рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~

Меню
Поиск



бесплатно рефераты Объекты интеллектуальной собственности

Прежде всего наименование предпринимателя должно правдиво отра­жать его правовое положение и не вводить в заблуждение других участников гражданского Оборота. В этой связи ведущим принципом является принцип истинности фирмы. Фирменное наименование должно содержать соответ­ствующее действительности указание на организационно-правовую форму предприятия (казенное предприятие, общество с ограниченной ответствен­ностью, открытое акционерное общество и т.д.), его тип (государственное, муниципальное, частное), профиль деятельности (производственное, на­учное, коммерческое и т.д.), личность владельца и т.п. Положение о фирме (п. 7) запрещает включать в фирменное наименование обозначения, спо­собные ввести в заблуждение. Так, владелец частного предприятия не может избрать в качестве фирменного наименования такое обозначение, которое ассоциируется у третьих лиц с государственной принадлежностью предприятия.

Далее, чтобы выполнять функцию индивидуализации участников граж­данского оборота, фирменное наименование должно обладать отличительными признаками, которые бы не допускали смешении одной фирмы с другой. Этим обусловлен принцип исключительности фирмы, в соответст­вии с которым фирменное наименование; должно быть новым и отличным от уже используемых наименований. Казалось бы, из него с очевидностью следует, что не допуска­ется использование тождественных фирменных наименований различными субъектами, с одной стороны, и, напротив, разрешается выступать в обороте хотя бы и под сходными, но не полностью совпадающими фирмами, с другой стороны. Поэтому, например, если предприятия имеют различную организационно-правовую форму, которая отражена в их фирменном наименовании, они могут выступать в обороте под одним и тем же названием. Такую позицию занял, в частности. Высший Арбитражный Суд РФ, давший соответствующее разъяснение в письме от 29 мая 1992 г. С-13/ОДИ-122 «Об отдельных решениях совещаний по арбитражной практике».1

С другой стороны, по смыслу закона не исключается использование участниками оборота и полностью совпадающих фирменных наименова­ний, если это не приводит к коллизии их интересов и не вводит в заблуждение третьих лиц.

Содержание принципа исключительности фирмы не ограничивается однако, лишь сферой используемых фирменных наименований. Наименование предпринимателя не должно совпадать также с принадлежащими третьим лицам товарными знаками и наименованиями мест происхождения товаров.

Наконец, должная степень индивидуализации участников оборота может быть обеспечена фирмой тогда, когда она остается неизменной в течение всего времени, пока пользующийся ею предприниматель сохраняет свой организационно-правовой статус. Это требование находит отражение в принципе постоянства фирмы.

Рассмотренные выше принципы определяют структуру фирменного наименования. В литературе Принято выделять две части фирмы — основную, которая именуется кор­пусом фирмы, и вспомогательную, которая именуется добавлениями. Корпус фирмы, являющийся обязательной частью всякого фирменного наименования, дает указание на организационно-правовую форму предприятия, его тип и предмет деятельности, а в некоторых случаях — и на другие его характеристики. Так, фирменное наименование акционерного Общества обязательно должно содержать указание на то, что общество является акционерным (п. 2 ст. 96 ГК РФ); фирменное наименование предприятия, основанного на праве оперативного управления, должно указывал» на то, что предприятие является казенным (п. 3 ст. 115 ГК РФ) и т.д.

К корпусу фирмы добавляется вспомогательная часть, элементы которой подразделяются на обязательные и факультативные.

