Белгородский филиал ООО «Воронеж-Фрахт» - региональный дистрибьютор
компании «Procter & Gamble» -
занимается продажей, поставкой и размещением товаров бытовой химии и парфюмерии
этой компании.
На
рис. 3. представлена последовательная схема каналов сбыта и распределения
продукции компании «Procter & Gamble» от заводов-производителей до конечных потребителей.
Рис. 3. Последовательная
схема каналов сбыта продукции компании «Procter
& Gamble».
Из Германии,
Бельгии, Польши, США и России продукция компании «Procter
& Gamble» поступает на главный склад, расположенный в
Сергиевом Посаде Московской области. Из главного склада продукция отправляется
в Москву и Воронеж, где осуществляется, сбыт товаров компании «Procter & Gamble» клиентам и распределение
необходимого количества продукции между филиалами. Необходимый объем продукции
для отправки в филиалы определяется на основании их заказов, регулярно
посылаемых в Воронеж. Филиалы на местах самостоятельно занимаются маркетинго –
сбытовой деятельностью, доводя продукцию компании «Procter
& Gamble» до своих клиентов и конечных потребителей.
Белгородский
филиал ООО «Воронеж-Фрахт» самостоятельно осуществляет планирование сбыта, а
именно: изучает рыночную конъюнктуру, ведет непрерывную работу по
совершенствованию существующих каналов распределения товаров и поиску новых,
налаживает торговые коммуникации с посредниками. На основании собранных данных
ведется коммерческая отчетность: в конце каждого месяца определяется динамика
продаж, по этому показателю рассчитывается план объема сбыта на следующий
месяц, и устанавливаются нормы сбыта продукции. Проведя анализ полученных
результатов, VAN- менеджер дает оценку
деятельности аппарата сбыта и разрабатывает программу обучения персонала для
более эффективной организации работы с клиентами.
Большое внимание
уделяется изучению позиций конкурентов на рынке. БФ ООО «Воронеж-Фрахт»
собирает информацию о конкурентах, выясняет позиции оптовиков на рынке и в
магазинах, определяет, какой товар пользуется большим спросом у потребителей,
кто производитель этого товара, какова цена его реализации, цена закупки и т.
д. Филиал собирает рекламные материалы конкурентов (Хенкель, Юниливер, Джонсон
и др.) и всю полученную информацию отправляет в Главный офис компании «Procter & Gamble», где эти данные обрабатываются и выводятся на носителе в
наглядном виде для представления реальной картины спроса на предлагаемую на
рынке продукцию. Информационные карты о партнерах и конкурентах, составленные в
Москве, последовательно рассылаются по филиалам. На основании информационных
карт, БФ ООО «Воронеж-Фрахт» проводит анализ собственных позиций на рынке и
позиций конкурентов и разрабатывает мероприятия по стимулированию сбыта и
укреплению занимаемых позиций.
Для достижения
большего эффекта выделяют три типа адресатов стимулирования сбыта (сейлз
промоушн):
1.
Потребители.
2.
Торговые
посредники.
3.
Собственный
торговый персонал.
Например, для
первой целевой аудитории – потребители – менеджер по рекламе каждый месяц
разрабатывает и проводит различные рекламные акции, цель которых познакомить
потребителя с товаром-новинкой, «подтолкнуть» его к покупке, привлечь новых
потребителей и поощрить постоянных покупателей продукции компании «Procter & Gamble».
При этом
применяются различные приемы сейлз промоушн. Проведение промо – персоналом
презентаций с разъяснением преимуществ представляемой продукции и наглядной их
демонстрацией, раздача бесплатных образцов товара-новинки, продажа товара «с
подкреплением», то есть во время проведения рекламной акции покупатель,
приобретая представляемый товар, получает в качестве поощрения подарок. Широко
используются скидки с цены – это из часто применяемых приемов. Иногда менеджер
по рекламе использует такой прием стимулирования сбыта как проведение лотерей.
Стимулирование
сбыта по отношению к собственному персоналу преследует цель увеличить объем
сбыта фирмы, поощрить наиболее эффективно работающих, дополнительно
мотивировать их труд и т. д.
Рассмотрим, каким
образом ведется работа с клиентами на БФ ООО «Воронеж-Фрахт». Наиболее
эффективно и широко применяются три формы работы с клиентами:
1.
Работа
через торгового представителя компании «Procter & Gamble» (приложение 2):
-
магазин,
сделавший заказ на поставку товаров данной компании, раз в неделю посещается
торговым представителем, который оказывает квалифицированную помощь в
формировании заказа;
-
производится
бесплатная доставка товаров в магазин транспортом компании в течение 24 часов и
размещение товаров и рекламных материалов на полках.
Фирма особое
внимание уделяет размещению своей продукции на полках и витринах магазинов, а
также наличию всех предоставляемых рекламных материалов, за этим следит
мерчендайзер (сотрудник фирмы, целенаправленно занимающийся оформлением
магазинов). В магазине должен быть представлен полный ассортимент продукции
компании «Procter & Gamble» и, при этом, занимать центральные
места на полках. Правильное и полное использование рекламных материалов
необходимо, во-первых, для идентификации продукции компании между собой и
указания на ее связь с компанией, во-вторых, для выделения товаров компании «Procter & Gamble» из общей массы аналогичных товаров конкурентов.
Рис. 4.
Это позволяет
получить следующие преимущества:
-
помогает
потребителю ориентироваться в потоке информации, быстро и безошибочно найти
товар компании «Procter & Gamble»;
-
позволяет
фирме с меньшими затратами выводить на рынок новые товары;
-
повышает
эффективность рекламы;
-
положительно
влияет на эстетический уровень и визуальную среду фирмы.
2.
