рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~

Меню
Поиск



бесплатно рефераты Объекты интеллектуальной собственности

С правом авторства тесно связано право на авторское имя, содержание которого раскрывается в ст. 15 Закона РФ «Об авторском праве и смежных правах». Согласно данной статье автор может использовать или разрешать использовать произведение под своим подлинным именем, под условным именем (псевдонимом) или без обозначения имени (анонимно).

Право на авторское имя является личным неимущественным правом автора, которое последний не может передать кому бы то ни было.

Право на авторское имя действует в течение всей жизни автора, а после его смерти охраняется наследниками, авторско-правовыми организациями или госу­дарством в качестве общественно значимого интереса.

Как уже отмечалось, закон указывает на три возможных способа, с помощью которых автор реализует принадлежащее ему право на авторское имя. Чаще всего создатели произведений обозначают свое авторство путем указания подлинного имени.

При опубликовании произведений, созданных несколькими лицами, имена соавторов указываются в последовательности, оговоренной соавто­рами. Правом на указание своего имени пользуются все соавторы, незави­симо от размера внесенного в произведение творческого вклада.

При использовании в России произведений иностранных авторов их имена приводятся в русской транскрипции, которая должна быть согласо­вана с автором оригинала. При таком способе использования произведе­ния, как издание, имена иностранных авторов нередко указываются и на языке оригинала на обороте титульного листа.

Нарушением права на имя при данном способе его реализации будет неуказание имени автора, а также его искажение.

Следующий способ обозначения авторского имени и реализации рас­сматриваемого права — выступление автора под вымышленным именем (псевдонимом). Он также нередко используется на практике.

Закон не предусматривает каких-либо условий или порядка для при­обретения права на псевдоним. Срок и объем использования псевдонима также определяются самим автором. Псевдоним, как и подлинное имя автора, не должен искажаться.

В некоторых случаях право автора выступать под псевдонимом может быть ограничено. Так, едва ли допустимо пользоваться таким псевдонимом, который нарушает нормы нравственности или носит оскорбительный характер. В равной мере автор не может избрать такой псевдоним, который явно вводит публику в заблуждение, например, когда он совпадает с именем, под которым давно выступает другой автор.

Право на авторское имя может быть реализовано путем опубликования произведения без указания имени создателя произведения, т. е. анонимно. В данном случае воля автора направлена на то, чтобы не связывать созданное им произведение со своим именем.

Проблема состоит лишь в том, чтобы доказать авторство на анонимно опубликованное произведение. Как и псевдоним, аноним может быть раскрыт без согласия автора только по запросу суда.

Наряду с непосредственными создателями произведений правом на обозначение своего имени пользуются предприятия, учреждения и орга­низации, по служебному заданию которых создано произведение (ст. 3 п. 14 Закона РФ «Об авторском праве и смежных правах»). Так, учебное заведение или научное учреждение может настаивать на том, чтобы их наименование было обозначено на произведениях, созданных их сотруд­никами в рамках порученной им работы.

С момента создания произведения за его автором закрепляется право на защиту произведения, включая его название, от всякого искажения или иного посягательства, способного нанести ущерб чести и достоинству автора (ст. 15 Закона РФ «Об авторском праве и смежных правах»).

Содержание данного права состоит в том, что при издании, публичном исполнении или ином использовании произведения воспрещается без согласия автора вносить какие-либо изменения как в само произведение, так и в его название и, кроме того, в обозначение имени автора. Воспре­щается также без согласия автора снабжать произведение при его издании иллюстрациями, предисловиями, послесловиями, комментариями и каки­ми бы то ни было пояснениями.

Право на защиту произведения от искажения, возникающее с момента его создания и прекращающееся со смертью автора, имеет особое значение на стадии подготовки произведения к обнародованию.

Право на защиту репутации автора, как и всякое субъективное право, имеет свои пределы. Закон предусматривает отдельные случаи, когда нарушение целостности произведения не расценивается как покушение на его неприкосновенность. Например, допускается цитирование в оригинале и в переводе в научных, исследовательских, полемических и информаци­онных целях из правомерно обнародованных произведений в объемах, оправданных целью цитирования. Возможно воспроизведение в обзорах текущих событий в кино, на радио и по телевидению выпущенных в свет литературных и художественных произведений в объеме, соответствующем информационным целям. Во всех случаях произведения используются не в том виде, который им придан авторами, однако нарушением права на защиту репутации автора это, по прямому указанию закона, не считается. Не рассматривается как нарушение данного права и творческая интерпре­тация произведения исполнителем иди режиссером-постановщиком, если при этом не вносится изменений в форму и содержание произведения. Автор не может, ссылаясь на принадлежащее ему право на защиту репута­ции, воспрепятствовать созданию другими лицами соответствующих паро­дий и стилизаций, а также преградить дорогу критикам и комментаторам.

