6)
предоставление займов (включая совместное финансирование) и оказание
технического содействия под реконструкцию и развитие инфраструктуры (в том
числе природоохранные программы).
ЕБРР
не выдает гарантий по экспортным кредитам и не занимается страхованием. В
качестве наиболее важных направлений кредитно-финансовой политики ЕБРР
выделяются финансовый сектор, энергетика, телекоммуникационная инфраструктура,
транспорт и агробизнес.
ВОПРОС 64
БМР
был создан в 1930 г. на основе межправительственного Гаагского соглашения. Ныне
в числе 34 членов БМР все страны Западной Европы, 6 государств Восточной
Европы, США, Япония, Австралия, ЮАР, Россия и др.
Официально
США не участвовали в создании БМР. Однако федеральные резервные банки
поддерживают с БМР корреспондентские отношения и другие контакты. Федеральный
резервный банк Нью-Йорка, будучи корреспондентом БМР, выполняет по его
поручению операции на рынке ссудных капиталов США. Хотя США участвуют в БМР,
традиционно лидирующее положение в нем принадлежит странам Западной Европы, в
отличие от МВФ и группы МБРР. Центральные банки являются основателями,
руководителями и клиентами БМР, который можно квалифицировать как международный
банк центральных банков. Операции с коммерческими банками и частными лицами
БМР может осуществлять лишь с согласия центрального банка соответствующей
страны.
БМР
организован в форме акционерного общества.
БМР
— банк центральных банков. На БМР по Уставу возложены две основные функции:
1)
содействовать сотрудничеству между центральными банками, обеспечивать
благоприятные условия для международных финансовых операций;
2)
действовать в качестве банка-агента или банка-депозитария при проведении
международных операций своих членов.
Исходя
из этих функций БМР выполняет следующие операции:
-
депозитно-ссудные операции
с центральными банками;
-
прием правительственных
вкладов по особым соглашениям;
-
операции с валютой и
ценными бумагами (кроме акций);
-
куплю-продажу и хранение
золота;
-
операции на мировых рынках
(валют, кредитов, ценных бумаг, золота) в качестве агента или корреспондента
центральных банков;
-
заключение соглашений с
центральными банками в целях содействия взаимным международным расчетам.
Основной
источник ресурсов БМР — краткосрочные вклады (до трех месяцев) центральных
банков в иностранной валюте или золоте. Для выплаты процентов по ним Банк размещает
их на рыночных условиях в других центральных банках, международных организациях
или в банках-корреспондентах. Основной активной операцией БМР являются
инвалютные кредиты центральным банкам.
Центральные
банки возложили на БМР функцию наблюдения за состоянием и функционированием
еврорынка. На основе получаемой от центральных банков информации БМР применяет
собственную наиболее корректную методику исчисления объема этого рынка, не
подчиняющегося национальному законодательству. БМР осуществляет межгосударственное
регулирование международных валютно-кредитных и финансовых отношений в целях
их стабилизации. Банк организует регулярные встречи управляющих центральными
банками с целью координации мировой валютной и кредитной политики.
ВОПРОС 65
Интеграция
России в мировую экономику предполагает ее участие в межгосударственных
финансовых институтах.
В
1985 г. был взят курс на поэтапное присоединение СССР к МВФ и МБРР. Однако
препятствием являлось нежелание Запада согласиться на полномасштабное членство
СССР в данных организациях. После распада СССР государства, входившие в его
состав, пошли по пути индивидуального вступления в бреттонвудские институты.
Россия подала заявление о присоединении к МВФ и МБРР 7 января 1992 г.
Россия
занимает девятое место вслед за Канадой. Такая квота не дает России права на
постоянное место в Исполнительном совете. Членство в МВФ налагает на Россию
обязательство выполнять требования, зафиксированные в Статьях Соглашения МВФ:
1.
устранение валютных ограничений,
поддержание конвертируемости национальных валют по текущим международным
операциям, неучастие в дискриминационных валютных соглашениях. Однако устав
Фонда позволяет вновь принятым странам в течение переходного периода
сохранять или устанавливать валютные ограничения, так как введение
конвертируемости валют должно быть продуманным, поэтапным и упорядоченным
процессом.
2.
не прибегать к
множественности валютных курсов. Согласно этому требованию Россия ввела с июля
1992 г. единый официальный курс рубля. При проведении валютной политики страны-члены
обязаны сотрудничать с Фондом.
3.
предпосылкой делового
взаимодействия России с МВФ являются информационная открытость страны, представление
Фонду статистических данных о своей экономике, платежном балансе,
золото-валютных резервах, допуск на свою территорию представителей МВФ для
изучения состояния экономики и характера макроэкономической политики.
Членство
в МВФ дает возможность России пользоваться кредитами в свободно конвертируемой
валюте для финансовой поддержки экономических реформ и покрытия дефицита
платежного баланса.
1
апреля 1992 г. обнародована первая международная программа помощи России (24
млрд долл.) при поддержке МВФ. Во-первых, в рамках Фонда предполагалось
учредить фонд стабилизации российского рубля для поддержания его валютного
курса и конвертируемости с помощью интервенций на валютном рынке России.
