16. Гос и муниц воздействие на эк и соц сферу. Финанс.сист. вкл. в себя звенья фин-х отнош-ий:
гос. бюджет, внебюдж.фонды, гос. кредит, фонды страхов-я, фондовый рынок
финансы п/п различ. форм собст-ти. Финанс. отнош-я м. разбить на 2 подсист. :1.
общегосуд-ые фин., обеспечив-ие потреб-ти расшир-ого воспроиз-ва на
макроуровне. и 2.финансы хозяйств-х субъ-ов, пользуемые для обеспечения
воспроизвод-ого процесса денеж. ср-ми на макроуровне. Разграничения фин.системы
на отдельные звенья обусловлено различиями в задачах каждого звена, в методах
формиров-я и исполнения централиз-х и децентрализ-х доходов денеж. средств.
Общегосуд. централиз-е фонды денеж.ресур-в создаются путём распред-я и
перераспр-я национ-го дох., созданного в отраслях материаль-го произ-ва. Важная
роль, кот. выпол-ет гос. в области экон-го и соц.развития приводит к
необходимости централизации в его распоряж-и значит.части фин.ресурсов. Формами
их использов-я явл. бюдж. и внебюдж.фонды, обеспечивающие потреб-ти гос-ва в
решении эк-х задач.Децент-е фоны ден.ср-в образ-ся из денеж. дох-в и накоп-й
самих п/п. Основой единой фин.сист. служат финансы пред-тия, кот. обеспечивают
определён. темп развития всех отраслей народ. хоз-ва,перераспр-ют фин. ресурсы
м/у отраслями экон-ки и регионами страны,произв-ой и непроиз-ми сферами. При
недостатке собств-х средств п/п может привлекать на акционерной основе сред-ва
других пред-ий, а также на базе операций с ц.б. – заём.сред-ва. Посредствам
заключения дого-ов со страх. комп-ми осущ-ся страх-е предприн-их рисков. Через
фин.сист. гос. воздействует на формир-е централ-х и децентр-х денеж.фондов,
фондов накоплений и потреблений, используя для этого налоги,расх. гос.бюджета,
гос.кредит.
17. Гос кредит – это совокуп-ть экон-х отношений м/у гос-ом в лице
его органов власти и управления с одной стороны, и юрид.лицами с другой, при
кот. гос.выступает преимущественно в качестве заёмшика, а также кредитора и
гаранта. Гос.кред. выполняет три ф-ции: распределит-ю, регулир-ую и
контрольную. Формы кредита: 1.казначейская ссуда,т.е. гос. предост-ет кредит
хоз.субъектам или нижестоящим национально-территориальным образованиям. 1.1.
существует развитая банковская система.1.2. наличие дефицитности бюджета. 2.
Гос. гарантия под кот.поним-ся обязат-ва правит-ва погасить кредит, полученный
клиентом правит-ва у третьего лица, если лицо не может погасить кредит.
3.гос.займы (внутрен-е и внеш-е) могут выступать как гарант, как заёмщик,
кредитор.
18. Гос гарантии в целях настоящего Кодекса признаётся способ
обеспечения гражданско-правовых обязательств, в силу которого соответ-но РФ-гарант
даёт письменное обязательство отвечать за исполнение лицом, которому даётся
гос.гарантия, обязательства перед третьими лицами полностью или частично.
Письменная форма гос.гарантии явл.обязат-ой. Несоблюд-е пись. формы
гос.гарнтии влечёт её недействит-ть. В гос.гарантии д.б. указаны:сведения о
гарант-и, включ-ие его наименование (РФ) и наимен-е органа, выдавшего гарантию
от имени указанного гаранта. Гарантия предост-ся на конкурсной основе.
Предусм-е гос.гарантией обязат-во гаранта перед третьим лицом огранич-ся
уплатой суммы, соотв-ей объёму обязательств по гарантии. Гарант, исполнивший
обязат-во получателя гарантии, имеет право потребовать от последнего возмещения
сумм, уплаченных третьему лицу по гос.гарантии, в полном объёме в порядке,
предус-ом гражданским законод-ом РФ. Исполнение гос.гарантий подлежит
отражению в составе расходов бюдж-в как предост-ие кредитов. Бюдж.кодекс РФ от
31июля 1998 года:общая сумма предост-х гос. гарантий РФ для обеспечения
обязат-в в иностр.валюте вкл.в состав гос.внеш.долга РФ как вид долгового
обязательства. Д/ы отдельно утверж-ся гос. гарантии РФ на сумму эквивал-ю 10
млн.долларов США.
