Помимо
прав исполнителей к смежным правам законодатель, следуя логике Римской
конвенции 1961 г., отнес права производителей фонограмм, а также организаций
эфирного и кабельного вещания. Указанных субъектов объединяет то, что именно
благодаря их деятельности произведения, предназначенные для публичного
исполнения, становятся доступными не только непосредственным слушателям и
зрителям, но и более широкой публике, что большей частью соответствует
интересам самих авторов.
Существенной
особенностью большинства смежных прав является их производность и зависимость
от прав создателей творческих произведений. Лишь в тех случаях, когда
исполняется, записывается на фонограмму или передается в эфир или по кабелю не
охраняемое законом произведение либо объект, вообще не являющийся результатом
творческой деятельности, смежные права носят самостоятельный характер.
Для
возникновения и осуществления смежных прав действующее российское
законодательство не требует соблюдения каких-либо формальностей. Права
изготовителя фонограммы и исполнителя порождает сам факт создания
соответствующей звукозаписи. Вместе с тем создатель смежных прав для оповещения
третьих лиц о своих правах и предотвращения их нарушения вправе использовать
знак охраны смежных прав, который помещается на каждом экземпляре фонограммы и
(или) на каждом содержащем ее футляре. В качестве такого знака принят
предусмотренный Римской конвенцией знак охраны, состоящий из трех элементов:
— латинской буквы «R» в окружности;
— имени
(наименования) обладателя исключительных смежных прав;
— года первого
опубликования фонограммы.
Отсутствие
знака охраны не лишает обладателя смежного права возможности его защиты,
однако в ряде случаев затрудняет процесс доказывания при его нарушении.
Следует
иметь в виду, что в настоящее время сфера действия смежных (прав существенно
ограничена по сравнению со сферой действия прав авторов. Россия пока еще не
участвует в Римской конвенции 1961 г., хотя, как уже отмечалось, принципиальное
решение о присоединении России к международной системе охраны смежных прав уже
принято.1
Практически готово к этому и российское законодательство. Однако сейчас смежные
права исполнителей признаются лишь в тех случаях, когда:
а) исполнитель
является гражданином РФ;
б) исполнение,
постановка впервые имели место на территории РФ;
в) исполнение,
постановка записаны на фонограмму, которая охраняется законом;
г) исполнение,
постановка, не записанные на фонограмму, включены в передачу в эфир или по
кабелю, которые охраняются законом.
Права
производителя фонограммы охраняются в двух следующих случаях: либо если он
является гражданином РФ иди юридическим лицом, имеющим официальное
местонахождение на территории РФ, либо если фонограмма впервые опубликована на
территории РФ. За организациями эфирного и кабельного вещания смежные права
признаются только тогда, когда организация имеет официальное местонахождение на
территории РФ и осуществляет передачи с помощью передатчиков, расположенных на
территории РФ. Круг конкретных правомочий, которыми обладают носители смежных
прав, несколько Уже того круга прав, которые принадлежат авторам произведений.
При этом исполнители произведений, чья деятельность носит творческий характер,
имеют как личные неимущественные, так и имущественные права. Права
производителей фонограмм, организаций эфирного и кабельного вещания, чей вклад
является техническим, охватывают собой лишь имущественную сферу. Существенно
сужены временные рамки действия смежных прав. В соответствии со ст. 43 Закона
РФ «Об авторском праве и смежных правах» они действуют, по общему правилу, в
течение 50 лет с даты первого исполнения или постановки (права исполнителей),
первого опубликования фонограммы и ее первой записи, если она не была
опубликована (права производителей фонограмм), первой передачи в эфир или по
кабелю (права организаций эфирного и кабельного вещания). Исчисление указанного
50-летнего срока охраны начинается с 1 января года, следующего за годом, когда
имел место юридический факт, являющийся основанием для начала течения срока.