Отдельные слова и словосочетания могут включаться в состав фирмен­ных наименований только при соблюдении определенных условий. Так, в соответствии с Постановлением Верховного Совета РФ от 14 февраля 1992 г. «О порядке использования наименований «Россия», «Российская Федера­ция» и образованных на их основе слов и словосочетаний» предприятия, учреждения и организации, намеренные использовать эти наименования, слова словосочетания в своих названиях как имя собственное, должны получить на это предварительное согласие правительства РФ, а в последу­ющем — уплачивать за это специальный сбор в процентном соотношении от оборота, который зачисляется в республиканский бюджет РФ.1 использовать в своем фирменном наименовании слово «банк» и производные от него слота и словосочетания имеют право только те организации, которые обладают лицензией на осуществление банковской деятельности (ст. 7 Закона РСФСР «О банках и банковской деятельности» от 2 декабря 1990 г.).2 Аналогичное правило содержит статья 5 Закона РСФСР «О товарных биржах и биржевой торговле» от 20 февраля 1992 г.3 Относительно условия использования наименований «биржа», «товарная биржа» и образованных на их основе слов и словосочетаний.

Завершая рассмотрение вопроса о понятии фирменного наименования, необходимо отметить, что оно должно быть выражено на русском языке, хотя бы в качестве специального наименования и использовалось ино­странное слово. В последнем случае по усмотрению предприятия оно либо дается в переводе на русский язык, либо записывается в виде транслите­рации буквами русского алфавита.


Субъекты права на фирменное наименование. Актуальным представляется вопрос о том, кто из субъ­ектов гражданского права обладает правом на пользование фирменным наименованием. Действующее законодательство решает его достаточно определенно, указывая, по фирмовладельцами могут быть только коммерческие юридические лица (п. 4 ст. 54 ГК РФ). Это, однако, не освобождает от необходимости более детального его рассмотрения, поскольку некоторые аспекты проблемы требуют уточнения.

Прежде всего, из законодательства следует, что фирменным наименованием могут пользоваться только организации, но не граждане.

В самом деле, предоставление индивидуальному предпринимателю права на пользование особым фирменным наименованием было бы излишней мерой, так как его индивидуализация в гражданском оборок вполне обеспечивается тем, что он выступает в нем под своим собственным именем.

Если их имена полностью совпадают и это действительно создает трудности для них самих или третьих лиц, действующее законодательство предоставляет немало возможностей для выхода из создавшейся ситуации.

Нельзя, однако, не отметить, что с принятием части второй ГК РФ вывод о том, что правом на фирменное наименование могут владеть лишь организации, оказался поколебленным. Глава 54 ГК РФ, посвященная договору коммерческой концессии, позволяет заключить, что обладателями фирменного наименования могут быть и граждане, зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей (см. п. 3 ст. 1027, п. 2 ст. 1028, п. 2 ст. 1038). На наш взгляд, данное положение является ошибочным, так как с учетом приведенных выше соображений оно расходится со смыслом и основным назначением законодательства о фирменных наименованиях.

Далее, среди организаций правом на фирменное наименование поль­зуются только те из них, которые обладают статусом юридического лица. Это означает, что иные организационные образования, в частности простое товарищество, т.е. объединение лиц, связанных друг с другом лишь дого­вором о совместной деятельности, не могут выступать в обороте под особым фирменным наименованием. Не обладают собственными фирменными наименованиями также представительства и филиалы юридических лиц и иные их обособленные подразделения (цеха, отделения, участки и т.п.). Все они должны выступать в обороте не от собственного имени, а от имени образовавшего их юридического лица и, соответственно, пользоваться его фирменным наименованием. К сожалению, действующее законодательст­во, включая и новый ГК РФ, не содержит на этот счет четких правил, что приводит зачастую к негативным последствиям. Наименования многих представительств и филиалов вводят третьих лиц в заблуждение относи­тельно их правового статуса, так как создают видимость того, что эти образования являются самостоятельными юридическими лицами. Как показал опыт последних нескольких лет, недобросовестные участники оборота нередко пользуются данным обстоятельством для обмана своих клиентов. Поэтому было бы целесообразно, чтобы закон обязывал во всех случаях отражать в наименованиях филиалов и представительства их организационно-правовой статус, а в идеале — вообще запрещал бы им пользоваться особыми наименованиями, не указывающими на их связь с ( создавшим их юридическим лицом.

