рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~

Меню
Поиск



бесплатно рефераты Объекты интеллектуальной собственности

Вместе с тем присутствие в законодательстве правил, детально регули­рующих сферу отношений, которая в принципе должна определяться прежде всего свободным волеизъявлением самих сторон, трудно признать нормальным явлением. В этой связи новое российское авторское законо­дательство отказалось от жесткой регламентации отношений сторон автор­ского договора. В нем закрепляются лишь возможные типы авторских договоров, а также указываются условия, которые должны быть в обяза­тельном порядке согласованы сторонами. Что касается законных интересов авторов, то они обеспечиваются, с одной стороны, запретом включать в авторские договоры явно кабальные для авторов условия, например, усло­вие о передаче прав на произведения, которые автор может создать в будущем, и, с другой стороны, правилами, предоставляющими авторам определенные права, например, по расторжению авторского договора по истечении пяти лет с даты его заключения, если конкретный срок договора сторонами не определен, или налагающими на пользователей произведе­ний определенные обязанности, например по выплате автору аванса по договору заказа. Кроме этих и некоторых других указанных в законе ограничений, стороны свободны в определении содержания и иных усло­вий авторского договора.

 

1. Объекты авторского права

Действующее законодательство не содержит легального определения понятия произведения, хотя указывает на те признаки, которыми оно должно обладать, чтобы пользоваться правовой охраной. Согласно ст. 6 Закона РФ «Об авторском праве и смежных правах», авторское право распространяется на произведения науки, литературы и искусства, являю­щиеся результатом творческой деятельности независимо от назначения и достоинств произведения, а также способа его выражения. Кроме того, подчеркивается, что законом охраняются как обнародованные произведе­ния, так и необнародованные произведения, существующие в какой-либо объективной форме.

Произведение как реально существующее явление окружающего нас мира выступает как комплекс идей и образов, получивших свое объективное выражение в готовом труде1 , индивидуальное и неповторимое отражение объективной действительности[2]. Произведение является результатом мыслительной де­ятельности человека, а человеческий мозг может производить только нематериальные объекты[3].

В связи с этим всегда важно различать само произведение, имеющее нематериальную сущность, и форму его воплощения, т. е. ту вещественную форму, которая является материальным носителем произведения, напри­мер рукопись, рисунок, ,нотная запись и т. д. Связь произведения со своим материальным носителем может быть неразрывной. Так, картина и скульптура как результат труда художника настолько тесно связаны с формой, в которую они облечены, что составляют с ней одно неразделимое целое.

Материальные предметы — «носители» произведений — могут быть уникальны. Но авторское право охраняет произведение как систему идей, мыслей и образов именно в связи с возможностью его воспроизве­дения. Поэтому авторское право на произведение науки, литературы и искусства сохраняется даже в случае гибели того материального носителя, в котором оно было воплощено. Конечно, практическое значение это имеет лишь тогда, когда, например, сохранилась копия или репродукция утра­ченного произведения искусства, когда литературное или музыкальное произведение может быть кем-либо воспроизведено по памяти и т. д.

Авторское право на произведение не связано с правом собственности на материальный объект, в котором оно выражено. Поэтому переход права собственности на материальный объект или право владения материальным объектом сами по себе не влекут за собой перехода авторских прав на произведение как благо нематериальное. Единственное исключение в этом плане представляет собой правило, касающееся произведений изобрази­тельного искусства. При передаче права собственности (права владения) на произведение изобразительного искусства к приобретателю переходят и отдельные авторские права, например, право помещать произведение на публичных выставках без выплаты особого вознаграждения автору, право на распространение произведения и т.д. Автору произведения наряду с безусловной охраной его личных неимущественных прав обеспечивается лишь право доступа, в соответствии с которым он вправе требовать от собственника произведения предоставления возможности осуществления права на воспроизведение своего произведения (ст. 17 Закона РФ «Об авторском праве и смежных правах»).

Таким образом, произведениями являются «не материальные, продук­ты, а творческая мысль, ставшая в них объективной реальностью»1 . Однако не всякое произведение как результат мыслительной деятельности человека охраняется нормами авторского права. Объектами авторского права при­знаются лишь такие произведения, которые обладают предусмотренными законом признаками. Такими признаками являются творческий характер произведения и объективная форма его выражения.

