p>прямого. Фондовый рынок корпоративных ценных бумаг стал формироваться сначалом приватизации в 1993 г. Зарубежные инвестиционные фонды вплоть до финансового кризиса 1998 г. проявили активность на российском рынке и способствовали его формированию и развитию. Акции российских компаний считались недооцененными, и это способствовало привлечению портфельных инвесторов. Те, кто проник на рынок в период его формирования, получили огромные прибыли за счет повышения курса акций. В 1996 г. российский фондовый рынок находился на втором месте в мире по показателю роста курса акций, в 1997 г. — на первом. Доходы извлекались исключительно за счет курсовой разницы, поскольку дивиденды фактически не выплачивались. Это свидетельствовало об отрыве фондового рынка от реального сектора, о слабой связи результатов финансовой деятельности компаний с доходами инвесторов. Еще одна слабость российского фондового рынка заключалась в том, что на нем обращались акции ограниченного числа компаний, главным образом сырьевых, энергетических, телекоммуникационных, пищевой промышленности. Примерно 70 % оборота было сосредоточено на акциях 10—12 компаний. Как показывает практика развивающихся рынков, подобная ситуация характерна для стран, на фондовых рынках которых тон задают нерезиденты. Последние проявляют интерес преимущественно к «голубым фишкам» — ценным бумагам высокой ликвидности. В 1998 г. (финансовый кризис) фактически прекратилась торговля акциями компаний второго и третьего эшелонов. В ограниченных масштабах продаются и покупаются только «голубые фишки». Банковские кредиты. Приток внешних финансовых ресурсов в СССР происходил главным образом за счет синдицированных кредитов международных банков и экспортных кредитов. Банки не без основания рассматривали СССР как надежного должника. Однако после серьезных нарушений в обслуживании внешнего долга в 1991—1992 гг. банки резко снизили объемы своего кредитования. Однако с 1996 г. банковское кредитование стало быстро возрождаться. Этому способствовало укрепление международных позиций российских банков. Российские банки отдавали предпочтение кредитам перед привлечением ресурсов в форме еврооблигаций, поскольку в первом случае затраты ниже, а процедура проще. Кроме того, они получали возможность установить деловые контакты с ведущими западными банками. Форсированный этап интеграции России в мировой рынок капиталов, сопровождавшийся быстрым неконтролируемым открытием внутреннего рынка для нерезидентов, закончился финансовым кризисом, отбросившим страну назад по многим направлениям. В определенной степени это было обусловлено глобальным финансовым кризисом. Но основные причины — внутренние. И все же интеграция стран с развивающимся финансовым рынком, к числу которых относится и Россия, это объективный процесс, который, однако, как показала практика многих стран, должен быть объектом контроля и регулирования.
ВОПРОС 58 ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИНОСТРАННЫХ КРЕДИТОВ Международные кредитные отношения, как и валютные, служат объектом не только рыночного, но и государственного регулирования в стране. Степень вмешательства государства в международные кредитные отношения различна, но формы его в большинстве стран одинаковы. Государство является активным участником международных кредитных отношений, выступая в роли кредитора, донора, гаранта и заемщика. Используя часть национального дохода, аккумулированного через госбюджет, государство предоставляет правительственные или смешанные кредиты, субсидии, помощь другим странам. Как свидетельствует мировой опыт, государство поощряет внешнеэкономическую деятельность предприятий с помощью субсидий, кредитов, налоговых, таможенных льгот, гарантий, Государственные гарантии по краткосрочным экспортным кредитам превращают тратты экспортеров в первоклассное платежное средство. Государство, освобождая экспортеров от уплаты косвенных и некоторых прямых налогов, способствует снижению цен вывозимых товаров, повышая их конкурентоспособность. В соответствии с международной практикой товары, пересекающие границу, могут освобождаться от косвенных налогов. Хотя ГАТТ, преобразованное в 1995 г. в ВТО, запрещает субсидирование экспорта, государство активно воздействует на размеры и условия экспортных кредитов, особенно средне- и долгосрочных. За счет госбюджета частным фирмам и банкам предоставляются льготные экспортные кредиты из низкого процента. Государство удлиняет срок кредитования экспортеров, облегчает и упрощает процедуру получения кредитов. Для поощрения экспансии монополий на внешних рынках созданы государственные или полугосударственные экспортно-импортные (внешнеторговые) банки, которые осуществляют кредитование и страхование внешнеэкономических операций, гарантируют экспортные кредиты частных банков. Цель создания этих специализированных банков — обеспечить доступ экспортерам к кредиту, который является важным средством конкуренции наряду с ценой, качеством и услугами, и тем самым стимулировать национальный экспорт. Экспортно-импортные банки призваны дополнять и поощрять деятельность частного капитала, не конкурируя с ним, совместно стимулировать экспорт. Одной из форм государственного регулирования кредита является регламентация основных показателей международной деятельности банков по линии: 1) ограничения круга их операций за рубежом; 2) нейтрализации последствий взаимного влияния внутренних и заграничных операций; 3) регулирования участия национальных банков в международных банковских консорциумах. Своеобразной формой регулирования являются «джентльменские соглашения» между государственным органом надзора и контроля и филиалами национальных банков за рубежом.