Во-вторых, МВФ должен был предоставить России резервный кредит для покрытия
дефицита платежного баланса.
Предоставление
кредитов требует предварительного одобрения Фондом стабилизационной программы
и ее реализации. Важнейшие из контролируемых МВФ параметров — бюджетный дефицит
и инфляция в России не удовлетворяли его стандартным требованиям. Не все транши
были предоставлены. Таким образом, наиболее ценный компонент пакета финансовой
помощи — несвязанные валютные средства, которые власти могли бы использовать
для проведения экономических реформ и макроэкономического регулирования,
остался нереализованным.
Второй
пакет помощи России был предоставлен в 1993 г. Пакет предусматривал кредит на
«первоочередные стабилизационные меры». Процедура предоставления кредита была
упрощенной. Было достаточно совместного заявления правительства и Центрального
банка РФ об их экономических намерениях. Первая половина этого была
предоставлена России в июле 1993 г. Однако вторая половина данного кредита в
1993 г. не была получена, поскольку МВФ не был удовлетворен результатами
проводимой в России финансовой стабилизации.
После
валютных потрясений осенью 1994 г., кульминацией которых стал известный «черный
вторник» (11 октября), руководство России взяло курс на ужесточение финансовой
и кредитно-денежной политики, подавление инфляции в качестве главной
макроэкономической цели. Позиция встретила поддержку со стороны МВФ.
Результатом стало предоставление России 11 апреля 1995 г. первого стандартного
полномасштабного кредита в объеме квоты страны в МВФ, т.е. 6,8 млрд долл., на
12 месяцев. Власти использовали этот кредит, с одной стороны, для пополнения
золото-валютных резервов и погашения внешней задолженности, а с другой — для
финансирования дефицита государственного бюджета.
МВФ
в целом выражал удовлетворение результатами программы финансовой стабилизации
России в 1995 г. Но при этом высказывались критические замечания в отношении
структурных преобразований (приватизации, модернизации банковского сектора,
земельной реформы). Тем не менее в 1996 г. Фонд предоставил России новый кредит.
Получение Россией широкомасштабного кредита МВФ позволило ей достичь в 1996 г.
соглашения с государствами-кредиторами в рамках Парижского и Лондонского
клубов о долгосрочном (на 25 лет) реструктурировании внешнего долга бывшего
СССР, ответственность за обслуживание и погашение которого она приняла на
себя.
МВФ
не был удовлетворен ходом выполнения Россией стабилизационной программы
1997—1998 гг. В связи с этим перевод очередных траншей стал откладываться.
Недовольство Фонда в особенности вызывало состояние государственного бюджета.
В
1998 г. экономическая ситуация в России резко ухудшилась в связи с падением цен
на мировых рынках на энергоносители, в первую очередь нефть и газ, а также на
сырье. Платежный баланс (текущие операции) превратился в первом полугодии 1998
г. из активного, каким он был предыдущие годы, в пассивный с дефицитом свыше 6
млрд долл. Тяжелый удар нанес российской экономике мировой финансовый кризис.
Правительство разработало антикризисную программу и обратилось к МВФ и другим
официальным кредиторам с просьбой о предоставлении срочной масштабной финансовой
помощи. Запад обещал оказать помощь, объем которой на протяжении 1998—1999 гг.
в совокупности должен был достичь 22,6 млрд долл.
В
связи с решениями российских властей 17 августа 1998 г. (объявление дефолта по
внутреннему государственному долгу, установление 90-дневного моратория на
платежи по внешним обязательствам коммерческих банков и девальвация рубля) кредитный
пакет помощи России был заморожен, а действовавшие договоренности утратили
силу. Судьба дальнейших взаимоотношений России с МВФ и Всемирным банком стала
предметом сложных переговоров.
В
целом за 1992—1998 гг. МВФ одобрил пять договоренностей о предоставлении
кредитов России на сумму 30—32 млрд долл. Фактически до конца 1998 г. были
использованы 20—21 млрд долл.
Участие
России в Группе Всемирного банка. Россия имеет одинаковое количество акций с Индией, Италией, Канадой и Саудовской
Аравией, и по количеству и стоимости акций она делит с этими странами 7-е —
11-е места. Целью предоставляемых России кредитов Банка является «помощь в максимально
быстром переходе к рыночному финансированию путем расширения роли частного
сектора, укрепления через правовые, институциональные и финансовые реформы
институтов государственного сектора, а также содействия привлечению частных
инвестиций в российскую экономику».
Объем и приоритеты заимствований у ВБ, а также
отраслевая структура и типы займов определяются в программе заимствований РФ в
ВБ, которая разрабатывается Министерством экономики и Министерством финансов
Российские
власти намеревались использовать эти кредиты по четырем направлениям: жизненно
необходимый импорт; структурные преобразования; инвестиционные проекты;
укрепление институциональной базы финансовой инфраструктуры. С момента
выделения кредита до начала фактического кредитования объекта проходит
несколько лет. Банк проводит тщательные предынвестиционные исследования,
проверки и ревизии предлагаемых проектов.