Творческий характер произведения. В самом законе признак творчества не раскрывается, в сипи с чем в юридической литературе дается немало его определений.

По­казателем творческого характера произведения, по мнению большинства российских ученых, является его новизна. Новизна в данном случае рассматривается как синоним оригинальности произведения. Она может выражаться в новом содержании, в ноу)й форме произведения, в новой идее, в новой научной концепции и т.п. В этом смысле всякое творческое произведение характеризуется оригинальностью, новизной, неповторимо­стью и уникальностью.

Новизна как самостоятельный признак охраноспособного объекта необходима лишь в патентном праве, поскольку в регулируемой им сфере объективно возможно совпадение результатов разработок различных лиц. В этой связи большое значение здесь придается понятию приоритета, которое совершенно неизвестно авторскому праву. В авторском праве, охраняющем форму произведения, признак новизны как самостоятельный критерий его охраны является излишним, поскольку он полностью погло­щается признаком творчества.

Объективная форма и воспроизводимость произведения. Произведение как результат творческой деятельности автора становит­ся объектом авторского права лишь при условии, что оно выражено в какой-либо объективной форме.

Чтобы творческий результат приобрел общественную значимость и характер объекта автор­ского права, он должен быть воплощен в какой-либо объективной форме: письменной (рукопись, машинопись, нотная запись и т.д.), устной (пуб­личное произнесение, публичное исполнение и т.д.), звуко- или видеоза­писи (механической, магнитной, цифровой, оптической и т.д.), изображения (рисунок, эскиз, картина, план, чертеж, кино-, теле-, видео- или фотокадр и т.д.), объемно-пространственной (скульптура, модель, макет, сооружение и т.д.) или другой форме. Иными словами, произведение должно существовать в форме, которая отделена от личности автора и приобрела самостоятельное бытие. При этом для признания произведения объектом авторского права вовсе не требуется завершенности работы. Закон в равной степени охраняет как законченные, так и незавершенные произ­ведения, в частности эскизы, планы и иные промежуточные результаты, используемые авторами при создании произведений.

Объективная форма выражения произведения тесным образом связана с возможностью его воспроизведения.

Закон РФ «Об авторском праве и смежных правах», ограничивается указанием на необходимость придания произведению объективной формы и, в отличие от ст. 475 ГК РСФСР 1964 г. и ст. 134 Основ гражданского законодательства 1991 г., не упоминает при этом о том, что данная форма должна позволять воспроизводить результат творческой деятельности автора (п. 2 ст. 6). Иными словами, законодатель однозначно признал, что авторским правом охраняются любые выражен­ные вовне произведения, в том числе и те, объективная форма которых не связана с материальным носителем. Конечно, защита подобных произве­дений, например, публично произнесенных, но нигде не зафиксированных речей, лекций, докладов, особенно защита их от искажения, представляется более сложной, чем защита произведений, связанных с каким-либо мате­риальным носителем. Но в принципе она может быть обеспечена, в связи с чем исключение из закона специального упоминания о возможности воспроизведения результата творческой деятельности как особого признака охраняемого произведения представляется оправданным.

Назначение и достоинства произведения. В советской юридической литературе было высказано мнение, что одним из критериев охраноспособности произведения должна считаться его общественная полезность1 . Однако эта позиция поддержки в науке не получила и была отвергнута подавляющим большинством ученых. Ни , прежнее, ни ныне действующее законодательство такого требования к произведениям не содержало и не содержит. Более того, ст. 8 Закона РФ «Об авторском праве и смежных правах» прямо подчеркивает, что авторское право распространяется на все произведения, независимо от их назначения , и достоинств. Это означает, что авторским правом в равной степени охраняются как высокохудожественные произведения, так и те произведе­ния, художественные достоинства которых невысоки.

Выполнение формальностей. Для возникновения, осуществления и охраны авторского права не требуется регистрации произведения, иного специального оформления произведения или соблюдения каких-либо иных формальностей. Это прин­ципиальная позиция законодательства России, в соответствии с которой авторское право порождает сам факт создания произведения (п. 1 ст. 9 Закона РФ «Об авторском праве и смежных правах»). Кроме того, закон не требует подтверждения наличия у произведения предусмотренных кри­териев, т.е. необходимости какой-либо квалификации произведения как такового для признания его объектом авторского права. В том случае, если возникший спор по поводу авторских прав связан с вопросом о признании того или иного результата интеллектуальной деятельности произведением, охраняемым авторским правом, он решается судом исходя из наличия или отсутствия рассмотренных выше критериев охраноспособности произведения.

