рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~

Меню
Поиск



бесплатно рефераты Объекты интеллектуальной собственности

Далее, право на фирму относится к числу абсолютных прав, т.е. таких прав, которые действуют в отношении всех третьих лиц, обязанных воз­держиваться от нарушения правомочий, предоставленных их владельцам.

Право на фирму обычно характеризуется в литературе как личное неимущественное право1 , с чем следует в целом согласиться. Действитель­но, данное право органически связано с деловой репутацией юридического лица, а также правом на защиту чести и достоинства лиц, владеющих предприятием. Однако столь же очевидна связь и даже зависимость мате­риального положения предпринимателя от известности его фирмы и отношения к ней контрагентов и потребителей. Поэтому фирменное наименование нередко получает достаточно конкретную стоимостную оценку в составе нематериальных активов предприятия, а нарушение права на него может повлечь за собой возмещение причиненных убытков.2 Право на фирму носит в принципе бессрочный характер.

Существенной особенностью права на пользование фирменным наи­менованием является то, что одновременно оно выступает и в качестве обязанности юридического лица. Иными словами, юридическое лицо не только вправе выступать в гражданском обороте под собственным фирмен­ным наименованием, но и обязано это делать. В этих целях юридические лица должны пользоваться своими точными и полными фирменными наимено­ваниями, соответствующими требованиям действующего законодательства.

 Как нарушения действующего законодательства следует квалифицировать и случаи анонимного выступления юридических лиц в гражданском обо­роте, например, помещение в печати объявлений о реализации товаров и услуг, найме персонала и т.п. без указания фирменного наименования организации, ведение торговли в безымянных торговых точках без каких-либо вывесок и т.д.

С рассмотренной выше особенностью права на фирменное наимено­вание тесно связан и такой момент, как возможность юридического лица обладать лишь одной фирмой.

Право на фирму охраняется на всей территории РФ, а также в соответствии со ст. 8 Парижской конвенции по охране промышленной собственности во всех странах, являющихся участницами данной конвен­ции.

Вопрос о том, с какого момента у юридического лица возникает право на фирменное наименование, представляет известную сложность и в настоящее время в российском гражданском законодательстве в оконча­тельном виде еще не решен.

Как уже отмечалось, сам ГК РФ порядок такой регистрации не устанавливает, а отсылает к специальному закону, который должен быть принят в развитие положений кодекса. В этой связи сейчас весьма трудно предсказать, какой на практике будет система регистрации фирменных наименований. Но так или иначе, принципиальная позиция законодателя, намеренного отказаться от явочной системы возникновения права на фирму и перейти к системе регистрационной, выражена достаточно ясно.

На наш взгляд, сделать это можно лишь при условии, если будущая регистрационная система будет основываться на следующих отправных положениях. Прежде всего, возникновение права на фирму не должно ставиться в зависимость от самого факта регистрации фирменного наиме­нования. Иное решение данного вопроса означало бы вступление россий­ского законодательства в прямое противоречие с требованием ст. 8 Парижской конвенции по охране промышленной собственности, которая гласит, что «фирменное наименование охраняется во всех странах Париж­ского Союза без обязательной подачи заявки и независимо от того, является ли оно частью товарного знака». Конечно, могут заметить, что наличие данной нормы не мешает многим странам, участвующим в Парижской конвенции, вводить специальную систему обязательной регистрации фир­менных наименований, которая, однако, не распространяется на фирмен­ные наименования иностранных юридических лиц, охраняемые независимо от регистрации. Иными словами, статья 8 Парижской конвен­ции гарантирует лишь права иностранных обладателей фирменных наиме­нований, которые должны охраняться во всех странах Парижского Союза независимо от их регистрации. В отношении же фирменных наименований национальных юридических лиц любое государство—участник конвенции может вводить систему особой их регистрации, в том числе и такую, при которой регистрация фирменных наименований имеет правоустанавливающее значение.

