рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~

Меню
Поиск



бесплатно рефераты Объекты интеллектуальной собственности

Нередко, особенно при заключении договоров на создание произведе­ний изобразительного искусства, возникает вопрос о разграничении автор­ского договора и договора подряда.

Разграничение авторского и подрядного договоров производится прежде всего по их предмету. Если предметом договора подряда является результат обычной, технической деятельности подрядчи­ка, то предметом авторского договора является произведение науки, лите­ратуры и искусства как результат творческой работы автора.

По субъектному составу авторские договоры отличаются и от некоторых других договоров, связанных с использованием произведений. Например, отношения между киностудиями и организациями, занимающимися кинопрокатом, строятся по типу договора купли-продажи.

Классификация авторских договоров. В качестве особого типа гражданско-правового договора авторский договор, в свою очередь, подразделяется на множество отдельных разно­видностей, каждая из которых имеет

свои особенности. Существует до­вольно много критериев, опираясь на которые можно провести классификация существующих авторских договоров. При этом самые разные классификации не исключают друг друга, если их основания не надуманы и не произвольны, а объективны и существенны.

Так, авторские договоры могут подразделяться на отдельные группы в зависимости от вида произведений, по поводу которых они заключаются. В связи с этим могут быть выделены, в частности, авторские договоры на создание и использование литературных, музыкальных, аудиовизуальных, архитектурных и других произведений. Даже если эти договоры предусмат­ривают один и тот же способ использования произведений, вид последних оказывает определенное влияние на содержание самого договора.

В зависимости от того, является ли предметом авторского договора уже готовое произведение или произведение, которое еще только необходимо создать, различаются авторские договоры заказа и авторские договоры на готовое произведение. Авторский договор на заказанное произведение подробно регламентирует требования, предъявляемые к будущему произ­ведению, в частности устанавливает его жанр, назначение, объем и другие параметры, устанавливает сроки и формы представления работы заказчику, порядок устранения замечаний и т. п. Автор имеет право на получение аванса и несет ответственность за нарушения принятых на себя обязанно­стей. В тех случаях, когда предметом авторского договора является уже готовое произведение, оно обычно рассматривается и одобряется пользо­вателем до заключения договора.

Авторские договоры могут быть связаны с использованием еще не обнародованного произведения или произведения, которое уже доведено до всеобщего сведения. Как правило, это оказывает существенное влияние на такое условие авторского договора, как размер гонорара и форма его выплаты. Авторы необнародованных произведений обычно получают особое вознаграждение за предоставление пользователю права на первое , знакомство публики с произведением.

Деление авторских договоров в ранее действовавшем законодательстве отсутствовало и впервые закреплено Законом РФ "Об авторском праве и смежных правах". Ранее считалось, что пользователь во всех случаях приобретает исключительные права на произведение. Правда, некоторые типовые авторские договоры, например Типовой издательский договор на литературные произведения, предоставляли авторам возмож­ность выдавать разрешения на использование произведения прямо указан­ным в нем лицам, например редакциям газет и журналов. Не исключалось также включение в договор прямой оговорки о том, что за автором сохраняется право на заключение иных авторских договоров в отношении созданного им произведения. Однако все это не колебало общего принципа об исключительном характере передаваемых по авторскому договору прав.

Новый авторский закон устанавливает прямо противоположное пра­вило. Согласно п. 4 ст. 36 Закона «Об авторском праве и смежных правах», права, передаваемые по авторскому договору, считаются неисключитель­ными, если в договоре прямо не установлено иное. Такое решение вопроса заслуживает полной поддержки как повышающее уровень авторско-пра­вовой охраны и соответствующее общепринятой практике.

Наконец, большое практическое значение имеет подразделение автор­ских договоров в зависимости от способа использования произведения.

Наиболее распространенным видом авторского договора является из­дательский договор. В рамках данного договора осуществляется издание и переиздание любых произведений, которые могут быть зафиксированы на бумаге, т. е. произведений литературы (научных, художественных, учебных . и т. п.), драматических, сценарных, музыкальных произведений, произведений изобразительного искусства и т. п.