Наконец, чтобы обладать правом на фирменное наименование, орга­низация должна не только иметь статус юридического лица, но и относиться к числу коммерческих организаций.

В заключение следует отметить, что наряду с российскими коммерче­скими организациями правом на фирменное наименование пользуются иностранные юридические лица, на которых распространяются все прави­ла, установленные гражданским законодательством.


Содержание права на фирменное наименование. Сущность права на фирму заключается в гарантированной юридиче­скому лицу возможности выступать в гражданском обороте под собственным фирменным наименованием. Предоставлением такой возможности обеспечивается охраняемый законом интерес участника оборота в должной индивидуализации его деятельности на рынке товаров, работ и услуг.

Приобретая и осуществляя права и обязанности под своим фирменным наименованием,  юридическое лицо реализует возможность на индивидуализацию своего участия в обороте.

Конкретные формы реализации права на фирму достаточно многооб­разны. Под своим фирменным наименованием юридическое лицо совер­шает гражданско-правовые сделки и иные юридические действия, осуществляет личные неимущественные права, защищает свои нарушенные или оспариваемые права и т.д. Фирмовладелец вправе помещать свое фирменное наименование на вывесках, бланках, счетах, прейскурантах и т.п. Фирменное наименование мажет использоваться в разнообразных публикациях рекламного характера, объявлениях, аннотациях и т.п.

Фирмообладатель вправе требовать от всех третьих лиц воздержания от любых действий, связанных с неправомерным использованием принадлежащего ему фирменного наименования (нега­тивная сторона права на фирму). Разумеется, под использованием фирмы третьими лицами в данном случае понимаются те или иные формы незаконного выступления в обороте под чужим фирменным наименовани­ем.

Фирменное наименование не должно искажаться, в частности создавать у публики лажное представление об организационно-правовом статусе юридического лица.

В настоящее время в России существуют сотни предприятий, имеющих полностью совпадающие фирменные наименования. Подавляю­щее большинство из них, действуя в различных сферах бизнеса и на резных территориях, никогда друг о друге даже не слышали. Если исходить из того, что такое положение недопустимо и право на конкретное фирменное наименование может иметь только одно юридическое лицо, надлежит решить, как выйти из этой ситуации.

Резонно задать вопрос: а стоит ли ломать копья? Существует ли вообще объективная потребность в том, чтобы в масштабах такой страны, как Россия, существовало только одно предприятие, действующее под конк­ретной фирмой?

В реальной жизни его невозможно осуществить хотя бы в силу элементарной ограниченности круга тех специальных наименований, ко­торые входят в охраняемую законом фирму, и огромного числа предпри­нимателей. Едва ли в подобном запрете существует и практическая необходимость, поскольку подавляющее большинство одноименных пред­приятий действует в совершенно различных сферах бизнеса и территори­альных границах, что не создает большой опасности их смешения другими участниками оборота и потребителями.

 Сказанное, однако, не следует понимать как отрицание у права на фирму свойства исключительности. Любой фирмообладатель действитель­но может добиваться того, чтобы используемая им фирма не применялась другими лицами. Но для этого он должен доказать по крайней мере две вещи. Во-первых, он должен подтвердить, что право на данное фирменное наименование он приобрел в установленном порядке раньше того лица, у которого он это право оспаривает. Во-вторых, ему следует аргументировано обосновать, почему использование той же фирмы другим лицом нарушает его законные интересы. В качестве конкретных доказательств последнего он может, например, ссыпаться на то, что ответчик своей деятельностью наносит вред его деловой репутации либо незаслуженно пользуется его известностью, что это вводит в заблуждение потребителей и контрагентов, приводит к ошибкам при проведении хозяйственных операций и т.п.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40




Новости
Мои настройки


   бесплатно рефераты  Наверх  бесплатно рефераты  

© 2009 Все права защищены.