рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~

Меню
Поиск



бесплатно рефераты Объекты интеллектуальной собственности

Наконец, к рассматриваемой группе случаев свободного использования произведений можно с некоторой долей условности отнести воспроизве­дение правомерно обнародованных произведений без извлечения прибыли рельефно-точечным шрифтом или другими специальными способами для слепых, кроме произведений, специально созданных для таких способов воспроизведения (п. 6 ст. 19 закона). Примером такого использования может служить издание шрифтом Брайля обнародованных литературных произведений.

Вторую группу изъятий из сферы авторского права составляют случаи свободного репродуцирования правомерно опубликованных произведений в единичном экземпляре без извлечения прибыли (ст. 20 Закона РФ «Об авторском праве и смежных правах»). Как уже отмечалось, понятием репродуцирование охватывается фотокопирование, ксерокопирование и другие способы факсимильного воспроизведения произведений, при кото­рых внешняя форма их выражения остается неизменной.

Закон РФ «Об авторском праве и смежных правах» посвятил рассматриваемой проблеме специальную статью, которая дает более четкое представление о субъектах, целях и масштабах допустимого репродуцирования.

Во-первых, по российскому авторскому законодательству разрешается репродуцировать лишь правомерно опубликованные произведения.

Во-вторых, при репродуцировании обязательно указывается имя авто­ра, произведение которого используется, и источник заимствования.

В-третьих, репродуцирование возможно лишь в единичном экземпля­ре. Данное условие ставит заслон массовому воспроизведению охраняемых законом произведений в обход существующих правил.

В-четвертых, при осуществлении репродуцирования не могут преследоваться коммерческие цели. Разумеется, не запрещено взимать плату за изготовление копии произведения.

В-пятых, допускаемое репродуцирование сводится законом к трем прямо указанным в нем случаям. Прежде всего это разрешается делать библиотекам и архивам для восполнения, замены утраченных и испорчен­ных экземпляров, а также предоставления экземпляров произведения другим библиотекам, утратившим по каким-либо причинам произведения из своих фондов (п. 1 ст. 20 закона). Далее, библиотеки и архивы могут репродуцировать отдельные статьи и малообъемные произведения, которые опубликованы в сборниках, газетах и других периодических изданиях, а также короткие отрывки из письменных произведений (с иллюстрациями и без иллюстраций), если это делается по запросам физических лиц в учебных и исследовательских целях (п. 2 ст. 20 закона). Наконец, образо­вательные учреждения для проведения аудиторских занятий могут репро­дуцировать отдельные статьи и малообъемные произведения, опубликованные в сборниках, газетах и других периодических изданиях, а также короткие отрывки из письменных произведений.

Третья группа случаев свободного использования произведений вклю­чает публичное исполнение музыкальных произведений во время офици­альных и религиозных церемоний, а также похорон в объеме, оправданном характером таких церемоний (ст. 29 закона), и воспроизведение произве­дений для судебного производства в объеме, оправданном этой целью (ст. 29 закона).

Четвертая группа изъятий из сферы авторского права касается некото­рых случаев использования программ для ЭВМ и баз данных, а также производства записей краткосрочного пользования, осуществляемых орга­низациями эфирного вещания.

Наконец, пятую группу случаев свободного использования произведений образует их использование исключительно в личных целях.

Вместе с тем по прямому указанию закона только с согласия автора могут воспроизводиться даже для использования только в личных целях:

— произведения архитектуры в форме зданий и аналогичных сооружений;

— базы данных или существенные части из них;: — программы для ЭВМ, за исключением рассмотренных выше случаев; — книги (в полном объеме) и нотные тексты путем репродуцирования.

Второй из названных законом случаев использования произведения в личных целях касается воспроизведения аудиовизуальных произведений и звукозаписей, которое может делаться без согласия автора, исполнителя и производителя фонограммы, но с выплатой им вознаграждения (ст. 26 Закона РФ «Об авторском праве и смежных правах»). Поскольку данный случай уже подробно рассматривался выше при анализе права автора на вознаграждение, в его повторном освещении нет необходимости.


Срок действия авторского права. По общему правилу, авторское право действует в течение всей жизни автора и 50 лет после его смерти. Указанный 50-летний срок исчисляется с 1 января года, следующего за годом смерти автора, и соответственно истекает в конце последнего, 50-го года срока. Из этого общего правила устанавливается ряд исключений. Первое из них касается произведений, обнародованных анонимно или под псевдонимом. По понятным причинам срок их охраны не может быть основан на дате смерти их авторов. Поэтому авторское право на такие произведения действует в течение 50 лет, считая с 1 января года, следующего за годом их правомерного обнародования. Если, однако, автор произведения, выпущенного анонимно или под псев­донимом, раскроет свою личность в течение указанного срока иди его личность не будет далее оставлять сомнений, то срок действия авторского права на это произведение будет исчисляться по общим правилам.

Второе исключение связано с произведениями, созданными в соавтор­стве. Авторское право на такое произведение действует в течение всей жизни и 50 лет после смерти автора, пережившего других авторов.

Новый авторский закон установил еще одно исключение из общих правил исчисления сроков охраны авторских произведений. В соответствии с п. 5 ст. 27 указанного закона авторское право на произведение, впервые выпу­щенное в свет после смерти автора, действует в течение 50 лет после его выпуска. К рассмотренному случаю близка ситуация, касающаяся сроков охраны произведений репрессированных авторов. Если автор был репрес­сирован и реабилитирован посмертно, то 50-летний срок охраны прав на произведение начинает действовать с 1 января года, следующего за годом реабилитации.

