Решение
художественного совета лишь выполняет функцию оценки достоинств произведения с
точки зрения промышленного использования и является основанием для выплаты
вознаграждения. В случае необходимости такое решение может быть заменено иным
документом, в частности решением суда2 .
Основная
теоретическая и практическая проблема, связанная с произведениями ДПИ, состоит
в их отграничении от охраняемых патентным правом промышленных образцов.
Единственное,
что отличает рассматриваемые объекты друг от друга, — это то, что статус
промышленного образца получается в официальном порядке по результатам патентной
экспертизы на соответствие заявленного объекта установленным в законе
требованиям. До того, как объект будет признан промышленным образцом, он
охраняется в качестве объекта авторского права. В таком положении, на наш
взгляд, нет ничего ненормального, ибо авторское право охраняет любые творческие
результаты, воплощенные в объективную форму.
Что
же касается специального упоминания произведений дизайна среди охраняемых авторским
правом объектов, то это можно только
приветствовать. Отсутствие такого указания в прежнем законодательстве порождало
споры, поскольку некоторые пользователи отказывались считать произведения
дизайна объектами авторского права.
Фотографические произведения.
В
настоящее время фотографии и иные произведения, полученные способами,
аналогичными фотографии, признаются объектами ангорского
права без каких-либо изъятий и дополнительных условий. Такое положение
возникло далеко не сразу.
Труд
фотографа приравниваются
к технической деятельности и не охранялся нормами авторского права. Однако уже
тогда признавалось, что это было несправедливо по отношению к тем фотографическим
произведениям, которые бесспорно содержали в себе творческий элемент.
В
последующем Основы авторского права 1928 г. и ГК
РСФСР 1964 г. включили фотографии в круг охраняемых произведений, но в качестве
условия их охраны ввели требование обязательного указания на каждом экземпляре
имени автора, места и года выпуска произведения в свет. В основе подобного
подхода лежала идея, что сам фотограф должен решить, следует ли рассматривать
его фотографию в качестве творческого произведения или нет.
Вновь
принятое законодательство об авторском праве исключило упоминание о выполнении
каких-либо формальностей в отношении фотографий, признав их таким образом полноценными
объектами авторского права. Наряду с фотографиями авторское право охраняет
произведения голографии, т. е. объемные изображения объектов, слайды и иные
произведения, полученные способами, аналогичными фотографии.
Охрана прав лица, изображенного на произведении изобразительного
искусства. Закон устанавливает, что опубликование,
воспроизведение и распространение произведения изобразительного искусства, на
котором изображено другое лицо, допускается лишь с согласия изображенного, а
после его смерти — с согласия детей и пережившего
супруга (ст. 514 ГК РСФСР 1964 г.). В юридической науке указанное право
именуется правом лица на собственное изображение или, что то же самое, правом
на неприкосновенность внешнего облика. Данное право относится к одному из
личных неимущественных прав граждан. Оно не входит в институт авторского права,
но оказывает значительное влияние на осуществление авторских правомочий. Данное
право сопряжено с известным ограничением прав автора по использованию своего произведения. Более того, само
обнародование произведения, т. е. его доведение до неопределенного круга лиц,
возможно лишь с согласия изображенного, которое должно быть получено до
совершения этих действий.
После
смерти изображенного на произведении лица согласие на обнародование и использование произведения вправе давать только указанные в законе лица, к которым относятся
дети и переживший супруг. К другим наследникам данное право не переходит, и потому
в случае отсутствия детей и пережившего супруга произведение может
использоваться свободно, без чьего-либо согласия.
Законом,
однако, предусматриваются два случая, когда согласия изображенного лица или
его близких на обнародование, воспроизведение, распространение и иное
использование произведения не требуется. Во-первых, это допускается, когда
изображенное лицо позировало за плату. Во-вторых, это может быть сделано, когда
в государственных или общественных интересах осуществляется распространение
информации об изображенном лице. Что именно следует здесь понимать под
государственными или общественными интересами, в законе не раскрывается.
Отличительной
особенностью этих и иных подобных случаев является то, что использование
произведений производится с целью информации общества о лице, а не о
произведении, на котором оно изображено.
Гражданин,
права которого нарушены, может воспользоваться любой из предусмотренных ст. 12
ГК мер защиты, в частности потребовать от ответчика снять изображение с
витрины, запретить демонстрацию определенных кадров фильма, изъять тираж газеты
иди журнала и т. д.