В
1992 г. Россия подписала первые три соглашения с ВБ о выделении ей 803 млн
долл. Первое соглашение предусматривало предоставление реабилитационного займа
для оплаты импорта жизненно важных товаров и покрытия расходов, связанных со
структурной перестройкой экономики. Второй кредит ВБ был предназначен для
социальной защиты граждан в период перехода к рыночной экономике (создание
бирж труда, выдача пособий по безработице и т.п.). Третий кредит предоставлялся
ВБ совместно с рядом западноевропейских банков и ЕБРР на закупку оборудования
и экспертную помощь по приватизации. Условия займов были одинаковы: 7,6%
годовых; срок 15 лет, включая льготный пятилетний период. Однако в 1992 г.
валютные кредиты ВБ России реально не были предоставлены.
В августе 1993 г. России был предоставлен
нефтяной реабилитационный заем с целью восстановления нефтедобывающей
промышленностии поддержки реформ в области энергетики. Это самый крупный в
истории ВБ кредит на подобные цели. В 1994 финансовом году предоставлены:
второй нефтяной реабилитационный кредит; на развитие сельского хозяйства; на
проведение приватизации. МБРР выразил согласие участвовать в кредитовании
транспорта и финансовых учреждений. Реализация этих кредитов была сопряжена с
трудностями, поскольку ВБ не вполне удовлетворял инвестиционный климат в России
(неупорядоченный налоговый режим, система субсидирования, контроль за ценами
на нефть и нефтепродукты и т.п.). Поэтому в 1993 г. Россия смогла реально
использовать кредиты ВБ, а также ЕБРР на сумму только 0,5 млрд долл.
В
середине 90-х годов ВБ активизировал взаимодействие с Россией. Основное
внимание сосредоточено на энергетическом, финансовом, социальном и
сельскохозяйственном секторах экономики России, а также на оказании Банком
содействия в переходе к рыночной экономике.
Наиболее
крупными кредитами ВБ России в 1995—1998 финансовых годов, являются: второй
реабилитационный заем; заем на осуществление жилищного проекта; два займа на
перестройку угольной промышленности; три займа на перестройку экономики; заем
на перестройку системы социальной защиты.
С
момента вступления России во ВБ в 1992 г. по август 1998 г. Банк предоставил ей
41 заем на сумму 11,4 млрд долл., реально были использованы 5,7 млрд долл.
Россия осуществляла заимствования в ВБ на условиях валютного пула (т.е. в
нескольких валютах) по ставке от 6,54% годовых до 8,37% (ставка
пересматривается каждые 6 месяцев). Одновалютные займы предоставляются по
ставке ЛИБОР плюс договорная маржа 0,5% (с 31 июля 1998 г. — 0,75%).
ВБ
обычно связывает предоставление кредитов с выполнением страной-заемщицей тех же
условий, которые выдвигает и МВФ. Однако Фонд делает упор на мерах,
призванных обеспечить макроэкономическую и финансовую стабилизацию, Банк — на
деталях структурных преобразований (открытие естественных монополий для
конкуренции; развитие приватизации; утверждение частной собственности на
землю; совершенствование налогового регулирования, сбора налогов;
реформирование банков). Почти 40% займов ВБ пришлись на займы
макроэкономического характера и, следовательно, пополняющие доходы
государственного бюджета (реабилитационные займы и займы на структурную
перестройку экономики). Они близки по своему назначению кредитам МВФ. Крупные
заимствования России обусловлены кризисным состоянием экономики. 20%
инвестиционных кредитов ВБ были направлены в энергетику (главным образом
нефтяную и угольную промышленность) и 20% — в социальную сферу. ВБ сыграл
важную роль в формировании международного фонда содействия приватизации и реорганизации
государственных предприятий в России, решение об учреждении которого было
принято на совещании «семерки» в Токио в июле 1993 г.
Принятые
17 августа 1998 г. российским правительством меры, объявление дефолта по ряду
внутренних и внешних обязательств привели к замораживанию утвержденных ВБ
кредитов. Тем не менее 26 февраля 1999 г. подписано соглашение о предоставлении
России нового инвестиционного кредита (400 млн долл.) на строительство и
ремонт шоссейных дорог. Однако реализация одобренных бюджетозамещающих
кредитов на структурную перестройку экономики зависит от достижения Россией
договоренности с МВФ.
Международная
финансовая корпорация (МФК)
начала свою деятельность в России с оказания технической помощи. Особенно
существенную роль она сыграла в реализации программы приватизации в
Нижегородской, Волгоградской, Новосибирской областях и Республике Саха. За
период по 1998 г. профинансировано 38 российских проектов. Совокупная
стоимость этих проектов составляет 1,9 млрд долл. МФК приняла участие в
кредитовании нефтяных и других проектов. Она содействует развитию
телекоммуникаций, пищевой промышленности, гостиничного бизнеса и ряда других
секторов.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27
|