Подобная трактовка рассматриваемой статьи, вполне допустимая в некоторых странах, не может даваться применительно к российскому законодательству.

Такое решение вопроса представляется правильным по существу дела. Во-первых, оно позволяет избежать тех сложностей, которые неизбежно возникнут при регистрации существующих ныне фирменных наименований отечественных и зарубежных предприятий, действующих на россий­ском рынке.

Во-вторых, отказ от придания регистрации фирменных наименований правоустанавливающего значения во многом избавит от опасности внед­рения в рассматриваемую сферу сугубо формальных моментов, которые несовместимы с истинным смыслом законодательства об охране фирмен­ных наименований.

Следует подчеркнуть, что лишение регистрации фирменного наимено­вания правоустанавливающего характера вовсе не превращает ее в бессмыс­ленную процедуру, как это может показаться на первый взгляд. Наличие данных о фирменных наименованиях всех юридических лиц, которые при этом упорядочены и сосредоточены в одном или нескольких информационных центрах, уже само по себе представляет немалую ценность, ибо позволяет облегчить решение целого ряда вопросов, связанных, например, с выбором названий создаваемых предприятий, проверкой новизны заявленных для регистрации товарных знаков во многом облегчает юридическим лицам проблему доказывания того, что они являются первыми пользователями данных объектов промышленной собствен­ности, а значит, и их законными правообладателями.

Отрицание необходимости придания регистрации фирменных наиме­нований правоустанавливающего значения вовсе не означает, что она должна носить лишь добровольный характер. Напротив, обязанность по регистрации своих фирменных наименований должна лежать на всех российских юридических лицах, а также тех иностранных предприятиях, которые зарегистрированы в качестве субъектов предпринимательской деятельности в РФ.)

Что касается того, на каком уровне должна осуществляться регистрация и учет используемых фирменных наименований, то идеальным решением было бы закрепление в законе единого общероссийского порядка их регистрации, при котором все данные о фирменных наименованиях сосре­доточивались бы в едином центре, например, в Министерстве юстиции РФ. Это позволило бы создать единый банк данных о фирменных наиме­нованиях, на базе которого могли бы проще решаться все вопросы, связанные с их выбором, использованием и охраной.

Менее оптимальным, но тоже вполне допустимым явилось бы решение о регистрации фирменных наименований на уровне субъектов Российской Федерации. Как показывает опыт тех стран, в которых фирменные наименования юридических лиц подлежат специальной регистрации, последняя чаще всего осуществляется в местных органах государственного управления или в судах, что является вполне достаточным в практическом отношении.

    Таким образом, завершая рассмотрение вопроса о моменте возникно­вения у юридических лиц прав на фирменные наименования и значении их государственной регистрации, еще раз подчеркнем главное. По нашему убеждению, право на фирму возникает у юридического лица с того момента, когда начинается ее фактическое использование, т.е. когда юридическое лицо в установленном порядке зарегистрировано в качестве субъекта предпринимательской деятельности. Особая регистрация фирменных наи­менований необходима, более того, она должна носить обязательный характер, но при этом не иметь правоустанавливающего значения. Регист­рация фирменных наименований может осуществляться как на общегосу­дарственном, так и на региональном уровне в зависимости от того, какой из вариантов более экономичен и подкреплен в техническом отношении.

Продолжая характеристику права на фирменное наименование, следует отметить, что по российскому законодательству оно является в принципе правом неотчуждаемым. В отличие от других объектов промышленной собственности, которые, как правило, могут свободно передаваться другим лицам на договорной основе, фирменное наименование не может быть продано, передано безвозмездно или иным образом отчуждено третьим лицам.

Законом допускается только один случай перехода права на фирменное наименование к другому лицу. Согласно п. 12 Положения о фирме, право на фирменное наименование может быть передано другому лицу одновре­менно с передачей самого предприятия. Возможность такого перехода подтверждает и статья 132 ГК РФ.

