рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~

Меню
Поиск



бесплатно рефераты Мировая экономика и международные валютно- кредитные отношения (шпаргалка)

Зависимость экономики государств СНГ от мирового хозяйства уже подтвердилась разразившимся финансовым кризисом. Даже частичная изоляция от мировых рынков, потеря экспортерами части рынков сбыта привела к сокращению производства, росту безработицы, снижению совокупного спроса. Уменьшение экспортной выручки создало дополнительные трудности в покупке товаров за рубежом, в том числе и инвестиционных, в обеспечении спроса на товары, не производимые в стране.

В работе по укреплению внешнеэкономических связей необходимо не только завоевывать новые рынки, но и поддерживать старые, устоявшиеся отношения с бывшими республиками СССР. К сожалению, по-разному складываются отношения России с государствами - участниками СНГ. Положительным результатом является заключение договора о Союзе России и Белоруссии. Есть позитивные сдвиги во взаимоотношениях интеграционной "четверки" (Россия, Белоруссия, Казахстан, Киргизия). В целом, однако, настоящего динамизма в сотрудничестве стран СНГ нет: нарастает груз нерешенных вопросов, сокращается взаимный товарооборот.

В отношениях между странами СНГ по-прежнему первое место занимает внешняя торговля, это обоснованно. Опыт стран, входящих в ЕС, доказывает, что именно увеличение обмена произведенными товарами послужило стимулом для развития национальной экономики каждой страны.

Получение суверенитета бывшими союзными республиками привело к: развалу некогда единого экономического пространства. Все новые государства резко сократили обмен товарами между собой и попытались переориентироваться на дальнее зарубежье. Но жизнь все поставила на свои места: оказалось, что бывшие республики не могут выдерживать конкуренцию на мировом рынке, и единственными партнерами, готовыми поддерживать с ними торговые отношения, оказались их соседи по ближнему зарубежью. Правда, постепенно ситуация начала меняться, но до сих пор значительная доля экспорта этих стран приходится на СНГ.

В то же время существует ряд конкретных причин, сдерживающих развитие внешнеторговых отношений бывших союзных республик. Реформы идут трудно, экономика находится в кризисном состоянии, сокращается платежеспособный спрос и увеличиваются неплатежи. Это касается как внутреннего, так и внешнего рынка. В силу технологической отсталости производств товары, которые выходят на внешний рынок, имеют низкое качество, а цены, по которым они продаются на внутреннем рынке, максимально приблизились к мировым. В результате стало выгоднее покупать более качественные, а часто и менее дорогие товары, поставляемые из дальнего зарубежья.

Одновременно необходимо иметь в виду, что либерализация внешней торговли привлекла в эту сферу деятельности субъектов, не имеющих ни опыта, ни знаний вопросов конъюнктуры и порядка взаимных расчетов. Как правило, у них нет ни банковских гарантий, ни страхования по внешнеэкономической деятельности. Они не приучены выполнять свои обязательства по договорам и нести за это ответственность. Естественно, что все это ведет к взаимному недоверию, нарушению законодательных актов и не способствует укреплению торговых контактов.

Если учесть еще неустойчивость многих национальных валют, удорожание транспортных тарифов, а в ряде случаев и невозможность транспортировки (Кавказский регион и Таджикистан), то становится понятным, почему все быстрее бывшие республики расширяют контакты с дальним зарубежьем, сокращая неперспективные и неэффективные связи со странами СНГ. Естественно, что процесс укрепления внешнеторговых связей стран - членов СНГ потребует длительного времени и станет возможным при условии стабилизации экономики этих стран, оптимальном использовании имеющегося транспорта и связи, разработки единых транспортных тарифов на территории СНГ. Важную роль могут сыграть развитие связей в производственной и инвестиционной деятельности, создание совместных корпораций, финансово-промышленных групп, холдинговых и лизинговых компаний.












Вопрос 27

Сущность происходящего в международной органи­зации процесса состоит в выявлении интересов членов, их согласовании, выработке на этой основе общей пози­ции и воли, определении соответствующих задач, а так­же методов и средств их решения. Основные фазы дея­тельности организации состоят в обсуждении, приня­тии решения, и контроле за его исполнением.

Международные организации можно классифици­ровать по ряду критериев.

1.            В зависимости от круга членов различают орга­низации всеобщие или ограниченного состава.

Всеобщие или универсальные международные эко­номические организации потенциально рассчитаны на участие всех государств. К таким организациям отно­сятся организации системы ООН — сама ООН и связан­ные с нею соглашениями специализированные учреж­дения.

Организации ограниченного состава могут быть региональными, т.е. открытыми только для государств определенного географического района, например, Со­дружество Независимых Государств, Организация аф­риканского единства, Лига арабских государств, Орга­низация американских государств, Совет Европы.