Однако если исполнитель был репрессирован и реабилитирован посмертно, срок
охраны его прав начинает действовать с 1 января года, следующего за годом
реабилитации. На 4 года увеличивается и срок охраны прав тех исполнителей,
которые работали во время Великой Отечественной войны или участвовали в ней. К
наследникам (в отношении юридических лиц — к правопреемникам) исполнителя, производителя
фонограммы, организации эфирного или кабельного вещания переходит право
разрешать использование исполнения, постановки, фонограммы, передачи в эфир или по кабелю и на получение вознаграждения в пределах
оставшейся части сроков.
Нормам
закона, касающимся охраны смежных прав, в соответствии с общим правилом не
придается обратная сила. Если бы на этом была поставлена точка, то вопрос о
начальном моменте охраны смежных прав не вызывал бы каких-то особых сложностей.
Но в п. 3 Постановления «О порядке введения в действие Закона РФ "Об
авторском праве и смежных правах"» говорится, что срок охраны,
предусмотренный ст. 43 указанного закона, применяется во всех случаях, когда
50-летний срок действия смежных прав не истек к 1 января 1993 г.
Однако
данное положение для большинства обладателей смежных прав сводится практически
на нет теми ограничениями сферы действия смежных прав, которые установлены
пунктами 2—3 ст. 37, п. Зет. 40 и п. Зет. 41 Закона РФ «Об авторском праве и
смежных правах». В них говорится, что исключительные права исполнителей,
организаций эфирного и кабельного вещания не распространяются на случаи, когда
первоначальная запись исполнения или постановки либо запись передачи была
произведена с согласия исполнителя, организации эфирного или кабельного вещания
и когда воспроизведение исполнения, постановки, передачи осуществляется в тех
же целях, для которых было получено согласие исполнителя или была произведена
запись. В результате правовая охрана смежных прав в отношении объектов,
созданных до вступления данного закона в силу, распространяется лишь на
производителей фонограмм, а также на тех исполнителей и те организации вещания,
которые не давали своего согласия на запись и использование созданных ими
объектов смежных прав, либо если изменяется характер использования этих
объектов.
§
2. Особенности правового регулирования патентного права.
Вторым
правовым институтом, посредством которого охраняются права на интеллектуальную
собственность, является патентное право. Оно регулирует
имущественные, а также связанные с ними личные неимущественные отношения,
возникающие в связи с созданием и использованием изобретений, полезных моделей
и промышленных образцов. Объединение трех названных
объектов интеллектуальной собственности в рамках единого института патентного
права объясняется следующими соображениями. Во-первых, изобретения, полезные
модели и промышленные образцы обладают значительным сходством по отношению друг
к другу, с одной стороны, и существенно отличаются от других объектов интеллектуальной
собственности, с другой стороны. Все они являются результатами творческой
деятельности, имеют конкретных создателей, права которых признаются и
охраняются законом, совпадают друг с другом по ряду признаков и т.д. Во-вторых,
их охрана осуществляется посредством единой формы, а именно путем выдачи
патента1 . В-третьих, правовое регулирование связанных с
этими тремя объектами общественных отношений имеет
гораздо больше сходства, чем различий, и к тому же осуществляется в России
единым законодательным актом, а именно Патентным законом РФ. Все сказанное
свидетельствует о том, что традиционное ограничение рамок патентного права лишь
сферой правовой охраны изобретений вряд ли оправдано.
Следует
отметить, что сам термин «патентное право» лишь совсем недавно был возвращен в
российское законодательство. Как известно, в течение длительного времени в
России, как и во всем бывшем Советском Союзе, изобретения и другие технические
новшества охранялись в основном не патентами, а авторскими свидетельствами.
Как
и авторское право, патентное право имеет дело с охраной и использованием нематериальных
благ, являющихся продуктами интеллектуального
творчества. Изобретения, полезные модели, промышленные образцы, как и
произведения науки, литературы и искусства,
охраняемые авторским правом, представляют собой
результаты мыслительной деятельности, идеальные
решения тех или иных технических или художественно-конструкторских задач. Лишь впоследствии, в ходе их
внедрения, они воплощаются в конкретные устройства,
механизмы, процессы, вещества и . т.п. Наряду со
сходством сравниваемые объекты имеют между собой и существенные
различия.