До недавнего времени российское законодательство исключало не только уступку права на фирменное наименование, но и выдачу разрешения на его использование. С принятием части второй ГК РФ, закрепившей правила о договоре коммерческой концессии (договоре франчайзинга), такая возможность у фирмообладателей появилась. Согласно ст. 1027 ГК РФ, по договору коммерческой концессии одна сторона (правообладатель) обязуется предоставить другой стороне (пользователю) за вознаграждение на срок или без указания срока право использовать в предпринимательской деятельности пользователя комплекс исключительных прав, принадлежа­щих правообладателю. В состав данного комплекса исключительных прав могут входил» права на любые объекты промышленной собственности, но на первый план выдвигаются права на средства индивидуализации правообладателя.

Прежде всего при заключении договора коммерческой концессии стороны должны четко оговорить его предмет. Применительно к праву на фирменное наименование должно быть определено, право пользования каким обозначением предоставляется пользователю.

Закон не запрещает и того, чтобы пользователь с согласия Правообладателя использовал фирменное наименование последнего в качестве своего собственного фирменного наименования. Однако для этого соответствующее фирменное наименова­ние должно быть внесено в учредительные документы пользователя со всеми вытекающими отсюда последствиями. В договоре определяется, в какой сфере деятельности и каким образом пользователь может использовать фирменное наименование правооблада­теля.

С учетом того, что договор коммерческой концессии создаст реальную опасность введения третьих лиц, в особенности потребителей, в заблужде­ние относительно личности лица, продающего им товары или оказываю­щего услуги, закон уделяет особое внимание защите их законных интересов. Так, в соответствии с ч. 8 ст. 1032 ГК РФ пользователь обязан информировать покупателей (заказчиков) наиболее очевидным для них способом о том, что он использует фирменное наименование и другие средства индивиду­ализации в силу договора коммерческой концессии.

Целям защиты интересов потребителей служит и ряд других правил, в частности о субсидийной ответственности правообладателя по предъяв­ленным к пользователю претензиям о качестве товаров (работ, услуг) (ст. 1034 ГК РФ), о праве и обязанности правообладателя контролировать качество товаров (работ, услуг), производимых (выполняемых, оказывае­мых) пользователем на основании договора коммерческой концессии (ст. 1031 ГК РФ) и др.

Договор коммерческой концессии может заключаться на любой ого­воренный сторонами срок либо без указания срока. В случае, если в трехлетний - срок с момента прекращения договора правообладатель пожелает предо­ставить кому-либо те же права, какие были предоставлены пользователю по прекратившемуся договору, он обязан предложить пользователю заклю­чить новый договор либо возместить понесенные им убытки.

В ч. 3 ст. 1037 ГК РФ специально подчеркивается, что договор коммерческой концессии прекращается в случае прекращения принадле­жащих правообладателю прав на фирменное наименование или коммер­ческое обозначение без замены их новыми аналогичными правами,

В случае изменения правообладателем своего фирменного наи­менования или коммерческого обозначения, права на использование ко­торых входят в комплексе исключительных прав, договор коммерческой концессии действует в отношении нового фирменного наименования или коммерческого обозначения правообладателя, если пользователь не потре­бует расторжения договора и возмещения убытков (ст. 1039 ГК РФ).

Особого внимания заслуживает вопрос о судьбе фирменного наимено­вания при реорганизации юридических лиц, так как именно в этой области возникает больше всего спорных моментов. Как известно, реорганизация юридических лиц мажет происходить в нескольких формах, в частности путем преобразования, слияния, присоединения, разделения и выделения (ст. 57 ГК РФ). Каждая из названных форм реорганизации оказывает свое влияние на правообладание фирменным наименованием.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40




Новости
Мои настройки


   бесплатно рефераты  Наверх  бесплатно рефераты  

© 2009 Все права защищены.