рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~

Меню
Поиск



бесплатно рефераты Мировая экономика и международные валютно- кредитные отношения (шпаргалка)

p>прямого. Фондовый рынок корпоративных ценных бумаг стал формироваться с

началом приватизации в 1993 г. Зарубежные инвестиционные фонды вплоть до

финансового кризиса 1998 г. проявили активность на российском рынке и

способствовали его формированию и развитию.

Акции российских компаний считались недооцененными, и это способствовало

привлечению портфельных инвесторов. Те, кто проник на рынок в период его

формирования, получили огромные прибыли за счет повышения курса акций. В

1996 г. российский фондовый рынок находился на втором месте в мире по

показателю роста курса акций, в 1997 г. — на первом. Доходы извлекались

исключительно за счет курсовой разницы, поскольку дивиденды фактически не

выплачивались. Это свидетельствовало об отрыве фондового рынка от реального

сектора, о слабой связи результатов финансовой деятельности компаний с

доходами инвесторов. Еще одна слабость российского фондового рынка

заключалась в том, что на нем обращались акции ограниченного числа

компаний, главным образом сырьевых, энергетических, телекоммуникационных,

пищевой промышленности. Примерно 70 % оборота было сосредоточено на акциях

10—12 компаний. Как показывает практика развивающихся рынков, подобная

ситуация характерна для стран, на фондовых рынках которых тон задают

нерезиденты. Последние проявляют интерес преимущественно к «голубым фишкам»

— ценным бумагам высокой ликвидности.

В 1998 г. (финансовый кризис) фактически прекратилась торговля акциями

компаний второго и третьего эшелонов. В ограниченных масштабах продаются и

покупаются только «голубые фишки».

Банковские кредиты. Приток внешних финансовых ресурсов в СССР происходил

главным образом за счет синдицированных кредитов международных банков и

экспортных кредитов. Банки не без основания рассматривали СССР как

надежного должника. Однако после серьезных нарушений в обслуживании

внешнего долга в 1991—1992 гг. банки резко снизили объемы своего

кредитования. Однако с 1996 г. банковское кредитование стало быстро

возрождаться. Этому способствовало укрепление международных позиций

российских банков. Российские банки отдавали предпочтение кредитам перед

привлечением ресурсов в форме еврооблигаций, поскольку в первом случае

затраты ниже, а процедура проще. Кроме того, они получали возможность

установить деловые контакты с ведущими западными банками.

Форсированный этап интеграции России в мировой рынок капиталов,

сопровождавшийся быстрым неконтролируемым открытием внутреннего рынка для

нерезидентов, закончился финансовым кризисом, отбросившим страну назад по

многим направлениям. В определенной степени это было обусловлено глобальным

финансовым кризисом. Но основные причины — внутренние. И все же интеграция

стран с развивающимся финансовым рынком, к числу которых относится и

Россия, это объективный процесс, который, однако, как показала практика

многих стран, должен быть объектом контроля и регулирования.

ВОПРОС 58

ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИНОСТРАННЫХ КРЕДИТОВ

Международные кредитные отношения, как и валютные, служат объектом не

только рыночного, но и государственного регулирования в стране. Степень

вмешательства государства в международные кредитные отношения различна, но

формы его в большинстве стран одинаковы. Государство является активным

участником международных кредитных отношений, выступая в роли кредитора,

донора, гаранта и заемщика. Используя часть национального дохода,

аккумулированного через госбюджет, государство предоставляет

правительственные или смешанные кредиты, субсидии, помощь другим странам.

Как свидетельствует мировой опыт, государство поощряет внешнеэкономическую

деятельность предприятий с помощью субсидий, кредитов, налоговых,

таможенных льгот, гарантий, Государственные гарантии по краткосрочным

экспортным кредитам превращают тратты экспортеров в первоклассное платежное

средство.

Государство, освобождая экспортеров от уплаты косвенных и некоторых прямых

налогов, способствует снижению цен вывозимых товаров, повышая их

конкурентоспособность. В соответствии с международной практикой товары,

пересекающие границу, могут освобождаться от косвенных налогов. Хотя ГАТТ,

преобразованное в 1995 г. в ВТО, запрещает субсидирование экспорта,

государство активно воздействует на размеры и условия экспортных кредитов,

особенно средне- и долгосрочных. За счет госбюджета частным фирмам и банкам

предоставляются льготные экспортные кредиты из низкого процента.

Государство удлиняет срок кредитования экспортеров, облегчает и упрощает

процедуру получения кредитов. 