Произведения архитектуры, градостроительства, садово-паркового
искусства. Произведения архитектуры и градостроительства, а также впервые специально упомянутые в новом законе произведения садово-паркового
искусства обладают известной спецификой по сравнению с другими объектами авторского права. Прежде всего они, подобно
произведениям декоративно-прикладного искусства, имеют двойное назначение.
С
одной стороны, они служат удовлетворению
определенных материальных потребностей людей, а с другой — выступают как
произведения искусства и предназначены вызывать у людей чувство художественного
удовлетворения. Очевидно, что авторско-правовой охране подлежит именно
художественная сторона проектов, зданий, сооружений и т. д. Поэтому, например, объектом авторского права
признается не весь проект со всеми его техническими и организационными
решениями архитектурных идей в натуре, а лишь его архитектурная часть.
Далее,
авторским правом охраняются как произведения архитектурной графики и пластики:
эскизы, фасады, перспективы, проекты застройки, размеры, рисунки, планы
озеленения, модели, макеты и т.п., так и собственно
произведения архитектуры, градостроительства и садово-паркового искусства в
виде зданий, сооружений, кварталов застройки, садов, парков и т. д. В
юридической литературе нередко можно встретить утверждение, что объективной
формой архитектурных произведений являются лишь
чертежи и эскизы, но не сами объекты, которые по ним созданы1 . Согласиться с подобным утверждением, конечно, нельзя. Если четко различать
произведение как благо нематериальное и его материальный носитель, то сомнений
относительно признания зданий и сооружений охраняемыми законом архитектурными
произведениями возникать не должно. В настоящее время данный вопрос получил
четкое разрешение в ст. 16 Закона РФ «Об архитектурной деятельности в
Российской Федерации», где подчеркивается, что объектами авторского права на
произведения архитектуры являются как сам архитектурный проект, так и
разработанная на его основе документация для строительства, а также
архитектурный объект,
т. е. здание, сооружение, их интерьер, объекты благоустройства и т. д., созданные на основе архитектурного проекта.
Наконец,
в отношении архитектурных и аналогичных им произведений следует также четко различать авторские права их создателей и права по
владению, пользованию и распоряжению зданиями и сооружениями как материальными
объектами. Законодательство, в частности, не гарантирует автору архитектурного
произведения его полную неприкосновенность, так как владелец здания в случае
необходимости может вносить в него изменения и переделывать его в соответствии
со своими нуждами. Однако это может делаться лишь при соблюдении условий,
установленных ст. 21 Закона РФ «Об архитектурной деятельности в Российской
Федерации», в частности, под контролем органа архитектуры и градостроительства,
выдавшего архитектурно-планировочное задание.
Произведения хореографии и пантомимы. Хотя произведения хореографии и пантомимы издавна
признавались советским законодательством самостоятельными объектами авторского
права, до самого последнего времени непременным условием их охраны было наличие
письменных или зафиксированных иным способом указаний относительно их постановки.
В юридической литературе даже встречались утверждения, что объектом охраны в
данном случае является не постановка танца как таковая, а литературное
произведение, имеющее целью осуществить постановку на сцене2
. Однако, по мнению большинства ученых, объектом авторского права являлось все-таки само хореографическое произведение.
Современные
технические средства позволяют зафиксировать хореографическое произведение или
пантомиму значительно более детально, чем любые самые
подробные письменные указания постановщика. Однако и без фиксации хореографических
произведений на каком-либо материальном носителе многие из них нередко могут быть весьма точно воспроизведены, что
делает актуальной задачу их охраны с момента обнародования.
Такую охрану закон им гарантирует, но при условии, что создатели хореографических
произведений сумеют доказать свои авторские права на публично исполненные, но
нигде не зафиксированные произведения.
Картографические произведения. К числу
картографических произведений относятся географические, геологические и другие
карты, планы, эскизы и пластические произведения, относящиеся к географии,
топографии и другим наукам. Основной вопрос, который возникает применительно к
охране такого рода произведений, состоит в том, являются ли они результатом
творческой деятельности. Дать однозначный ответ на данный вопрос вряд ли
возможно. Безусловно, не всякая карта иди план могут быть безоговорочно
отнесены к объектам авторского права. Ими, в частности, вряд ли можно признать
такую карту или план, которые составлены
исключительно с помощью технических средств, например путем аэрокосмической
съемки, результаты которой обработаны компьютером.