 Указывая на отсутствие формальностей как условия охраноспособно­сти произведения, следует иметь в виду, что после присоединения СССР в 1973 г. к Всемирной конвенции об авторском праве 1952 г. на всех печатных изданиях (книгах, журналах, конвертах грампластинок и магни­тофонных записей и т. п.) стал проставляться знак охраны авторского права, который состоит из трех элементов: латинской буквы «с» в окружности: ©; имени (наименования) обладателя исключительных авторских прав; года первого опубликования произведения. Порядок и условия проставления знака охраны подробно регламентированы рядом нормативных актов2 . Использование знака охраны, которое подтверждено п. 1 ст. 9 Закона РФ «Об авторском праве и смежных правах», не означает введения в российское право требования о выполнении формальностей как условия возникнове­ния охраны.

Применение знака охраны зависит от усмотрения обладателя исклю­чительных авторских прав. Правовой охраной в равной степени будут пользоваться как произведения, на которых проставлен знак охраны, так и произведения без такого знака.

Аналогичное значение имеет и предусмотренная ст. 13 Закона РФ «О правовой охране программ для ЭВМ и баз данных» регистрация програм­мных средств в Российском агентстве по правовой охране программ для ЭВМ, баз данных и топологий интегральных микросхем. Регистрация программных средств осуществляется исключительно по желанию правообладателя, ей не придается никакого правообразующего значения, но факт регистрации может сыграть полезную роль при разрешении спора об авторстве на программу или ее незаконном использовании.

Правовое значение отдельных элементов произведения. Объектом авторского права является не только произведение в целом, но и часть произведения (включая его название), которая является резуль­татом творческой деятельности и может быть использована самостоятельно (п. 3 ст. 6 Закона РФ «Об авторском праве и смежных правах»). В этой связи большое значение для понимания сущности правовой охраны про­изведений по российскому законодательству имеет принятое в литературе выделение у произведения «юридически безразличных» и «юридически значимых» элементов. В российской юридической литературе эта проблема наиболее глубоко исследована в работах В. Я. Ионаса1 , который не оста­новился на традиционном выделении у произведений формы и содержания, а детально рассмотрел все составляющие их структурные элементы. В итоге им были предложены две группы элементов произведения. К юридически безразличным, т. е. неохраняемым, элементам произведения художествен­ной литературы были отнесены тема, материал произведения, сюжетное ядро, идейное содержание. В теории литературы эти элементы называют содержанием произведения. Их заимствование не налагает на пользовате­лей никаких обязанностей, т. е. не является нарушением авторского права.

В принципе аналогично решается вопрос с охраной сюжетного ядра произведения. История лите­ратуры и искусства знает немало творений, в которых используются сходные сюжетные ходы и один и тот же исходный материал.

Такой же позиции придерживается судебная практика.

К содержанию произведения, которое как таковое не защищается Фирмами авторского права, относится и такой элемент произведения, как его название (заголовок). Однако если название является оригинальным и отражает творческую самобытность автора, оно пользуется правовой охра­ной.

К юридически значимым (охраняемым) элементам произведения от­носятся образы язык произведения. Под художественным образом пони­мается специфическая для искусства форма отражения действительности и выражения мелей и чувств художника. Художественный образ рождается в воображении художника, воплощается в создаваемом им произведении в той или иной материальной форме (пластической, звуковой, жесто-ми-мической, словесной) и воссоздается воображением воспринимающего искусство зрителя, слушателя, читателя2 . В науке авторского права создан­ные художником образы именуются внутренней формой произведения. Она пользуется правовой охраной, так как является результатом творческой деятельности и отражает индивидуальность своего творца. Считается, что в принципе образы произведения могут быть заимствованы для создания нового, творчески самостоятельного произведения при условии придания им новой внешней формы. В этом случае, однако, закон требует обяза­тельного согласия автора первоначального произведения и указания ис­точника заимствования.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40




Новости
Мои настройки


   бесплатно рефераты  Наверх  бесплатно рефераты  

© 2009 Все права защищены.