Ст. ( 29 Закона РФ «Об авторском праве и смежных правах» подчеркивает, что право на защиту репутации автора, как и право авторства, и право на имя, не переходят по наследству, но наследники вправе осуществлять защиту указанных прав.

На практике наследники, а также специально назначенные автором для охраны неприкосновенности лица выходят за рамки чисто охранитель­ных функций и выдают разрешения на внесение в произведение изменений и дополнений. В литературе сделан вывод, что такая практика не проти­воречит смыслу закона, если только при этом не происходит коренное изменение творческого замысла создателя произведения1 .

Несколько иначе решается вопрос об охране неприкосновенности тех произведений,  которые предназначены в основном для утилитарного ис­пользования. Так, владельцы зданий и сооружений, произведений декора­тивно-прикладного искусства и дизайна могут вносить в них изменения в соответствии со своими разумными потребностями. Лишь в том случае, если будет установлено, что собственник совершает  эти действия специ­ально в целях нарушения прав автора, это может быть признано  злоупот­реблением права, и автор приобретет право на защиту.

Право автора на обнародование принадлежит к числу важнейших его прав, поскольку оно обеспечивает ему возможность решать вопрос о готовности произведения для вынесения на суд публики, а также прямо затрагивает его имущественные интересы. Кроме того, реализация права на обнародование приводит к существенному изменению  правового режи­ма произведения.

Право на обнародование как  выражающее особый охраняемый законом интерес автора является самостоятельным  правом создателя произведения. &го обстоятельство необходимо специально подчеркнуть в связи с тем, что рассматриваемое право всегда реализуется одновременно с каким-либо другим правом автора. В самом деле, обнародовать произведение, т.е. сделать его доступным для всеобщего сведения, нельзя, не реализовав какое-либо иное право автора., например, право на опубликование, право на публичный показ, право на публичное исполнение и т.д.        А если, например, опубликование осуществляется путем издания произведения, одновременно осуществляются права на воспроизведение и на распрост­ранение произведения. Однако очевидно, что названные правомочия пред­ставляют собой, хотя и тесно взаимосвязанные, но совершенно самостоятельные права. Каждое из них выражает самостоятельный интерес автора и каждое может быть нарушено безотносительно к нарушению других правомочий.

Существенным нововведением Закона РФ «Об авторском праве и смежных правах» является закрепление в нем права на отзыв произведения, которое отсутствовало в ранее действовавшем законодательстве. Согласно п. 2 ст. 15 этого закона, автор имеет право отказаться от ранее принятого решения об обнародовании произведения либо, если произведение уже было обнародовано, может дезавуировать действия по его доведению до всеобщего сведения, публично оповестив о его отзыве. В качестве единст­венного условия реализации данного права закон устанавливает возмеще­ние пользователю причиненных таким решением убытков, включая упущенную выгоду.

На практике рассматриваемое право может вступить в коллизию с правами лиц, которые приобрели право собственности на материальные носители произведений, подлежащих отзыву. Как представляется, дейст­вующее законодательство не предоставляет автору права на изъятие таких материальных носителей, которые стали объектами права собственности других лиц, хотя бы при этом им и выплачивалась соответствующая компенсация. От. 15 Закона РФ «Об авторском праве и смежных правах» говорит лишь о возмещении убытков пользователям произведений, подра­зумевая под последними лиц, приобретающих права на основании автор­ских договоров. Поэтому, например, автор не может истребовать созданную им картину или скульптуру у их владельцев, ссылаясь на свое право отзыва.

В отличие от других личных неимущественных прав, право на обнародование способно переходить к другим лицам, что еще раз подчеркивает условность деления авторских прав на личные имущественные и неимущественные. В частности, оно переходит к наследникам автора, что никем не ставится под сомнение.

Одним из субъективных прав, принадлежащих создателям творческих произведений, в российском авторском праве традиционно признавалось право на опубликование.  Как уже отмечалось, новый авторский закон о нем особо не упоминает.  Независимо  от того, является  ли  это результатом  упущения   составителей проекта    закона  или   выражением   их сознательной позиции, право на опубликование продолжает оставаться в числе важней­ших авторских правомочий1 .