Постановочный договор заключается тогда, когда основным способом использования произведения является его публичное исполнение. Его, предметом могут быть драматические произведения, музыка или либретто ) оперы, балета, оперетты, музыкальной комедии, музыка к. драматическому спектаклю и т. п., которые используются театрально-зрелищными организациями (театрами, филармониями, цирками, концертными организациями и т.д.) путем постановки на сцене.

Сценарный договор есть договор, регламентирующий отношения, свя­занные с использованием текста, по которому снимается кинофильм, телефильм, делается радио-  или -телепередача, проводится массово-зрелищное мероприятие и т. д. Сценарный договор весьма близок к постановоч­ному договору, из рамок которого он постепенно выделился в самостоятельный вид. Их основное отличие заключается в том, что лите­ратурный сценарий, в отличие, например, от драматического произведения, используется не в своем неизменном виде, а служит основой для создания более приближенного к нуждам кинематографа, телевидения, радио, ре­жиссерского сценария, по которому, собственно, и ставится фильм или делается передача. В этом смысле сценарный договор предполагает, что произведение (сценарий) может быть использовано в измененном виде.

Договор о депонировании рукописи регулирует условия и порядок опубликования и последующего использования произведения, которое помещается на хранение в специальный информационный орган. Обычно путем депонирования публикуются научные произведения, представляю­щие интерес лишь для ограниченного круга специалистов. По запросу заинтересованных лиц им предоставляются копии депонированных про­изведений или их отдельных частей.

Договор художественного заказа опосредует отношения, связанные с созданием произведений изобразительного искусства в целях их публичной демонстрации.

Прекращение авторского договора. Прекращение авторского договора приводит к отпадению прав и обязанностей его участников, а в некоторых случаях — к возложению на кого-либо из них отрицательных последствий данного юридического факта. Основания, условия и последствия прекращения авторского договора регулируются как общими положениями гражданского законодательства (глава 26 ГК РФ «Прекращение обязательств»), так и специальными нормами авторского права, в которых отражаются особенности авторских договоров.

Большинство авторских договоров прекращается в результате истече­ния срока их действия. Обычно за этот период стороны исполняют свои обязанности по договору, что в соответствии со ст. 408 ГК РФ является самостоятельным основанием прекращения существовавшего обязательст­ва.

Истечение срока договора прекращает его действие и тогда, когда произведение фактически не используется заказчиком, независимо оттого, какими причинами это вызвано. В ранее действовавшем законодательстве данный вопрос решался автоматически, и стороны не могли договориться о продлении срока действия договора, даже если и автор, и пользователь выразили на это свое согласие. При заинтересованности в использовании произведения они должны были заключить новый договор, оговорив в нем, в частности, вопрос о выплате автору дополнительного авторского вознаг­раждения. Поэтому продолжение работы по прекратившемуся в связи с истечением срока договору справедливо расценивалось в юридической литературе в качестве конклюдентных действий, свидетельствующих о заключении нового договора на тех же условиях, которые содержались в ранее заключенном письменном договоре1 .

Новым авторским законодательством вопрос о продлении срока действия договора передан на усмотрение самих сторон. Поэтому, если срок договора истек, но стороны продолжают работу по подготовке произведения к использованию, им следует заключить дополнительное соглашение, в котором четко оговаривались бы все вопросы, связанные с судьбой договора. В противном случае возникший спор будет решаться судом.

Авторский договор может предусматривать возможность досрочного прекращения его действия в связи с отказом пользователя от дальнейшего использования произведения.

В любой момент авторский договор может быть прекращен по взаим­ному соглашению сторон.

Разновидностью соглашения о прекращении авторского договора яв­ляется новация, т.е. соглашение о замене одного обязательства другим. Так, стороны могут в любой момент договориться об изменении предмета договора, способов использования произведения, перенесении срока пред­ставления произведения и т. п.