Вопрос 59
Государственное кредитование
внешнеторговой деятельности и его формы.
Особое значение внешней экономики. Государство
поддерживает ВЭД за счет кредитования. Программы поддержки экспорта: 1996 год-
«О гос регулировании внешней торговой деятельности». В рамках программы 1993
года занимает особое место кредитование: Росэксимбанк для кредитования гос-во
само кредитует отрасли экспорта, а также банк СА может кредитовать.
Формы: форфейтинговые компании и лизинговые,
разрабатываются программы государством. См ксерокс
ВОПРОС 60
Межгосударственное
регулирование международного кредита преследует следующие основные цели:
1)
регулирование международного движения ссудного капитала для воздействия на
платежный баланс, валютный курс, рынки ссудных капиталов;
2)
совместные межгосударственные меры по преодолению кризисных явлений;
3)
согласование кредитной политики по отношению к определенным заемщикам — в
основном к развивающимся, а также странам Восточной Европы, России и других
стран бывшего СССР.
Межгосударственное
регулирование международного кредита осуществляется в различных формах:
1.
координация условий
экспортных кредитов и гарантий; в 1934 г. был организован Международный союз
страховщиков кредитов и инвестиций со штаб-квартирой в Берне, объединяющий
страховые компании около 30 стран, он предназначен для обмена информацией и
составления рекомендаций относительно условий государственного страхования
экспортных кредитов. Этот совещательный консультационный орган не выносит
решений, обязательных для его членов. Бернский союз не является
межправительственной организацией, так как входящие в него государственные
учреждения официально не представляют свои правительства. Но, несмотря на
«джентльменские соглашения» членов Бернского союза не предоставлять гарантии по
экспортным кредитам на срок свыше 5 лет, на практике крупные экспортеры
добились государственных гарантий по кредитам на более длительные сроки. С
формированием ЕС регулирование международного кредита поднялось на
межгосударственный уровень и осуществляется через региональные организации.
Страны — члены ЕС заключили соглашение об условиях кредитования экспорта,
минимальных процентных ставках и максимальных сроках кредитов. С целью
ограничения государственного стимулирования экспорта товаров в условиях
обострения конкуренции на мировых рынках регламентация международного кредита
осуществляется в рамках ОЭСР. В 70-х годах достигнуто соглашение о
предварительных консультациях по кредитам сроком более 5 лет и организован
обмен информацией между правительствами. С 70-х годов применяются
межгосударственные меры по ограничению субсидирования экспорта как средства конкурентной
борьбы. В июне 1976 г. в рамках ГАТТ заключено «джентльменское соглашение» о единых
условиях экспортных кредитов, субсидируемых государством, между США, Японией,
ФРГ, Францией, Италией, Канадой, Великобританией вначале сроком на год. Затем
оно было продлено до апреля 1978 г. и далее на неопределенный срок и
распространено почти на все страны — члены ОЭСР. Договоренность стран ОЭСР об
условиях экспортных кредитов, пользующихся государственной поддержкой,
называется консенсусом. Главные элементы консенсуса: единый размер
авансового платежа — обычно 15% от суммы контракта; дифференцированные условия
кредитов по трем условным группам стран (богатые, средние, бедные),
определяемые исходя из ВВП на душу населения; максимальный срок погашения;
минимальные процентные ставки. В консенсусе косвенно подтверждено право страны
выходить за его рамки при условии предварительной информации участников соглашения
(например, при снижении стоимости кредита).
2.
согласование размера
помощи развивающимся странам;
3.
регламентация деятельности
международных и региональных валютно-кредитных и финансовых организаций;
4.