Сборники и другие составные произведения. Особым объектом авторского права признаются по российскому
законодательству сборники и другие составные произведения, которые создаются
путем творческого соединения в единое целое произведений, автором которых
составитель не является. Суть творческой деятельности составителя заключается в том, что он самостоятельно отбирает
необходимый материал, располагает его по оригинальной системе и зачастую
подвергает его обработке, например, адаптирует древний текст к современным
требованиям, снабжает его комментарием, отсылками,
предметным и именным указателями и т.п.
Разумеется,
простая техническая работа, например подготовка сборника нормативных актов,
расположенных в хронологическом порядке, творческой деятельностью не признается
и авторско-правовой охраной не пользуется.
Вполне
понятно, что авторское право составителя распространяется именно на сборник как
таковой, но никак не на произведения, включенные в сборник. Поскольку произведением является лишь сама система расположения
материала или его обработка, это не препятствует другим лицам подвергнуть тот
же материал иной систематизации и обработке и тем самым
создать новое произведение.
Правовой режим сборника имеет и такой объект авторского
права, как база данных, под которой понимается объективная форма представления
и организации совокупности данных (статей, расчетов и т.д.), систематизированных
таким образом, чтобы эти данные могли быть найдены и обработаны с помощью ЭВМ.
Как и во всяком сборнике, результат творческой деятельности здесь выражается в
особом подборе и организации данных, независимо от того, являются ли сами эти
данные объектами авторского права.
Обнародованные (опубликованные) и необнародованные
(неопубликованные) произведения. Важнейшее значение
имеет деление произведений на обнародованные и необнародованные, а также
близкое к нему, но не совпадающее с ним — на опубликованные
и неопубликованные. Сразу оговоримся, что авторским правом охраняются и те и
другие произведения, что специально подчеркивается в ст. 6 Закона РФ «Об
авторском праве и смежных правах». Однако если необнародованные
произведения охраняются законом без каких-либо изъятий, обнародованные
произведения в некоторых прямо предусмотренных в законе случаях могут быть использованы заинтересованными лицами без согласия
автора и даже вопреки его возражениям. Аналогичные различия существуют между
опубликованными и неопубликованными произведениями. В силу этого понятия
«обнародование» и «опубликование» играют в
авторском праве России весьма значительную роль.
Понятие
«обнародование» характеризуется следующими основными моментами. Во-первых, в
какой бы форме ни осуществлялось обнародование, оно охватывает собой действия,
которые впервые делают произведение доступным для всеобщего сведения. В этой
связи обнародовать произведение, по общему правилу, можно лишь один раз, если
только автор не воспользуется своим правом на отзыв уже обнародованного
произведения (ст. 15 Закона РФ «Об авторском праве и смежных правах»), а затем вновь сделает свое произведение доступным
для публики.
Во-вторых,
доведение произведения до сведения третьих лиц лишь
тогда приобретает юридическое значение обнародования, когда это сделано с
согласия автора или его правопреемников.
Если
произведение обнародовано помимо его воли, оно с юридической точки зрения
сохраняет режим необнародованного. На этом основании автор вправе воспрепятствовать
свободному использованию произведения, когда закон это допускает; он может
потребовать изъятия экземпляров произведения из
обращения, может обязать нарушителя опубликовать в печати сообщение о
нарушении его прав и т. п.
В-третьих,
обнародование произведения может быть осуществлено с помощью любых действий,
которые делают произведение доступным для публики, в том числе путем его
опубликования, публичного показа, публичного
исполнения, передачи в эфир или иным способом. По смыслу закона для обнародования вполне достаточно одного экземпляра
произведения.
В-четвертых,
закон не связывает указанные выше способы доведения произведения до сведения
третьих лиц с взиманием платы за это. Обнародованием будет считаться, например,
как бесплатная демонстрация произведения, так и платный его показ. Кроме того,
закон не требует, чтобы произведение было непременно фактически доведено до
сведения третьих лиц; важно лишь, что для знакомства с произведением была
создана реальная возможность. Например, диссертация на соискание ученой степени,
которая в соответствии с установленными требованиями помещается в библиотеке по
крайней мере за месяц до защиты, будет считаться обнародованной, даже если
никто, кроме официальных оппонентов, с ней фактически не ознакомился.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40
|