рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~

Меню
Поиск



бесплатно рефераты Объекты интеллектуальной собственности

Помимо прав исполнителей к смежным правам законодатель, следуя логике Римской конвенции 1961 г., отнес права производителей фоног­рамм, а также организаций эфирного и кабельного вещания. Указанных субъектов объединяет то, что именно благодаря их деятельности произве­дения, предназначенные для публичного исполнения, становятся доступ­ными не только непосредственным слушателям и зрителям, но и более широкой публике, что большей частью соответствует интересам самих авторов.

Существенной особенностью большинства смежных прав является их производность и зависимость от прав создателей творческих произведений. Лишь в тех случаях, когда исполняется, записывается на фонограмму или передается в эфир или по кабелю не охраняемое законом произведение либо объект, вообще не являющийся результатом творческой деятельности, смежные права носят самостоятельный характер.

Для возникновения и осуществления смежных прав действующее российское законодательство не требует соблюдения каких-либо формаль­ностей. Права изготовителя фонограммы и исполнителя порождает сам факт создания соответствующей звукозаписи. Вместе с тем создатель смежных прав для оповещения третьих лиц о своих правах и предотвращения их нарушения вправе использовать знак охраны смежных прав, кото­рый помещается на каждом экземпляре фонограммы и (или) на каждом содержащем ее футляре. В качестве такого знака принят предусмотренный Римской конвенцией знак охраны, состоящий из трех элементов:

— латинской буквы «R» в окружности;

     — имени (наименования) обладателя исключительных смежных прав;

     — года первого опубликования фонограммы.

Отсутствие знака охраны не лишает обладателя смежного права воз­можности его защиты, однако в ряде случаев затрудняет процесс доказывания при его нарушении.

Следует иметь в виду, что в настоящее время сфера действия смежных (прав существенно ограничена по сравнению со сферой действия прав авторов. Россия пока еще не участвует в Римской конвенции 1961 г., хотя, как уже отмечалось, принципиальное решение о присоединении России к международной системе охраны смежных прав уже принято.1 Практически готово к этому и российское законодательство. Однако сейчас смежные права исполнителей признаются лишь в тех случаях, когда:

а) исполнитель является гражданином РФ;

б) исполнение, постановка впервые имели место на территории РФ;

в) исполнение, постановка записаны на фонограмму, которая охраня­ется законом;

г) исполнение, постановка, не записанные на фонограмму, включены в передачу в эфир или по кабелю, которые охраняются законом.

Права производителя фонограммы охраняются в двух следующих случаях: либо если он является гражданином РФ иди юридическим лицом, имеющим официальное местонахождение на территории РФ, либо если фонограмма впервые опубликована на территории РФ. За организациями эфирного и кабельного вещания смежные права признаются только тогда, когда организация имеет официальное местонахождение на территории РФ и осуществляет передачи с помощью передатчиков, расположенных на территории РФ. Круг конкретных правомочий, которыми обладают носи­тели смежных прав, несколько Уже того круга прав, которые принадлежат авторам произведений. При этом исполнители произведений, чья деятель­ность носит творческий характер, имеют как личные неимущественные, так и имущественные права. Права производителей фонограмм, организа­ций эфирного и кабельного вещания, чей вклад является техническим, охватывают собой лишь имущественную сферу. Существенно сужены временные рамки действия смежных прав. В соответствии со ст. 43 Закона РФ «Об авторском праве и смежных правах» они действуют, по общему правилу, в течение 50 лет с даты первого исполнения или постановки (права исполнителей), первого опубликования фонограммы и ее первой записи, если она не была опубликована (права производителей фонограмм), первой передачи в эфир или по кабелю (права организаций эфирного и кабельного вещания). Исчисление указанного 50-летнего срока охраны начинается с 1 января года, следующего за годом, когда имел место юридический факт, являющийся основанием для начала течения срока. Однако если испол­нитель был репрессирован и реабилитирован посмертно, срок охраны его прав начинает действовать с 1 января года, следующего за годом реабилитации. На 4 года увеличивается и срок охраны прав тех испол­нителей, которые работали во время Великой Отечественной войны или участвовали в ней. К наследникам (в отношении юридических лиц — к правопреемникам) исполнителя, производителя фонограммы, организации эфирного или кабельного вещания переходит право разрешать использование исполнения, постановки, фонограммы, передачи в эфир или по кабелю и на получение вознаграждения в пределах оставшейся части сроков.