В
объектах патентного права ценность представляет само содержание тех решений,
которые придуманы изобретателями. Именно они и становятся предметом охраны
патентного права.
Прежде всего, важнейшим
отправным началом патентного права является признание за патентообладателем
исключительного права на использование запатентованного объекта.
Признание и всемерная охрана патентной монополии не
исключают, однако, выполнения патентным правом и
функции защиты общественных интересов. Более того, соблюдение разумного баланса интересов патентообладателя, с
одной стороны, и интересов общества, с другой стороны, вполне может
рассматриваться в качестве второго исходного начала (принципа) патентного
права. Одним из конкретных его проявлений служит
ограничение действия патента определенным сроком, после истечения которого разработка поступает во всеобщее пользование.
Кроме того, условием предоставления патентно-правовой
охраны той или иной разработке является внесение
разработчиком действительного вклада в уровень техники и тем самым обогащение
общественных знаний.
Наконец, в общественных интересах закон устанавливает
случаи так называемого свободного использования запатентованных разработок.
Разовое изготовление лекарств в аптеках по рецептам врача, проведение научного
эксперимента и т.д. — эти и некоторые другие изъятия из сферы патентной
монополии, продиктованные общественными потребностями, выражают взвешенный
баланс интересов патентообладателя и общества.
Следующим
принципом патентного права является предоставление охраны лишь тем разработкам,
которые в официальном порядке признаны патентоспособными изобретениями,
полезными моделями и промышленными образцами.
Если
заявка на выдачу патента в Патентное ведомство не подавалась, разработка,
которая объективно отвечает всем критериям
патентоспособности, объектом охраны со стороны патентного права не становится.
В этом состоит еще одно существенное различие между патентным и авторским
правом.
Наконец,
в качестве принципа патентного права может рассматриваться положение, согласно которому
законом признаются и охраняются права и интересы не
только патентодателей, но и действительных
создателей изобретений, полезных моделей и
промышленных образцов.
Названные
выше принципы определяют конкретное содержание основных
норм патентного права, являются его исходными началами и служат 'предпосылками его дальнейшего развития. Знание этих
принципов помогает лучше понять содержание
конкретных патентно-правовых норм, способствует их правильному применению на
практике и дает определенные ориентиры для разрешения тех жизненных ситуаций,
которые прямо не урегулированы действующим
законодательством.
1. Объекты патентного права
Объекты изобретений. В соответствии с п. 2 ст. 4
Патентного закона РФ объектами изобретений могут являться
устройство, способ, вещество, штамм микроорганизма,
культуры клеток
растений и животных, а также применение известного
устройства, способа, вещества, штамма по новому
назначению. Любое решение задачи, заявляемое в
качестве изобретения, должно подпадать под один из названных объектов. Это позволяет, во-первых, отграничивать технические решения от нетехнических
и, во-вторых, обеспечивает объективную возможность контроля за использованием
охраняемых законом изобретений.
Под
устройством понимается система расположенных в
пространстве элементов, определенным образом взаимодействующих друг с другом.
Для характеристики устройств используются конструктивные
средства — наличие конструктивных элементов,
наличие связи между элементами,
их взаимное расположение, форма выполнения элементов иди устройства в целом,
параметры и другие
характеристики элементов,
материал, которого выполнены
элементы или устройство в целом,
и т.п. К устройствам как объектам изобретений относятся всевозможные
конструкции и изделия — машины, приборы, механизмы,
инструменты, транспортные средства, оборудование,
сооружения и т.д.
К
способам как объектам изобретения относятся процессы
выполнения действий над материальным объектом с помощью материальных объектов. Способ — это
совокупность приемов, выполняемых в определенной последовательности или с соблюдением
определенных правил. Как объект изобретения способ характеризуется технологическими средствами — наличием определенного действия или
совокупности действий, порядком выполнения таких действий (последовательно,
одновременно, в различных сочетаниях и т.п.),
условиями осуществления действий, режимом использования
веществ (исходного
сырья, реагентов,
катализаторов и т.д.), устройств (приспособлений, инструментов, оборудования и
т.д.), штаммов микроорганизмов и т.д.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40
|