19. Гос.зайи – это вид займа, когда заёмщиком явл. гос-во.Как правило гос.займ.
осущ-ся путём приобретения гос.облиг-й или иных ц.б., удостовер-их право на
получение от заёмщика предос-х ему взаймы денеж.средств или в зависим-ти от
условий займа иного имущ-ва, установ-х %, либо иных имущественных прав. В
зависимости от того, явл. ли щаимовладелец резидентом данного гос-ва или нет,
различают внешний и внутрен-й гос.займ. Классиф-ция гос.займа: 1.По
субъ-ам заёмных отнош-й различают:-займы, размещаемые центральными орг-ми
управ-ия, -займы, размещаемые территор-ми органами управ-я.2.По месту
размещ-я:внутрен-ие и внеш-е. 3.По возможности размещения на рынке: рыночные и
нерыночные(выпускаются с целью мобилизации средств крупных
инвесторов:страх.компаний, банков).4.По сроку:краткосроч-е (до года - векселя),
долгосроч-е (>5лет, но не более 30) и среднес-е (от 1 до 5 - облигации). 5.По
обеспеченнсти долговых обязательств: -закладные, обеспе-ые конкрет.залогом
(здание администрации), -беззакладные,когда обеспечение служит все
имущ-во данного ограна управления. 6.По способу выплаты дох. различают:
выигрышные облигации, % , с нулевым купоном(т.е.продажа со скидкой, с
дисконтом). 7. В зависимости от варианта погашения задолж-ти различают:
-погашение единовременным платежём,-частями:в том числе -равными
долями,-возраст-ми,- снижающими долями.
20. Гос.долг – это сумма задолженности внешним и внутренним кредиторам. Различают
внешний и внутренний гос.долг. Гос.долг склад-ся из задолж-ти центрального
правит-ва, региональных и местных орг-ов власти, гос.организ-ций, п/п. Г.д.
определ-ся динамикой бюдж.дефицита. Чтобы уменьшить Г.д., бюдж.д. иметь
положит. сальдо. Если гос.бюдж.имеет дефицит, Г.д. увеличив-ся. Большая часть
Г.д. обычно возникает внутри страны. В основном займы поступают от предп-ий и
более или менее зажиточных домаш-х хозяйств. Граждане уплачивают издержки
гос.долга путем уплаты налогов, предоставляя гос-ву платить % по Г.д. Управление:1.
Обмен одних долговых обязательств на другие (схема «облигации-облигации»).
2.обмен долговых обяз-в на акции в рамках гос.программы приватизации (схема
«облигации-акции»). 3.досрочный выкуп долговых обязательств с дисконтом (схема
«выкуп»). 4. Списание части долговых обязательств. Примерные схемы «списания»
промышленно развитыми странами объясняется не только соображениями
политич.хар-ра (такого рода шаги, как правило, многократно повышают политич.вес
стран-доноров), но и чисто экономич. рассчётами.
21. Гос долгом РФ явл. долговые обязат-ва РФ перед физ. и юр.лицами,
ин.гос-ми, м/н орг-ми и иными субъектами международного права. 2.Г.д.РФ
полностью и без условий обеспечивается всем находящимся в федеральной собств-ти
имущ-ом, составл-им гос.казну. 3.органы гос.властиРФ используют все полномочия
по формиров-ю дох. федер-го бюдж. для погашения долговых обязательств РФ и
обслуживания Г.д.РФ. Управление Г.д.РФ осущ-ся правит-ом РФ. В состав Г.д.РФ
входят долговые обязат-ва в след.формах: кредит.соглашения и договоры,
-заключ-ые от имени РФ с кредит.орг-ми, ин.гос-ми и м/н фин.орг-ми; -гос.ц.б.