Нормам закона, касающимся охраны смежных прав, в соответствии с общим правилом не придается обратная сила. Если бы на этом была поставлена точка, то вопрос о начальном моменте охраны смежных прав не вызывал бы каких-то особых сложностей. Но в п. 3 Постановления «О порядке введения в действие Закона РФ "Об авторском праве и смежных правах"» говорится, что срок охраны, предусмотренный ст. 43 указанного закона, применяется во всех случаях, когда 50-летний срок действия смежных прав не истек к 1 января 1993 г.

Однако данное положение для большинства обладателей смежных прав сводится практически на нет теми ограничениями сферы действия смежных прав, которые установлены пунктами 2—3 ст. 37, п. Зет. 40 и п. Зет. 41 Закона РФ «Об авторском праве и смежных правах». В них говорится, что исключительные права исполнителей, организаций эфирного и кабельного вещания не распространяются на случаи, когда первоначальная запись исполнения или постановки либо запись передачи была произведена с согласия исполнителя, организации эфирного или кабельного вещания и когда воспроизведение исполнения, постановки, передачи осуществляется в тех же целях, для которых было получено согласие исполнителя или была произведена запись. В результате правовая охрана смежных прав в отно­шении объектов, созданных до вступления данного закона в силу, распро­страняется лишь на производителей фонограмм, а также на тех исполнителей и те организации вещания, которые не давали своего согла­сия на запись и использование созданных ими объектов смежных прав, либо если изменяется характер использования этих объектов.


§ 2. Особенности правового регулирования патентного права.


Вторым правовым институтом, посредством которого охраняются пра­ва на интеллектуальную собственность, является патентное право. Оно регулирует имущественные, а также связанные с ними личные неимуще­ственные отношения, возникающие в связи с созданием и использованием изобретений, полезных моделей и промышленных образцов. Объединение трех названных объектов интеллектуальной собственности в рамках еди­ного института патентного права объясняется следующими соображения­ми. Во-первых, изобретения, полезные модели и промышленные образцы обладают значительным сходством по отношению друг к другу, с одной стороны, и существенно отличаются от других объектов интеллектуальной собственности, с другой стороны. Все они являются результатами творче­ской деятельности, имеют конкретных создателей, права которых призна­ются и охраняются законом, совпадают друг с другом по ряду признаков и т.д. Во-вторых, их охрана осуществляется посредством единой формы, а именно путем выдачи патента1 . В-третьих, правовое регулирование свя­занных с этими тремя объектами общественных отношений имеет гораздо больше сходства, чем различий, и к тому же осуществляется в России единым законодательным актом, а именно Патентным законом РФ. Все сказанное свидетельствует о том, что традиционное ограничение рамок патентного права лишь сферой правовой охраны изобретений вряд ли оправдано.

Следует отметить, что сам термин «патентное право» лишь совсем недавно был возвращен в российское законодательство. Как известно, в течение длительного времени в России, как и во всем бывшем Советском Союзе, изобретения и другие технические новшества охранялись в основ­ном не патентами, а авторскими свидетельствами.

Как и авторское право, патентное право имеет дело с охраной и использованием нематериальных благ, являющихся продуктами интеллек­туального творчества. Изобретения, полезные модели, промышленные образцы, как и произведения науки, литературы и искусства, охраняемые авторским правом, представляют собой результаты мыслительной деятель­ности, идеальные решения тех или иных технических или художественно-конструкторских задач. Лишь впоследствии, в ходе их внедрения, они воплощаются в конкретные устройства, механизмы, процессы, вещества и . т.п. Наряду со сходством сравниваемые объекты имеют между собой и существенные различия.

В объектах патентного права ценность представляет само содержание тех решений, которые придуманы изобретателями. Именно они и становятся предметом охраны патентного права.

