рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~

Меню
Поиск



бесплатно рефераты Мировая экономика и международные валютно- кредитные отношения (шпаргалка)

Формы межд. торговли:

1.         экспорт

2.         импорт

3.         встречная торговля – внешнеторговые операции, при совершении которых в документах (соглашениях или контрактах) фиксируются твердые обязательства экспортеров и импортеров произвести полный или частично сбалансированный обмен товарами. В последнем случае разница в стоимости покрывается денежными платежами. Внешняя торговля может быть эксклюзивной и интенсивной. Эксклюзивная торговля имеет целью сделать продукцию самой престижной на рынке и ограничить предложение, чтобы она не стала обычной. Интенсивная торговля является политикой обеспечения как можно более широкого наличия продукции на рынке.  В международной торговой практике применяются два основных метода торговли: · прямой метод (совершение операции непосредственно между производителем и потребителем); · косвенный метод (совершение операции через посредника). При прямом методе торговли возникает определенная финансовая выгода, поскольку сокращаются издержки на сумму комиссионного вознаграждения посреднику, снижаются риск и зависимость результатов коммерческой деятельности от возможной недобросовестности или недостаточной компетенции посреднической организации. Этот метод также позволяет постоянно находиться на рынке, учитывать его изменения и своевременно на них реагировать. В то же время использование прямого метода торговли подразумевает наличие коммерческой квалификации и торгового опыта. В противном случае финансовые издержки не только не сократятся, но могут значительно возрасти. Кроме того,

международная торговля по сравнению с внутренней является более рискованной, что обусловлено экономическими, политическими, правовыми и социальными условиями в разных странах, их традициями и обычаями, а также большими расстояниями между торговыми партнерами. В результате часто бывает целесообразно, а иногда просто необходимо использовать посредников для проведения международных торговых операций. Более половины международного товарного обмена осуществляется при содействии торговых посредников, т.е. независимых от производителей и потребителей товаров торговых фирм, организаций и лиц.

ВОПРОС 18

     Межд. торговля – сфера межд. товарно-денежных отношений, специфичная сфера обмена товарами и услугами между продавцами и покупателями различных стран, это совокупность внеш. торговли различных субъектов. Первой школой, создавшей концепцию межд. торговли, была школа меркантилистов. Осн. принципы: золото и серебро и сокровища к-либо рода явл. выражением сути богатства.; регулировании внеш. торговли должно осуществляться с целью обеспечения притока в страну золота и серебра; поддержка пром-ти путем импорта дешевого сырья; протекционистские тарифы на импортируемые промышл. товары; поощрение экспорта (особенно готовой продукции); торговать нужно с бедными странами. Концепция получила название доктрины активного торгового баланса. Недостатки: накопление ден. ресурсов, не подкрепленное соответствующим развитием промышл. пр-ва, приводит к инфляции, положительный баланс в торговле с др. странами означает, что продукции вывозится больше, чем покупается по импорту, что означает «фактическую потерю богатства». Положительный торговый баланс может быть полезен как стартовая ситуация для эк. роста (использовалось после второй М.в. в Нидерландах). Он выгоден, если низкие внутр. издержки пр-ва, если мировые цены выше, чем внутренние, а импортируемые товары дешевле продукции собственного пр-ва.

     А. Смит в  «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776) произвел резкую критику меркантилистов и предложил теорию абсолютных преимуществ (абсолют. издержек): торговать надо с теми странами, где продукция абсолютно дешевле (если франц. вина дешевле и лучше португальских, то Великобритания должна покупать франц. вина). Нужно импортировать товар из страны, где издержки на его пр-во абсолютно меньше, а экспортировать те товары, издержки пр-ва которых абсолютно ниже, чем у импортера. Но если довести концепцию до логического завершения, то вывод: если страна может найти за границей все, что ей нужно, за меньшую цену и без ограничений, то в ее целях приобретать за границей всë, отсюда вопрос: что будет производить сама эта страна?, чем она будет платить за импорт?

     Рикардо разрешает тупиковые ситуации Смита. Свою теорию Риккардо строит на основе специализации гос-тв и отмечает, что в интересах каждой страны специализироваться на пр-ве, в котором она имеет наибольшее превосходство или наименьшую слабость и где относительная выгода явл. наибольшей – это теория сравнит. преимуществ. Пример – торговля вином и сукном между Англией и Португалией.  


Вино (трудовые часы)

Сукно (трудовые часы)

Анг.

120

100

Порт.