рециклирование
нефтедолларов и др. С середины 70-х годов до 1982 г. активно практиковалось
межгосударственное регулирование движения ссудного капитала путем рециклирования
нефтедолларов из нефтедобывающих стран. Региональное рециклирование осуществляли
страны — члены ОПЕК путем использования валютной выручки от экспорта нефти для
развития национальной экономики, помощи другим развивающимся странам,
прибыльных инвестиций в развитых странах. Развитые страны производили
рециклирование нефтедолларов в своих интересах для: 1) покрытия дефицита
платежных балансов; 2) перераспределения нефтедолларов через банки в пользу
развивающихся стран — импортеров нефти в целях расширения национального
экспорта в эти страны; 3) аккумуляции указанных средств в международных
валютно-кредитных и финансовых организациях (для последующего их использования
в собственных интересах). С этой целью были созданы специальные фонды, в
частности нефтяной фонд МВФ.
5.
международные совещания в
верхах, на которых делаются попытки выработать совместные мероприятия по проблемам
регулирования межд. кредита. На встречах на высшем уровне вопросы экспортных
кредитов, передачи технологии, торговли зерном приобрели политическое значение
в свете отношений Восток — Запад.
Межгосударственное
регулирование кредита испытывает влияние противоречивых тенденций —
партнерство и разногласия — во взаимоотношениях трех основных мировых
финансовых центров — США, Западной Европы, Японии. Каждый центр силы стремится
перенести последствия нестабильности национальной экономики на своих партнеров.
Ведущие
корпорации и банки активно используют государственное регулирование
международного кредита, когда им это выгодно. Иначе они конфликтуют с ним и
бесконтрольно осуществляют международные кредитно-финансовые операции.
ВОПРОС 61
Международные
финансовые институты возникли в основном после второй мировой войны, за
исключением Банка международных расчетов (БМР, 1930 г.). Эти
межгосударственные институты предоставляют кредиты странам, разрабатывают принципы
функционирования мировой валютной системы, осуществляют межгосударственное
регулирование международных валютно-кредитных и финансовых отношений.
Возникновение международных финансовых институтов обусловлено следующими
причинами.
1.
Усиление глобализации хозяйственной жизни, образование ТНК и ТНБ, выходящих за
национальные границы.
2.
Развитие межгосударственного регулирования мирохозяйственных связей, в том
числе валютно-кредитных и финансовых отношений.
3.
Необходимость совместного решения проблем нестабильности мировой экономики,
включая мировую валютную систему, мировые рынки валют, кредитов, ценных бумаг,
золота.
Специфическими
причинами создания региональных банков развития развивающихся стран явились:
завоевание политической независимости этими странами; повышение их роли в
мировом развитии; тенденция к региональному сотрудничеству и экономической
интеграции в целях решения проблем национальной экономики. К региональным
валютным и кредитно-финансовым организациям относятся институты ЕС, созданные для
стимулирования западноевропейской интеграции.
Международные
финансовые институты преследуют следующие цели:
•
объединить усилия мирового сообщества в целях стабилизации международных
финансов и мировой экономики;
•
осуществлять межгосударственное валютное и кредитно-фи-нансовое регулирование;
•
совместно разрабатывать и координировать стратегию и тактику мировой валютной
и кредитно-финансовой политики.
Степень
участия и влияния отдельных стран в международных финансовых институтах
определяется величиной их взноса в капитал, так как обычно применяется система
«взвешенных голосов». Изменение соотношения сил во всемирном хозяйстве, в
частности возникновение в 60-х годах трех центров (США, Западная Европа,
Япония) в противовес послевоенному американоцентризму, отражается в
деятельности международных финансовых институтов. Так, страны ЕС добились права
вето по принципиальным вопросам, усилив свое влияние в МВФ.
К
организациям, имеющим всемирное значение, относятся прежде всего специализированные
институты ООН — МВФ и группа Всемирного банка, а также ГАТТ, преобразованное во
Всемирную торговую организацию. Специализированное учреждение ООН —
Экономический совет — создал 4 региональные комиссии — для Европы, Африки,
Азии, Латинской Америки. Две последние способствовали организации Азиатского
банка развития и Межамериканского банка развития. Специальные фонды дополняют
эти организации.
Цель ОЭСР (ранее – орг-ция европейского эк.
сотрудничества) — содействие экономическому развитию и финансовой стабилизации
стран-членов, свободной торговле, развитию молодых государств. ОЭСР —
своеобразный клуб развитых стран для обмена мнениями и координации экономической
политики, включая валютно-кредитную и финансовую, ведет
научно-исследовательскую работу, является центром прогнозирования и
международных сопоставлений на базе эконометрических моделей мировой экономики
(дважды в год).
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27
|