выпуск-ые от имени РФ; -договоры о предост-ии гос.гарантий РФ,договоры
поручит-ваРФ по обеспечению исполнения обязательств третьим лицам;
-переоформление обязательств третьих лиц в гос.долг РФ на основе принятия
федер.закона. Г.д. по сроку погашения подразд-ся на основной (сумма задолж-ти
по которой не наступил срок платежа) и текущий (задолженность гос-ва по
обязательствам, по которым срок платежа уже наступил). Долгов. обяз-ва м.
подразделить на краткосроч. (до 1 года), среднесроч.(от 1-5 лет) и
долгосроч.(от 5-30лет). Проблема управления: В начале рыноч.реформ
дефицит федерального бюдж. финансир-ся глав.образом за счёт прямого
кредитования ЦБРФ. В мае 98г. правит-ом было принято решение о запрещении
прямого кредитования и создн рынок краткосроч-х гос.облиг-ций. На еженедельных
аукционах размещались новые выпуски гос.ц.б., дох.от кот. направлялся на финансирование
дефицита гос.бюдж.,а участникам рынка были как российские юр. и физ. лица, так
и ЦБРФ. Поступление первого транша дополнит-го стабилизац-го кредита МВФ не
смогло предотвратить принятие 17авг.98г. решения правит-ом С.Кириенко о
реструктуризации долга внутрен.долга и объяв-ия временного моратория по
внеш.капитальным операциям. Принципиальным стал вопрос об урегулировании
отношений с инвесторами, разместившими свои сред-ва в гос.ц.б., также как и о
способности России обслуживать свой внеш. долг.
22. Госуд.ц.б. признаются цен.бум., выпущенные от имени РФ.
Федеральный закон от 29 июля 1998г.№136-ФЗ «Об особенностях эмиссии и обращения
государств. И муницып-х ц.б.». Ценной бумагой явл. документ, удоставеряющий с
соблюдением установленной формы и обязательных реквизитов имущественные права,
осуществление или передача кот. возможны только при его предъявлении. Цен.бум.,
выпускаемые РФ в лице Министерства Финансов РФ, которое явл. их эмитентом. В
соответствии с законодат-ом и норматив-ми актами РФ к ним относятся:
госуд.краткосрочные бескупонные облигации (ГКО); облигации федерального займа с
переменным купоном (ОФЗ-ПК);
облигации сберегательного гос.займа РФ(ОГСЗ); облигации внутреннего
гос.валютного облигац-го займа (ОВВЗ); облиг.и др. ц.б. субъектов РФ; другие
гос.цен.бум. местного самоуправления. Гос. и муницип. ц.б. могут быть выпущенны
в виде облигаций или иных ц.б., относящихся к эмиссионным ц.б. в соответствии с
ФЗ «О рынке цен.бум.», удостоверяющих право их владельца на получение от
эмитента указанных ц.б. денеж.средств или в зависимости от условий эмиссии этих
цен.бум. иного имущества, установл-х процентов от номинальной ст-ти либо иных
имущественных прав в сроки, предусмотренные условиями указанной эмиссии. Виды:
1.Облигация – это ц.б. на предъявителя, представляющие собой долговое
обязательство, по по которому кредиторы (держатели облигаций) получают годовой
доход по ставкам фиксированного или «плавающего» процента. Доход поступает в
форме выйгрышей или путём оплаты купонов. Облигации подлежат погашению (выкупы)
в течение определённого, заранее обусловленного при выпуске займа срока.
Реквизиты: наименование «облигация», фирменное наименование орг-ции и её
местонахождение, порядковый номер облигации, дата выпуска, вид, общая сумма
выпуска, %ставка, условия и порядок выплаты погашения. 2.Вексель,выпускаемый
гос-ом для покрытия своих расходов. В капиталистических странах вексель играет
важную роль как орудие кредита и средство платежа; в странах Содружества
сохранился только в торговых операциях с заграницей. 3. Казначейские векселя –
это краткосрочные, госуд. обязательства. Выпускаются на срок от 3 до12 мес.:
а). казначейские векселя не имеют процентных купонов, б). реализуются среди
банков, а не физ.лиц. Продаются со скидкой с номинала, выкупаются – по
нарицательной стоимости. Разница составляет доход держателей казначейских
векселей.