80

90

    По теории Смита, Англия оба товара должна покупать у Порт., а Порт. должна производить по две единицы каждого товара, что потребует 340 единиц труда ((80+90)*2). Вывод: Порт. должна стать страной чистых производителей, а Англия – страной чистых потребителей. Т.к. каждая страна должна будет сохранить свой капитал, то Риккардо: они постараются разделить работу соответственно потребностям. Это разделение произойдет на основе относит. издержек пр-ва: в Порт. единица вина будет обмениваться на 80/90 (8/9) единицы сукна, в Англии 1 единица вина будет обмениваться на 12/10 единицы сукна. Если Порт. решит изготавливать две единицы вина и продавать одну из них Англии за английское сукно, то она получит в обмен 12/10 единицы сукна, что потребовало бы затрат в 108 трудовых единиц (12/10 * 90 = 108) при собственном пр-ве.  Затрачивая 80 трудовых единиц на пр-во единицы вина, предназнач. для Англии, Порт. приобретает товар, на пр-во которого ей пришлось бы потратить на 18 трудовых единиц больше (108-90). В интересах Порт. покупать сукно в Англии при условии, что она продаст Англии свое вино. Аналогично, если Англия решит производить 2 единицы сукна и продавать одну из них Португалии в обмен на вино, что она получит на португальском рынке 9/8 единиц вина, т.е. такое кол-во, на к-ое при собственном пр-ве она бы потратила 135 единиц труда (9/8*120). Любой обмен, к-ый осуществляется в пределах от 8/9 до 12/10 единиц сукна за единицу вина, явл. благоприятным для каждой из двух стран. Обмен будет производиться, пока издержки на уравновесятся, т.е. цена на рынке не установится в пределах (8/9 – 12/10).

     Концепция Хекшера-Олина: объяснение сравнит. преимуществ, которыми располагает та или иная страна в отношении определенных продуктов, находится на уровне обеспеченности факторами пр-ва. Хекшер установил, что межд. обмен проистекает из относительного изобилия (или редкости) факторов пр-ва, к-ые находятся в распоряжении различных стран: каждая страна имеет тенденцию специализироваться на пр-ве, для к-го соотношении факторов, к-ми она располагает, наиболее благоприятное. Олин уточнил: межд. обмен являя. обменом избыточных факторов на редкие факторы, мобильность товаров заменяет более затрудненную мобильность факторов пр-ва, на практике межд. обмен должен выравнивать цены на факторы пр-ва в долгосрочной перспективе. Самуэльсон дополнил (теорема Хекшера-Олина-Самуэльсона): в случае однородности факторов пр-ва, идентичности техники, совершенной конкуренции и полной мобильности факторов пр-ва и товаров межд. обмен выравнивает цену факторов пр-ва между странами. Недостатки: если продолжить рассуждение, то происходят серьезные диспропорции в развитии пром-ти стран; концепция факторов пр-ва неспособна учесть всего многообразия факторов, влияющих на внеш. торговлю.

     До определенного времени считалось, что США обладает бесспорным преимуществом в капитала, но Василий Леонтьев, проанализировав структуру экспорта США за 50-е гг., пришел к выводу: США экспортируют более трудоемкую, а импортируют более капиталоемкую продукцию – парадокс Леонтьева.

     Специалисты в области внешнеторговых отн-ий: факторы, влияющие на структуру мировой торговли и торговли отдельных стран, многообразны и имеют очень подвижный характер, их виляние в различные периоды неоднозначно:

-     с увеличение доходов доля расходов на продовольствие в структуре потребления снижается, это влияет на структуру торговли: доля обрабат. пром-ти увеличивается, след., выигрывать от межд. торговли будут производители данных отраслей

-     развитие факторов пр-во происходит неравномерно, след., в более выгодных условиях находятся страны, к-ые обладают значительным капиталом и квалифицир. раб. силой, но может появиться «голландская болезнь» (про­блема была связана с актив­ной разработкой Голландией месторождений природного газа в Северном море. Созда­валось впечатление, что с рос­том добычи природного газа промышленный экспорт Голландии сокращался, а рост цен на все виды топлива (включая природный газ) на мировом рынке даже уси­ливал эту тенденцию. Объяснение этой ситуации вытекает из теоре­мы Рыбчинского: новый сектор вызывает отток ресурсов из других отраслей за счет более высокой зарплаты и более высокой прибыли в этом секторе. В результате выпуск в обрабатывающей промышлен­ности сократился.)

-      в мировой торговле увеличивается роль и доля тех стран, к-ые производят наукоемкую продукцию, под влиянием НТП происх. модификация факторов, к-ые определяют величину сравнит. издержек.

М. Портер, исследуя конкурентные преимущества, считал, что на мировом рынке конкурируют фирмы, а не страны. Успех на внеш. рынке зависит от правильно выбранной стратегии, на выбор стратегии влияют структура отрасли (т.е. особенности конкуренции в ней) и позиция, к-ую занимает фирма в отрасли. Позиция определяется конкурентным преимуществом (это более низкие издержки, дифференциация товара, широта цели, на которую ориентируется фирма в рамках своей отрасли: фирма должна ре­шить для себя, сколько разновидностей товаров выпускать, какими каналами сбыта пользоваться, какой круг покупателей обслуживать, в каких районах мира продавать свою продукцию и в каких родст­венных отраслях конкурировать).