 Для поощрения экспансии монополий на внешних рынках созданы

государственные или полугосударственные экспортно-импортные

(внешнеторговые) банки, которые осуществляют кредитование и страхование

внешнеэкономических операций, гарантируют экспортные кредиты частных

банков. Цель создания этих специализированных банков — обеспечить доступ

экспортерам к кредиту, который является важным средством конкуренции наряду

с ценой, качеством и услугами, и тем самым стимулировать национальный

экспорт. Экспортно-импортные банки призваны дополнять и поощрять

деятельность частного капитала, не конкурируя с ним, совместно

стимулировать экспорт.

Одной из форм государственного регулирования кредита является регламентация

основных показателей международной деятельности банков по линии: 1)

ограничения круга их операций за рубежом; 2) нейтрализации последствий

взаимного влияния внутренних и заграничных операций; 3) регулирования

участия национальных банков в международных банковских консорциумах.

Своеобразной формой регулирования являются «джентльменские соглашения»

между государственным органом надзора и контроля и филиалами национальных

банков за рубежом.

Вопрос 59

Государственное кредитование внешнеторговой деятельности и его формы.

Особое значение внешней экономики. Государство поддерживает ВЭД за счет кредитования. Программы поддержки экспорта: 1996 год-  «О гос регулировании внешней торговой деятельности». В рамках программы 1993 года занимает особое место кредитование: Росэксимбанк  для кредитования гос-во само кредитует  отрасли экспорта, а также банк СА может кредитовать.

 Формы: форфейтинговые компании и лизинговые, разрабатываются программы государством. См ксерокс































ВОПРОС 60

Межгосударственное регулирование международного кредита преследует следующие основные цели:

1) регулирование международного движения ссудного капи­тала для воздействия на платежный баланс, валютный курс, рынки ссудных капиталов;

2) совместные межгосударственные меры по преодолению кризисных явлений;

 3) согласование кредитной поли­тики по отношению к определенным заемщикам — в основном к развивающимся, а также странам Восточной Европы, России и других стран бывшего СССР.

Межгосударственное регулирование международного кредита осуществляется в различных формах:

1.      координация условий экспортных кредитов и гарантий; в 1934 г. был организован Между­народный союз страховщиков кредитов и инвестиций со штаб-квартирой в Берне, объединяющий страховые компании около 30 стран, он предназначен для обмена информа­цией и составления рекомендаций относительно условий государ­ственного страхования экспортных кредитов. Этот совещатель­ный консультационный орган не выносит решений, обязательных для его членов. Бернский союз не является межправительствен­ной организацией, так как входящие в него государственные учреждения официально не представляют свои правительства. Но, несмотря на «джентльменские соглашения» членов Бернского союза не предоставлять гарантии по экспортным кре­дитам на срок свыше 5 лет, на практике крупные экспортеры добились государственных гарантий по кредитам на более длительные сроки. С формированием ЕС регулирование международного кредита поднялось на межгосударственный уровень и осуществляется че­рез региональные организации. Страны — члены ЕС заключили соглашение об условиях кредитования экспорта, минимальных процентных ставках и максимальных сроках кредитов. С целью ограничения государственного стимулирования экспор­та товаров в условиях обострения конкуренции на мировых рынках регламентация международного кредита осуществляется в рамках ОЭСР. В 70-х годах достигнуто соглашение о предварительных консультациях по креди­там сроком более 5 лет и организован обмен информацией между правительствами. С 70-х годов применяются межгосударственные меры по ограничению субсидирования экспорта как средства кон­курентной борьбы. В июне 1976 г. в рамках ГАТТ заключено «джентльменское соглашение» о единых условиях экспортных кре­дитов, субсидируемых государством, между США, Японией, ФРГ, Францией, Италией, Канадой, Великобританией вначале сроком на год. Затем оно было продлено до апреля 1978 г. и далее на неопределенный срок и распространено почти на все страны — члены ОЭСР. Договоренность стран ОЭСР об условиях экспортных кре­дитов, пользующихся государственной поддержкой, называется кон­сенсусом. Главные элементы консенсуса: единый размер авансового платежа — обычно 15% от суммы контракта; дифференцированные условия кредитов по трем условным группам стран (богатые, сред­ние, бедные), определяемые исходя из ВВП на душу населения; максимальный срок погашения; минимальные процентные ставки. В консенсусе косвенно подтверждено право страны выходить за его рамки при условии предварительной информации участников со­глашения (например, при снижении стоимости кредита).