Наконец, Закон РФ «Об авторском праве и смежных правах» предус­матривает увеличение на 4 года срока охраны авторских прав на произве­дения тех авторов, которые участвовали в Великой Отечественной войне или работали в этот период.

По истечении срока действия авторского права произведение считается перешедшим в общественное достояние. Такого рода произведения, равно как и произведения, которым на территории России никогда не предостав­лялась охрана, могут свободно использоваться любым лицом без выплаты авторского вознаграждения. При этом, однако, должны соблюдаться право авторства, право на имя и право на защиту репутации автора. В отличие от ранее действовавшего законодательства (ст. 502 ГК РСФСР 1964 г.) новый закон не предусматривает возможности объявления произведения, в отношении которого истек срок охраны, достоянием государства и определения особых условий его использования. Но правительством РФ могут устанавливаться случаи выплаты специальных отчислений за исполь­зование на территории России произведений, перешедших в общественное достояние. Такие отчисления выплачиваются в профессиональные фонды авторов, а также организациям, управляющим имущественными правами авторов на коллективной основе, и не могут превышать одного процента от прибыли, полученной за использование таких произведений.


Авторский договор. Использование произведения автора другими лицами (пользователями) осуществляется на основании авторского договора, кроме случаев, специ­ально указанных законом. Договорная форма использования произведений в большей степени, чем какая-либо другая, обеспечивает реализацию и охрану как личных, так и имущественных прав автора. Отвечает она и интересам пользователей, поскольку они приобретают определенные права по использованию произведений, которых не имеют другие лица, и в связи с этим могут окупить свои затраты по воспроизведению и распространению произведений и получить прибыль.

Н.Л. Клык ( авторский договор определила как соглашение автора и организации-пользователя по поводу создания и использования произведения науки, литературы и искусства.1 Более содержательное, хотя и недостаточно точное определение дано В. А. Дозорцевым: по авторскому договору одна сторона — автор разрешает другой стороне — пользователю использовать произве­дение или предоставляет ей право распорядиться произведением в том или ином объеме, а пользователь обязуется заплатить автору вознаграждение за использование или предоставление такого права.2

В Основах гражданского законодательства 1991 г. авторский договор был определен как договор, по которому автор обязан создать в соответ­ствии с договором и передать заказанное произведение или передать готовое произведение для использования, а пользователь обязан исполь­зовать или начать использование произведения предусмотренным догово­ром способом в обусловленном им объеме и в определенный срок и уплатить автору установленное договором сформулировать следующее определение: по авторскому договору автор передает или обя­зуется передать приобретателю свои права на использование произведения в пределах и на условиях, согласованных сторонами.

По общему правилу, авторский договор носит консенсуальный, взаим­ный и возмездный характер.

Ныне действующее законодательство неоднократно прямо подчеркивает возможность перехода (передачи) права на использование произведения от автора к другим лицам и, как представляется, достаточно однозначно решает вопрос о природе авторского договора.

Наряду с предоставлением участникам авторских отношений возмож­ности самостоятельно определять свои договорные права и обязанности, Закон РФ «Об авторском праве и смежных правах» предъявляет к авторским договорам определенные требования. Эти требования сформулированы в виде ряда закрепленных законом диспозитивных и императивных правил. Первые из них вступают в действие тогда, когда сторонами авторского договора конкретно не решены те или иные вопросы. В качестве примера можно привести правило о том, что действие передаваемого по договору права ограничивается территорией Российской Федерации, если в автор­ском договоре отсутствует условие о территории, на которую передается право. Императивные правила либо запрещают вводить в авторские дого­воры определенные условия, либо предписывают решение отдельных воп­росов при выборе сторонами конкретного варианта своих взаимоотношений из числа возможных. Например, закон заранее объявляет недействительным условие авторского договора, которым автор ограничи­вается в создании в будущем произведений на данную тему или в данной области.

Авторский договор следует отличать от иных форм договорного регу­лирования отношений по созданию и использованию произведений науки, литературы и искусства. Так, на практике нередко возникает вопрос о разграничении авторского и трудового договоров, что имеет большое значение для установления объема прав создателя творческого произведе­ния и его пользователя.

В тех случаях, когда заключенный сторонами договор, в рамках кото­рого создано творческое произведение, не содержит четкого указания на его трудовой характер, вывод об этом может быть сделан лишь при наличии ряда условий. Прежде всего предметом трудового договора является тру­довая деятельность работника, соответствующая его должности и квали­фикации. Она может носить творческий характер, как, например, работа штатного переводчика издательства или штатного фотографа журнала, но при этом подразумевается, что речь идет об исполнении определенной трудовой функции, а не о достижении конкретного, определенного согла­шением сторон творческого результата. В некоторых случаях, однако, трудовой договор может быть заключен и на выполнение творческой работы, связанной с созданием конкретного творческого произведения, например на выполнение оформительских или картографических работ. Здесь важно установить, был ли включен автор в трудовой коллектив заказчика, подчинялся ли он правилам внутреннего распорядка и распо­ряжениям администрации, закреплялись ли за ним трудовые права и льготы, получал ли автор за свою работу ежемесячное вознаграждение и т. п. Если ничего этого не было, то для квалификации отношений сторон как трудовых нет никаких оснований.

Наконец, когда совершенно очевидно, что стороны были связаны трудовым договором, необходимо установить, входило ли создание данного творческого произведения в трудовые обязанности его автора. Если про­изведение создано хотя и штатным работником организации, но не в связи с исполнением им своих трудовых обязанностей, автор произведения пользуется всеми предусмотренными законом правами, включая право на использование произведения.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40




Новости
Мои настройки


   бесплатно рефераты  Наверх  бесплатно рефераты  

© 2009 Все права защищены.