Типовые стратегии:



Конкурентное преимущество


Меньшие издержки


Дифференциация


Сфера конкуренции


Широкая цель


Лидерство за счет экономии на издержках


Дифференциация


 

Узкая цель


Сосредоточение внимания на издержках


Сфокусированная дифференциация


 

В зависимости от выбранной конкурентной стратегии определя­ются способ, которым фирма выполняет отдельные виды деятель­ности, и вся цепочка ценностей (цепочка ценностей фирмы – это система видов деятельности, между которыми существуют связи, управление этими связями может стать решающим источником конкурентного преимущества). В разных отраслях конкретные виды деятельности имеют различное значение для достижения конку­рентного преимущества. Так, для продукции отраслей машиностро­ения большое значение имеют развитие технологии, качество сбор­ки и послепродажное обслуживание, а для производства моющих средств — реклама.

Существуют преимущества низшего уровня (но при них эффект масштаба быстро исчезает)  и более высокого уровня.

М. Портер выделяет два типа отраслей в зависимости от особен­ностей конкуренции:

• множественно-национальные отрасли, для ко­торых характерно то, что в каждой стране конкуренция протекает по-разному

• глобальные отрасли, где получение конкурентного пре­имущества приобретает особо важное значение в связи с возмож­ностью его всемирного использования, здесь необходимо вырабатывать и внедрять единый подход к про­даже продукции во многих странах.

М. Портер выделяет два способа достижения и использования кон­курентного преимущества при глобальной стратегии:

1. Конфигурация деятельности, т.е. размещение различных видов деятельности в разных странах для того, чтобы использовать их осо­бенности.

2. Координация деятельности филиалов, к-ая способствует накоплению знаний и опыта, полученных в разных местах. Благодаря ей у фирм появляется возможность более быстро реагировать на изменения ситуации на рынке.

М. Портер выделяет четыре свойства страны, формирующие сре­ду, в которой конкурируют местные фирмы, и влияющие на ее меж­дународный успех: параметры факторов пр-ва, условия (параметры спроса), родственные и поддерживающие отрасли, также важным детерминантом является тот факт, что фирмы создаются, организуются и управляются в зависимости от характера конкуренции на внутреннем рынке, при этом вырабатываются различные стратегии и цели. Также важны случайные события, роль правительства.



  









ВОПРОС 19

 Внешнеторговая политика – целенаправленное воздействие государства на торговые отношения с другими страна­ми. Основные цели внешнеторговой политики:

1.      изменение степени и способа включения данной страны в международное разделение труда;

2.      изменение объема экспорта и импорта;

3.      изменение структуры внешней торговли;

4.      обеспечение страны необходимыми ресурсами;

5.      изменение соотношения экспортных и импортных цен.

Основные направления внешнеторговой политики:

-     политика свободной торговли: государство воздерживается от непосредственного воздействия на внешнюю торговлю, оставляя за рынком роль основного регуля­тора. Гос-ва за­ключает договоры с другими странами, чтобы предоставить максимальную свободу своим хозяйствующим субъектам. П-кие последствия: становятся в большей степени взаимозависимыми, а следовательно, снижается опасность враждебных действий по отношению друг к другу. П-ка свободной торговли позволяет получить наибольшую выгоду от международного экономического обмена в основном странам экономически более развитым, хотя в чистом виде она никогда и нигде не применялась.

-     протекционизм: — политика, направленная на защиту отечественной экономики от иностранной конкуренции, исключается свободное действие рыночных сил. Протекционизм способствует развитию в стране определенных отраслей производства, сокращается безработица. Но слишком длительное применение может привести к эконо­мическому застою, так как если устранить иностранную конкуренцию, то ослабляется заинтересованность отечественных предпринима­телей в повышении технического уровня и эффективности произ­водства. В своей крайней форме протекционизм принимает форму эконо­мической автаркии, при которой страны стремятся ограничить им­порт только теми товарами, производство которых в данной стране невозможно. Экспорт же допускается в той мере, в которой он обес­печивает необходимый импорт. Различные степени протекционизма встречаются постоянно и зависят от уровня экономического развития той или иной страны. Иногда могут одновременно проводиться политика свободной торговли и политика протекционизма, но в от­ношении различной продукции. Протекционизм активно применяется не только развивающимися, но и промышленно развитыми странами для защиты национальных товаропроизводителей в условиях обостряющейся конкуренции.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27




Новости
Мои настройки


   бесплатно рефераты  Наверх  бесплатно рефераты  

© 2009 Все права защищены.