2.      согласование размера помощи развивающимся странам;

3.      регламентация деятельности международных и региональных валютно-кредитных и финансовых организаций;

4.      рециклирование нефтедолларов и др. С середины 70-х годов до 1982 г. активно практиковалось межго­сударственное регулирование движения ссудного капитала путем ре­циклирования нефтедолларов из нефтедобывающих стран. Региональ­ное рециклирование осуществляли страны — члены ОПЕК путем использования валютной выручки от экспорта нефти для развития национальной экономики, помощи другим развивающимся стра­нам, прибыльных инвестиций в развитых странах. Развитые страны производили рециклирование нефтедолларов в своих интересах для: 1) покрытия дефицита платежных балансов; 2) перераспределе­ния нефтедолларов через банки в пользу развивающихся стран — импортеров нефти в целях расширения национального экспорта в эти страны; 3) аккумуляции указанных средств в международных валютно-кредитных и финансовых организациях (для последующе­го их использования в собственных интересах). С этой целью были созданы специальные фонды, в частности нефтяной фонд МВФ.

5.      международные совещания в верхах, на которых делаются попытки выработать совместные мероприятия по проблемам регулирования межд. кредита. На встречах на высшем уровне вопросы экспортных кредитов, передачи технологии, торговли зерном приобрели политическое значение в свете отношений Восток — Запад.

Межгосударственное регулирование кредита испытывает влия­ние противоречивых тенденций — партнерство и разногласия — во взаимоотношениях трех основных мировых финансовых цент­ров — США, Западной Европы, Японии. Каждый центр силы стремится перенести последствия нестабильности национальной экономики на своих партнеров.

Ведущие корпорации и банки активно используют государст­венное регулирование международного кредита, когда им это выгодно. Иначе они конфликтуют с ним и бесконтрольно осущест­вляют международные кредитно-финансовые операции.


 

ВОПРОС 61

Международные финансовые институты возникли в основ­ном после второй мировой войны, за исключением Банка междуна­родных расчетов (БМР, 1930 г.). Эти межгосударственные институты предоставляют кредиты странам, разрабатывают при­нципы функционирования мировой валютной системы, осуществля­ют межгосударственное регулирование международных валютно-кредитных и финансовых отношений. Возникновение международ­ных финансовых институтов обусловлено следующими причинами.

1. Усиление глобализации хозяйственной жизни, образование ТНК и ТНБ, выходящих за национальные границы.

2. Развитие межгосударственного регулирования мирохозяйст­венных связей, в том числе валютно-кредитных и финансовых отношений.

3. Необходимость совместного решения проблем нестабиль­ности мировой экономики, включая мировую валютную систему, мировые рынки валют, кредитов, ценных бумаг, золота.

Специфическими причинами создания региональных банков развития развивающихся стран явились: завоевание политической независимости этими странами; повышение их роли в мировом развитии; тенденция к региональному сотрудничеству и экономи­ческой интеграции в целях решения проблем национальной эконо­мики. К региональным валютным и кредитно-финансовым ор­ганизациям относятся институты ЕС, созданные для стимулирова­ния западноевропейской интеграции.

Международные финансовые институты преследуют следу­ющие цели:

• объединить усилия мирового сообщества в целях стабилиза­ции международных финансов и мировой экономики;

• осуществлять межгосударственное валютное и кредитно-фи-нансовое регулирование;

• совместно разрабатывать и координировать стратегию и та­ктику мировой валютной и кредитно-финансовой политики.

Степень участия и влияния отдельных стран в международных финансовых институтах определяется величиной их взноса в капи­тал, так как обычно применяется система «взвешенных голосов». Изменение соотношения сил во всемирном хозяйстве, в частности возникновение в 60-х годах трех центров (США, Западная Европа, Япония) в противовес послевоенному американоцентризму, от­ражается в деятельности международных финансовых институтов. Так, страны ЕС добились права вето по принципиальным вопро­сам, усилив свое влияние в МВФ.

К организациям, имеющим всемирное значение, относятся прежде всего специали­зированные институты ООН — МВФ и группа Всемирного банка, а также ГАТТ, преобразованное во Всемирную торговую органи­зацию. Специализированное учреждение ООН — Экономический со­вет — создал 4 региональные комиссии — для Европы, Африки, Азии, Латинской Америки. Две последние способствовали органи­зации Азиатского банка развития и Межамериканского банка развития. Специальные фонды дополняют эти организации.

     Цель ОЭСР (ранее – орг-ция европейского эк. сотрудничества) — содействие экономическому развитию и фи­нансовой стабилизации стран-членов, свободной торговле, раз­витию молодых государств. ОЭСР — своеобразный клуб развитых стран для обмена мнениями и координации экономичес­кой политики, включая валютно-кредитную и финансовую, ведет научно-исследовательскую работу, является центром прогнозиро­вания и международных сопоставлений на базе эконометрических моделей мировой экономики (дважды в год).

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27




Новости
Мои настройки


   бесплатно рефераты  Наверх  бесплатно рефераты  

© 2009 Все права защищены.