В других случаях возможность членства определяет­ся иными критериями. В Организации экономического сотрудничества и развития участвуют только наиболее развитые страны мира. Членами Организации стран — экспортеров нефти являются страны, для которых ос­новным источником доходов является экспорт нефти.

2.            В зависимости от характера компетенции орга­низации делятся на обладающие общей и специальной компетенцией. В первом случае компетенция не огра­ничена какой-либо одной сферой сотрудничества. При­мером служит ООН, которая может рассматривать прак­тически любую международную проблему. Исключение составляют конкретные вопросы, отнесенные к компе­тенции ее специализированных учреждений. Столь широкая компетенция не может не сказываться на пол­номочиях универсальных организаций, которые не впра­ве принимать обязательные решения, а потому ограни­чиваются обсуждением и принятием рекомендаций. Во имя обеспечения мира исключение сделано лишь для Совета Безопасности ООН, который в определенных слу­чаях может принимать юридически обязательные ре­шения.

3. По соотношению объема компетенции, передаваемой государствами международной организации раз­личают:

-    межправительственные организации, выполняю­щие координационные функции, в которых пере­распределенная компетенция остается совместной для государства и организации;

-    международные организации, выполняющие от­дельные наднациональные функции, обладающие исключительной компетенцией по ряду вопросов и ограничивающие функции государств-членов в их решении. Примером может служить обязательность выполнения решений МВФ и Мирового банка в валютно-кредитной сфере для стран-участниц;

-    наднациональные организации, созданные для фор­мирования правил, обязательных для государств-членов, и механизмов контроля и принуждения участников к соблюдению этих правил. Подобны­ ми функциями наделены наднациональные орга­ны Европейского Союза: Европейский сонет. Европейский парламент и др.

4. По организационному признаку международные экономические организации подразделяются на:

—международные экономические организации сис­темы ООН;

—международные экономические организации, не входящие в систему ООН;

—           региональные экономические организации.

5. В зависимости от сферы международного регули­рования международные организации классифицируют­ся как:

—           международные экономические организации, ре­гулирующие экономическое и промышленное со­трудничество и отрасли мировой экономики (ПРООН, Организация Объединенных Наций по про­мышленному развитию - ЮНИДО, Всемирная организация по туризму, Международная морская организация и др.);

—           международные экономические организации, ре­гулирующие мировую торговлю (Всемирная тор­говая организация, Конференция ООН по торговле и развитию - ЮНКТАД, международные органи­зации стран-производителей и экспортеров продовольственных и сырьевых товаров);

—международные валютно-кредитные и финансо­вые организации (Международный валютный фонд, институты Мирового банка);

—международные и региональные организации, регулирующие предпринимательскую деятельность (Комиссия ООН по ТНК и др.);

—международные неправительственные организации и объединения, содействующие развитию мирохозяйственных связей (международные союзы пред­принимателей, торговые палаты, отраслевые ассоциации и федерации).

Членами международных организаций являются только суверенные государства, а не их органы, не смотря на то, что такие организации зачастую именуют межправительственными. Не могут быть членами меж­дународной организации части государства. Все члены равноправно участвуют в работе органов организации и несут ответственность за ее деятельность. Они делают взносы в бюджет организации, в том числе и в нерав­ных долях.

После второй мировой войны колониальные страны не отвечали требованиям, предъявляемым к членам международных организаций, но были заинтересованы в деятельности организаций. Для решения проблемы было использовано ассоциированное членство. От полного членства оно отличается отсутствием права участвовать в голосовании и быть избранным в исполнительные органы. В наше время ассоциированное членство используется в тех случаях, когда полное членство по тем или иным причинам временно или постоянно невозможно. Так, многие страны Центральной и Восточной Европы прошли через этап ассоциированного членства в Совете Европы.

В международных организациях существует также статус наблюдателя. Он предоставляется государствам - нечленам или государствам-членам, которые не вошли в состав органа организации.  

Зачастую неправительственным организациям предо­ставляется консультативный статус, который бли­зок статусу наблюдателя. Такая практика типична для Экономического и Социального Совета ООН. Членство прекращается с ликвидацией организации или самого государства-члена. Членство не переходит в порядке правопреемства. Россия заняла место СССР не как пра­вопреемник, а как государство-продолжатель СССР.




























Вопрос 28

В 1997 г. Россия вступила в  следующие экономические организации – Лондонский и Парижский клубы и в «большую семерку», которая в результате стала «большой восьмеркой». Лондонский клуб объединяет крупнейшие в мире частные банки-кредиторы. Если страна исправно выплачивает долги и проценты по финансовым кредитам, а также имеет репутацию «надежного должника», то она может установить официальные отношения с этим клубом и добиться определенных льгот. В конце ХХ в. экономический кризис в нашей стране привел к тому, что ее внешний долг увеличился, однако она по-прежнему считается «надежным должником». Договор с Лондонским клубом позволил России ослабить долговое бремя и маневрировать своими финансовыми средствами.