Прежде всего, важнейшим отправным началом патентного права является признание за патентообладателем исключительного права на использование запатентованного объекта.

Признание и всемерная охрана патентной монополии не исключают, однако, выполнения патентным правом и функции защиты общественных интересов. Более того, соблюдение разумного баланса интересов патенто­обладателя, с одной стороны, и интересов общества, с другой стороны, вполне может рассматриваться в качестве второго исходного начала (прин­ципа) патентного права. Одним из конкретных его проявлений служит ограничение действия патента определенным сроком, после истечения которого разработка поступает во всеобщее пользование. Кроме того, условием предоставления патентно-правовой охраны той или иной разра­ботке является внесение разработчиком действительного вклада в уровень техники и тем самым обогащение общественных знаний.

Наконец, в общественных интересах закон устанавливает случаи так на­зываемого свободного использования запатентованных разработок. Разо­вое изготовление лекарств в аптеках по рецептам врача, проведение научного эксперимента и т.д. — эти и некоторые другие изъятия из сферы патентной монополии, продиктованные общественными потребностями, выражают взвешенный баланс интересов патентообладателя и общества.

Следующим принципом патентного права является предоставление охраны лишь тем разработкам, которые в официальном порядке признаны патентоспособными изобретениями, полезными моделями и промышлен­ными образцами.

Если заявка на выдачу патента в Патентное ведомство не подавалась, разработка, которая объективно отвечает всем критериям патентоспособности, объектом охраны со стороны патентного права не становится. В этом состоит еще одно существенное различие между патен­тным и авторским правом.

Наконец, в качестве принципа патентного права может рассматривать­ся положение, согласно которому законом признаются и охраняются права и интересы не только патентодателей, но и действительных создателей изобретений, полезных моделей и промышленных образцов.

Названные выше принципы определяют конкретное содержание ос­новных норм патентного права, являются его исходными началами и служат 'предпосылками его дальнейшего развития. Знание этих принципов помо­гает лучше понять содержание конкретных патентно-правовых норм, спо­собствует их правильному применению на практике и дает определенные ориентиры для разрешения тех жизненных ситуаций, которые прямо не урегулированы действующим законодательством.


1. Объекты патентного права

Объекты изобретений. В соответствии с п. 2 ст. 4 Патентного закона РФ объектами изобре­тений могут являться устройство, способ, вещество, штамм микроорганиз­ма, культуры клеток растений и животных, а также применение известного устройства, способа, вещества, штамма по новому назначению. Любое решение задачи, заявляемое в качестве изобретения, должно подпадать под один из названных объектов. Это позволяет, во-первых, отграничивать технические решения от нетехнических и, во-вторых, обеспечивает объек­тивную возможность контроля за использованием охраняемых законом изобретений.

Под устройством понимается система расположенных в пространстве элементов, определенным образом взаимодействующих друг с другом. Для характеристики устройств используются конструктивные средства — наличие конструктивных элементов, наличие связи между элементами, их взаимное расположение, форма выполнения элементов иди устройства в целом, параметры и другие характеристики элементов, материал, кото­рого выполнены элементы или устройство в целом, и т.п. К устройствам как объектам изобретений относятся всевозможные конструкции и изделия — машины, приборы, механизмы, инструменты, транспортные средства, оборудование, сооружения и т.д.

К способам как объектам изобретения относятся процессы выполнения действий над материальным объектом с помощью материальных объектов. Способ — это совокупность приемов, выполняемых в определенной после­довательности или с соблюдением определенных правил. Как объект изобретения способ характеризуется технологическими средствами — на­личием определенного действия или совокупности действий, порядком выполнения таких действий (последовательно, одновременно, в различных сочетаниях и т.п.), условиями осуществления действий, режимом исполь­зования веществ (исходного сырья, реагентов, катализаторов и т.д.), уст­ройств (приспособлений, инструментов, оборудования и т.д.), штаммов микроорганизмов и т.д.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40




Новости
Мои настройки


   бесплатно рефераты  Наверх  бесплатно рефераты  

© 2009 Все права защищены.