Авторский договор может быть прекращен в связи с невозможностью исполнения, если она вызвана обстоятельством, за которое должник не отвечает (ст. 416 ГК РФ). К указанным обстоятельствам относится, напри­мер, непреодолимая сила, т.е. чрезвычайное и непредотвратимое при данных условиях событие, в частности некоторые стихийные явления природы (наводнение, землетрясение, обвал и т.п.) и некоторые обще­ственные явления (запрещающие акты органов власти, военные действия, общественные беспорядки и т. п.). Невозможность исполнения может быть вызвана и случайными событиями, за которые должник не несет ответст­венности. Например, при случайной гибели уникального произведения изобразительного искусства художник не может нести ответственность перед заказчиком за непредставление произведения к установленному договором сроку.

Следует учитывать, что невозможность исполнения как обстоятельство, прекращающее действие авторского договора, должна носить окончатель­ный, а не временный характер.

Основанием прекращения авторского договора может быть смерть автора или ликвидация юридического лица, выступавшего в качестве стороны договора (ст. 418—419 ГК. РФ). Смерть автора прекращает суще­ствующее обязательство постольку, поскольку исполнение, т. е. создание и доработка произведения, не может быть произведено без личного участия самого автора. Если произведение уже практически готово для использо­вания, для прекращения договора нет достаточных оснований.

В данном случае происходит простое правопреемство, в результате которого умершего автора замещают в договоре его наследники. Лишь в том случае, если умерший автор не имел наследников по закону и не оставил завеща­ния, авторский договор автоматически прекращается, поскольку закон предусматривает прекращение авторского права, переходящего по праву наследования к государству (ст. 552 ГК РСФСР 1964 г.).

Ликвидация юридического лица, под которой понимается его прекра­щение без правопреемства, аннулирует в установленном законом порядке все обязательства данного юридического лица, включая и возникшие из заключенных им авторских договоров. Разумеется, это не освобождает заказчика от ответственности за неисполнение тех его обязанностей, которые должны были быть исполнены им ранее. При реорганизации юридического лица авторский договор не прекращается и должен быть исполнен правопреемником.

Наконец, в случаях, предусмотренных договором, он может быть прекращен по одностороннему заявлению той или другой стороны в связи с нарушением контрагентом существенных условий договора, о чем под­робно говорили выше.

Порядок прекращения авторского договора в связи с рассмотренными только что основаниями специально авторским законодательством не регламентирован.

6. Охрана прав исполнителей, производителей фонограмм, организаций эфирного и кабельного вещания (смежные права)

Наряду с охраной прав авторов произведений науки, литературы и искусства российское законодательство охраняет права исполнителей, производителей фонограмм, а также организаций эфирного и кабельного вещания (смежные права).

Как известно, смежные права впервые получили признание в россий­ском законодательстве лишь в 1992 г. в результате принятия Верховным Советом РФ 14 июля 1992 г. решения о применении на территории России впредь до принятия нового Гражданского кодекса РФ Основ гражданского законодательства Союза ССР и республик 1991 г. Раздел IV Основ включал две статьи, вводившие охрану прав исполнителей, создателей звуко и видеозаписей и организаций эфирного вещания. Однако поскольку эти статьи носили достаточно общий характер и не давали ответов на многие вопросы, реальной охраны смежных прав они не гарантировали. В Законе РФ «Об авторском праве и смежных правах», с принятием которого раздел IV Основ гражданского законодательства утратил силу, смежным правам посвящен специальный раздел, обеспечивающий значительно более полное их регулирование. Следует отметить, что с принятием этого закона изме­нился и состав охраняемых смежных прав. Из числа субъектов смежных прав оказались исключены создатели видеозаписей, но наряду с организа­циями эфирного вещания обладателями смежных прав признаны органи­зации кабельного вещания. Указанные изменения обусловлены стремлением сблизить правовое регулирование смежных прав в российском законодательстве с наиболее распространенной мировой практикой и положениями Римской конвенции об охране прав артистов-исполнителей, изготовителей фонограмм и вещательных организаций 1961 г. Что же касается видеозаписей, то их охрана осуществляется нормами авторского права как аудиовизуальных произведений.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40




Новости
Мои настройки


   бесплатно рефераты  Наверх  бесплатно рефераты  

© 2009 Все права защищены.