Рассматриваемое право следует отнести к числу личных неимущест­венных прав автора, хотя в нем более, чем в каком-либо ином личном праве автора, представлены имущественные элементы. Но все же основное его содержание состоит в самостоятельном решении автором вопроса о выпуске в обращение материальных носителей произведения. Без согласия автора никто, в том числе и работодатель, если речь идет о служебном произведении, не может совершать подобных действий.

Реализация права на опубликование имеет своим последствием изме­нение правового режима произведения. С момента выпуска в свет экзем­пляров произведения оно может без согласия автора и без выплаты авторского вознаграждения, но с обязательным указанием имени автора и источника заимствования репродуцироваться в единичных экземплярах библиотеками, архивами, учебными заведениями (ст. 28 Закона РФ «06 авторском праве и смежных правах»), отдельные виды произведений могут воспроизводиться в газетах, передаваться в эфир (п. 3 ст. 19 того же закона) и т.д.


Имущественные права авторов. Право на использование произведения есть не что иное, как возмож­ность авторов самим решать все вопросы, связанные с предоставлением третьим лицам доступа к произведениям и с их использованием. Открывая третьим лицам доступ к произведению, автор определяет и те способы, с помощью которых его произведение будет использовано. При этом произ­ведение может быть использовано как в своей первоначальной, так и в измененной форме (например, в переводе или в переработанном виде), с воспроизведением той материальной формы, с которой связано произве­дение (например, переиздание книги), или без такового воспроизведения (например, публичное исполнение) и т.д.1

В соответствии с п. 2 ст. 16 Закона РФ «Об авторском праве и смежных правах» исключительные права автора на использование произведения означают право осуществлять или разрешать осуществлять следующие действия:

— воспроизводить произведение;

— распространять экземпляры произведения любым способом;

— импортировать экземпляры произведения в целях распространения;

— публично показывать произведение;

— публично исполнять произведение;

— сообщать произведение для всеобщего сведения путем передачи в эфир и последующей передачи в эфир;

— сообщать произведение для всеобщего сведения по кабелю, прово­дам или с помощью иных аналогичных средств;

— переводить произведение;

— переделывать, аранжировать или другим образом перерабатывать произведение.

Исключительные права автора на использование дизайнерского, архи­тектурного, градостроительного и садово-паркового проектов включают также практическую реализацию таких проектов.

Перечень конкретных авторских правомочий, конкретизирующий при­надлежащие автору исключительные права на использование произведе­ния, охватывает собой лишь типичные случаи использования произведений и, как уже отмечалось, не носит исчерпывающего характера. Любые другие способы использования произведений, как существующие ныне, так и те, которые могут появиться в дальнейшем, должны применяться лишь с согласия автора иди его правопреемников.

Право на воспроизведение. С принятием Закона РФ «Об авторском праве и смежных правах» понятие воспроизведения существенно изменилось и свелось лишь к изготовлению одного или более экземпляров произведения или его части в любой материальной форме. Публичное исполнение, передача в эфир и иные способы использования произведения, не связанные с его повторной фиксацией на материальном носителе, рассматриваются законом в качестве особых правомочий автора, лежащих за рамками воспроизведения.

Право на воспроизведение чаще всего реализуется одновременно с правом на опубликование, однако происходит это отнюдь не всегда. Воспроизведением в точном смысле признается само изготовление копий произведения в любой материальной форме, независимо от того, где и когда они будут выпущены в обращение и произойдет ли это вообще. Кроме того, для воспроизведения не требуется изготовления такого количества экземпляров произведения, которое бы удовлетворяло разумные потреб­ности публики. Им будет считаться изготовление нескольких или даже одной копии произведения.

Конкретные способы воспроизведения действующее законодательство не перечисляет, в чем, собственно, и нет необходимости, так как им признается любая повторная фиксация произведения на материальном носителе.

Закон не определяет условий осуществления и пределов рассматриемого права, кроме единственного указания на то, что от собственника произведения нельзя требовать доставки произведения автору.


Право на распространение и право на импорт. Самостоятельным способом использования произведения является его распространение. Под распространением, понятие которого в ранее дей­ствовавшем законодательстве не раскрывалось, большинство российских ученых понимало пуск в гражданский оборот тех материальных носителей произведения, которые размножены на основе принадлежащего автору права на воспроизведение1 .

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40




Новости
Мои настройки


   бесплатно рефераты  Наверх  бесплатно рефераты  

© 2009 Все права защищены.