир осуществления отд гос полномочий,
передаваемых органам местного самоупр-ия.
2. ассигнования на финансир реализации органами местного самоупр
фед законов и законов суб-ов РФ
3.ассигнования на компенсацию доп расх , возникших в рез решений,
принятых органами гос власти, приводящих к увелич бюдж расходов муницип
образований.
4. др неналог дох, поступающие в МБ-ты в порядке и по нормативам, к-ые
установлены Ф законами, законами скб-ов РФ и правовыми актами органов мест
самоупр.
Дох МБ-ов состоят из 2 частей: налоговой и неналог.
К налог дох МБ отн-ся:
1. собств налог дох МБ-ов от местных нал и сборов, определенные налог
законод-вом РФ
2. отчисления от фед и рег регулирующих нал и сборов, передаваемые МБ-ам
.
3. гос пошлина, за исключ гос пошлины, зачисляемой в дох ФБ, - по
нормативу 100% по местонахождению кред орг-ции, принявшей платеж.
Неналог дох МБ-ов учитыв-ся и формир-ся также за счет части прибыли
муницип унитарных пр-ий, остающейся после уплаты налогов и иных обяз платежей,
- в размерах, устанавливаемых правовыми актами органов мест самоупр.
Дох МБ-ов м б переданы бюдж-ам др уровней по ставкам, определяемым
правовыми актами органов местн самоупр.
Представительные органы местного саиоупр вводят местные налоги и сборы,
уст-ют размеры ставок по ним и предоставл-ют льготы по их уплате в пределах
прав, предоставленных им налоговым законод-вом РФ.
Внесение изм и дополн в правовые акты представительных органов местного
самоупр о местных нал и сборах допускается только в случае внесения
соответствующих изм и дополн в правовой акт представительного органа мест
самоупр-ия о местном бюджете на текущий фин год.
Оганы местного самоупр предоставляют налоговые кредиты , отсрочки и
рассрочки по уплате налогов иных обяз платежей в местные бюджеты в пределах
лимитов, определенных правовыми актами представительных органов местного
самоупр о бюджете.
Органы местного самоупр определяют порядок предоставления отсрочек и рассрочек
по уплате налогов и иных обяз платежей в части сумм федер налогов и сборов,
региональных нал и сборов, поступающих в МБ-ты, только при отсутствии задолж-ти
по бюджетным ссудам местного бюджета перед бюдж-ми др уровней БС РФ и
соблюдении предельного размера дефицита МБ-та и размера муниципального долга,
установленных БК.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28
|