24. Госуд.ц.б. субъектов РФ признаются ц.б., выпускаемые от имени субъектов РФ. ФЗ
от 29 июля 1998г.№136-ФЗ «Об особенностях эмиссии и обращении госуд-х и муниц-х
цен.бум.».В соответ-ии с настоящим ФЗ муницип.цен.бум. признаются цен.бум.,
выпущенные от имени муниципального образования. Муниципальные цен.бцм. м.б.
выпущенны в виде облигаций или иных цен.бум., относящихся к эмиссионным
цен.бум. в соответствии с ФЗ «О рынке цен.бум.», удостоверяющих право их
владельца на получение от эмитента указанных цен.бум. денежных средств или в
зависимости от условий эмиссии этих ц.б. иного имущества, установленных
процентов от номинальной ст-ти либо иных имущественных прав в сроки, предусмотренные
условиями эмиссии.
25. Финансовая глоболизация, как качественно новая тенденция развития, выявилась в
1970-е годы, когда объём международной ликвидности и несбалансированности
текущих платежей резко возросли. Это произошло в результате отмены
золото-дивизного стандарта и фиксированных валютных курсов, нефтяных «шоков» и
многократного увеличения мировых цен на нефть, накопления «нефтедолларов» и
пополнение евровалютных ресурсов, расширение международного банковского
кредитования и эмиссии цен. Бумаг на международных рынках. Показателем уровня
развития глобализации финансов может служить капитал, функционирующий за
пределами стран происхождения в объ1ме накопительных иностранных активов. В
состав иностр-х активов вкл. прямые и портфельные инвестиции (акции и долговые
цен.бумаги), требования по банковским ссудам и займам, по межгосударственным
кредитам и т.д. К началу нового столетия объём функционир-го капитала за
рубежом сравнялся с мировым валовым продуктам. Финансовая глобализация стала
главной движущей силой развития мировой экономики, уровень которой достиг
определённой зрелости о чём свидетельствуют кризисы 1997-1998-х гг., кот.
отразились во всех странах, тем самым подтвердив высокий уровень финансовой
взаимозависимости. Развитие финансовой глобализации стимулируется
неравномерностью экономического развития и распределения фин.ресурсов;
неуравновешенностью текущих платёжных балансов, острой нехваткой в большинстве
стран собственных ресурсов для осуществления инвестиций, покрытия бюдж.дефицитов,
проведения социально-экономических преобразований, осуществления слияний и
поглощении компаний и банков, выполнения долговых обязательств по внутренним и
внешним заимствованиям, а также внедрение современных электронных технологий,
позволяющих проводить операции в режиме реального времени. В дек.1997г. в
рамках Всемирной торговой орг-ции было подписано многостороннее соглашение о
либерализации рынка фин.услуг, в соответ-ии с кото. Присоединив-ся к нему
страны-члены ВТО обязались обеспечить открытость своих фин.рынков. с 1999г.
речь шла о свободном допуке нерезидентов в национальные банковские, страховые и
фондовые сектора.
1.
Финансовые отношения
(ФО) предприятий и принципы их организации.
Финансы предприятий (ФП) – совокупность денежных
отношений, возникающих в процессе формирования основного и оборотного
капиталов, фондов денежных средств организации а т.ж. их дальнейшего
распределение и использование на нужды потребления и использования.
На предприятии финансы используются из следующих
экономических отношений:
1)
отношения между
предприятием и другими предприятиями, в ходе выполняемой
финансово-хозяйственной деятельности;
2)
между предприятиями и
подразделениями – филиалами, цехами, отделами, бригадами – в процессе
финансирования расходов, распределения и перераспределения прибыли, оборотных
средств. Влияет на организацию и ритмичность производства;
3)
между предприятиями и
работниками по поводу выплаты денежных средств (ДС), главным образом из прибыли
(дивиденды), и части, попадающей под государственное регулирование (штрафы,
компенсации);
4)
между предприятием и
государственным бюджетом по поводу уплаты налогов и по поводу получения льгот,
целевого финансирования, государственных кредитов в различных формах и т.д.;
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28
|