Обслуживание
по системе «Продажи с фургона» или так называемая система Вэн-Селлинг (Van-Selling):
-
магазин,
сотрудничающий с БФ ООО «Воронеж-Фрахт», включается в постоянный маршрут
вэн-фургона, который раз в неделю, по расписанию, приезжает в одно и тоже
время;
-
все
документы оформляются непосредственно при отгрузке;
-
товар с
фургона может отпускаться поштучно;
-
розничная
цена снижается за счет исключения посредников между фирмой и заказчиком;
-
появляется
возможность прямого влияния на оформление торговой точки.
3.
Заказ
товара через отдел обслуживания клиентов фирмы:
-
производится
резервирование товара на складе фирмы;
-
действует
система скидок от объемов закупки;
-
товары
бесплатно доставляются транспортом до места назначения.
БФ ООО «Воронеж-Фрахт»
использует систему Вэн-селлинга. Система Вэн-селлинга – это еженедельная
доставка и продажа БФ продукции компании «Procter & Gamble» в торговые точки с объемом
заказа от 5 до 80 коробок в неделю.
Важность системы
Вэн-селлинга для дистрибьюторов в компании «Procter & Gamble» обусловлена динамикой роста
ежемесячного объема продаж через фургоны, наличием более 50 000 торговых точек
в 100 городах России, а также снижением розничной цены в этих торговых точках
на 5 % – 30 %.
Существует 11
элементов программы Вэн-селлинга, основной целью которых является увеличение
количества продуктивных визитов и увеличение объема продаж во время этих
визитов. Первые 7 элементов программы направлены на увеличение продуктивного
времени продаж.
Вторая цель –
увеличение объема продаж достигается по средством остальных 5 элементов.
Общее количество
клиентов по программе Вэн-селлинга – 510, из них работающих с Белгородским
филиалом – 394. Объем продаж составляет порядка 30 000 среднестатистических
коробок в месяц.
Таблица
4.
Чистая
выручка и чистые доходы компании «Procter & Gamble» за второй квартал 2006 года[36].
Чистая
выручка и чистые доходы
основных
подразделений, в млн. долларов
|
Последние
три месяца
|
2 кв.
2006
|
Изменение
по
отношению 2 кв. 2005
|
Чистая
выручка
|
18,337
|
27,0
%
|
Подразделение «Beauty»
|
5,370
|
7,0 %
|
Подразделение «Family Health»
|
5,675
|
13,0
%
|
Подразделение «Household Care»
|
5,008
|
8,0 %
|
Подразделение «Gillette Business Unit»
|
2,432
|
-
|
Чистые
доходы
|
2,546
|
29,0
%
|
Подразделение «Beauty»
|
848
|
16,0
%
|
Подразделение «Family Health»
|
757
|
18,0
%
|
Подразделение «Household Care»
|
688
|
3,0 %
|
Подразделение «Gillette Business Unit»
|
437
|
8,0 %
|
Отсюда видно, что
в течение второго квартала выручка подразделения «Beauty» выросла на 7,0 % и составила 5,370 млрд. долларов, которые
включают в себя 2,0 % отрицательное влияние от неблагоприятного изменения
валютных курсов. Рост физического объема продаж составил 5,0 %, за счет роста
продаж лосьонов и увлажняющих средств, бренда Olay, и женской косметики, брендов Always/Whisper и Naturellа, а также женских гигиенических
средств бренда Tampax. Высокий уровень роста
продаж средств по уходу за волосами обеспечили бренды Koleston, Wellaton, Nice n’Easy. Чистые доходы подразделения
«Beauty» выросли на 16,0 % и
составили 848,0 млн. долларов за второй квартал 2006 финансового года. За тот
же период выручка подразделения «Family
Health» выросла на 13,0 % и
составила 5,675 млрд. долларов, которые включают в себя 1,0 % отрицательного
влияния от неблагоприятного изменения валютных курсов. Кроме того, объем продаж
данного подразделения увеличился на 31,0 %. Основными фаворитами среди
производимых продуктов данного подразделения стали Prilosec, Actonel
и Crest. В течение второго квартала
чистые доходы подразделения «Family Health» выросли на 18,0 % по сравнению с
тем же периодом 2005 финансового года. После вялого роста подразделение «Household Care» обеспечило значительный рост, выручка которого увеличилась на 8,0 %.
Самыми продаваемыми брендами данного направления стали Tide c Febreze и Coldwater, Ariel Ion Power Gels и cascade Action
Packs. Чистые доходы данного
подразделения выросли всего на 3,0 % и составили 688,0 млн. долларов. Новое
подразделение компании под названием «Gillette Business Unit» продемонстрировало впечатляющие финансовые результаты. В частности, во
втором квартале 2006 финансового года продажа «Лезвий и Бритв» выросла на 6,0 %
до уровня 1,15 млрд. долларов за счет значительного роста продаж M3Power, venus Vibrance и Disposable.
Однако объем продаж таких брендов как Duracell и Braun
увеличился всего на 1,0 % и составил 1,28 млрд. долларов.
Таким образом, мы
видим, что компания «Procter & Gamble» имеет достаточно солидные
финансовые данные, а также обеспечивает стабильный рост доходов за последнее
время.
Причины, по
которым «рабочие» клиенты (потенциальные клиенты) пока отказываются
сотрудничать с фирмой, заключаются в следующем:
1)
Цена на
так называемый «серый импорт» (аналогичная продукция компании «Procter & Gamble», ввозимая с Украины). Она значительно ниже, чем у фирмы,
поэтому выгоднее закупать товар у украинских поставщиков или самостоятельно
контрабандно ввозить из-за границы (по кратчайшему расстоянию до нее 37 км.). Этому способствует довольно сильная «прозрачность» границ.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13
|