Наряду с Лондонским существует еще один международный клуб – стран-кредиторов. Парижский клуб возник в 1956 г. Страны, входящие в Парижский клуб, объединились, поскольку, действуя совместно, легче получить обратно «свои кровные». Часть кредитов, которые выдали эти государства, практически невозможно вернуть (например, страны-должники разорились и т.д.). Поэтому государство-кредитор при вступлении в Парижский клуб безвозвратно теряет часть выданных денег (как бы прощает своих должников), зато выплата остальных ему гарантируется.

«Большая семерка» – объединение ведущих промышленно развитых государств: США, Канады, Великобритании, Франции, Германии, Японии и Италии. Оно было создано для решения наиболее важных, глобальных экономических и финансовых проблем. Встречи глав государств «большой семерки» проводятся каждый год. Со временем круг обсуждаемых актуальных тем расширился. И теперь большое внимание уделяется таким важнейшим вопросам, как загрязнение окружающей среды, сохранение энергоресурсов, международная преступность, торговля наркотиками и др. С 1997 г. Россия является полноправным членом этого самого престижного международного клуба.

Россия  является членом Международного валютного фонда и Мирового банка. Очень важным для России является участие в Содружестве Независимых Государств. Эта организация была создана в конце 1991 г. после распада советского Союза. Постепенно в нее вошли почти все государства – бывшие советские республики (кроме стран Балтии). В 2002 г. СНГ состоит из 12 государств. Россия играет в содружестве ведущую роль, так как в политическом и экономическом отношении она является самым мощным государством среди членов этой организации.

Главные цели и задачи СНГ – развитие политического, военного, экономического и культурного сотрудничества между государствами, возникшими на месте бывшего СССР.  Особое внимание уделяется соблюдению территориальной целостности и неприкосновенности границ СНГ, защите прав человека. К концу ХХ в. почти все государства содружества находились либо в экономическом, либо в политическом кризисе, поэтому сотрудничество развивалось крайне медленно и неравномерно. Кроме того, между некоторыми странами СНГ происходили политические конфликты, например между Арменией и Азербайджаном из-за Нагорного Карабаха. Россия и Украина несколько лет вели сложные переговоры о том, как разделить Черноморский флот. Поэтому нужна была организация, которая помогала бы решать многочисленные проблемы, возникающие на территории бывшего СССР, и способствовала взаимовыгодному сотрудничеству новых государств.

Внутри СНГ происходят процессы интеграции (т.е. объединения). Политический и экономический союз заключили Россия и Белоруссия. С целью образования единого экономического пространства Россия, Белоруссия, Казахстан и Кыргызстан подписали таможенный договор. Для нашей страны участие в СНГ имеет принципиальное значение. Она стремится сохранить свое влияние в государствах – бывших советских республиках. Поэтому России пришлось взять на себя охраны внешних границ СНГ в Закавказье и Средней Азии. Это важно еще и потому, что за пределами России в странах СНГ проживает более 20 млн. русского и русскоязычного населения.
























ВОПРОС 29

Суть межд. движения капитала: изъятие части капитала из процесса нац. оборота к-либо страны и включение в производственные процесс или иное обращение в др. гос-вах в самых различных формах. Сначала вывоз капитала был свойственен развитым гос-вам (вывоз пр-ва поближе к источникам дешевого сырья). Сегодня вывоз свойственен для любой страны, эк-ка к-ой динамично развивается (особенно НИС). Причина вывоза капитала – его относительный избыток, когда он в целях прибыльного инвестирования устремляется за границу. Причина избытка – темпы роста капитала опережают темпы роста ВВП и товарного экспорта. С сер. 60-х гг. заграничные капиталовложения увеличились в 4 раза, в 80-е гг. объем их = 450 млрд. долл, в н. 90-х гг. = 2,2 трлн. долл. Быстрый рост финансовых ресурсов связан с тем, что после структурных кризисов происх. качественно новое развитие пром-ти + НТП.

     Факторы, способствующие вывозу капитала:

1.      взаимосвязь и взаимопереплетение нац. экономик в системе современ. мирового хоз-ва в сфере взаимодействия на ф-вом уровне. Объем вывезенного за границу капитала в виде прямых капиталовложений = 51 млрд. долл. в 1945 г., = более 2 трлн. долл. в 90-е гг. Экспорт капитала, отсюда создание «межд. товара» (это продукция, к-ая реализуется заграничными филиалами ТНК).

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27




Новости
Мои настройки


   бесплатно рефераты  Наверх  бесплатно рефераты  

© 2009 Все права защищены.